Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2024 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «___»_________________2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/401 от __ июня 2024 г. ______________ Д.Е. Пермикина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (физкультурно – спортивной направленности) «БАСКЕТБОЛ» Возраст обучающихся 11-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Киселев Артем Вадимович педагог дополнительного образования 2024 г. Содержание программы № п/п 1 2 3 4 наименование Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи общеразвивающей учебной программы 1.3 Содержание учебной программы 1.4 Планируемые результаты Комплекс организационно - педагогических условий, включая формы аттестации 2.1 Условия реализации программы 2.2 Формы контроля и оценочные материалы Список литературы Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 Стр. 1 3 4 5 5 6 6 6 7 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Баскетбол» разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования и другими законодательными актами, и нормативными документами. Направленность программы – физкультурно - оздоровительная. Актуальность программы: программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Особенностью является то, что: - реализация учебного материала происходит в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения. - соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - расширение меж предметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Адресат. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Возраст – 12-17 лет. Количество детей в группе – 7 человек. Режим занятий. 1 час в неделю, продолжительностью 40 мин. Объем программы. Всего 34 часов. Из них теория - 3 и практика –31 Срок освоения. Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 34 Форма обучения – групповая. Виды занятий - практическое занятие, беседа. Форма подведения результатов: участие в соревнованиях, походы. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Целью программы по спортивно-оздоровительному направлению является, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости) способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; 3 выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Учебно- тематический план № п. п 1 2 3 4 5 6 Название раздела Основы игры игровой Броски мяча Тактическая подготовка Комбинированные упражнения Всего Количество часов Форма аттестации/ контроля всего теория практика 7 0,5 6,5 3 0 3 10 0,5 9,5 Контрольная игра 8 1,5 6,5 Тест на знание основных терминов и понятие тактических схем 7 0,5 5,5 34 3 31 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА. Раздел 1. Основы игры. Теория. Беседа «меры безопасности», «правило игры». Практика. Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Ведение мяча на месте. Ловля и передача мяча. Передача одной рукой. Передача от пола. Учебная игра. Раздел 2. Игровой. Практика. Игры в передачах. Игра «семь передач». Игра «собачка». Учебная игра. Раздел 3. Броски мяча. Практика. Броски с места. Броски в прыжке. Броски после ведения в двух шагах. Игры в бросках. Эстафеты с элементами баскетбола. Учебная игра. Раздел 4. Тактическая подготовка. Теория. Тактика игры в защите. Практика. Упражнения для игры в защите. Теория. Тактика игры в нападении. Практика. Упражнения для игры в нападении. Зонная защита. Учебная игра. Раздел 5. Комбинированные упражнения. Теория. Ведение, передача, бросок. Практика. Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Броски в колонне, в двух колоннах. Эстафеты с элементами баскетбола. Соревнование. Учебная игра. 4 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностными результатами кружка «Баскетбол для всех и каждого» являются следующие умения: • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; • умение выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами кружка «Баскетбол для всех и каждого» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. • Проговаривать последовательность действий на занятии. • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану. • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.). Предметные УУД: • умение делать выводы в результате совместной работы группы и учителя; • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: • умение оформлять свои мысли в устной форме; • слушать и понимать речь других; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). 5 • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1.Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в спортивном зале, спортплощадке и т.д. Место проведения – спортзал МАОУ-Тыгишской СОШ. - информационное обеспечение, в спортзале есть ноутбук и интернет -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования, могут участвовать учителя и родители. № Ф.И.О. учителя 1 Киселев Артем Вадимович 06.11.1994 Должность / Предмет образование Учитель Физическая культура Среднее профессионал ьное, ГБПОУ Свердловской области «Свердловски й областной педагогически й колледж» Дата прохождения аттестации и категория 1КК Приказ МОиМПСО от 09.01.2020 № 19-Д (24.12.1924.12.24) г. Екатеринбург квалификация : учитель адаптивной физической культуры, специальность : адаптивная физическая культура, 2019 г. (диплом 116616 0179672 рег. № 1273 от 21.06.2019) 6 Курсы повышения квалификации - 24.03.2020 – 22.04.2020 «Организация процесса обучения физической культуре в условиях реализации ФГОС среднего общего образования», 72 ч., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», , удос. № 590400042105 - 26.03.2021 «Организация и проведение ГИА по программам основного общего образования. Организатор ППЭ»., сертификат - 11.07.2022-19.07.2022 «ФГОС ООО: идеология, содержание и технология реализации», 72 ч., , АНО ДПО «Центр профессионального развития ПРОФИ», удостоверение «№ 66ПД1916-010 -- «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в том числе среди лиц с ОВЗ и инвалидов», 72 ч., ГАУ СО -31.05.2022 – 15.06.2022 «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» г. Екатеринбург, , удостоверение № 662410933212 (рег. № 88-2022) -13.12.2019_17.12.2019«АУЕкриминальная субкультура молодежи в современном российском обществе: тенденции формирования распростронения» 40ч АНО ДПО «УраМиКБ» удостоверение № 662410307115(рег. номер249) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: участие в соревнованиях, контрольные нормативы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кузнецов В.С. внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.- М.: Просвещение, 2013.- 112 с. 7 Приложение 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Темы занятий Количество часов Раздел: основы игры сентябрь Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра. 1 сентябрь Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. 2 сентябрь Ведение мяча на месте. Учебная игра. 1 сентябрь Ловля и передача мяча. Учебная игра. 1 октябрь Передача одной рукой. Учебная игра. 1 октябрь Передача от пола. Учебная игра. 1 Место/ время проведения Формы контроля Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Раздел: игровой октябрь Игры в передачах. Учебная игра. 1 ноябрь Игра «семь передач». Учебная игра. 1 ноябрь Игра «собачка». Учебная игра. 1 ноябрь декабрь декабрь январь Январь/ февраль Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Спортзал среда 15.0015.40 Раздел: Броски мяча Броски с места. Учебная игра. 2 Спортзал среда 15.0015.40 Броски в прыжке. Учебная игра. 2 Спортзал среда 15.0015.40 Броски после ведения в двух шагах. 2 Спортзал Учебная игра. среда 15.0015.40 Игры в бросках. Учебная игра. 2 Спортзал среда 15.0015.450 Эстафеты с элементами баскетбола. 2 Спортзал среда 15.0015.40 Раздел: Тактическая подготовка 8 соревнования соревнования Контрольная игра февраль Тактика игры в защите. Учебная игра. Спортзал среда 15.0015.40 февраль Упражнения для игры в защите. 1 Спортзал Учебная игра. среда 15.0015.40 февраль Тактика игры в нападении. Учебная 1 Спортзал игра. среда 15.0015.40 март Упражнения для игры в нападении. 2 Спортзал Учебная игра. среда 15.0015.40 март Учебная игра. 1 Спортзал среда 15.0015.40 март Зонная защита. Учебная игра. 2 Спортзал Тест на знание среда 15.00- основных терминов 15.40 и понятие тактических схем Раздел: Комбинированные упражнения апрель Ведение, передача, бросок. Учебная 1 Спортзал игра. среда 15.0015.40 апрель Совершенствование в ведение, 1 Спортзал передачах, бросках. Учебная игра. среда 15.0015.40 апрель Броски в колонне, в двух колоннах. 1 Спортзал Учебная игра. среда 15.0015.40 май Эстафеты с элементами баскетбола. 1 Спортзал среда 15.0015.40 май Соревнование. Итоговая игра 2 Спортзал среда 15.0015.40 Итого 34 1 9