ДОП Лига добра 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/401 от 23 июня 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(социально-педагогической направленности)
«ЛИГА ДОБРА»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Величко Ольга Андреевна
педагог дополнительного образования

2022 г.

Содержание программы:
№ п.п.
1

2

3
4

Наименование
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Стр.
1.
3
4
5
7

8
9
9
10

2

Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Лига ДОБРА» относится к социальнопедагогическому направлению общеразвивающих программ.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций,
участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности, расширяются масштабы
реализуемых ими программ и проектов. Свое участие в добровольческой (волонтерской)
деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность
работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных. В связи с
этим организация волонтёрской деятельности в школе становится как никогда актуальной.
Цели и задачи соответствуют социально-экономическим и социокультурным проблемам и потребностям, так как волонтёрская деятельность на сегодняшний день является
неотъемлемой частью каждого человека, готового безвозмездно оказывать посильную помощь. Огромная информационная и частично финансовая поддержка оказывается государством, что также свидетельствует о значимости этого вида деятельности.
Содержание программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Закона «Об образовании в Свердловской области»;
- Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июня
1998г. №124-ФЗ, (с изменениями от 03 декабря 2011г.);
- Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ
(изменениями от 20 июля 2012г.).
Отличительная особенность программы - инвариант акций и мероприятий. Для
самих волонтеров появляется возможность проявить себя в любой сфере волонтерских
начинаний, так как они могут проводить любые акции и мероприятия, которые хотят провести и могут организовать.
Адресат общеобразовательной программы: для эффективности реализации программы предусмотрено задействовать учащихся в возрасте от 14 до 17 лет (учащиеся 8-11
классов), так как согласно нормативно-правовым документам в области волонтёрской деятельности привлекать к трудовым десантам можно совершеннолетних и несовершеннолетних учащихся от 14 лет.
Также возраст обучающихся, привлекаемых к волонтёрской деятельности, соответствует возрастным особенностям юношеского периода. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском
возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и
посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое
развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности
отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к
наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Именно в этот период обучающиеся
готовы брать на себя важные социальные роли и функции, а также нести ответственность
за выполняемое дело в полном объеме.
Продолжительность занятий составляет 40 минут. Встреча с волонтёрами проходит 1 раза в неделю.
Объем общеразвивающей программы рассчитан на 34 часа.
Срок освоения программы – 1 год, что соответствует 34 неделям одного учебного
года.
3

Волонтёрский отряд функционирует на базе школы совсем недавно, поэтому содержание и материал подбираются с учетом минимальных знаний и навыков, таким образом,
программа рассчитана на базовый уровень. Этот уровень предполагает организацию деятельности, обеспечивающего доступ к простым и элементарным знаниям и навыкам в
рамках содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения, применяемые в реализации программы, в основном групповые,
так как акции и мероприятия, включенные в календарно-тематическое планирование,
предполагают работу в сложенной и дружной команде. Однако, возможны и консультации
в индивидуальном порядке.
Виды занятий, предусмотренные программой, разнообразны:
- тематические беседы;
- спортивные мероприятия;
- игровые программы;
- тематические дискотеки;
- разработка и распространение тематических листовок;
- оформление стендов;
- привлечение СМИ (написание заметок, создание фоторепортажей и видеосюжетов);
- создание видеороликов и пр.
На этапе рефлексии используются различные формы подведения результатов:
сбор материалов (интервью), анкетирование участников проекта, обработка материалов,
рефлексивные встречи с волонтёрами, подготовка аналитических материалов, презентации, слеты волонтерских отрядов ГО Богданович.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
1) способствовать формированию антинаркотического мировоззрения среди детей и
молодежи посредством организации воспитательных мероприятий участниками волонтёрского движения;
2) способствовать осознанию значимости здорового образа жизни в современном мире через реализацию спортивно-оздоровительных соревнований;
3) повысить престиж волонтёрских объединений в обществе и содействовать развитию партнёрских отношений образовательного сообщества
Задачи:
Обучающие:
1) формирование представлений о работе волонтёрских объединений;
2) выявление уровня готовности волонтёров к организации социально значимой деятельности;
3) активизация деятельности по совершенствованию работы инициативных молодежных групп и предъявление практических результатов в рамках профилактики здорового
образа жизни и антинаркотического мировоззрения среди подрастающего поколения;
4) внесение коррективов в организацию образовательного процесса с учетом оптимизации условий, обеспечивающих становление "истинных волонтёров";
5) обучение способам активного участия в решении проблем образовательного сообщества, преодолению барьеров на пути сотрудничества со сверстниками;
6)оказание методической помощи педагогам ОУ.
Развивающие:
1) формирование умений выстраивать взаимодействие в различных ситуациях;
2) приобретение практического опыта в организации внеклассной деятельности школьников, позволяющего усилить социальную компетентность и предрасположенность к социально значимой деятельности;
3) формирование умений работать в команде, навыков эффективной коммуникации;
4) развитие самоуправления.
4

Воспитательные:
1) формирование антинаркотического мировоззрения;
2) формирование положительного отношения к спорту как неотъемлемой части здорового образа жизни;
3) организация сотрудничества педагогов, волонтёров, учащихся по освоению идей и
применению их в социально значимой деятельности.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
Всего
ПракТема
Теория
часов
тика

№
п/п
1
2
3
4

Введение
Экологическое волонтёрство
Профилактическое волонтёрство
Ситуативное волонтёрство
Всего часов

1

1

-

9

1

8

12

2

10

12
34

2
6

10
28

Форма аттестации/контроля
Журнал по технике
безопасности
Участие в акциях
Участие в акциях

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение.
Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление детей с работой волонтёрского движения, проведение инструктажа.
2. Экологическое волонтёрство.
Теория. Акция «Лишняя батарейка? Неси нам». Сбор использованных батареек и
ламп на утилизацию.
Практика. Акция «Лишняя батарейка? Неси нам».
Сбор использованных батареек и ламп на утилизацию.
Экологический десант «Живи, лес!». Уборка территории от мусора, высадка деревьев.
Акция «Воды России». Уборка прибрежной зоны от мусора.
Акция «Птичий дом». Изготовление кормушек.
Акция по сбору макулатуры. Привлечение к участию в акции по сбору макулатуры.
Акция «Новая жизнь для пластиковой крышки». Изготовление и установка боксов
для сбора пластиковых крышек.
«Зеленые» игры. Проведение и участие в экологических играх и беседах.
3. Профилактическое волонтёрство.
Теория. Подготовка мероприятия "Сила табачного дыма". Написание сценария,
разработка листовок, подготовка стенда и пр.
Подготовка к проведению игровой программы "Поезд здоровья". Написание сценария, подбор игр и необходимого инструментария.
Практика. Акция «Живой знак». Привлечение внимания общественности к проблеме соблюдения ПДД путем создания фото по сюжету дорожного знака.
Акция «Витаминка». Распространение витаминов среди населения.
Акция «Зарядка со стражем порядка». Проведение зарядки.
Фото-кросс «Дистанция доверия». Участие в акции, агитация волонтёров.
Акция «За безопасный Интернет!». Участие в акции, раздача листовок.
Акция «Спичка не только друг, но и враг». Организация флешмоба #Спичка_друг_враг
Акция «Детский патруль». Участие в акции, печать листовок.
Акция «Стоп ВИЧ и СПИД». Привлечение внимания общественности к проблеме
ВИЧ и СПИД
5

4. Ситуативное волонтёрство.
Теория. Проведении акции «Уроки добра». Написание сценария, подбор игр и необходимого инструментария.
Подготовка к проведению игровой программы "Детям можно все, что угодно…».
Написание сценария, подбор игр и необходимого инструментария.
Практика. Проведении акции «Уроки добра». Написание сценария, подбор игр и
необходимого инструментария.
Акция «Письмо Ветерану ВОВ» (помощь первоклассникам). Волонтеры отряда помогают в оформлении писем.
Мастер-классы для учащихся начальной школы к 9 Мая. Волонтеры отряда проводят
мастер-класс с учениками начальной школы.
Акция «Территория школы – моя забота». Обустройство пришкольной территории.
Подготовка к проведению игровой программы "Детям можно все, что угодно…».
Написание сценария, подбор игр и необходимого инструментария.
Акция «Бессмертный полк». Участие в акции
Акция «Георгиевская ленточка». Участие в акции
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять исследовательскую работу;
- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою
работу, если она расходится с образцом;
- в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- умение слушать и слышать педагога;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение вступать в диалог, вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении
учебной проблемы;
- грамотность, выразительность, эмоциональность речи
- соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- умение подбирать и анализировать специальную литературу;
- умение пользоваться компьютерными источниками информации;
- умение организовывать свое рабочее (учебное) место;
- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;
- сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе.
Личностные результаты:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к
Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
- сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества
6

в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально
опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на
основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского
общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);
- сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.
Предметные результаты:
- история волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтерских отрядов;
- основные формы работы волонтеров.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- мультимедийная установка;
- музыкальная аппаратура;
- микрофоны;
- электронные презентации к КТД;
- спортивный инструментарий (мячи, обручи, канаты и проч.).
Информационное обеспечение:
- книжные издания;
- периодические издания;
- Интернет;
- медиатека.
Кадровое обеспечение:
- волонтёры ОУ;
-руководители ОУ;
-администрация сельской территории Тыгиш;
-администрация ГО Богданович;
-спонсоры.
Методические материалы:
- АВЦ – ассоциация волонтёрских центров;
- Федеральная программа «Ты Решаешь!»;
7

- РДШ – российское движение школьников.
2.2 Форма аттестации /контроля и оценочные материалы
Критерии оценки успешности реализации программы:
1. Продуктивные методы обучения и воспитания.
2. Технологические показатели. (по результатам рефлексивных результатов)
3. Показатели социального развития личности.
4. Показатели социальной адаптации личности.
5. Показатели общественного мнения. (по результатам опроса субъектов)

8

Список литературы
1.
Викторова Т.Б. Социальное проектирование социальное действие Т.Б. / Т.Б. Викторова // Дополнительное образование. - № 1, 2006.
2.
Горбунова Н.В. Методика организации работы над проектом/ Н.В. Горбунова,
Л.В. Кочкина //Образование в современной школе, № 4 – 2000, с. 21-26.
3.
Мудрик А.В. Социальная педагогика/А.В. Мудрик. – М., 2004.
4.
Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на
примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) / Т.В. Носакова // Дополнительное образование. - № 3, 2005.
5.
Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше
будущее»: penza.fio.ru/personal/115/4/7/
6. Батракова Л.Г. Социальное партнёрство как индикатор качества образования
//http://yaratiso.ru
7. Галанов В.А. Социальное партёрство и ОДО/В.А. Галамов//Университетское
управление, 2000, №1 (12). – С. 31-32
8. Митрохин В.И. Социальное партнёрство: Учеб. – метод. Пособие для представителей сторон соц. партнёрства/ В.И. Митрохин. – М.: Учеб.-исслед. центр Моск.федерации
профсоюзов, 1998 г. – 323 с.
9. Принципы социального проектирования: www.aspr.ru/page.php?id=55
10. Социальное проектирование школьников:
deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/socproekt_rukovod.doc
11. О технологии социального проектирования http://scool2/edukolomna.ru/tefcher/klass_ruk/87/html
12. Социальное проектирование http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_1_3.htm
13. Обучение социальному проектированию http://www.youth.crno.ru/pro/social

9

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц

Темы занятий

сентябрь Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности

Количество
часов

1

Место/
время проведения
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Формы контроля

Экологическое волонтёрство – 9 ч.
сентябрь

«Зеленые» игры.

2

сентябрь Экологический десант «Живи,

лес!»
октябрь

1

Акция «Воды России».
1

октябрь

Акция «Птичий дом».
1

октябрь

Акция по сбору макулатуры.
1

ноябрь

Акция «Новая жизнь для пластиковой крышки».

ноябрь

1

2

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Профилактическое волонтёрство – 12 ч.
Кабинет
Акция «Живой знак».
1

декабрь

Акция «Стоп ВИЧ и СПИД»
1

декабрь

декабрь
декабрь

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

ноябрь

Акция «Лишняя батарейка? Неси нам».

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Подготовка мероприятия "Сила
табачного дыма".
Проведение мероприятия "Сила
табачного дыма".
Подготовка к проведению игровой программы "Поезд здоровья".

1

1

1

№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Проведение и участие в экологических играх и беседах.
Уборка прибрежной зоны от мусора.
Изготовление кормушек.
Участию в акции
по сбору макулатуры
Изготовление и
установка боксов
для сбора пластиковых крышек.
Участие в акции,
собранные батарейки
Фото по сюжету
дорожного знака.
Участие в акции,
печать листовок.
Написание сценария, разработка листовок, подготовка
стенда и пр.
Профилактическое
мероприятие
Написание сценария, подбор игр и
пр.
10

январь
январь

Проведение игровой программы
"Поезд здоровья".

1

Акция «Витаминка»
1

январь

февраль
февраль
февраль

февраль

Акция «Зарядка со стражем порядка».

1

Фото-кросс «Дистанция доверия».

1

Акция «За безопасный Интернет!».

1

Акция «Спичка не только друг,
но и враг».

1

Акция «Детский патруль».
1

март

Проведении
добра».

Акция «Письмо Ветерану ВОВ»
(помощь первоклассникам).

апрель

Мастер-классы для учащихся
начальной школы «Помнили и
помнить будем всегда»

май

Акция «Территория школы –
моя забота».

2

2

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

2

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

1

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Акция «Бессмертный полк»
Акция «Георгиевская ленточка»
1

май

май

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

№1, Чт –
15.00-15.40

1
май

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Ситуативное волонтерство – 12 ч.
Кабинет
акции
«Уроки

март
апрель

апрель

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Подготовка к проведению игровой программы "Детям можно
все, что угодно…»
Проведение игровой программы
"Детям можно все, что угодно…»

1

1

Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40
Кабинет
№1, Чт –
15.00-15.40

Профилактическое
мероприятие
Распространение
витаминов среди
населения.
Проведение зарядки.
Участие в акции
Участие в акции,
раздача листовок.
Организация
флешмоба
#Спичка_друг_враг
Участие в акции,
печать листовок.
Написание сценария, подбор игр и
необходимого инструментария.
Волонтеры отряда
помогают
в
оформлении писем
Волонтеры отряда
проводят мастеркласс с учениками
начальной школы.
Обустройство
пришкольной территории.
Участие в акции
Участие в акции
Написание сценария, подбор игр и
необходимого инструментария
Игровая программа

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».