Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С.Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от 31 августа 2023 г. ____________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Музыка» (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 - 2028) Уровень обучения (класс) 5 (ФГОС) основное общее образование Количество часов 34 Уровень базовый Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2024-2025 г.г. Пояснительная записка. Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Общая характеристика учебного предмета. Программа для 5 класса направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на аффективную сферу ребенка, помогающую корригировать и развивать высшие психические функции и духовный мир учащихся. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку и исполнять на музыкальных инструментах Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе. Этому, в процессе обучения музыке и пению, будет способствовать соблюдение следующих принципов: • художественность содержания; • коррекционная направленность обучения; • оптимистическая перспектива образования; • индивидуализация и дифференциация процесса обучения; • комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий. Отличительные особенности программы: • интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки; • обновление нотно-музыкального материала для разучивания; • использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки); • включение в изучаемый материал произведений коми-пермяцких авторов и сведений по музыкальному краеведению. Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Описание места учебного предмета в учебном плане. Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. На предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры; - формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России; - воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности; - формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства; - приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку); - воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального); - овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности. Содержание программы В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, pe1 - си1, до1 - до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Музыка": Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока Кол. часов Основные элементы содержания Виды деятельности 1 1 2 Музыкальная грамота: звуки, паузы, скрипичный ключ, ноты, нотный стан 3 1 4 Общие понятия о музыкальных знаках. Слушание музыкальных произведений. Певческая установка: правила пения, техника безопасности на уроке Распевание, разучивание песни. Хоровое пение. Рефлексия. 5 Знать понятия: музыкальная грамота, звуки, паузы (долгие, короткие), скрипичный ключ, ноты, нотный стан. Петь гамму до мажор Выразительно исполнять знакомые песни. Петь нотами гамму до мажор. 2 Музыка разных народов 1 Виды музыки (для отдыха, для развлечений, торжественная); народная музыка. Слушание музыкальных произведений, хоровое, индивидуальное пение. Рефлексия. Знать виды музыки, определять характер народных песен. Следить за дыханием в песнях. 3 Народная песня. Характер и сюжеты народных песен Разные виды народных песен (хороводные, плясовые) 1 ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость). Народная песня, ее особенности. Интонационное своеобразие Знать понятия: народная музыка, народная песня, знать особенности музыкального языка народной песни. Определять характер музыки, пользоваться музыкальными терминами. Четкое пропевание окончаний фраз. Исполнять выразительно песни. 4 народной музыки. Расширение словаря: музыкальные термины, определение характера народных песен. Слушание музыкальных произведений, хоровое пение. Индивидуальная работа. Рефлексия. 1 Виды русских народных песен: хороводные, плясовые. Слушание музыкальных произведений, хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Узнавать хороводные, плясовые песни. Правильно исполнять ритмический рисунок мелодии, чисто интонировать звуки. 5 Виды русских народных песен: частушки, колыбельные 1 Виды р.н.п.: частушки, колыбельные. Колыбельные - самые древние песни. Интонация колыбельной, темп, динамика, выразительность исполнения. Слушание музыкальных произведений, индивидуальная работа. Хоровое пение. Рефлексия. Уметь определять колыбельную, частушки. Отличительная черта колыбельной песни, частушки. Чисто интонировать мелодию, гласные и согласные при пении. 6 Особенности русской народной песни (маршевая, трудовая), Былинные песни Роль музыки в жизни людей 1 Виды р.н.п. Жанр «Былина»: 1. Что такое «Былина». 2. Сюжеты былин. 3. Герои былин. 4.Особенности былин. Слушание музыкальных произведений, хоровое, индивидуальное пение. Рефлексия. Знать виды р.н.п. следить за дыханием в песне, произношением окончаний фраз. Правильно произносить слова, чисто интонировать мелодию в песне 1 Виды народных песен: календарно-обрядовые. Слушание музыкальных произведений, индивидуальная работа, хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Определять содержание народных песен, называть виды. Петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить слова в песнях. Народная музыка и ее исполнители. Современны е исполнители народных песен Край, в котором ты живешь. 1 Слушание исполнителей народных песен: Ч.Нахушева, Л.Зыкиной. Знакомство с творчеством молодых исполнителей народной песни. Слушание музыкальных произведений, хоровое пение, индивидуальная работа. Рефлексия. Знать исполнителей народных песен. Узнавать знакомые песни, понимать содержание. Исполнять песни разного характера выразительно, осмысленно, без сопровождения. 1 Родина, родной край, родная природа, народ. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия Родина. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Слушание музыкальных произведений, хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Знать понятие: Родина, малая Родина. Уметь объяснять их. Выразительные средства музыки (жанр, характер) Чисто интонировать мелодию в песнях и упражнениях. 7 8 9 1 0 Осень музыке 1 1 в 1 Изобразительность в музыке. Слушание произведений, работа с цветными карточками, карточками-эмоциями. Певческая установка: правила пения, техника безопасности на уроке Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Слышать в музыке изобразительность, анализировать произведение. Вовремя начинать пение, петь слаженно. Жанры музыкальног о искусства 1 Закрепление представлений о жанрах музыки (марш, Уметь определять характер музыки, двигаться в песня, танец). Хоровое пение, индивидуальная работа. соответствии с жанрами. Четко произносить слова при пении, окончания фраз. Следить за ансамблем. Рефлексия. 1 2 Виды музыки 1 1 3 Зима в творчестве великих композиторов 1 Слушание музыкальных произведений: определение жанров, видов, характера музыки (музыка для отдыха; музыка для развлечений – песня, танец; торжественная музыка – марш). Слушание музыкальных произведений, хоровое пение. Рефлексия. Повторение нотной грамоты (скрипичный ключ, нотоносец). Написание скрипичного ключа, нот. Слушание произведений: определение изобразительных и выразительных качеств всех видов искусства. Работа с цветными карточками. Индивидуальная работа. Слушание произведений. Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. 1 4 Зимний фольклор 1 Слушание песен, определение вида, содержания, характера. Хоровое, сольное пение. индивидуальная работа. Рефлексия. 1 5 Музыкальны й образ Деда Мороза 1 Различные способы создания и передачи музыкальных образов. Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Уметь определять жанры и виды музыки, пользоваться музыкальными терминами. Исполнять песни, правильно распределяя дыхание. Знать термины: скрипичный ключ, нотный стан. Уметь писать скрипичный ключ. Знать названия нот, их расположение на нотоносце. Уметь писать ноты на нужных линейках. Уметь высказываться о произведениях, характеризовать. Выполнять требования художественного исполнения песен (интонационный строй, ритм, темп)Петь ансамблем, следить за дыханием. Понимать и передавать содержание народных песен. Слышать в музыке образ Деда Мороза. Описывать образ музыкальными терминами. Чисто интонировать мелодию в песнях, четко проговаривать слова, следить за окончаниями фраз. 1 6 Какие бывают звуки? 1 Понятия «шумовые», «музыкальные» звуки. Знать определение «мелодия». Слушание музыкальных произведений. Певческая установка: правила пения, техника безопасности на уроке. Хоровое пение. Рефлексия. Уметь определять музыкальные и «шумовые» звуки. Исполнять в характере знакомые песни. 17 Народные праздники 1 Знакомство с музыкой народных праздников. Слушание праздничных рождественских колядок, р.н.п. Дыхательная гимнастика, пение гаммы, хоровое, индивидуальное пение. Рефлексия. Знать вид народных песен (календарно-обрядовые) «колядка». Исполнять звукоряд, песни без музыкального сопровождения. 18 Композиторыклассики и народные песни 1 Связь народных и композиторских песен. Слушание музыкальных произведений, хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Петь песни четко проговаривая слова, правильно интонировать мелодию. 19 Музыкальная викторина 1 Слушание знакомых песен. Работа с карточками. Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Знать, узнавать песни о зиме, новогоднем празднике. 20 Народные музыкальные инструменты (клавишные, струнные) 1 Понятие «оркестр», клавишные инструменты народного оркестра: баян, гармонь, клавишные гусли, национальная гармоника; струнные инструменты народного оркестра: балалайка, домра, гусли.. Слушание музыки. Пение хоровое, индивидуальное. Рефлексия. Знать по звучанию и внешнему виду клавишные и струнные инструменты. Четко произносить слова в песне. Уметь правильно исполнять песни (ансамблевое, хоровое). 21 Народные музыкальные инструменты (духовые, ударные) 1 Повторение видов инструментов: клавишные, струнные. Слушание. Хоровое пение. Игра на ударных инструментах (ложки, бубны, колокольчики, трещотка, бубенцы). Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Узнавать по звучанию духовые и ударные инструменты народного оркестра. Пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах. Выразительно исполнять знакомые песни. 22 Защитники Отечества в музыке 1 23 Масленица пришла – отворяй ворота! 1 24 Мама- образ твой… Сказочные персонажи в произведения х русских композиторо в 26 Музыка разных народов: музыка Кавказа 27 Итоговый урок. 25 2 8 Оттенки шутки в музыке. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Гимн России – главная песня нашей Родины. Символ России. Столица. Слушание музыки. Хоровое пение, индивидуальное. Рефлексия. Слушание веснянок, повторение истории праздника. Хоровое пение, по подгруппам (звукоряд). Рефлексия. Знать понятия: гимн, символ России (флаг, герб). Уметь различать характер и жанр музыки. Исполнять выразительно, эмоционально выученные песни. 1 Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Работа с карточками-эмоциями. Хоровое пение, индивидуальное (звукоряд). Рефлексия. Сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Узнавать жанр «колыбельная». Петь песни мягким, спокойным голосом. 1 Понимание языка музыки, настроения. Работа с карточкамиэмоциями. Индивидуальная работа. Хоровое, сольное пение. Рефлексия. Уметь высказываться о средствах музыкальной выразительности, связывать их с характером музыки. Самостоятельно исполнять песни в характере, темпе. 1 Слушание музыки, определение жанра, характера. Работа с цветными карточками, карточками-эмоциями. Индивидуальная работа. Хоровое пение, ансамблевое. Рефлексия. Понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Называть жанры музыки, вид. Следить за дыханием при пении, окончанием фраз. 1 Закрепление понятий, изученных в 3 четверти. Самостоятельная работа. Хоровое пение. Рефлексия. Уметь анализировать музыкальные произведения. Знать названия произведений, композиторов. 1 Слушание музыкальных произведений, определение жанра, расширение музыкального словаря. Хоровое, индивидуальное пение (гамма). Рефлексия. Умение передать содержание, характер музыки. Ясно и четко произносить слова в песнях. Знать определение «веснянка», как вид календарнообрядовых песен, названия дней праздника. Исполнять песни в характере, темпе, четко проговаривая слова и окончания фраз. 2 9 Весна в музыке 1 Слушание и анализ произведений (жанр, характер, строение мелодии, средства для создания образа, коллектива). Певческая установка: правила пения, техника безопасности на уроке Хоровое пение, индивидуальное. Рефлексия. Различать изобразительность в музыке, средства музыкальной выразительности. Определять характер и настроение музыки. Вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чѐтко и ясно произносить слова при исполнении. 3 0 Настроение в музыке 1 Определять форму, характер музыки. Правильно интонировать мелодию. Самостоятельно петь звукоряд. 3 1 Музыкальные коллективы 1 Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Слушание музыкальных произведений, индивидуальная работа, хоровое пение. Рефлексия. Ансамбль скрипачей, ансамбль баянистов; симфонический, духовой, оркестр русских народных инструментов. Слушание музыкальных произведений, хоровое, индивидуальное пение. Рефлексия. 3 2 «Нам нужна одна победа» 1 Слушание музыкальных произведений, беседа по содержанию песен, определение характера. Хоровое, индивидуальное пение. Рефлексия. Эмоционально откликаться на песни, передавать содержание песен. Петь песни ансамблем, четко пропевать окончания фраз. 3 3 Музыкальные инструменты (струнные, клавишные) 1 Слушание и определение по звучанию видов музыкальных инструментов. Индивидуальная работа. Хоровое пение, по подгруппам. Рефлексия. Узнавать музыкальные инструменты. Правильно исполнять песни. 3 4 Музыкальные инструменты (духовые, ударные) 1 Слушание и определение по звучанию видов музыкальных инструментов. Индивидуальная работа. Хоровое пение, с солистами. Рефлексия. Узнавать музыкальные инструменты. Четко произносить слова в песнях. Правильно брать дыхание между фразами. Определять на слух звучание оркестра, ансамбля, хора. Называть вид ансамбля, оркестра. Исполнять песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песен.