Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2022 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «___»_________________2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/401 от 23 июня 2022 г. ______________ Д.Е. Пермикина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (туристко-краеведческое направленности) «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» Возраст обучающихся 12-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Пермикин Сергей Ленидович педагог дополнительного образования 202 Содержание программы: № п.п. 1 2 3 4 Наименование характеристик Комплекс основных общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы Список литературы приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 Стр. 3 3 4 5 5 7 7 7 1. Комплекс программы основных характеристик общеразвивающей 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования. Направленность программы - туристско-краеведческая. Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями. Отличительная особенность. Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школа безопасности» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек. Режим занятий. 2 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин. Объем программы. Всего 68 ч. из них: 33 ч. теория, 35 ч. – практика. Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34. Формы обучения: индивидуальная и групповая. Виды занятий - практическое занятие Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель: - развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других; - формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание. Задачи: Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать 3 развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе; Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Учебный (тематический) план № п.п Название раздела, темы Количество часов 1 Автономное существование Всего 21 2 Пожарная безопасность 5 3 4 5 Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Топография 6 4 Формы аттестации/ контроля теория практика 11 10 Участие в соревнованиях 4 1 Участие в соревнованиях 4 0 Участие в соревнованиях 5 4 1 28 10 18 Общая физическая подготовка 5 0 5 Всего 68 33 35 Участие в соревнованиях Участие в соревнованиях Участие в соревнованиях Участие в соревнованиях Содержание общеразвивающей программы. Структурно программа состоит из шести разделов. Тема 1: Автономное существование Теория. Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Теория. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня. Теория и практика. Подача сигналов бедствия. Практика. Оборудование жилища. Теория и практика. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Теория. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав. Тема 2: Пожарная безопасность Теория. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Практика. Действия при возникновении пожара дома. Теория. Подручные средства пожаротушения. Практика.Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). Теория. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях 4 Теория. Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. Тема 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Теория и практика. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций. Теория. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. Теория. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Практика. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения. Тема 5: Топография Теория. Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки. Практика. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности. Практика. Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте. Практика. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту. Практика. Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута Тема 6: Общая физическая подготовка Практика. Бег по пересеченной местности. Практика. Преодоление препятствий. Практика. Силовые упражнения. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности: -правила выживания в условиях автономии; - правила выживания при ЧС; Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий: - действовать при возникновении ЧС; - действовать в условиях автономии; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; - для избегания попадания в стрессовые ситуации; - правильных действий при попадании в ЧС. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы: 5 - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы - информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования № /п 1 Ф.И.О. учителя Преподав аемые дисципли ны Уровень образования Квалификац ия/дата прохождения аттестации Курсы повышения квалификации Пермикин Сергей Леонидович ОБЖ, технологи я ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, 2011 г. Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту. Высшая квалификацион ная категория. 28.03.2022 г. 24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов. 21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов 01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа 10.02.2022 - 01.03.2022 «Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.) . 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: выступления, прохождение контрольной дистанции. - соревнования, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с. 2. Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кирилова. – М.: Издательство нц энас, 2006. – 264 С.: ил. 3. С.В. Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.: ил. 6 Приложение 1 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц \число сентябрь Кол-во часов Название темы Автономное существование (21ч) Вводное занятие. Инструктаж. Понятие об 1 Учебная комната автономном существовании человека январь февраль пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) 1 Учебная комната Сигналы бедствия 4 Учебная комната Жилище 2 Учебная комната Добывание огня 3 Учебная комната, территория ОО Добывание пищи и воды 5 Учебная комната, территория ОО пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) 5 Учебная комната, территория ОО пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Лечение растения Пожар декабрь Время проведения План действия октябрь ноябрь Место проведения заболеваний. Лекарственные Пожарная безопасность (5ч) 1 Учебная комната пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Средства пожаротушения 3 территория ОО пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Природные пожары 1 Учебная комната пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона(4ч) Действия при ЧС природного характера 4 Учебная комната пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Психология поведения людей в экстремальных ситуациях(5ч) Психика человека в экстремальных 2 Учебная комната пятница (15:15ситуациях 15:55 16:05 -16:50) Саморегуляция 3 Учебная комната пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Топография(28ч) Понятие о топографии. Значение 1 Учебная комната пятница (15:15топографии в нар. хозяйстве и военном 15:55 деле 16:05 -16:50) Топографические условные знаки 3 Учебная комната пятница (15:1516:45) Рельеф местности и его изображение на 3 Учебная комната пятница (15:15картах 15:55 7 Форма контрол я Участие в соревнов аниях Участие в соревнов аниях Приборы для ориентирования на местности 3 Учебная комната Топографические карты 3 Учебная комната Определение расстояний на местности и на карте 3 территория ОО март 4 территория ОО апрель Азимут. Определение азимута местности и на карте. Движение местности по азимуту Ориентирование на местности 4 территория ОО 4 Учебная комната территория ОО на на Изготовление картосхем маршрута май Бег по пересеченной местности Общая физическая подготовка(5ч) 2 территория ОО Преодоление препятствий 2 территория ОО Силовые упражнения 1 Спортивный городок Всего часов: 68 8 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) пятница (15:1515:55 16:05 -16:50) Участие в соревнов аниях Участие в соревнов аниях