Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
На заседании ШМО
протокол №_____
Согласовано:
Зам. директора по УВР
от « ______» ___________2024 г.
Е.С.Лихачева
« ______» ____________2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ – Тыгишской СОШ
№
от 2024 г.
_____________
Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(Коммуникативная деятельность)
приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для
детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023 – 2028 гг.)
Уровень обучения (класс) 7 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025 г.г.
с. Тыгиш 2024
Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Раздел 1. Личное финансовое планирование.
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление
или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект
«Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит.
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных
кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол
«Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач
«Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции.
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка
и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции.
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные
бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные
бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная
беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра
«Управляющие».
Раздел 5. Страхование.
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая
консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии.
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная
беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»являются:
Познавательные:
2
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Колво
часов
Содержание
7 класс
Раздел 1. Личное финансовое планирование (6ч)
Роль денег в нашей
1
«Роль денег в нашей
жизни
жизни». «Потреблениеили
инвестиции?»
Потреблениеили
1
«Активы в трех измерениях.
инвестиции?
Враг личногокапитала».
Активы в трех
1
«Модель трех капиталов».
измерениях. Враг
«Ресурсосбережение –основа
личногокапитала
финансовогоблагополучия».
Модель трех
1
капиталов
Ресурсосбережение – 1
основа финансового
благополучия
Повторительно1
обобщающий урок
Раздел 2. Финансы и кредит (5ч)
Основные понятия
1
«Основные понятия
кредитования. Виды
Вид
учебной деятельности
Дискуссия. Решение
проблемной ситуации.
Аналитическая работа
Творческая работа. Минипроект
Познавательная беседа
3
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
кредитов
Что такое кредитная
история заемщика?»
«Арифметика
кредитов
Финансовые
пирамиды
Ипотека
Повторительнообобщающий урок
кредитования». «Виды
1
кредитов». «Что такое
кредитная история
заемщика?»
«Арифметика кредитов».
1
Аналитическая работа.
«Плюсымоментальных
1
кредитов». Аналитическая
1
работа. «Минусы
моментальных кредитов».
«Финансовые пирамиды».
«Ипотека». Решение
экономическихзадач.
«Арифметикаипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (4ч)
Обмен валют
1
«Обмен валют».
«Банковская
ячейка и
Банковская ячейка 1
банковский перевод».
и банковский
«Банковские карты: рискии
перевод
управление ими».
Банковские карты:
1
рискии управление
ими
Повторительно1
обобщающий урок
Раздел 4. Инвестиции (5ч)
Основные правила
1
«Основные правила
инвестирования: как
инвестирования:
как
покупать ценные
покупать ценные бумаги».
бумаги
«Основные правила
инвестирования: как
Основные правила
1
продавать ценныебумаги».
инвестирования: как
«Инвестиции в драгоценные
продавать ценные
металлы». «Что такое
бумаги
ПИФы?», «Депозиты и их
Инвестиции в
1
виды». «Управляющие».
драгоценные
металлы
Что такое ПИФы?
1
Депозиты и их
виды.
Повторительно1
обобщающий урок
Раздел 5. Страхование (5ч)
Участники
1
«Участники страхового
страховогорынка
рынка». «Личное
страхование». «Страховые
Личное страхование
1
накопительные программы».
Страховые
1
«Мошенники на рынке
накопительные
страховых услуг».
программы
Мошенники на
1
рынке страховых
услуг
Повторительно1
обобщающий урок
Практическая беседа
Аналитическая работа
Круглый стол. Решение
экономических задач
Решение практических
задач. Познавательная
беседаКруглый стол
Правовая консультация.
Решение
экономических
задач. Познавательная беседа.
Ролевая игра. Выступления
учащихся
Творческая работа
Аналитическая работа
Правовая консультация
4
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Раздел 6. Пенсии (4ч)
Государственное
1
«Государственное
пенсионное
пенсионное страхование».
страхование
«Профессиональные
участники пенсионной
Профессиональные
1
системы».
участники
«Негосударственные
пенсионнойсистемы
пенсионные фонды: как с
Негосударственные
1
ними работать?»
пенсионные фонды:
как сними работать?
Повторительно1
обобщающий урок
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3ч)
Жилье в
1
«Жилье в собственность:
собственность: миф
миф или реальность?»
или реальность?
«Жилищные накопительные
кооперативы: как с их
Жилищные
1
помощью решить
накопительные
квартирный вопрос».
кооперативы: как с
«Социальный найм
ихпомощью решить
жилья»
квартирный вопрос
Социальный найм
1
жилья
Раздел 8. Итоговая дискуссия (2ч)
Повторительно1
Итоговая дискуссия по курсу
обобщающий урок
«Финансовая грамотность»
Повторительно1
обобщающий урок
Познавательная беседа
Практическая работа
Круглый стол. Правовая
консультация. Практическая
работа
Дискуссия.
Ищут материалы, создают
презентации, готовят вопросык
учебному материалу,
отрабатывают приемы и методы
изложения материала перед
обучающимися.
Итог:34 часа
5