Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: На заседании МАП Протокол № 1 От «24» августа 2023 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от «31»августа 2023 г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Графический дизайн» («Художественно-эстетическая творческая деятельность») (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУ-Тыгишской СОШ на 20232028 г) Уровень обучения (класс) 5 основное общее образование Количество часов: 34 часов Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2024 – 2025 гг. Содержание курса Введение (1 ч.) • Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека • Основы композиции (22 ч) • Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. • Композиция • Точка, линия, пятно. • Соподчинение формы • Фактура • Плоскость, рельеф • Пространство • Объем • Свойства композиции • Целостность формы • Композиционное равновесие • Симметрия, асимметрия • Статика, динамика • Средства композиции • Пропорции, масштаб • Контраст, нюанс • Ритм • Форма смысла и смысл формы • Ассоциативное развитие формы • Форма и цвет • Цветовой образ формы • Изучение форм в природе • Графический язык формы • Акцент как средство выразительности композции • • Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн- технике графики и ее определение. • Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, рейс- федеры (прямой и циркульный), перо и рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн технике. Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика • — отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация. • Шрифты и шрифтовые работы (11 ч) • Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация. • Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов — антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.) • Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов. • Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет; шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций. • искажения. Планируемые результаты: Освоение детьми программы «Графический дизайн», достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформиро- ваны: • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и спосо- бу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искус- ства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации, ИКТ технологий; • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализа- ции собственного или предложенного замысла. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • ставить учебные задачи, планировать выполнение работы; • учится мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий; • проводить контроль, оценивать правильность выполнения действий на уровне адек- ватно-ретроспективной оценки; • учится осознавать качество и уровень усвоения материала, искать ошибки в выполне- нии работы. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном твор- честве; • осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; • развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать много- образие видов и жанров искусства; • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целост- ного восприятия мира; • развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – приклад- ного искусства. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • в результате занятий у обучающихся должны развиться качества личности: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Тематическое планирование 5 класс № урока Содержание Колич. (разделы, темы) часов 1 Введение 1 2 Что такое графический дизайн. История развития. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека. Основы композиции Композиция Точка, линия, пятно. 1 22 1 3 Соподчинение формы 1 4 Фактура 1 5 Плоскость, рельеф 1 6 Пространство 1 7 8 Объем Свойства композиции Целостность формы 1 1 9 Композиционное равновесие 1 10 Симметрия, асимметрия 1 11 Статика, динамика 1 12 Средства композиции Пропорции, масштаб 1 13 Контраст, нюанс 1 14 Ритм 1 15 Форма смысла и смысл формы 1 16 Ассоциативное развитие формы 1 17 Форма и цвет 1 18 Цветовой образ формы 1 19 Изучение форм в природе 1 20 Графический язык формы 1 21 Акент как средство выразительности композции 1 22 Композиционный центр как средство выразительности композиии Изображение и шрифт как средство выразительности композиии Шрифты и шрифтовые работы Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация. 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию Инструменты и материалы. Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов. Буквы, слова, фразы текста, их вариации Построение букв Шрифтовой образ Буква- образ, «Буквица», Инициал. Слово –образ, Фраза - образ Композиция и шрифт Всего 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34