Пояснительная записка Рабочая программа по математике «Математический практикум» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Главная цель изучения программы - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данная программа рассчитана на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. Содержание программы построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Программа ориентирована на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности. Цель программы: - формирование всесторонне образованной и инициативной личности; - обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда; - формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; - обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда. Задачи программы: - создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; - формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; - расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; - развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики. - создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач; - создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации; - создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи; - продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач; - создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д. Планируемые результаты освоения программы Личностные 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; 2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе; 4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно - полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные 1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; 4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; 5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; 6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. Предметные 1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; 5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; 6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; 7) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; 9) выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; 10) понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и Содержание программы круговой диаграммы; 11) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. 14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; 18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; 19) строить речевые конструкции; 20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; 21) выполнять вычисления с реальными данными; 22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Содержание программы