Рабочая программа ВД Профессиональное самоопределение 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по приказом директора
УВР
МАОУ-Тыгишской СОШ
_________ /Е.С. Лихачева/
№ 01-05/489 от «31»августа 2023
«28» августа 2023 г.
г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
(интеллектуальные марафоны)
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.)

Уровень обучения (класс) 11
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Лысцова Екатерина Валерьевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024

2023

1

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
•
понимать социальную и личностную значимость правильного профессионального
самоопределения;
•
ориентироваться в ситуации выбора профессии;
•
осознавать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;
•
принимать правила выбора профессии;
•
сформировать понятие о профессиях, специальностях, должностях;
•
понимать сущность и этапы выполнения профессиональных проб;
•
выполнять требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Предметные:
•
знать способы классификации профессий, понятие о психофизиологических
особенностях личности, связанных с выбором профессии;
•
ориентироваться в отраслях экономики;
Метапредметные:
• уметь пользоваться источниками информации о профессиях
• профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования
профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной
презентацией.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» (5 ч)
1.
Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и
защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к занятию.
2.
Основы жизненного и профессионального самоопределения. — 1
час.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное
самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и
социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль
осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в
тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
3.
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
— 1 час.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе,
потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность,
2

профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание,
профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии,
профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетрадь и осмыслить
высказывание Г. К. Жукова:
«Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою
профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной уели — тогда удастся у
тебя жизнь».
4.
Значение, ситуация и правила выбора профессии — 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы

3

Незнание
профессий

мира

1.
Устар
евшие
представления о
характере труда и
условиях труда в
конкретных профессий.

Незнание себя

Незнание
правил
выбора профессии

1 .Необъективная
оценка
оих
возможностей

1.
Отождествл
св ение
учебного предмета
профессией

с

2.
Перенос
отношения

2.
Предубеждения
в
отношении
2. Неумение соотнести
престиж свои способности
ности
требованиями
профессии
профессии

с

3. Выбор профессии

4. Неумение определить
пути
приобретения
профессии

выбора профессии. Ситуация выбора профессии:
«Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального
(правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения
профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора
профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных
интересов по методике «Карта интересов».
5. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание
правил выбора профессий. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить
таблицу: ____________________ ______________________ ____________________
Раздел 2. Мир труда и профессий (5 ч)

4

Профессия и специальность: происхождение и сущность — 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия.
Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое,
технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия»,
«специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической
игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий».
Упражнение «Цепочка профессий».
2.
Многообразия мира труда — 1 час.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к
труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы
экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда.
Предпринимательство
как
сфера
трудовой
деятельности.
Цель,
значение,
формы
предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

1.

5

Незнание
профессий

мира

1.
Устар
евшие
представления о
характере труда и
условиях труда в
конкретных профессий.

Незнание себя

Незнание
правил
выбора профессии

1 .Необъективная
оценка
оих
возможностей

1.
Отождествл
св ение
учебного предмета
профессией

с

2.
Перенос
отношения

2.
Предубеждения
в
отношении
2. Неумение соотнести
престиж свои способности
ности
требованиями
профессии
профессии

с

3. Выбор профессии

4. Неумение определить
пути
приобретения
профессии

6

Позиции
Моя будущая профессия

Содержание

Сфера экономики
Отрасль экономики
Сектор экономики

Классификация профессий. Формула профессии — 1 час.
Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные
признаки. Классификация профессии Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда.
Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в
процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятии. Дидактическая игра
«Классификация профессии». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
4.
Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда,
результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели
профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана
профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:

3.

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия
Цель деятельности
Задачи деятельности
Предмет труда
Средства труда
Результаты труда
Требуемый уровень образования
Возможности
профессионального роста (разряд, класс,
категория, звание)
Возможная заработная плата

Рынок труда и его требования к профессионалу — 1 час.
Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления.
Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок
труда Республики Бурятия.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о
личных и профессиональных качествах, профессионального идеала, которого можно считать
образцом для подражания в будущей
профессиональной деятельности.

5.

7

Раздел 3. Человек и профессия (13 ч)
1. Профессионально важные качества личности - 2 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности,
показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий.
Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека.
Общение, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:
качества, необходимые для овладения выбранной
Профессиональные
мною профессией
общение

особенные

специфические

2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии -1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности.
Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального
самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора
профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические,
познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей
школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей
профессии (анкета мотивов выбора профессии).
3. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении - 1 час.
Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным
ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации,
виды ценностей.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей
школьников с помощью методики «к чему стремятся люди в жизни».
4. Особенности психических процессов и выбор профессии -1 час.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение,
восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды.
Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных
состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном
самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей
познавательных психических процессов и эмоционально -волевой сферы школьников по различным
методикам.
5. Темперамент и выбор профессии — 2 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности
проявления в учебной и профессиональной деятельности человека
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение типа темперамента
школьников по методике Айзенка.
6. Характер и выбор профессии - 2 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные
черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности,
общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов
профессии к характеру человека.
8

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей
характера по методике «Мой характер».
7. Роль способностей в профессиональной деятельности — 1 час.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни
развития способностей:
неспособность, способность, талант, гениальность.
Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие
способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессии и специальные способности.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявление склонностей и
способностей учащихся при помощи методике «КОС» и «Определение склонностей».
8. Тип личности и выбор профессии — 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические
(практические),
интеллектуальные,
артистические,
социальные,
предприимчивые
(предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы
деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и
профессиональная деятельность.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявления типов личности по
методике Дж. Холланда.
9. Здоровье и выбор профессии — 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по
степени их выявления на здоровье человека.
Дееспособность, трудоспособность,
работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной
пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями
профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении
здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками
особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
10.
Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки
профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания.
«Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка
себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я —
концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как
компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной,
завышенной и адекватной самооценки.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным
методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности.
Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».
Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч)
1.
Анализ профессиональной деятельности — 1 час.
Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы.
Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в
подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с
профессиограммами. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.
2.
Профессиональные пробы и творческие проекты — 1 час.
Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном
самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни
9

сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный.
Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.
Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы
выполнения творческих проектов.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Дидактическая игра «Человек —
профессия». Игровые упражнения
«Кто есть кто», «Спящий город».
3.
Профильное обучение предпрофильная подготовка - 1 час.
Цели, задачи и содержания профильного обучения старшеклассников. Структурное
содержание профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору.
Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная
информация, профессиональная консультация и диагностика.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятий.
4.
Пути получения профессионального образования - 1 час.
Профессиональное
образование.
Государственный
стандарт
профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее,
высшее,
послевузовское.
Профессиональные
образовательные
учреждения.
Система
профессиональной подготовки кадров:
ученичество,
профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи,
ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты
повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, ознакомления с учебными заведениями
Алтайского края.
5.
Профессиональная консультация - 1 час.
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной
консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к
профессиональной консультации.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составления перечня вопросов к
профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».
6.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - 1 час.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические,
специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития
человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы
профессионального
самовоспитания:
самоубеждение,
самовнушение,
самоприказ,
самообразование, самоконтроль, самооценка.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками
плана подготовки к приобретению профессии.
7.
Г отовность к профессиональному самоопределению - 1 час. Готовность к
профессиональному самоопределению. Показатель готовности к
профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение карты готовности к
профессиональному самоопределению.
8.
Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление -3 час. Цели и задачи
творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой
выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии
оценивания проекта.
10

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами
творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов.
Выполнение и оформление проекта.
9.
Защита творческих проектов «Мой выбор»- 1 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения
защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов
профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
Виды деятельности: диагностические занятия, семинары, встречи, экскурсии и
т.д.

Тематическое планирование
п/п

1
2
3

Тема урока

Колво
часов

Формы организации
деятельности

Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» (5 ч) ___________
Индивидуальная
Введение
в
курс «Профессиональное
1
групповая,
самоопределение»
индивидуально
Сущность и виды самоопределения человека
1
групповая
Компоненты процесса профессионального
1
самоопределения

4
Значение выбора профессии для человека и общества

5

Типичные ошибки при выборе профессии

1

1

Раздел 2. Мир труда и профессий (5 ч)
6

Профессия и специальность. Основные
характеристики профессии.

1

7

Сущность и виды труда

1

8

Классификационные признаки

1

9

Профессиональная компетентность,
профессиональное мастерство.

1

Сущность рынка труда и принципа его
формирования.

1

10

1112

Раздел 3. Человек и профессия (13 ч
Профессионально важные качества личности

2

Индивидуальная,группов ая,
индивидуальногрупповая

Индивидуальная,
групповая,
11

1 индивидуально
групповая
1

13

Интересы и склонности в выборе профессии

14

Ценностные
ориентации
и
их
профессиональном самоопределении

15

Роль познавательных процессов в профессиональном
самоопределении и профессиональной деятельности
человека

1617
1819
20

Темперамент и выбор профессии

2

Характер и выбор профессии

2

роль

в

Основные свойства специальных способностей
21

Тип
личности
деятельность

и профессиональная

1

1
1

22
Учет состояния здоровья при выбор профессии

1

23
1
Профессиональная пригодность и самооценка
Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч)
24

Источники информации о профессиях

1 Индивидуальная, групповая

25

Требования и этапы выполнения творческих
проектов

1

Профили
обучения. Компоненты
предпрофильного обучения

1

27

Профессиональное образование

1

28

Профессиональная консультация

1

29

Человеческие ресурсы

1

26

30
Принятие решения о профессиональном выборе
313233
34

1

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и
оформление

3

Защита творческих проектов «Мой выбор»

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».