АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО) предназначена для
сопровождения деятельности образовательной организации по созданию
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП
НОО) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)1
АОП НОО для обучающихся с ЗПР
предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по
созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная
программа является учебно-методической документацией (учебные планы,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих
начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной
программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы
обучающихся.
Содержание и планируемые результаты в
разработанных образовательными организациями АООП НОО для обучающихся с ЗПР
должны быть не ниже содержания и планируемых результатов в соответствующих
разделах данной ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
Вариант
АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных
групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от
выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
АООП НОО для
обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания
специальных условий получения образования.
Определение одного из
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций
ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
АОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный3:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ФАОП НОО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел АОП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
ФАОП НОО.
Содержательный раздел АОП НОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий (далее
- УУД) у обучающихся;
программу коррекционной работы;
рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего
образования.
Программа формирования УУД содержит:
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России4.
Организационный раздел АОП НОО определяет общие рамки
организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и
условия реализации программы начального общего образования и включает:
учебный план;
календарный план
воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной
направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией
или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или
периоде обучения.
В основу формирования
АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных
потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании
ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ,
что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические
требования).
В основу реализации АОП НОО для
обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе
и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР
создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной АОП НОО.
к результатам освоения
АООП НОО.
Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход
в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации
ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам
образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение
обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
существенное повышение
мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые
обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.