Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
(МАОУ-Тыгишская СОШ)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/385 от 24 июня 2025 г.
___________ Д.Е. Пермикина
Индивидуальный учебный план
начального общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Воробьева Савелия, 1 класс
Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы
на 2025-2026 учебный год
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МАОУ-Тыгишской СОШ)
2025
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Индивидуальный учебный план начального общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ – Тыгишской
СОШ является нормативным документом, составлен для обучающегося 1 класса в
соответствии с нормативными документами и рекомендациями ПМПК:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 28.02.2025 г;
2) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области" с изменениями от 25.09.2017;
3) Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и
дополнениями от 04.03.2025 г.)
4) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
6) Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599)
7) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
8) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г.
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ»,
9) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждён постановлением главы городского
округа Богданович от 29.11.2024 № 2439.
10) Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации (далее - Учебный план), реализующей
АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (Х - XII
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и
определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и
учебному предмету обучающегося I класса.
Предметная область: Язык и речевая практика. Предметная область включает три
учебных предмета: Русский язык, чтение, речевую практику.
Русский язык - выделяется 3часа в 1 классе. Формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных
задач.
Чтение - выделяется 3 часа в 1 классе. Осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика -выделяется 2 часа в неделю в 1 классе. Расширение
представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и
грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Предметная область: Математика.
Предметная область включает предмет «Математика». Выделяется 3 часа в 1
классе. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в
различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни.
Предметная область: Естествознание. Предметная область включает предмет
«Мир природы и человека», - выделяется 2 часа в неделю в 1 классе. Формирование
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека
в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
Предметная область: Искусство. Предметная область включает два предмета
«Музыка», «Рисование (изобразительное искусство)».
Музыка- выделяется 2 часа в неделю в 1 классе. Формирование и развитие
элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Рисование (изобразительное искусство)- выделяется
по 1 часу в неделю.
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности
в художественном творчестве.
Предметная область: Физическая культура. Предметная область включает
предмет «Адаптивная физическая культура».
Адаптивная физическая культура - выделяется 3 часа в неделю. Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности
Предметная область: Технологии. Предметная область включает предмет «Труд
(технология)». Труд (технология) - выделяется 2 часа в неделю в 1 классе. Овладение
элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками,
развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности.
Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Коррекционно-развивающая область.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия, ритмика, развитие
психомоторики и сенсорных процессов» выделяется 6 часов в каждом классе.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Внеурочная деятельность - обеспечение дополнительных условий для развития
интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени по 4 часа в 1
классе.
Индивидуальный учебный план АООП УО для обучающихся с УО
Воробьев С, 1 класс
Количество часов в
Класс
неделю
Предметные области
\ Учебные предметы
I
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
3. Естествознание
Мир природы и человека
Музыка
4. Искусство
Рисование (изобразительное искусство)
5. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
1. Язык и речевая практика
3
3
2
3
2
2
1
3
2
21
21
6
3
1
2
4
Индивидуальный учебный план АООП УО для обучающихся с УО
Воробьев С, 1 класс
Количество часов в
Класс
год
Предметные области
\ Учебные предметы
I
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение
99
99
Речевая практика
2. Математика
Математика
3. Естествознание
Мир природы и человека
Музыка
4. Искусство
Рисование (изобразительное искусство)
5. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
66
99
66
66
33
99
66
693
21
198
99
33
66
132