ДОП Школа Безопасности 2025-2026

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(туристко-краеведческое направленности)
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Пермикин Сергей Ленидович
педагог дополнительного образования

2025

Содержание программы:
№ п.п.
1

2

3
4

Наименование
характеристик

Комплекс
основных
общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
приложение 1. Календарно-тематическое планирование

2

Стр.
3
3
4
5
5
7
7
7

1. Комплекс
программы

основных

характеристик

общеразвивающей

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка
разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы
укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков,
чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным
катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею,
называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на
пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы
гуманными, законными путями.
Отличительная особенность. Программа кружка «Школа безопасности»
ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной
безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения
при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа
безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного
цикла и ОБЖ, которые
систематизирует знания в области безопасности
жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует
у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школа безопасности»
организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов.
Количество детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 2 раз в неделю. Количество занятий в день
- 1,
продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 68 ч. из них: 33 ч. теория, 35 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение
контрольной дистанции

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность,
через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению
жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную
безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как
основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности,
3

обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать
развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные
для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
№
п.п

Учебный (тематический) план

Название раздела, темы

Количество часов

1

Автономное существование

Всего
21

2

Пожарная безопасность

5

3

4

5

Чрезвычайные ситуации
природного характера нашего
региона
Психология поведения людей в
экстремальных ситуациях
Топография

6

4

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
11
10
Участие в
соревнованиях
4
1
Участие в
соревнованиях
4
0
Участие в
соревнованиях

5

4

1

28

10

18

Общая физическая подготовка

5

0

5

Всего

68

33

35

Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях

Содержание общеразвивающей программы.

Структурно программа состоит из шести разделов.
Тема 1: Автономное существование
Теория. Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в
условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного
существования.
Теория. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
Определение времени дня.
Теория и практика. Подача сигналов бедствия.
Практика. Оборудование жилища.
Теория и практика. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды.
Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Теория. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Тема 2: Пожарная безопасность
Теория. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Практика.
Действия при возникновении пожара дома.
Теория. Подручные средства пожаротушения. Практика.Устройство и правила
эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Теория. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при
попадании в зону пожаров в природных условиях.
4

Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона,
действия в этих ситуациях
Теория. Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона,
правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Теория и практика. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику
человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение
человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической
устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Теория.
Психофизические
основы
саморегуляции.
Основные
приемы
саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной
тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Теория. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание.
Методика обучения приемам саморегуляции. Практика. Групповые и самостоятельные
тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Тема 5: Топография
Теория. Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в
военном деле. Топографические условные знаки.
Практика. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для
ориентирования на местности.
Практика. Топографические карты. Определение расстояний на местности и на
карте.
Практика. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на
местности по азимуту.
Практика. Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Тема 6: Общая физическая подготовка
Практика. Бег по пересеченной местности.
Практика. Преодоление препятствий.
Практика. Силовые упражнения.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и
коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
-правила выживания в условиях автономии;
- правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
- действовать при возникновении ЧС;
- действовать в условиях автономии;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- для избегания попадания в стрессовые ситуации;
- правильных действий при попадании в ЧС.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
5

- материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в учебной
аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№
/п
1

Ф.И.О.
учителя
Пермикин
Сергей
Леонидович

Преподав
аемые
дисципли
ны

ОБЖ,
технологи
я

Уровень
образования
ФГБОУ ВПО
Уральский
государственный
университет
физической
культуры.
г. Челябинск, 2011 г.
Специальность:
физическая культура
и спорт,
квалификация:
специалист по
физической культуре
и спорту.

Квалификац
ия/дата
прохождения
аттестации

Высшая
квалификацион
ная категория.
28.03.2022 г.

Курсы повышения
квалификации
24.03.2021, АНО ДПО «Уральский
региональный учебный центр
«Новатор». Проверка знаний
требований охраны труда по
программе «Обучение по охране труда
групп смешанного состава» в объеме
40 часов.
21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр
«Технология» по программе:
«Актуальные вопросы деятельности
педагога в условиях реализации
обновленных ФГОС НОО и ФГОС
ООО», 16 часов
01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр
непрерывного образования и
инноваций» по программе:
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ (инклюзивное образование), 72
часа
10.02.2022 - 01.03.2022
«Конструирование образовательного
процесса в центрах образования
естественно-научной и
технологической направленностей
«Точка роста», Нижнетагильский
филиал ИРО (40 час.)

.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
выступления, прохождение контрольной дистанции.

- соревнования,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. –
Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.
2. Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Безопасность и защита населения в
чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кирилова. – М.:
Издательство нц энас, 2006. – 264 С.: ил.
3. С.В. Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо,
2005. – 768 с.: ил.

6

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
\число

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

февраль

Место
проведения

Автономное существование (21ч)
Вводное занятие. Инструктаж. Понятие об
1
Учебная комната
автономном существовании человека

Время
проведения

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

План действия

1

Учебная комната

Сигналы бедствия

4

Учебная комната

Жилище

2

Учебная комната

Добывание огня

3

Учебная комната,
территория ОО

Добывание пищи и воды

5

Учебная комната,
территория ОО

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

5

Учебная комната,
территория ОО

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

Лечение
растения
Пожар

декабрь

Кол-во
часов

Название темы

заболеваний.

Лекарственные

Пожарная безопасность (5ч)
1
Учебная комната

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Средства пожаротушения
3
территория ОО
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Природные пожары
1
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона(4ч)
Действия при ЧС природного характера
4
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях(5ч)
Психика человека в экстремальных
2
Учебная комната
пятница (15:15ситуациях
15:55
16:05 -16:50)
Саморегуляция
3
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Топография(28ч)
Понятие
о
топографии.
Значение
1
Учебная комната
пятница (15:15топографии в нар. хозяйстве и военном
15:55
деле
16:05 -16:50)
Топографические условные знаки
3
Учебная комната
пятница (15:1516:45)
Рельеф местности и его изображение на
3
Учебная комната
пятница (15:15картах
15:55

7

Форма
контрол
я

Участие
в
соревнов
аниях
Участие
в
соревнов
аниях

Приборы для ориентирования на местности

3

Учебная комната

Топографические карты

3

Учебная комната

март

Определение расстояний на местности и на
карте

3

территория ОО

4

территория ОО

апрель

Азимут.
Определение
азимута
местности и на карте. Движение
местности по азимуту
Ориентирование на местности

4

территория ОО

4

Учебная комната
территория ОО

на
на

Изготовление картосхем маршрута

май

Бег по пересеченной местности

Общая физическая подготовка(5ч)
2
территория ОО

Преодоление препятствий

2

территория ОО

Силовые упражнения

1

Спортивный
городок

Всего часов: 68

8

16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

Участие
в
соревнов
аниях
Участие
в
соревнов
аниях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».