Рабочая программа ВД УО На пути к ГИА 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачѐва/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
___________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА ПУТИ К ГИА
приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 2028)
Уровень обучения (класс) 9___ основное общее образование
Количество часов____ 34 ч ______
Уровень базовый
Составитель:
Князева Марина Анатольевна, высшая к.к.
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов,
необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей
(на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной
машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,
швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви,
сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в
группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на
них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других
обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в
зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по внеурочной деятельности «На пути к ГИА» в IX классе определяет
содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и
машинной обработки производственных материалов трудовой подготовки: "Швейное дело
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне
зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов,
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные
профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического
работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга
специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п.

Тема урока

Кол-во Содержание учебного Основные виды
деятельности
часов предмета

Швейное дело 34ч

1

2

Вводное занятие.
Первичный инструктаж
по охране труда.
Материаловедение
Натуральные и
химические волокна.

1
1

Материалы,
используемые
в
трудовой
деятельности.
Перечень основных
материалов
используемых
в
трудовой
деятельности,
их
основные свойства.
Происхождение
материалов
(природные,
производимые про-

Беседа о профессии
швеи. Демонстрация
работ учащихся старших
классов. Цели и задачи
обучения. План работы
на год. Знакомство с
изделиями,
запланированными
Слушание
объяснения
учителя
Наблюдение за
демонстрацией учителя

3

Простейшие сведения о
ткани.

4

Определение лицевой и
изнаночной стороны
ткани.

5

Сведения о прядильном
и ткацком производстве.

6

7

8

9

10

Профессии ткацкого и
прядильного
производства.
Правила посадки за
швейной машиной и
правила безопасности
при работе на швейной
Машиноведение.
машине
Основные сведения о
швейных машинах
Приѐмы
работы
на
швейной машине с ручным
приводом
Заправка верхней и
нижней ниток.

Процесс получения ткани
и сфера еѐ применения.
Лицевая и изнаночная
стороны, долевая и
поперечная нити в ткани.
Кромка.

1

Определение лицевой и
изнаночной сторон ткани

1

1

1
1

1
1

1

Выполнение машинных
строчек с ориентиром
на лапку (прямых,
закруглѐнных,
Инструменты
и
зигзагообразных).
оборудование:
Положение изделия на
простейшие
машинном
рабочем
инструменты
ручного
месте.
труда,
приспособления,
станки
и
проч.
Устройство, наладка,
подготовка к работе
инструментов
и
оборудования,
ремонт,
хранение
инструмента.

Перечень основных
материалов
используемых
в
трудовой
деятельности,
их
основные свойства.
Происхождение
материалов

Слушание объяснения
учителя
Наблюдение за
демонстрацией учителя.

11

Швейная
машина
ножным приводом.

с

1

Швейная машина с
ножным приводом:
назначение и
устройство (приводной,
передаточный и
рабочий механизмы и
их взаимодействие).
Устройство ножного
привода.
Регулятор строчки:
назначение и
устройство. Длина
стежка. Выбор длины
стежка.
Слушание учителя.
Машиноведение.
Наблюдение за
Основные сведения о демонстрацией учителя
швейных машинах:
марки, скорости,
виды выполняемых
работ, основные
механизмы, заправка
верхней и нижней
ниток. Правила
посадки за швейной
машиной и правила
безопасности при
работе на швейной
машине.
Подготовка швейной
машины к работе. Пуск
и остановка швейной
машины.
Приѐмы
Выполнение
работы
на швейной
машинных
строчек на
машине
с
ножным
тонких и толстых
приводом
тканях. мышления,
зрительного
восприятия.
Обратный
ход швейной

12

Регулятор
строчки:
назначение и устройство.
Выполнение строчек с
различной длиной стежка.

13

Швейная
машина
с
электрическим приводом.

1

14

Шитьѐ на швейной
машине с электрическим
приводом.
Виды машинных игл.
Подбор иглы в
зависимости от ткани и
ниток. Правила установки
иглы.
Машинная закрепка.

1

15

16

1

1

17

Выполнение
машинных
строчек на образце

1

18

Виды машинных швов

1

машины. Приѐмы
выполнения машинной
закрепки.
Строчка наТребования
бумаге и к
качеству
ткани
по выполняемой
прямым,
операции.
закруглѐнным
и
зигзагообразным
линиям

19

Соединительные швы:
вподгибку с закрытым
срезом.

Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
1

20

Соединительные швы:
двойной шов

1

21

Соединительные швы:
накладной с открытым
срезом.

1

22

Соединительные швы:
двойной шов
1

23

Соединительные швы:
накладной с открытым
срезом.

1

24

Выполнение
шва
вподгибку на образце.

1

25

Выполнение на образце
шва вподгибку с
закрытым срезом.

1

Знакомство с
ручными стежками,
виды ручных
стежков, способы
выполнения,
применение.

Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя

Слушание учителя.
Наблюдение за
Технология выполнения демонстрацией учителя
шва вподгибку с
открытым и закрытым
срезами. Закрепление
машинной строчки
вручную.
Швы, используемые для Слушание учителя.
Наблюдение за
отделки изделия.
Технология выполнения демонстрацией учителя
шва вподгибку с
закрытым срезом.

26

Изготовление изделия.
Выполнение чертежа
изделия, инструкционная
карта

1

27

Построение чертежа
изделия в натуральную
величину.

1

28

Изготовление
изделия

29

Подготовка
раскрою.

30

Раскрой изделия

31

Пошив изделия, обработка
срезов.
Пошив изделия,
обработка срезов.

32

выкройки

ткани

к

1

Инструменты и
оборудование:
простейшие
инструменты
ручного
труда,
приспособления,
станки
и
проч.
Устройство,
наладка, подготовка
к
работе
инструментов
и
оборудования,
ремонт,
хранение
инструмента.
Свойства
инструмента
и
оборудования
―
качество
и
производительность
труда. Изготовление
однодетального
изделия, обработка
срезов
краевым
швом. Разметка и
раскрой
детали
платка.

Этика и эстетика
труда:
правила
использования
инструментов
и
материалов, запреты
и
ограничения.
Инстркции
по
технике безопасности
(правила поведения
при
проведении
работ). Требования к
организации рабочего
места.
Правила
профессионального
поведения.

Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя

Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя

Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя
Слушание учителя.
Наблюдение за
демонстрацией учителя

Выполнение отдельных Слушание учителя.
Наблюдение за
трудовых операций и
демонстрацией учителя
изготовление
стандартных изделий
под руководством
педагога.

33
34

Пошив изделия, обработка
срезов.
Влажно - тепловая
обработка изделия..

Утюжка изделия.
Терминология
утюжильных работ.
Правила безопасной
работы с утюгом.
34

итого

Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники:
1. Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 7класса для
учащихся с ОВЗ (умственная отсталость, сложная структура дефекта),обучающихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам/ А.И. Галина, Е.Ю.
Головинская.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское словоучбник,2014
2.
Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 6 класс:
методическое пособие к учебно - методическому комплекту для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. - Самара: ООО «Современные образовательные
технологии», 2014 г.
3. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания,
хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические
материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям.- Минск: Издательство
БелАПДИ-Открытые двери,1997.

2.Технические средства
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук);
- проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».