Содержание программы: № п.п. Наименование 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 3 Список литературы 4 Приложение 1. Календарно-тематическое планирование Стр. 1. 3 3 4 6 7 8 8 9 1. Комплекс программы основных характеристик общеразвивающей 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования и другими законодательными актами и нормативными документами. Направленность программы - естественнонаучная. Актуальность. Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Отличительная особенность. Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”. В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Адресат. Курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Возраст – 15-16 лет. Количество детей в группе – 10-25 человек. Режим занятий. 2 раза в неделю занятий продолжительностью 40 мин. Объем программы. Всего 168 часов. Из них теория - 13 и практика –55. Срок освоения. Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 34. Формы обучения: индивидуальные и групповые. Виды занятий – теоретическое и практическое занятие. Форма подведения результатов. Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике Задачи программы: Обучающие: - формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; - формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; - формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента; - продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; - продолжить формирование коммуникативных умений; - формирование презентационных умений и навыков; на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством; дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать конструктивное мышление и сообразительность; Воспитательные: • Вызвать интерес к изучаемому предмету 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план. Общее кол-во часов Теоретич. часть (час.) Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности Знакомство с лабораторным оборудованием 1 2 1 2 2 2 2 5 Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Нагревательные приборы и пользование ими 2 2 6 Взвешивание, фильтрование и перегонка. 3 3 7 Выпаривание и кристаллизация 3 3 8 Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту Кристаллогидраты 5 Химия и медицина Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас» Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай» Проведение игр и конкурсов среди учащихся 9 классов членами кружка Химия в природе Химия и человек. Чтение докладов и рефератов Проведение дидактических игр: • кто внимательнее • кто быстрее и лучше • узнай вещество • узнай явление Химия в быту Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Итого 4 5 № урока 1 2 3 4 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Название темы 1 Практич. часть (час.) Формы контроля 2 Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа 4 3 3 4 4 1 5 4 4 7 7 3 2 8 3 2 5 3 5 68 13 8 3 55 Практичес кая работа Практичес кая работа Содержание учебного (тематического) плана. 1. Теория. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. 2. Практика. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности. 3. Практика. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов). Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. 4. Практика. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории. Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. 5. Практика. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. 6. Практика. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей Практическая работа. 1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. 1. Перегонка воды. 7. Практика. Выпаривание и кристаллизация Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . 8. Теория. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Демонстрация фильма. Практика. Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практика. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты. 9. Практика. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Практика. Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости. 10. Практика. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара. 11. Теория. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на тему химия и медицина. 12. Практика. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов: «Вулкан» на столе «Зелёный огонь» «Вода-катализатор» «Звездный дождь» «Разноцветное пламя» Вода зажигает бумагу 13. Практика. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. Игра. «Счастливый случай» 14. Практика. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 10 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: «Химическая эстафета» «Третий лишний». 15. Теория. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Демонстрация опытов: • Химические водоросли • Тёмно-серая змея. • Оригинальное яйцо. • Минеральный «хамелеон». 16. Теория. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. Ваше питание и здоровье. Химические реакции внутри нас 17. Практика. Проведение дидактических игр Проведение конкурсов и дидактических игр: • кто внимательнее . кто быстрее и лучше • узнай вещество • узнай явление 18. Теория. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств. 19. Практика. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры. Игра. « Что? Где? Когда?» 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности: • правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами; • правила сборки и работы лабораторных приборов; • определение массы и объема веществ; • правила экономного расхода горючего и реактивов; • порядок организации своего рабочего места; Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий: • осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент; • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ; • иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды; • работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов; • получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ; • находить проблему и варианты ее решения; • определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления; • организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научнопопулярной литературой; • писать рефераты, придерживаясь определенных требований; • работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс; • уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебном кабинете Место проведения - кабинет химии МАОУ-Тыгишской СОШ. - информационное обеспечение, в кабинете химии есть ноутбук и интернет, цифровая лаборатория по химии (ученическая) Releon-TP -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования, могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители. № /п Ф.И.О. учителя 1 Пермикина Дарья Евгеньевна Должно сть/Пре дмет учитель химии Образование Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина»,2010г.; специализация: управление и информатика в технических Дата прохождения аттестации, категория Первая квалификаци онная категория. 26.11.2019 г., Курсы повышения квалификации 12.02.2021-26.02.2021, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Учитель химии: преподавание предмета в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Профессиональные компетенции, 144 ч. 21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебно-производственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС системах, квалификация: инженер. ООО», 16 часов 20.12.2021, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга по программе: «Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке», 18 часов 24.01.2022 - 09.02.2022 «Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: тест, лабораторная работа Список литературы 1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 2005. 2. Голикова З.Ф. "Химия - любознательным".С.,2008 г. 3. Гольдфельд М.Г.- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.: Просвещение 2006. 4. Гостев М.М. "Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке" М., 2009 г. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование Месяц/число Кол-во часов Тема занятия Место проведения Вводное занятие. сентябрь 1 Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности Знакомство с лабораторным оборудованием 2 Учебная аудитория 2 Учебная аудитория Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Нагревательные приборы и пользование ими 2 Учебная аудитория 2 Учебная аудитория октябрь Взвешивание, фильтрование и перегонка. 3 Учебная аудитория октябрь Выпаривание кристаллизация и 3 Учебная аудитория октябрь Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту Кристаллогидраты 5 Учебная аудитория сентябрь сентябрь сентябрь октябрь ноябрь 3 Учебная аудитория 4 Учебная аудитория Химия и медицина 4 Учебная аудитория Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас» Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай» Проведение игр и конкурсов среди учащихся 9 классов членами кружка Химия в природе 5 Учебная аудитория 4 Учебная аудитория 7 Учебная аудитория 3 Химия и человек. Чтение докладов и рефератов 2 Учебная аудитория Учебная аудитория Проведение дидактических игр: • кто внимательнее • кто быстрее и лучше • узнай вещество • узнай явление 8 ноябрь декабрь декабрь Декабрь-январь Январь-февраль февраль Февраль-март март Время проведения Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:45 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Учебная аудитория Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Формы контроля Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Химия в быту 5 Учебная аудитория Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” 3 Учебная аудитория ИТОГО 68 Март-апрель Апрель-май Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30 Понедельник 15:00-15:40 15:50-16,30