Рабочая программа ВД Практическое обществознание 9класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
На заседании МАП
Протокол № 1
От «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
(«Ученье с увлечение!»)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс)
9
основное общее образование
Количество часов: 34 часов
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение
того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых
принципов поведения;

реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения
моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
 .владение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задач
учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определить наиболее эффективные способы достижения результата;
 вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с
учетом характера ошибок;
 понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов
взаимодействия;
 контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью
к сверстникам и взрослым;
 формирование умения коллективного взаимодействия;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей
точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
•ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного курса
Тема 1 Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность
человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение
.Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение.
Тема 2 Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия,
религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3 Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства.
Тема 4 Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и
норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути
его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5 Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Разделение властей.
Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические
партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое
государство.
Тема 6 Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и
свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские
правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Тематическое планирование
№
урока

Тема раздела,
урока

Кол-во Вид деятельности
часов обучающихся

1

Общество и человек.
Природа и общество. Сферы
общественной
жизни.

1

Работа с учебной
и справочной
литературой

2

Человек, индивид,
личность. Деятельность. Межличностные
отношения. Особенности подросткового
возраста
Тестовый практикум по теме: «Человек и
общество».

1

Работа с учебной
и справочной
литературой

1

4

Духовная культура. Наука. Образование

1

Систематизация
учебного
материала
Работа с учебной
и справочной
литературой

5

Религия. Свобода совести. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

Анализ
проблемных
ситуаций

6-7

Тестовый практикум по теме: «Сфера
духовной культуры».

2

8

Экономика. Экономические системы. Товар. 1
Производство

Систематизация
учебного
материала
Составление
опорных конспекта
в виде плана,
схемы

3

Форма
занятия
Урок
изучения
нового
материала
Интерактив
ная беседа
Интерактив
ная беседа
Практическ
ая работа
Лекция с
элементами
практическо
й работы
Устный
журнал.
Составление
презентаций
по теме.
Практическ
ая работа
Лекция с
элементами
практическо
й работы

9

Рынок. Рыночные отношения.

1

10

Экономическая политика государства

1

11

Тестовый практикум по теме: «Экономика»

1

12

Социальная структура общества.
Социальные группы. Социальные ценности
и конфликты.

13

Нации и межнациональные отношения

1

14

Тестовый практикум по теме: «Социальная
сфера»

1

15

Власть. Государство

1

16

Политические режимы

1

17

Гражданское общество и правовое
государство.

1

18

Тестовый практикум по теме: «Сфера
политики и социального управления».

1

19

Право. Правовые нормы. Правонарушение.
Юридическая ответственность.

1

20

Конституция РФ. Основы конституционного 1
строя.

21

Права, свободы и обязанности граждан

1

22

Права ребенка и их защита. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина.

1

Сравнение
материала по
нескольким
источниками
Решение текстовых
задач
Систематизация
учебного
материала
Составление
опорных конспекта
в виде схемы

Лекция с
элементами
практическо
й работы
Семинар

Работа с
документами.
Заполнение схемы
«Государство».
Заполнение
таблицы
«Политические
режимы».
Составить таблицу
«Признаки
гражданского
общества».
Систематизация
учебного
материала
Составление
опорных конспекта
в виде схемы

Лекция с
элементами
практическо
й работы
Практическ
ая работа

Практическ
ая работа

Лекция с
элементами
практическо
й работы
Решение текстовых Устный
задач
журнал.
Составление
презентаций
по теме.
Систематизация
Практическ
учебного
ая работа
материала

Работа с учебной
и справочной
литературой
Работа с учебной
и справочной
литературой

Прессконференци
я
Практическ
ая работа
Лекция с
элементами
практическо
й работы
Лабораторн
ое занятие

Составление
презентации
по группе
прав
Составление
Семинарско
опорных конспекта е занятие.
в виде плана

23

Гражданские правоотношения. Права
собственности. Права потребителей

1

24

Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей.

1

25

Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних

1

26

Административные правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные
понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Практикум по решению заданий с
диаграммами.

1

28

Практикум по решению заданий на анализ
двух суждений

1

29

Практикум по решению заданий на
установление фактов и мнений

1

30-31

Общий практикум по выполнению заданий
части 2

2

32

Обучающий практикум по выполнению
заданий части 2

1

33-34

Итоговое повторение

1

27

1

Поиск
необходимой
информации из
различных
источников
Составление
опорных конспекта
в виде плана
Решение текстовых
задач

Лекция с
элементами
практическо
й работы

Систематизация
учебного
материала
Систематизация
учебного
материала
Систематизация
учебного
материала
Систематизация
учебного
материала
Систематизация
учебного
материала
Систематизация
учебного
материала

Обучающее
решение
задач.
Обучающее
решение
задач.
Обучающее
решение
задач.
Обучающее
решение
задач.
Обучающее
решение
задач.
Контрольно
е решение
тестов

Семинарско
е занятие.

Лекция с
элементами
практическо
й работы
Составление
Лекция с
опорных конспекта элементами
в виде плана
практическо
й работы

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».