Рабочая программа ВД Профессинальное самоопределение 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по приказом директора
УВР
МАОУ-Тыгишской СОШ
_________ /Е.С. Лихачева/
№ 01-05/489 от «31»августа 2023
«28» августа 2023 г.
г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
(интеллектуальные марафоны)
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.)

Уровень обучения (класс) 10
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Карнаухова И.Н, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024

2023

Планируемые результаты освоения курса
предметные:
Регулятивные УУД
 высказывать своѐ предположение (версию), работать по плану. Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала.
 давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством
формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД
 перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате совместнойработы всего класса.
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменнойречи.
метапредметные:
Регулятивные УУД
 логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
 способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного
образа

жизни

как

целевой

приоритет

при

организации

собственной

жизнедеятельности, взаимодействиис людьми;
 умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных
факторах, влияющих на здоровье;
Познавательные УУД
 способность

рационально

организовать

физическую

и

интеллектуальную деятельность;
Коммуникативные УУД
 умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению
здоровья;
 формирование

умений

позитивного

коммуникативного

общения

с

окружающими.

личностные:
 овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
 отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
 формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей
ценностичеловека;
 развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор
поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных
нанести вред физическому и психическому здоровью;
 формирование потребности ответственного отношения к окружающим
и осознания ценности человеческой жизни.
Содержание курса
Тема 1. Введение (1ч.).
Цели и задачи курса. Содержание и специфика курса по основам выбора профессий.
Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная
подготовка.
Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионализму (2ч.).
Виды предприятий и

форм собственности. Новый

тип

организации

людей

в

производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирование. Занятость
населения. Безработица. Встреча с представителями центра занятости.
Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».
Тема 3. Правила выбора профессии (1ч.)
Принцип выбора: «хочу – могу - надо». «Хочу» - склонности, желания, интересы; «могу –
человеческие возможности; «надо» - потребность рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при
выборе профессии. Анкета «Я могу» и «Я хочу».
Тема 4. Отрасли общественного производства (1ч.)
Отрасли экономики. Классификация отраслей.
Тема 5. Классификация профессий (2 ч.)
Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.
Практическое занятие «Типы профессий».
Тема 6. Профессиограмма профессий (1 ч.)
Требования к составлению профессиограмм. Профессия, специальность, классификация.
Игра «Угадай

профессию».

Тема 7. Многообразие мира профессий (8 ч.)

Изучение профессиограмм различных профессий. Определение интереса и склонностей
учащихся

к

определенным

видам

профессий.

Пути

получения

изучаемых

профессий.

Образовательная карта района и области. Игра «Остров», опросник Дж.Холанда «Профессиональный
тип личности», тест «Карта интересов».
Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии (2 ч.)
Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном
самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Практическая работа «Методика определения уровня самооценки».
Тема 9. Возможности личности в профессиональной деятельности (1 ч.)
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности
при выборе профессии. Самовоспитание.
Тема 10. Природные свойства нервной системы (2 ч.)
Темперамент,

черты

характера

и

особенности

их

проявление

в

учебной

и

профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Опросник Айзенка. Практическое
занятие «Оценка свойств своего характера».
Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2
ч.)
Виды памяти и их роль в различных видах проф.деятельности. Общее представление о
внимании. Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и
оценка

уровня

кратковременной

наглядно-образной

памяти.

Внимания,

мышления,

пространственных представлений.
Тема 12. Способности, условия их проявления и развития (2 ч.)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие
проявления и развития способностей. Выявление и оценка различных видов способностей.
Тест «Определение склонностей».
Тема 13. Мотивационная сфера (4 ч.)
Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация.
Интерес. Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности». Формирование потребности
адекватно

оценивать

свои

интересы

и

склонности

при

выборе

профессии.

Сущность

понятий«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Значение мотивов
деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
Анкета «Мотивы выбора профессии». Игра «Пять шагов».
Тема 14. Пути получения профессии (2 ч.)
Система профессионально-технического образования. Типы учебных заведений, условия
приѐма и обучения. Возможности квалификационного роста.
Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения. Образовательная

карта региона.
Тема 15. Моя профессиональная карьера (1 ч.)
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера.
Практическая работа. Составление плана «Моя профессиональная карьера»
Практическая работа «Проведение профессиональной пробы».
Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии (2 ч.)
Зачет. Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и
дальнейшего образовательного направления.

Тематическое планирование
№

Наименование темы

Введение.
Цели и задачи курса.
1

Колич
ество
часов
1

.

.

.

К
форма
контрол
я
Уроклекция

Ф
Требования к уровню подготовки
ПредметноДеятельноЦенностноинформационная
коммуникативна ориентировоч
я
ная
Знать что включает в
Владеть
вооружить
себя основы
понятиями по
подростков
проф.самоопределения
теме. Уметь
системой
Характеризовать
применять
понятий и
основные темы курса,
информацию на
представлений
доказывать свою точку
практике
,
зрения, владеть
необходимых
монологической речью,
для анализа
уметь слушать.
своей
личности;

Знать что такое
современный рынок
труда
Характеризовать
основные требования к
профессионалу,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать
Знать что такое кадровое
планирование
Характеризовать
основные признаки
безработицы, доказывать
свою точку зрения,
владеть монологической
речью, уметь слушать

Тема 2. Современный рынок труда и
его требования к профессионалу.
Виды
2 предприятий и форм
собственности.

2
1

Уроклекция

Кадровое
планирование. Занятость
3
населения. Безработица. Составление
резюме.

1

Уроклекция

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
информировать
учащихся о мире
профессий и
запросах рынка
труда

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
составлять
резюме

вооружить
подростков
системой
понятий и
представлений,
необходимых
для анализа
своей
личности;

Тема 3.Правила выбора профессии.

1

Правила
выбора профессии.
4

1

Тема 4. Отрасли общественного
производства.
Отрасли
экономики. Классификация
5
отраслей.

1

Тема 5. Классификация профессий.

2

Классификация
профессий по предмету,
6
целям, средствам, условиям труда.

Уроклекция

Знать какие существуют
правила выбора
профессии
Характеризовать
основные требования к
профессионалу,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
применять
информацию на
практике

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

Уроклекция

Знать основные отрасли
экономики
Характеризовать каждую
отрасль, доказывать
свою точку зрения,
владеть монологической
речью, уметь слушать

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
применять
информацию на
практике

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

1

Уроклекция

Знать классификацию
профессий
Характеризовать
цели,средства,условия
труда, доказывать свою
точку зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
применять
информацию на
практике

Классы
профессий. Пр.р-та «Типы
7
профессий»

1

Урокпрактик
ум

вооружить
подростков
системой
понятий и
представлений,
необходимых
для анализа
своей
личности

Тема 6. Профессиограмма профессий.

1

Понятие
о профессиограмме.
8
Профессиограммы наиболее
распространѐнных профессий.
Игра «Угадай профессию»

1

.

.

.

.

.

1

Уроклекция

Уметь применять
информацию на
практике
Знать что такое
профессиограмма
Характеризовать
основные требования к
профессиограмме,

Владеть
понятиями по
теме. Уметь
применять
информацию на

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

– 11.

доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Тема 7. Многообразие мира профессий.

8

Общее
знакомство с миром профессий.
9
Игра «Остров», опросник Дж.Холанда
«Профессиональный тип личности» Знакомство
со схемой анализа профессий
1

3

Знакомство
с типичными и
1
специфическими особенностями той или
иной профессиональной деятельности.
Тест «Профессиональный тип личности»
Проблема
престижных и не престижных
1
профессий
Игра «Остров»

1

Творческие
специальности. Тест «Карта
1
интересов».

1

Зачет
1 за первое полугодие.

1

Тема 8. Представление о себе и
проблеме выбора профессии

2

1

2.

3.

4.

5.

1

Урокпрактик
ум
Уроклекция

Уроклекцияпрактик
ум
Урокпрактик
ум

Урокпрактик
ум

Знать что такое анализ
профессий
Характеризовать
основные пункты,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Знать что такое
престижные и не
престижные профессии
Характеризовать
основные требования к
ним, доказывать свою
точку зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

практике

Уметь применять
информацию на
практике
Владеть
понятиями по
теме. Уметь
применять
информацию на
практике

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

Уметь применять
информацию на
практике
Уметь применять
информацию на
практике

обеспечить
подростков
приѐмами
самосовершенс
твования

Уметь применять
информацию на
практике

6.
учить
школьников
анализировать
сильные и

7.

8.

9.

Образ
1 «Я» как система представлений о
себе.

1

Уроклекция

Пр.работа
«Методика определения
1
уровня самооценки».

1

Урокпрактик
ум

Тема 9. Возможности личности к
профессиональной деятельности.
Понятие
профпригодности.
1
Профессионально важные качества

1

Тема 10. Природные свойства нервной
системы.
Темперамент.
Тест Айзенка.
2

2

Что
2 такое характер. Пр.р-та «Оценка
свойств своего характера».

Уметь применять
информацию на
практике

Уметь применять
информацию на
практике

Уроклекция

Знать что такое понятие
профпригодности
Характеризовать
основные требования к
профессионалу,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Уметь выделять
профессионально
важные качества

способствовать
формированию
положительног
о образа Я и
адекватной
самооценки

1

Уроклекция

Уметь
характеризовать
виды
темперамента

способствовать
формированию
положительног
о образа Я и
адекватной
самооценки

1

Уроклекцияпрактик
ум

Знать что такое
темперамент
Характеризовать
основные его
проявления, доказывать
свою точку зрения,
владеть монологической
речью, уметь слушать
Знать что такое характер
Характеризовать
основные его черты,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Уметь
характеризовать и
оценивать
свойства своего
характера

учить
школьников
анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

1

0.

1.

Характеризовать
основные требования к
себе, доказывать свою
точку зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

слабые
стороны своей
личности
учить
школьников
анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

2.

5.

6.

7
28.

9.

Тема 11. Психические процессы и их
роль в профессиональном
самоопределении.
Память
и внимание. Наблюдательность.
2
Особенности мышления.

2

Тема 12. Способности, условия их
проявления и развития.
Понятие
о задатках и способностях
2
личности.

2

Уроклекция

Знать что такое память и
внимание,
наблюдательность и
мышление
Характеризовать
основные их качества,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Уметь
характеризовать и
оценивать их
признаки

способствовать
формированию
положительног
о образа Я и
адекватной
самооценки

1

Уроклекция

Уметь
характеризовать и
оценивать их
признаки

анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

Выявление
и оценка различных видов
2
способностей. Тест «Определение
склонностей».
Тема 13. Мотивационная сфера.

1

Урокпрактик
ум

Знать что такое задатки и
способности личности
Характеризовать
основные их качества,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Мотивы,
ценностные ориентации и их
2
роль в профессиональном
– самоопределении. Анкета «Мотивы
выбора профессии»

2

Уроклекция

Уметь выделять
мотивы и
ценностные
ориентации у себя

анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

1

Урокпрактик
ум

Знать что такое мотивы,
ценностные ориентации
Характеризовать их
проявления, доказывать
свою точку зрения,
владеть монологической
речью, уметь слушать
Знать что такое
жизненные и
проф.перспективы
Характеризовать
основные их качества,
доказывать свою точку

Уметь
характеризовать и
оценивать их
признаки

анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

Осознание
жизненных и
2
профессиональных перспектив,
формирование способности выстраивать
ЛПП. Игра «Пять шагов».

3

0.

1.

2.

3.

4.

зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Тема 14. Пути получения профессии.

2

Система
профессионального образования
3
в России

1

Уроклекция

Онлайн
- экскурсия в начальные
3
профессиональные образовательные
учреждения
Тема 15. Моя профессиональная
карьера.
Профессиональные
и жизненные планы.
3
Профессиональная деятельность и
карьера.
Составление плана «Моя
профессиональная карьера»

1

Урокпрактик
ум

1

Уроклекцияпрактик
ум

Профессиональная
пригодность. Пр.р-та
3
«Проведение профессиональной пробы»

1

Урокпрактик
ум

Тема 16. Оценка способности
школьников к выбору профессии.
Я и3 мой выбор (подготовка творческих
проектов и зачет)

3

Итого: 34 часа

Знать ступени
проф.образования в
России
Характеризовать
основные их
характеристики,
доказывать свою точку
зрения, владеть
монологической речью,
уметь слушать

Уметь выделять
профессионально
важные качества
для
проф.образования

Знать что такое
проф.деятельность и
карьера
Характеризовать
основные к ним
требования, доказывать
свою точку зрения,
владеть монологической
речью, уметь слушать

Уметь строить
карьеру ,
реализовать
жизненные
планы,

способствовать
формированию
положительног
о образа Я и
адекватной
самооценки

Уметь применять
информацию на
практике

2

2

Практик
умы

Уметь применять
информацию на
практике
Уметь применять
информацию на
практике

анализировать
сильные и
слабые
стороны своей
личности

Практические занятия:
1. Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».
2.Анкета «Я могу» и «Я хочу»
3. Типы профессий.
4.Игра «Угадай профессию»
5.Игра «Остров»
6. Опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности»
7.Тест «Карта интересов»
8. Методика определения уровня самооценки.
8. Опросник Айзенка.
10. Оценка свойств своего характера.
11. Выявление индексов здоровья
12. Тест «Определение склонностей»
13.Анкета «Мотивы выбора профессии»
14. Игра «Пять шагов».
15.Проведение профессиональной пробы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».