Аннотация Астрономия 11

Пояснительная записка
Школьный курс астрономии знакомит обучающихся с современной естественно-научной картиной мира, с развитием представлений о строении Вселенной, с длительным и сложным путём познания
человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Астрономия — это учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и
техники, на формирование основ знаний методов и результатов научных исследований, на использование фундаментальных физических законов природы для изучения небесных тел и Вселенной как
целого.
Основная цель курса астрономии — заложить прочный фундамент научного мировоззрения
обучающихся на основе знакомства с методами научного познания в приложении к космическим
объектам, продемонстрировать принципиальную возможность познания человеком окружающего мира
небесных тел.
Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются:
• формирование представлений о месте Земли и человечества во Вселенной;
• объяснение наблюдаемых на небе природных астрономических явлений;
• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, о пространственных и временных
масштабах наблюдаемой Вселенной, о наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
• формирование навыков использования естественно-научных и прежде всего физикоматематических
знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики;
• формирование интереса к изучению естественных наук, развитие представлений о существующих
сферах профессиональных работ, связанных с астрономией и космической деятельностью;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных
информационных технологий.
Общая характеристика учебного курса
Изучение астрономии в общем образовании обусловливается важностью вклада астрономии в
создание научной картины мира и формирование научного миропонимания современного человека.
В рамках курса астрономии изучаются наблюдаемые астрономические явления, а также природа и
эволюция наблюдаемых космических объектов. Концептуальным ядром курса астрономии является
раскрытие представлений о строении и эволюции окружающего нас мира и методах астрономических
исследований.
Курс астрономии включает как традиционные вопросы практической астрономии, имеющие
исторические корни, так и современные достижения астрофизики, полученные в результате наземных и
космических исследований:
• сведения о природе и физических характеристиках планетных тел Солнечной системы и Солнца;
• общие представления о теории формирования звёзд и планетных систем;
• вопросы эволюции звёзд;
• вопросы строения и динамики нашей Галактики и других галактик;
• представление о структуре и эволюции наблюдаемой Вселенной.
При изучении астрономии должны быть усвоены основные законы и закономерности, действующие во Вселенной — как на Земле, так и в космосе: закон сохранения энергии, законы механики,
газовые законы, закон всемирного тяготения, законы Кеплера, закон Вина, закон Стефана — Больцмана
и др. Важнейшим аспектом курса астрономии является знакомство с особенностями методологии этой
науки, поскольку основа получения информации об объектах Вселенной — это наблюдения.
Совокупность наземных и внеатмосферных средств наблюдения позволила сделать наблюдательную
астрономию всеволновой и изучать всё многообразие процессов во Вселенной, а с учётом появившихся
возможностей детектирования, помимо электромагнитных волн, ещё нейтрино и гравитационных волн
астрономия стала многоканальной.
Одним из важнейших практических приложений астрономии является космонавтика, которая
обеспечивает развитие внеатмосферных методов наблюдения, исследование Земли и Солнца из космоса,

освоение космического пространства с помощью космических летательных аппаратов — искусственных
спутников, автоматических станций, пилотируемых космических кораблей. Исторические аспекты
развития космонавтики, родиной которой стала наша страна, определяют большое воспитательное
значение курса. Курс астрономии имеет тесные межпредметные связи прежде всего с курсом физики, а
также с другими школьными предметами.
Для освоения включённых в программу тем необходимо понимать смысл основных законов
механики, термодинамики и электродинамики, физики газов, оптики, атомной и ядерной физики. При
изучении астрономии важны и межпредметные связи с математикой, прежде всего для понимания и
получения различных количественных соотношений, характеризующих свойства космических объектов
и графических способов представления информации.
Важнейшее мировоззренческое значение имеют астрономические наблюдения — невооружённым глазом или с помощью школьного телескопа, а также работа с астрономическим материалом
(изображения, схемы, карты неба, справочный материал) с использованием Интернета.
В курсе астрономии выделяют следующие основные содержательные линии:
• влияние астрономических открытий на развитие цивилизации;
• роль нашей страны в освоении космического пространства;
• особенности астрономических методов изучения космических объектов;
• объяснение видимых невооружённым глазом астрономических явлений (видимые движения
небесных тел, затмения, метеоры и др.);
• характеристики наблюдаемых тел Солнечной системы;
• физическая природа Солнца и звёзд и их эволюция;
• строение и эволюция Вселенной, пространственно-временные масштабы исследуемой области Вселенной.
Изучение астрономии даёт возможность понять сущность наблюдаемых астрономических явлений, познакомиться с научными методами исследования объектов Вселенной,
расширить представления о важных физических законах и их проявлении в космосе, осознать место
Земли в Солнечной системе, Галактике, Вселенной; выработать сознательное отношение к антинаучным
воззрениям.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС СОО астрономия является обязательным предметом на уровне среднего общего
образования. Учебным планом предусмотрено изучение астрономии в течение одного учебного года 11м классе; общий объём курса составляет 35 часов.
основная задача курса — не насыщение ученика большими объёмами научной информации, а стимулирование интереса к её получению, выработка современного научного миропонимания, а также
знакомство с космической деятельностью человека.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Изучение курса астрономии вносит вклад в достижение личностных результатов, которые отражают готовность обучающихся к саморазвитию, их мотивацию к целенаправленной познавательной
деятельности и включают:
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• навыки сотрудничества со сверстниками и преподавателями в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты
В процессе изучения курса астрономии обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно определять цели познавательной деятельности и использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности;

• применять навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
• самостоятельно искать методы решения практических задач, применять различные методы познания;
• осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, ориентироваться в
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
В процессе изучения курса астрономии ученик научится:
• приводить примеры практического использования астрономических знаний в повседневной жизни;
примеры вклада учёных в развитие представлений об окружающем Землю мире;
• характеризовать основные этапы развития космонавтики, знать роль нашей страны в развитии космической деятельности человечества;
• высказывать оценочные суждения о роли астрономических знаний в развитии цивилизации, о мировоззренческом значении астрономии, её взаимосвязи с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, связанной с астрономическими исследованиями или практическими приложениями
астрономии;
• ориентироваться на звёздном небе, находить наиболее узнаваемые созвездия и яркие звёзды; пользоваться компьютерными приложениями для определения положения Солнца, Луны, планет и других
космических объектов на заданные дату и время суток для данного населённого пункта;
• характеризовать использование методов научного познания в астрономии: методов определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, определения масс небесных тел, использования телескопов для астрономических наблюдений, спектрального анализа, получения астрономической
информации в различных диапазонах электромагнитных излучений наземными и космическими обсерваториями;
• использовать при описании небесных объектов и космических процессов такие астрономические
понятия, как геоцентрическая и гелиоцентрическая системы, небесная сфера, небесный экватор, эклиптика, полюсы мира, кульминация, звёздная карта, созвездие, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник планеты, искусственный спутник, первая и вторая космические скорости, звезда, различные типы звёзд, атмосфера
Солнца, солнечные вспышки, солнечный ветер, новые и сверхновые звёзды, красный гигант, главная
последовательность, белый карлик, нейтронная звезда, чёрная дыра, пульсар, Солнечная система, параллакс, звёздные скопления, межзвёздная среда, газовые туманности, молекулярные облака, Галактика,
типы галактик, активное ядро галактики, квазар, расширение Вселенной (Большой взрыв), фоновое, или
реликтовое, излучение, постоянная Хаббла, физические величины, часто используемые в астрономии
(парсек, световой год, астрономическая единица, звёздная величина, угловая секунда, масса и
светимость Солнца);
• иметь представление о планетах земной группы и планетах-гигантах; малых телах Солнечной системы; основных типах звёзд; основных типах галактик;
• сравнивать основные свойства планет Солнечной системы; иметь представление о физике Солнца и
активных процессах на Солнце; составе и природе звёзд и возможных путях эволюции звёзд различной
массы; процессе формирования звёзд и планетных систем; составе, структуре и размерах Галактики;
движении звёзд в Галактике, типах других галактик и структуре и эволюции Вселенной как целого;
• объяснять наблюдаемые (суточные и годичные) движения Солнца, Луны, звёзд, планет; знать
принципы построения календарей; особенности движения планет вокруг Солнца и движения искусственных спутников Земли; условия наступления солнечных и лунных затмений; объяснять причину
смены фаз Луны; причины возникновения приливов и отливов; природу, источники энергии и эволюцию
звёзд, причину красного смещения в спектрах галактик;
• использовать при выполнении учебных заданий справочные материалы, ресурсы Интернета, осуществлять эффективный поиск необходимой информации, критически оценивать достоверность получаемой информации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».