ДОП Туризм 2025-2026

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Туристический клуб»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Пермикин Сергей Леонидович, учитель

2025 г.

Содержание программы:
№ п.п.
1

2

3
4

Наименование
характеристик

Комплекс
основных
общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
приложение 1. Календарно-тематическое планирование

2

Стр.

1. Комплекс
программы

основных

характеристик

общеразвивающей

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка
разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии
очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного
совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и
исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для
укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Отличительная
особенность.
Программа
имеет
туристскокраеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической
ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый
участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет
выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно
распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный
мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой,
санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений,
знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков
и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток
истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные
действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в
области истории и культуры малой родины через различные виды практикоориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристскокраеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и
потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные,
художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной
деятельности является метод решения практических задач (познавательных,
исполнительских, творческих).
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются
для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество
детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день
- 1,
продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение
контрольной дистанции

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель:

3

сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и
физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и
спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков
здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной
ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения
спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов
уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Учебный (тематический) план

№
п.п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Азбука туристско-бытовых навыков
юного туриста

2

Азбука топографии и туристского
ориентирования

8

3

Азбука спортивно-оздоровительного
туризма

13

9

2

Всего

34

26

8

Всего
13

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
8
5
Практическое
занятие
7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Содержание общеразвивающей программы.

Структурно программа состоит из трех разделов.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника
безопасности
Теория. Туристические путешествия, история развития туризма
Теория. Виды туризма
Практика. Организация биваков и охрана природы
Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря
Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при
заготовке дров
Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки
Практика. Узлы, работа с верёвками
Теория. Питьевой режим на туристской прогулке
Теория. Питание в туристическом походе
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Теория. Основные элементы типографии
Теория. Понятие о топографической и спортивной карте
4

Теория. План местности
Теория. Условные знаки
Практика. Ориентирование по горизонту, азимут
Теория. Действия в случае потери ориентирования
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках
Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии
физических упражнений
Теория. Личная гигиена юного туриста
Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на
тренировка
Теория. Горный туризм
Теория. Пешеходный поход
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и
коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных
препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников,
внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение.
аудитории, спортивная площадка школы
5

Занятия проводятся в учебной

- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№
/п
1

Ф.И.О.
учителя
Пермикин
Сергей
Леонидович

Преподав
аемые
дисципли
ны

ОБЖ,
технологи
я

Уровень
образования
ФГБОУ ВПО
Уральский
государственный
университет
физической
культуры.
г. Челябинск, 2011 г.
Специальность:
физическая культура
и спорт,
квалификация:
специалист по
физической культуре
и спорту.

Квалификац
ия/дата
прохождения
аттестации

Высшая
квалификацион
ная категория.
28.03.2022 г.

Курсы повышения
квалификации
24.03.2021, АНО ДПО «Уральский
региональный учебный центр
«Новатор». Проверка знаний
требований охраны труда по
программе «Обучение по охране труда
групп смешанного состава» в объеме
40 часов.
21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр
«Технология» по программе:
«Актуальные вопросы деятельности
педагога в условиях реализации
обновленных ФГОС НОО и ФГОС
ООО», 16 часов
01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр
непрерывного образования и
инноваций» по программе:
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ (инклюзивное образование), 72
часа
10.02.2022 - 01.03.2022
«Конструирование образовательного
процесса в центрах образования
естественно-научной и
технологической направленностей
«Точка роста», Нижнетагильский
филиал ИРО (40 час.)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
выступления, прохождение контрольной дистанции.

- соревнования,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и
дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.
2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом
Герда», 2005. – 2008 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб.
пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд.,
испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.
4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия»,
1994.
5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под
общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6

Месяц
\число
Сентябрь

Сентябрь

КолМесто
Время
во
проведения проведения
часов
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Введение. Информация о
1
Учебная
Понедельни
работе детского
комната
к (15:20объединения, техника
16:00)
безопасности
Туристические
1
Учебная
Понедельни
путешествия, история
комната
к (15:20развития туризма
16:00)
Название темы

Сентябрь

Виды туризма

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Сентябрь

Организация биваков и
охрана природы

1

Территория
школы

Понедельни
к (15:2016:00)

Октябрь

Организация работы по
развертыванию и
свертыванию лагеря

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Октябрь

Типы костров. Правила
разведения костра,
работы с топором,
пилой при заготовке дров
Типы рюкзаков,
спальных мешков,
преимущества и
недостатки
Узлы, работа с верёвками

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Ноябрь

Питьевой режим на
туристской прогулке

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Декабрь

Питание в
туристическом походе

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Основные элементы
1
Территория Понедельни
типографии
школы
к (15:2016:00)
7

Форма
контроля

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие

Декабрь

Понятие о
топографической и
спортивной карте

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Декабрь

План местности

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Январь

Условные знаки

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Январь

Ориентирование по
горизонту, азимут

2

Территория
школы

Понедельни
к (15:2016:00)

Январь

Действия в случае
потери ориентирования

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Январь,
февраль

Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Общая физическая
2
Учебная
Понедельни
подготовка и
комната
к (15:20оздоровление организма
16:00)

Февраль

Волевые усилия и их
значение в походах и на
тренировках

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Февраль,
март

Краткие сведения о
строении и функциях
организма человека и
влиянии физических
упражнений
Личная гигиена юного
туриста

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

1

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Апрель

Обработка ран, ссадин и
наложение простейших
повязок

2

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Апрель

Врачебный контроль,
самоконтроль,
предупреждение
спортивных травм на
тренировках
Горный туризм

Учебная
комната

Понедельни
к (15:2016:00)

Учебная
комната

Понедельни
к (15:20-

Март

Май

Практическ
ое занятие

2

8

Практическ
ое занятие

16:00)
Май

Пешеходный поход

2

Учебная
комната

9

Понедельни
к (15:2016:00)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».