РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
(«Ученье с увлечением!»)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс)
8
основное общее образование
Количество часов: 34часа
Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.
Тыгиш, 2025
Содержание обучения
Введение.
Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.
Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания
исходного текста.
Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы
трансформации исходного текста
Изобразительно- выразительные средства языка Изобразительно-выразительные
средства
фонетики,
лексики, синтаксиса.
Орфограммы в приставках Приставка. Значения приставок. Единообразное написание
приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.
Орфограммы в корне
Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением,
проверяемые ударением, чередующиеся.
Орфограммы в суффиксах Правописание суффиксов в различных частях речи.
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах
Простое
и сложное предложение. Однородные члены предложения.
Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членов предложения.
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при
Обособленные
члены
предложения. Пунктуация при обособленных членах
предложения.
вводных
словах
и
предложениях
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Сложносочиненное предложение Простое предложение.
Сложносочиненное предложение.
Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.
Сложноподчиненное предложение Простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.
Виды связи слов в словосочетании Виды словосочетаний по способу связи слов:
согласование, управление, примыкание.
Синтаксический разбор словосочетаний
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
Структура
простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы
грамматических основ
Виды односоставных предложений Односоставные предложения, их основные группы
(определенно- личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного
предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП.
Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП.
Способы
связи в сложной синтаксической конструкции Многочленные
сложные
предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи.
Тестирование Тест в формате ГИА.
Структурные особенности сжатого изложения
Тема текста, идея, ключевые слова,
микротема.
Основные приѐмы компрессии исходного текста. Основные приемы компрессии исходного
текста: исключение, обобщение, упрощение.
Написание сжатого изложения
Тема текста, идея, ключевые слова,
микротема.
Основные способы компрессии текста.
Редактирование изложений Тема текста, идея, ключевые слова,
микротема.
Основные способы компрессии текста. Структура сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему
Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод.
Принципы русской орфографии
Принципы русской орфографии: морфологический,
фонетический, дифференцированного написания.
Принципы русской пунктуации
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой,
интонационный.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура
сочинениярассуждения на лингвистическую тему.
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного
текста. Структура сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания
прочитанного текста.
Лексические нормы. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.
Омонимы. Фразеологизмы.
Виды речевых ошибок и недочетов. Типология речевых ошибок и недочетов.
Грамматические нормы
Грамматические
нормы:
словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы: правила согласования слов и
синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью
грамматических форм слов.
Написание авторского текста по предложенной модели Структура написания сочинения по
предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2)
Редактирование и рецензирование сочинений.
Сочинение-рассуждение по предложенной
модели
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и
региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- задавать вопросы
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального
самосознания;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого
общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких
результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней
и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как
общечеловеческую ценность.
Формы проведения занятий
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Тематическое планирование
дата
Тема занятия
1.
Введение.
2.
Выполнение
заданий,
способствующих
пониманию
содержания
исходного текста.
Изобразительновыразительные
средства языка
Орфограммы в
приставках
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Элементы содержания
Структура экзаменационной
работы, критерии ее
оценивания.
Тема, проблема, идея, авторская
позиция. Сжатое изложение,
принципы трансформации
исходного текста
Количество
Применение ЦОР
часов
1
https://fipi.ru/
1
Изобразительно-выразительные 1
средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
Приставка. Значения приставок.
Единообразное написание
приставок. Правописание
приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок
на –З/-С.
Орфограммы
корне
в Корень. Безударные гласные в
корне: непроверяемые
ударением, проверяемые
ударением, чередующиеся.
Орфограммы
в Правописание суффиксов в
суффиксах
различных частях речи.
Простое
Простое и сложное
осложненное
предложение. Однородные
предложение. Знаки члены предложения.
препинания при
Сочинительные союзы.
однородных членах Обобщающие слова при
однородных членов
предложения.
Простое
Обособленные
члены
осложненное
предложения. Пунктуация при
предложение. Знаки обособленных
членах
препинания при
предложения.
вводных словах и
предложениях
Простое
осложненное
предложение. Знаки
препинания
при
вводных словах и
предложениях.
Простое предложение.
Сложносочиненное
Сложносочиненное предложение.
предложение
Предикативные части сложного
предложения. Знаки завершения.
1
https://fipi.ru/
1
https://myschool.edu.ru/
1
1
https://fipi.ru/
1
https://myschool.edu.ru/
1
1
https://myschool.edu.ru/
11.
Сложноподчиненное
предложение
12.
Виды связи слов в
словосочетании
13
Грамматическая
основа и способы
выражения
подлежащего и
сказуемого.
Виды
односоставных
предложений
14.
15.
16.
Односоставные предложения, их
основные группы (определенноличные, неопределенно-личные,
безличные). Главные
члены односоставного
предложения.
Бессоюзное сложное Бессоюзные сложные
предложения. Интонация БСП.
предложение.
Смысловые отношения между
частями БСП. Контекст. Знаки
препинания в БСП.
Способы связи в Многочленные сложные
предложения. Союзная
сложной
сочинительная и подчинительная
синтаксической
связи.
конструкции
Тестирование
Структурные
особенности
сжатого изложения
19.
Основные приѐмы
компрессии
исходного текста.
20,21 Написание сжатого
изложения
17
18.
22
Редактирование
изложений
23
Структура
сочинениярассуждения на
лингвистическую
тему
Принципы русской
орфографии
24.
25
Простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Предикативные части сложного
предложения. Знаки завершения.
Виды словосочетаний по способу
связи слов: согласование,
управление, примыкание.
Синтаксический разбор
словосочетаний
Структура простого предложения.
Главные члены двусоставного
предложения, основные типы
грамматических основ
Принципы русской
пунктуации
1
1
1
https://fipi.ru/
1
https://myschool.edu.ru/
1
https://fipi.ru/
1
Тест в формате ГИА.
Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема
1
1
Основные приемы компрессии
исходного текста: исключение,
обобщение, упрощение.
Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема. Основные
способы компрессии текста.
Тема текста, идея, ключевые
слова, микротема. Основные
способы компрессии текста.
Тезис.
Доказательство.
Аргументы. Вывод.
1
Принципы русской
орфографии: морфологический,
фонетический,
дифференцированного
написания.
Принципы русской пунктуации:
структурный, смысловой,
интонационный.
1
https://myschool.edu.ru/
1
https://myschool.edu.ru/
https://fipi.ru/
1
1
https://myschool.edu.ru/
1
26
28
29
30
31
Написание
сочинениярассуждения на
лингвистическую
тему.
Структура
сочинениярассуждения на
тему, связанную с
анализом
содержания
прочитанного
текста.
Лексические нормы.
Виды речевых
ошибок и недочетов.
Грамматические
нормы
32
Синтаксические
нормы
33
Написание
авторского текста по
предложенной
модели
Редактирование и
рецензирование
сочинений.
34
Структура сочинениярассуждения на
лингвистическую тему.
1
Структура сочинениярассуждения на тему,
связанную с анализом
содержания прочитанного
текста.
1
Лексические нормы. Синонимы.
Антонимы. Паронимы.
Омонимы. Фразеологизмы.
Типология речевых ошибок и
недочетов.
1
Грамматические нормы:
словообразовательные,
морфологические и
синтаксические.
Синтаксические нормы: правила
согласования слов и
синтаксического управления,
соотнесения частей предложения
друг с другом с помощью
грамматических форм слов.
1
Структура написания
сочинения по предложенной
модели (часть 2: С2.1 и С2.2)
1
Сочинение-рассуждение по
предложенной модели
1
https://fipi.ru/
1
1
https://fipi.ru/