химия доп 2023-2024

Содержание программы:
№ п.п.
Наименование
1
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
2
Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
3
Список литературы
4
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Стр.
1.
3
3
4
6

7
8
8
9

1. Комплекс
программы

основных

характеристик

общеразвивающей

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования и другими законодательными актами
и нормативными документами.
Направленность программы - естественнонаучная.
Актуальность. Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто
используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в
профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о
процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с
составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти
вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь
человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой
степени.
Отличительная
особенность.
Предлагаемая
программа
имеет
естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии
и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на
основе сообщения им некоторых химических знаний”.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические
умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов,
осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для
образованного человека.
Адресат. Курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Возраст – 15-16 лет.
Количество детей в группе – 10-25 человек.
Режим занятий. 2 раза в неделю занятий продолжительностью 40 мин.
Объем программы. Всего 168 часов. Из них теория - 13 и практика –55.
Срок освоения. Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 34.
Формы обучения: индивидуальные и групповые.
Виды занятий – теоретическое и практическое занятие.
Форма подведения результатов. Проведение химических опытов, чтение
химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение
экспериментальных работ.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого
интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков по лабораторной технике
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
- формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с
веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения
химического эксперимента;
- продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,
настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных умений;
- формирование презентационных умений и навыков;

на примере химического материала начать развитие учебной мотивации
школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
дать
возможность
учащимся
проверить
свои
способности
в
естественнообразовательной области.
Развивающие:
•
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
•
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
•
Вызвать интерес к изучаемому предмету
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план.
Общее
кол-во
часов

Теоретич.
часть
(час.)

Вводное занятие.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил
техники безопасности
Знакомство с лабораторным оборудованием

1
2

1

2

2

2

2

5

Хранение материалов и реактивов в химической
лаборатории.
Нагревательные приборы и пользование ими

2

2

6

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

3

3

7

Выпаривание и кристаллизация

3

3

8

Основные приемы работы с твердыми, жидкими,
газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических
веществ
Приготовление растворов в химической лаборатории и в
быту
Кристаллогидраты

5

Химия и медицина
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции
вокруг нас»
Подготовка к декаде естественных наук. Игра
«Счастливый случай»
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 9 классов
членами кружка
Химия в природе
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов
Проведение дидактических игр:
•
кто внимательнее
•
кто быстрее и лучше
•
узнай вещество
•
узнай явление
Химия в быту
Общий смотр знаний.
Игра “Что? Где? Когда?”
Итого

4
5

№
урока
1
2
3
4

9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19

Название темы

1

Практич.
часть
(час.)

Формы
контроля

2

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

4

3

3

4

4
1
5

4

4

7

7

3
2
8

3
2

5
3

5

68

13

8

3
55

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа

Содержание учебного (тематического) плана.
1. Теория. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Выборы совета, девиза,
эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего
места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Практика. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники
безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники
безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств
защиты. Игра по технике безопасности.
3. Практика. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление
учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного
оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного
оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных
опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических
операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Практика. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами
хранения их в лаборатории.
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ,
изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов,
несовместимых для хранения.
5. Практика. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с
правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки,
водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление
спиртовки из подручного материала.
6.
Практика. Взвешивание,
фильтрование
и
перегонка.
Ознакомление
учащихся
с
приемами взвешивания и фильтрования, изучение
процессов перегонки. Очистка веществ от примесей Практическая работа.
1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение
неоднородных
смесей.
1.
Перегонка воды.
7. Практика. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и
кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
8. Теория. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными
веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практика. Практическая
работа.
Опыты,
иллюстрирующие
основные
приёмы работы с твердыми,
жидкими и газообразными веществами.
Практика. Практическая
работа.
Получение
неорганических
веществ
в
химической
лаборатории
Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9.
Практика. Приготовление растворов в химической лаборатории и в
быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и
пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практика. Практическая работа. Приготовление растворов веществ с
определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и
пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Практика. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства
кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая
работа.
Получение
кристаллов
солей
из
водных
растворов
методом медленного
испарения
и
постепенного
понижения
температуры
раствора
(хлорид
натрия, медный купорос,
алюмокалиевые квасцы). Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия,
сахара.
11. Теория. Химия и медицина. Формирование информационной культуры
учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на тему химия и
медицина.
12.
Практика. Занимательные опыты по теме: Химические реакции
вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:
«Вулкан» на столе «Зелёный огонь» «Вода-катализатор» «Звездный дождь»
«Разноцветное пламя» Вода зажигает бумагу
13. Практика. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый
случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление
плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными
фактами. Игра. «Счастливый случай»
14. Практика. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 10 классов
членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
«Химическая эстафета» «Третий лишний».
15. Теория. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях,
сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по
теме « Химия в природе». Демонстрация опытов:
•
Химические водоросли
•
Тёмно-серая змея.
•
Оригинальное яйцо.
•
Минеральный «хамелеон».
16. Теория. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. Ваше питание и
здоровье. Химические реакции внутри нас
17. Практика. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
•
кто внимательнее
.
кто быстрее и лучше
•
узнай вещество
•
узнай явление
18. Теория. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых
химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для
ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
19. Практика. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка,
демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий,
простейших
приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение
заключительной игры. Игра. « Что? Где? Когда?»
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и

коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
• правила сборки и работы лабораторных приборов;
• определение массы и объема веществ;
• правила экономного расхода горючего и реактивов;
• порядок организации своего рабочего места;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и
лабораторный эксперимент;
• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять
плотность исследуемых веществ;
• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для
проведения опытов;
• получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,
работать с растворами различных веществ;
• находить проблему и варианты ее решения;
• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации
полученной информации, ее обработки и оформления;
• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научнопопулярной литературой;
• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;
• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в
работе других участников группы;
• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные
средства наглядности при выступлении.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебном кабинете
Место проведения - кабинет химии МАОУ-Тыгишской СОШ.
- информационное обеспечение, в кабинете химии есть ноутбук и интернет,
цифровая лаборатория по химии (ученическая) Releon-TP
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования,
могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители.
№
/п

Ф.И.О.
учителя

1

Пермикина
Дарья
Евгеньевна

Должно
сть/Пре
дмет
учитель
химии

Образование
Уральский
федеральный
университет имени
первого президента
России Б.Н.
Ельцина»,2010г.;
специализация:
управление и
информатика в
технических

Дата
прохождения
аттестации,
категория
Первая
квалификаци
онная
категория.
26.11.2019 г.,

Курсы повышения квалификации
12.02.2021-26.02.2021,
ООО
«Центр
непрерывного образования и инноваций» по
программе: Учитель химии: преподавание
предмета в соответствии с ФГОС ООО и СОО.
Профессиональные компетенции, 144 ч.
21.01.2022-22.01.2022,
ООО
«Учебно-производственный
центр
«Технология» по программе: «Актуальные
вопросы деятельности педагога в условиях
реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС

системах,
квалификация:
инженер.

ООО», 16 часов
20.12.2021, Министерство образования и
молодежной политики Свердловской области
Департамент
образования
Администрации
города
Екатеринбурга
по
программе:
«Обеспечение
безопасности
персональных
данных при их обработке», 18 часов
24.01.2022 - 09.02.2022 «Конструирование
образовательного
процесса
в
центрах
образования
естественно-научной
и
технологической
направленностей
«Точка
роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: тест, лабораторная
работа
Список литературы
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.:
Просвещение 2005.
2. Голикова З.Ф. "Химия - любознательным".С.,2008 г.
3. Гольдфельд М.Г.- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.: Просвещение 2006.
4. Гостев М.М. "Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке" М., 2009 г.

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Месяц/число

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Вводное занятие.
сентябрь

1
Ознакомление с кабинетом
химии и изучение правил
техники безопасности
Знакомство с лабораторным
оборудованием

2

Учебная
аудитория

2

Учебная
аудитория

Хранение материалов и
реактивов в химической
лаборатории.
Нагревательные приборы и
пользование ими

2

Учебная
аудитория

2

Учебная
аудитория

октябрь

Взвешивание, фильтрование
и перегонка.

3

Учебная
аудитория

октябрь

Выпаривание
кристаллизация

и

3

Учебная
аудитория

октябрь

Основные приемы работы с
твердыми, жидкими,
газообразными веществами.
Лабораторные способы
получения неорганических
веществ
Приготовление растворов в
химической лаборатории и в
быту
Кристаллогидраты

5

Учебная
аудитория

сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь

ноябрь

3

Учебная
аудитория

4

Учебная
аудитория

Химия и медицина

4

Учебная
аудитория

Занимательные опыты по
теме: «Химические реакции
вокруг нас»
Подготовка
к
декаде
естественных наук. Игра
«Счастливый случай»
Проведение игр и конкурсов
среди учащихся 9 классов
членами кружка
Химия в природе

5

Учебная
аудитория

4

Учебная
аудитория

7

Учебная
аудитория

3

Химия и человек. Чтение
докладов и рефератов

2

Учебная
аудитория
Учебная
аудитория

Проведение дидактических
игр:
•
кто внимательнее
•
кто быстрее и
лучше
•
узнай вещество
•
узнай явление

8

ноябрь
декабрь
декабрь
Декабрь-январь
Январь-февраль
февраль
Февраль-март

март

Время
проведения
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:45
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30

Учебная
аудитория
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30

Формы контроля

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Химия в быту

5

Учебная
аудитория

Общий смотр знаний.
Игра “Что? Где? Когда?”

3

Учебная
аудитория

ИТОГО

68

Март-апрель
Апрель-май

Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30
Понедельник
15:00-15:40
15:50-16,30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».