Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании ШАП
_____И.С. Липатова
протокол № 1
от «__» августа 2025 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
/Е.С. Лихачева/
«__» августа 2025 г.
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ __ от «__» августа 2025 г.
Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Общебиологические закономерности»
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ- Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс): 11 среднее общее образование
Количество часов: 34
Уровень: базовый
Учитель: Стрекаловских Наталья Васильевна, 1 квалификационная категория
Срок реализации: 2025-2026 г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе предмета реализован принцип преемственности в изучении биологии,
благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным
отношением к окружающей природной среде.
Предмет обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной
картине мира; расширяет и обобщает знания о живой природе, еѐ отличительных
признаках; создаѐт условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни,
экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Изучение предмета обеспечивает условия для формирования интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует
интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов.
Отбор содержания предмета осуществлѐн с позиций культуросообразного подхода,
в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в
окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания,
которые служат основой для формирования представлений о современной естественнонаучной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих
гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с
учѐтом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы,
о еѐ уровневой организации и эволюции.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель изучения учебного предмета – овладение обучающимися знаниями о
структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение
умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой
природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования
представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания,
строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации,
выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности,
развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на
основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждѐнности в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе среднего общего образования «Общебиологические закономерности»
является частью формируемой участниками образовательных отношений. Учебным
планом на еѐ изучение отведено 34 учебных часа, по 1 часу в неделю в 11 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
ЦИТОЛОГИЯ - НАУКА О КЛЕТКЕ.
Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. Реализация
генетической информации в клетке. Решение биологических задач комплементарность,
транскрипцию, трансляцию. Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
Структура и функции клетки. Естественная классификация органического мира.
Прокариоты. Бактерии, археи. Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток
растений, животных, грибов. Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. Решение
биологических задач по цитологии. Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. Фотосинтез, его
значение для жизни на Земле.
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое
размножение. Индивидуальное развитие организмов. Митоз и мейоз в сравнении.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. Генетика человека.
Наследственные болезни человека и их предупреждение. Закономерности изменчивости.
Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. Решение генетических
задач повышенной сложности.
ЭВОЛЮЦИЯ.
Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч. Дарвину. Основные
направления эволюции по Северцову. Этапы эволюции человека - антропогенез. Роль
социального фактора в эволюции человека.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.
Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. Сравнительная
характеристика естественных экосистем и агроценозов. Решение экологических задач.
Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения предмета выделены следующие
составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности –
готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к
обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на
основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания,
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования,
наличие экологического правосознания, способности ставить цели и строить жизненные
планы.
Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать готовность
и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять еѐ;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учѐных в становление и развитие
биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и еѐ ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе еѐ существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения
при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение
правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах,
охрану видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания еѐ роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждѐнность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения
нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных
решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нѐм изменений, умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета включают: значимые для
формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные)
общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику
методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие
формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся,
способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еѐ
всесторонне;
использовать при освоении знаний приѐмы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических
понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой
природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных
базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать еѐ достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаковосимволические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге
или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать
суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и
согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и
вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения
других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приѐмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своѐ право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии включают
специфические для учебного предмета научные знания, умения и способы действий по
освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению
нового знания и применению знаний в различных учебных ситуациях, а также в реальных
жизненных ситуациях, связанных с биологией.
Предметные результаты освоения учебного предмета в 11 классе должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учѐных-биологов в развитие
биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;
умение излагать биологические теории, законы, закономерности и учения,
определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание
живых систем, процессов и явлений; организация и проведение биологического
эксперимента, выдвижение гипотезы; выявление зависимости между исследуемыми
величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий,
теорий и законов; умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки и строения биологических объектов;
особенности процессов;
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
умение решать элементарные генетические задачи; составлять схемы скрещивания
для предсказания наследования признаков у организмов; элементарные биологические
задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (СМИ,
научно-популярные материалы); этические аспекты современных исследований в
биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
1.
2.
3.
4.
5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Количество
часов
1
Цитология - наука о клетке.
2
Размножение и развитие организмов
3
Основы генетики
4
Эволюция
5
Основы экологии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
13
5
8
3
5
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема урока
Количество
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Дата
Электронные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Основные
положения
клеточной
теории. Химический состав клетки.
Структура
белков.
Реализация
генетической информации в клетке.
Биосинтез белков.
Решение биологических задач на
комплементарность,
транскрипцию,
трансляцию.
Функции
белков.
Ферменты
биокатализаторы в клетке.
Структура и функции клетки.
Естественная
классификация
органического мира.
Прокариоты. Бактерии, археи.
Эукариоты.
Сравнительная
характеристика
клеток
растений,
животных, грибов.
Вирусы
облигатные
внутриклеточные паразиты.
Решение биологических задач по
цитологии.
Метаболизм в клетке. Понятие о
пластическом обмене.
Обеспечение
клетки
энергией.
Основные этапы энергетического
обмена.
Фотосинтез, его значение для жизни
на земле.
Основные свойства живой материи.
Размножение и развитие организмов.
Бесполое размножение.
Половое размножение.
Индивидуальное развитие организмов.
Митоз и мейоз в сравнении.
Обобщение
знаний
по
теме
«Размножение
и
развитие
организмов». Решение биологических
задач.
Закономерности
наследственности.
Решение задач по генетике.
Закономерности
наследственности.
Решение задач по генетике.
Закономерности
наследственности.
Решение задач по генетике.
Генетика человека. Наследственные
болезни
человека
и
их
предупреждение.
Закономерности изменчивости.
Генетика как основа для селекции.
часов
изуче
ния
1
04.09
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Библиотека ЦОК
1
11.09
Библиотека ЦОК
1
18.09
Библиотека ЦОК
1
25.09
Библиотека ЦОК
1
1
02.10
09.10
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
1
16.10
23.10
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
06.11
Библиотека ЦОК
1
13.11
Библиотека ЦОК
1
20.11
Библиотека ЦОК
1
27.11
Библиотека ЦОК
1
04.12
Библиотека ЦОК
1
11.12
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
18.12
25.12
15.01
22.01
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
29.01
Библиотека ЦОК
1
05.02
Библиотека ЦОК
1
12.02
Библиотека ЦОК
1
19.02
Библиотека ЦОК
1
1
26.02
05.03
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Новейшие методы селекции.
Решение
генетических
задач
повышенной сложности.
27
Механизмы эволюционного процесса.
Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
28
Основные направления эволюции.
29
Этапы эволюции человека. Роль
социального фактора в эволюции
человека.
30
Экологические
факторы
среды.
Влияние антропогенного фактора на
экосистемы.
31
Биоценоз,
экосистемы,
свойства
экосистем, смена экосистем.
32
Сравнительная
характеристика
естественных
экосистем
и
агроценозов.
33
Решение экологических задач.
34
Структура и функции биосферы.
Проблемы биосферы.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
25
26
1
1
12.03
19.03
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
26.03
Библиотека ЦОК
1
1
09.04
16.04
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
23.04
Библиотека ЦОК
1
30.04
Библиотека ЦОК
1
07.05
Библиотека ЦОК
1
1
14.05
21.05
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
34