ДОП хор 2024-2025

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________
2024 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_________________
2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05 от 2024 г.
______________
Д.Е. Пермикина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хор»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Герасименко Лариса Николаевна, учитель

2024 г.

Содержание программы:
№ Наименование
п.п
.
1
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
2
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
3
Примерный репертуарный список
4
Список литературы
5
приложение 1. Календарно-тематическое планирование

2

Стр.

3
3
3
4
5
6
6
7
7
8
9

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность программы. Программа разработана в соответствии с
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
и нацелена на обеспечение доступных и качественных условий для воспитания
гармонично развитой и социально ответственной личности.
Решение этих задач возможна на основе активного и созидательного включения
детей в художественно-творческую деятельность.
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в
рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого
изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования,
хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма
музыкально-исполнительской деятельности. Общеразвивающая программа «Хор»
является органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в
обязательную часть учебного плана начального общего образования.
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования и основного общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
примерной программе воспитания. Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении
предметной области «Искусство» («Музыка»), учитывает практический опыт
образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную
работу по данному направлению эстетического воспитания.
Отличительная особенность. Данная программа не предполагает углубленной
подготовки по хоровому пению. Репертуар к программе «Хор» подобранный в
соответствии с возрастными особенностями. Является мощным средством воспитания.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки - важное условие
становления нравственного сознания личности.
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования» Хор» организуются для
обучающихся 7-11 лет. Курс предназначен для учащихся 1- 4 классов. Количество детей в
одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность
одного занятия 1 час.
Объем программы. Всего 34 ч. из них:12 ч. теория, 22 ч. практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий-практическое занятие.
Форма подведения результатов -тесты, концерты, контрольные занятия.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
-развитие у детей интереса к хоровому пению и к овладению начальными
вокально-хоровыми навыками.
3

Задачи:
-познакомить с понятиями «хор» и «хоровое пение»;
-научить правильной певческой установке и понимать дирижерский жест;
-развивать музыкальные способности, воображение, память и внимание;
-формировать художественный вкус;
-воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способность
воспринимать образное содержание музыки и воплощать ее в разных видах музыкальнотворческой деятельности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
№ Название
Количество часов
Формы
п.п раздела, темы
аттестации/
Всего теория практика контроля
1
12
4
8
Концерт
Основные
правила
вокальнохорового пения
2
5
3
2
Тест
Музыкальная
грамота
3
5
12
Концерт
Исполнительские 17
задачи хора
Всего
34
12
22
Основные правила вокально-хорового пения 12 ч.
Теория. Организационное занятие.
Теория. В гости к музыке.
Практика. Что такое петь хором?
Практика. Мы учимся петь.
Практика. Петь приятно и удобно.
Практика. Как петь сидя и стоя.
Теория. Вдох и выдох в пении.
Практика. Учусь дышать правильно. Тренировка
диафрагмального дыхания.
Практика. Отличие певческого и обиходного дыхания.
Практика. «Цепное» дыхание.
Практика. Я хочу стать дирижером.
Теория. Понятие «хоровая партитура».
Музыкальная грамота 5 ч.
Теория. Что такое нота? Звукоряд. Скрипичный ключ.
Теория. Такт и таковая черта. Длительности.
Практика. Пение по нотам.
Практика. Гамма.
Теория. Мажор. Минор.
Исполнительские задачи хора 17 ч.
Теория. Звуки музыкальные и шумовые.
Практика. Звуки гласные и согласные в пении.
Практика. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова.
Практика. Дикция.
Практика. Скороговорка.
4

Теория. Что такое фраза?
Практика. Поиск выразительности фразы.
Теория. Понятие мелодии.
Практика. Двухголосная мелодия.
Практика. Строй и ансамбль.
Практика. Что такое петь вместе?
Практика. Унисон.
Практика. Вместе петь весело.
Практика. Исполнительские задачи хора.
Теория. Устранение сценического волнения.
Теория. Охрана детского голоса.
Практика. Итоговое занятие.
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения в хоровом кружке учащийся должен знать, понимать:
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимать по требованию педагога слова- петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правила следовать им;
-основы музыкальной грамоты;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-петь без сопровождения отдельные фразы из песен;
-петь ярким звуком, без напряжения;
-ясно выговаривая слова песни;
-правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием.
Проектирование планируемых результатов на универсальные учебные
действия (УУД) и общее развитие личности
Личностные результаты:
-Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
творческой деятельности;
-формирование эмоциональное отношение к искусству;
-формирование духовно- нравственных оснований;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия с творческой задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно выделять и формировать познавательные цели урока;
-выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона и др.);
-уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
Познавательные УУД:
-умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и
изобразительного искусства;
5

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
-формирование целостного представления о возникновении и существовании
музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач-участие в
музыкальной жизни (школы, села- умение применять знания о музыке вне учебного
процесса.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение, занятия проводятся в учебной аудитории,
фортепиано
- информационное обеспечение, в кабинете музыки есть ноутбук и интернет,
музыкальный центр, колонки, проектор, экран
- кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№/п

Ф.И.О.
учителя

Преподавае
мые
дисциплин
ы

Уровень
образован
ия

Квалифика Курсы
ция/дата
повышения
прохождени квалификации
я
аттестации

1

Герасименко
Лариса
Николаевна

Музыка

Музыкаль
ное
училище
им.
Чайковск
ого, г
Алмаата,1996
г.
Уральска
я
государст
венная
консерват
ория им.
М. П.
Мусоргск
ого.
Г.
Екатерин
бург,
2001г.
Специаль
ность:
концертн
ый певец,

Первая
квалифика
ционная
категория.
28.01.2024
г.

6

16.03.202415.03.2024г.,
ООО «Центр
непрерывного
образования и
инноваций» по
программе:
«Учитель
музыки:
преподавание
предмета в
соответствии с
обновленным
ФГОС ООО.
Профессиональ
ные
компетенции» в
объеме 144
часа,
г. СанктПетербург.

преподава
тель
специаль
ности
«
Академич
еское
пение»

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы, тесты, прослушивания,
устное оценивание, концерты.
Примерный репертуарный список.
Там, вдали за рекой. Птичка. Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева.
Сурок. Музыка Л. Бетховена, слова С. Спасского
Спор. Музыка А. Гретри, слова неизвестного автора
Капризуля мальчик Марк. Музыка Г. Хакензак, русский текст Н.
Померанцевой.
Борзый конь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные.
Мыльные пузыри. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.
Зайчик (Первая тетрадь, соч. 14). Колыбельная. Окликание дождя (Третья
тетрадь, соч. 22). Музыка А. Лядова, слова народные.
Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.
Под луной. Музыка С. Поддубного, слова Л. Епанешникова.
Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивен- сен.
Хорошо! Музыка Г. Дмитриева, слова Ж. Потоцкой. Колокольчики. Музыка
Ю. Сорокина, слова В. Губановой.
Весёлый день.Музыка М. Ройтерштейна, слова Б. Заходера.
Серебряная трель. Музыка В. Кикты, слова С. Куратовой.
Веснушки. Музыка Б. Карахана, слова В. Шифриной.
Скрюченная песенка. Музыка Г. Седельникова, слова К. Чуковского.
Наша песенка простая. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Зимний сад. Музыка А. Ашкенази, слова А. Фаткина.
Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской.
Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко. Самая хорошая.
Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова, перевод К.
Лидиной.
Димкины песенки (цикл для детей). Музыка М. Ройтерштей- на, слова И.
Токмаковой.
Песенка львёнка и черепахи (из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели
песенку»). Музыка Г. Гладкова, слова В. Козлова.
Кораблик (из мультфильма «Первые встречи»). Музыка И. Ефремова,
слова В. Бутакова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7

1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. —
М., 2005.
2. Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнения для начальной школы.
— М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1949
3. Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб. статей. — М., 1953.
4. Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй / Сост. Б.Э.
Биринская. — Л., 1977.
5. Гембицкая Е. Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. — М., 1960.
6. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 1: 1—4
классы. — М., 1964.
7. Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. — М.,
1972.
8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 1997.
9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика.
10. Практика. — М., 2003.
11. Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого
класса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. — М., 1976.
12. Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе. — М., 1964.
13. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. — Л.: Музыка, 1966. — 87 с.
14. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до
XXI века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2003.
15. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе.
— Л., 1972.
16. Распевание в школьном хоре / Сост. Н. Добровольская. — М.: Музыка, 1969. — 90
с.

8

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
\число

Название темы

Кол-во Место
часов
проведения

Отличие певческого
и обиходного
дыхания
«Цепное» дыхание

1

Учебная
комната

1

Учебная
комната

Ноябрь

Я хочу стать
дирижером

1

Учебная
комната

Ноябрь

Понятие «хоровая
партитур»

1

Учебная
комната

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь

Ноябрь
Ноябрь

Декабрь

Время
проведени
я
Основные правила вокально-хорового пения 12 ч.
Организационное
1
Учебная
Вторник
занятие.
комната
(14:0015:00)
В гости к музыке
1
Учебная
Вторник
комната
(14:0015:00)
Что такое петь
1
Учебная
Вторник
хором?
комната
(14:0015:00)
Мы учимся петь.
1
Учебная
Вторник
комната
(14:0015:00)
Петь приятно и
1
Учебная
Вторник
удобно
комната
(14:0015:00)
Как петь сидя и стоя 1
Учебная
Вторник
комната
(14:0015:00)
Вдох и выдох в
1
Учебная
Вторник
пении
комната
(14:0015:00)
Учусь дышать
1
Учебная
Вторник
правильно.
комната
(14:00Тренировка
15:00)
диафрагмального
дыхания.

Музыкальная грамота 5 ч.
Что такое нота?
1

Учебная
9

Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник

Форма
контрол
я

Концерт

Звукоряд.
Скрипичный ключ.
Такт и таковая черта. 1
Длительности.

комната

Декабрь

Пение по нотам.

1

Учебная
комната

Декабрь

Гамма.

1

Учебная
комната

Январь

Мажор. Минор

1

Учебная
комната

Декабрь

Январь

Учебная
комната

Исполнительские задачи хора 17ч.
Звуки музыкальные
1
Учебная
и шумовые
комната

Январь

Звуки гласные и
согласные в пении

1

Учебная
комната

Январь

1

Учебная
комната

Февраль

Артикуляционная
гимнастика В.
Емельянова
Дикция

1

Учебная
комната

Февраль

Скороговорка

1

Учебная
комната

Февраль

Что такое фраза?

1

Учебная
комната

Февраль

Поиск
выразительности
фразы
Понятие мелодии

1

Учебная
комната

1

Учебная
комната

Март

Двухголосная
мелодия

1

Учебная
комната

Март

Строй и ансамбль

1

Учебная
комната

Март

Что такое петь
вместе?

1

Учебная
комната

Апрель

Унисон

1

Учебная

Март

10

(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник

Тест

комната
Апрель

Вместе петь весело

1

Учебная
комната

Апрель

Исполнительские
задачи хора

1

Учебная
комната

Апрель

Устранение
сценического
волнения
Охрана детского
голоса

1

Учебная
комната

1

Учебная
комната

Итоговое занятие

1

Учебная
комната

Май
Май

11

(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)
Вторник
(14:0015:00)

Концерт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».