Рабочая программа ВД Географический калейдоскоп 5-6 класс

РАССМОТРЕНО
на МАП «География»
Пр. №___ от «_28__»__08_____2025 г.
руководитель МАП _______ О.В.Белова

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Географический калейдоскоп»
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ )

Уровень обучения (класс) 5-6 основное общее образование
Количество часов: 68 Уровень: базовый
Учитель: Гниятуллина Ригина Рафкатовна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025-2026 гг.

МО Богданович, 2025

Содержание обучения
Тема 1. Что изучает география (4 ч.)
Введение. Методы географических исследований. Самые удивительные места на планете
Земля. Науки о природе. Материки и океаны на карте планеты. Мое представление о географии
как науке.
Практическая работа № 1.Науки о природе (создание сравнительной таблицы)
Практическая работа № 2.Материки и океаны на карте планеты (работа с контурной
картой)
Тема 2. Развитие географических знаний о Земле (6 ч.).
Географические знания в современном мире. Представления о мире в древности (Древний
Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию,
кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия территорий России,
Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф.
Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (достижение и исследование Южного и Северного
полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних
слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Первый полет человека в космос и его значение для современного мира. Современные
географические методы исследования Земли.
Практическая работа № 3: Великие русские путешественники. (составление презентации)
Практическая работа № 4:Имена на карте мира. (работа в контурной карте)
Тема 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (5 ч.)
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашупланету и жизнь
людей. Форма и размеры Земли. Виды движения Земли и их следствия. Движение Земли вокруг
Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как
система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений
природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Движение вокруг своей оси.
Смена дня и ночи, сутки, понятие времени.
Практическая работа № 5. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды
года.
Практическая работа № 6. Выявлениезакономерностей изменения продолжительности дня
и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года в своей местности.
Практическая работа № 7. Составление прогноза погоды по народным приметам.
Практическая работа № 8. Моделирование движения Земли с помощью теллурия.
Тема 4.План и карта (12 ч.).
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,
космические снимки. Масштаб. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по
компасу и местным признакам. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего
плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особыйисточник
информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на
карте.
Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта.
Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат
различных объектов, расстояний, абсолютных высот по карте.
Практическая работа № 9.Удивительный мир масштаба.
Практическая работа № 10. Ориентирование на местности при помощи компаса, карты,
местных признаков.

Практическая работа № 11. Определение направлений и расстояний по плану местности /
топографической карте.
Практическая работа № 12. Определение направлений и расстояний по карте.
Практическая работа № 13. Определение на местности направлений и расстояний.
Практическая работа № 14. Топографический диктант
Практическая работа № 15. Составление плана местности. Полярная съемка.
Практическая работа № 16. Географические координаты
Практическая работа № 17.Составление заданий по географическим координатам.
Тема 5. Природа Земли. Литосфера(7 ч.)
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Земная кора Внутреннее строение Земли.
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни
современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа –
горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Отличия равнин
по высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по
возрасту и строению. Определение относительной и абсолютной высоты гор.
Рельеф дна океанов. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных
глубин и их открытия. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Практическая работа №18. Сравнение свойств горных пород.
Практическая работа № 19.Живая земная кора.
Практическая работа №20. Описание равнин по плану.
Практическая работа №21. Описание гор по плану.
Практическая работа №22. Нанесение на контурную карту географических объектов:
высочайших гор и обширных равнин мира.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа,
своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и
духовному многообразие современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом
познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных
инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во

взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и
России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются следующие УУД,
составляющие основу умения учиться:
Познавательные УУД:
1) формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов;
2) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
6) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять
и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
8) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом)
2) умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение
осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
3) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности,
слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
4) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определение понятиям
Регулятивные УУД:
1) способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
2) умения управлять своей познавательной деятельностью;
3) умение организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи;
4) выбирать средства обучения и применять их на практике;
5) оценивать достигнутые результаты своего обучения.

6) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
7) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из « языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего
полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Обучающийся научится:
1 раздел «Что изучает география»
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками
(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию;
- описывать свое представление о науке.
2 раздел «Развитие географических знаний о Земле».
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками
(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию;
- описывать свое представление о науке;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- составлять тематические презентации;
- показывать на контурной карте, карте полушарий и тематической картах маршруты
путешествий в соответствии друг с другом;

- представлять открытия будущего.
3 раздел «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия».
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы,называть планеты земной группы и
планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- моделировать движение Земли с помощью приборов;
- определять зенитальное положение Солнца в разные периоды года;
- составлять и представлять зрителям тематические презентации;
- наблюдать за погодой, вести календарь наблюдений и составлять прогноз погоды по
народным приметам.
4раздел «План и карта».
- называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки;
- читать (распознавать) условные знаки, описывать поверхность Земли, изображенную на
плане, карте, глобусе;
- определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек,
географические координаты;
- определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам и
ориентироваться на местности;
- определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоту точек и
местоположение географических объектов;
- составлять простейший план местности (класса, комнаты).
5 раздел «Природа Земли. Литосфера».
- объяснять причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение;
- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также
относительные высоты точек (по карте и плану);
- показывать на карте и называть основные формы рельефа планеты (океанические впадины
и материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины;
- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;
- называть основные виды полезных ископаемых, изображенных на карте, расшифровывая ее
условные знаки.
Поурочное планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока
Введение. Методы географических исследований.
Практическая работа № 1.Науки о природе.
Самые удивительные места на планете Земля. Мое представление о
географии как науке.
Практическая работа № 2.Материки и океаны на карте планеты
Выдающиеся географические открытия
Выдающиеся географические открытия
Выдающиеся географические открытия
Выдающиеся географические открытия
Практическая работа № 3: Великие русские путешественники.
(составление презентации)
Практическая работа № 4:Имена на карте мира. (работа в контурной
карте)
Мое представление о Вселенной.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Количество
часов
1
2
3
2
2
1
1
1
3
2
3
2

13

14

15

16
17

№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.
13.

Практическая работа № 5. Определение зенитального положения
Солнца в разные периоды года.
Практическая работа № 6. Выявление закономерностей изменения
продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости
от времени года в своей местности.
Календарь – как система измерения больших промежутков времени,
основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и
ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
Практическая работа № 7. Составление прогноза погоды по народным
приметам.
Движение вокруг своей оси. Смена дня и ночи, сутки, понятие времени.
Практическая работа № 8. Моделирование движения Земли с помощью
теллурия
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта, космические снимки. Масштаб
Практическая работа № 9.Удивительный мир масштаба.

Поурочное планирование
6 класс
Тема урока
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу
и местным признакам. Особенности ориентирования в мегаполисе и в
природе.
Практическая работа № 10. Ориентирование на местности при помощи
компаса, карты, местных признаков.
Практическая работа № 9. Ориентирование на местности при помощи
компаса, карты, местных признаков.
Практическая работа № 11. Определение направлений и расстояний по
плану местности / топографической карте.
Практическая работа № 12. Определение направлений и расстояний по
карте.
Практическая работа № 13. Определение на местности направлений и
расстояний.
Практическая работа № 14. Топографический диктант
Практическая работа № 15. Составление плана местности. Полярная
съемка.
Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты:
географическая широта. Географические координаты: географическая
долгота. Определение географических координат различных объектов,
расстояний, абсолютных высот по карте.
Практическая работа № 16. Географические координаты
Практическая работа № 17.Составление заданий по географическим
координатам.
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Земная кора Внутреннее
строение Земли. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.
Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения вулканы, гейзеры.
Практическая работа №18. Сравнение свойств горных пород.
Практическая работа № 19. Живая земная кора.

2

2

2

2
3

Количество
часов
2

3
3
2
2
2
2
2

2
2
2

2
2

14.

15.
16.
17.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах.
Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и
изменение равнин с течением времени. Отличия равнин по высоте.
Определение относительной и абсолютной высоты равнин.
Разнообразие гор по возрасту и строению. Определение относительной и
абсолютной высоты гор.
Практическая работа №20. Описание равнин по плану.
Практическая работа №21. Описание гор по плану.
Практическая работа №22. Нанесение на контурную карту
географических объектов: высочайших гор и обширных равнин мира.

3

1
1
1

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Учебники и УМК:
1. География: 5-6-е классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]
изд. – Москва: Просвещение, 2024. (Полярная звезда)
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П.
Герасимовой, Н.П. Неклюковой
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.:
Издательство «Первое сентября», 2002.

16. Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
17. Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
18. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
19. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
20. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Средства ИКТ
Ноутбук
Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Компас
Нивелир
раздаточные коллекции горных пород
транспортир
Демонстрационные пособия
Глобусы
Карты настенные
Теллурий
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
*http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
*http://www.rgo.ru/ - Планета Земля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».