Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по приказом директора УВР МАОУ-Тыгишской СОШ _________ /Е.С. Лихачева/ № 01-05/489 от «31»августа 2023 «28» августа 2023 г. г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я – биолог» («Ученье с увлечением!») (приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.) Уровень обучения (класс) 9 основное общее образование Количество часов: 34 Уровень: базовый Учитель: Стрекаловских Наталья Васильевна, 1 квалификационная категория Срок реализации: 2023-2024 г.г. 2023 Результаты освоения курса Планируемые результаты обучения по курсу «Я – биолог». Предметные результаты: 1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; 2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции; 3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; 4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; 5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека; 6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам; 7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека; 8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков; 9) сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе; 10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления; 11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчѐты, делать выводы на основании полученных результатов; 12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; 13) понимание вклада российских и зарубежных учѐных в развитие биологических наук; 14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; 15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты; 16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; 17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; 19) овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными; . Содержание курса Биология как наука. Методы биологии Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов. Система, многообразие и эволюция живой природы Бактерии – доядерные организмы. Грибы – царство живой природы. Общая характеристика водорослей. Высшие споровые растения. Голосеменные – отдел семенных растений. Покрытосеменные, или Цветковые. Одноклеточные животные, или Простейшие. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика червей. Моллюски. Тип Членистоногие. Строение и жизнедеятельность рыб. Класс Земноводные. Класс. Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие, или Звери. Соотнесение морфологических признаков организма. Учение об эволюции органического мира Организм человека и его здоровье Сходство человека с животными и отличие от них. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Опора и движение. Внутренняя среда. Питание. Определение энерготрат. Дыхание. Органы чувств. Психология и поведение человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Биология как наука. Методы биологии Признаки живых организмов Клеточное строение организмов Бактерии – доядерные организмы Грибы – царство живой природы Общая характеристика водорослей Высшие споровые растения Голосеменные – отдел семенных растений Покрытосеменные, или Цветковые Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Одноклеточные животные, или Простейшие Тип Кишечнополостные Общая характеристика червей Моллюски Тип Членистоногие Строение и жизнедеятельность рыб Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие, или Звери Соотнесение морфологических признаков организма Учение об эволюции органического мира Сходство человека с животными и отличие от них Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности Нервная регуляция процессов жизнедеятельности Опора и движение Внутренняя среда Питание. Определение энерготрат Дыхание Органы чувств Психология и поведение человека Соблюдение санитарно-гигиенических норм Влияние экологических факторов на организмы Экосистемная организация живой природы. Биосфера 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1