Рабочая программа ЗПР Чтение 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШАП

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУТыгишской СОШ

Иксанова Н.К. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «24» 08
Лихачева Е.С.
Пермикина Д.Е.
2023 г.
от «28» 08 2023 г.
Приказ № 01- 05/489 от
«31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
(приложение к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для детей с задержкой психического развития(вариант 7.2)
МАОУ-Тыгишской СОШ)

Уровень обучения (класс) 2,4 (ФГОС) начальное общее образование
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель: Сащикова Екатерина Васильевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025-2027г.г.

с. Тыгиш 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» на уровне начального общего образования
обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Чтение предстаѐт в качестве одного из ведущих предметов, обеспечивающих наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного
изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает
основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития
обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «Чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки
обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли
необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у
обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять
диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей,
работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и
чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретѐнные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.
Общая характеристика учебного предмета
«Чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не
только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение
соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих
знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса «Чтение» у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное
мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для
своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг,
владеет техникой чтения и приѐмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Общее число часов, отведѐнных на изучение курса, составляет 68 часов (один час в неделю в
каждом классе): 2 класс – 34часа, 4 класс – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач
не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными
произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе
полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное
воспитание и развитие учащихся начальных классов. «Чтение» как вид искусства знакомит учащихся

с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует
формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям. На уроках продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения,
особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок задумывается над вечными
ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при
этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока,
формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к
Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых
средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в
обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев,
оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов; формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Содержание обучения.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических
и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму
и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий):
книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ
по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика
героя
произведения.
Нахождение
в
тексте
слов
и
выражений,характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста:
определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода;
деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого
этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности),
пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на
вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учѐтом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из

повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства)
в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учѐтом
особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в минисочинениях, рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков
отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной
отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия обучающихся с ЗПР.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по
выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи
(с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1.
2.

3.

Тема урока

Произведения малых жанров
фольклора и устного народного
творчества
Бытовые сказки: особенности
построения и язык.
Работа с детскими книгами:
«Произведения писателей о родной
природе» Эстетическое восприятие
явлений осенней природы

4.

Сравнение стихотворений об осени.

5.

Восприятие осени в произведении на
выбор
Патриотическое звучание
произведений о Родине. По выбору
Отражение темы Родины в
изобразительном искусстве
Создание пейзажа в произведениях
писателей.

6.
7.
8.

Всего

1
1

1

1
1
1
1
1

9.

Волшебный мир сказок по выбору.

1

10.

Представление темы «Отношение
человека к животным» в
произведениях писателей.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема семьи в творчестве писателей. На
примере произведения Л.Н. Толстого.
Работа с детскими книгами на тему:
«О братьях наших меньших»:
составление аннотации
Особенности сказок о животных. На
примере русской народной сказки на
выбор.
Фольклорные произведения народов
России. Произведения по выбору
Наблюдение за художественными
особенностями текста: настроение,
средства выразительности
Картины зимнего леса в рассказах по
выбору.
Жизнь животных зимой: научнопознавательные рассказы.
Произведения по выбору.
Составление устного рассказа «Краски
и звуки зимы» по изученным текстам
Чтение по ролям (инсценировка)
сказки по выбору.
Отражение темы дружбы в рассказах о
детях. Выставка книг: произведения о
детях.
Отражение понятия взаимопомощь в
произведениях по выбору.
Главный герой: общее представление.
Характеристика героя, его портрет
Выделение главной мысли (идеи):
уважение и внимание к старшему
поколению. Произведения по выбору.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.

25.

26.
27.
28.
29.

30.

Народная наблюдательность,
выраженная в малых жанрах устного
народного творчества (фольклоре)
Наблюдение за описанием весны в
художественном тексте. Произведения
по выбору.
Восприятие пейзажной лирики.
Слушание стихотворений о весне и
лете
Жизнь животных весной: рассказы и
сказки писателей
Восприятие лета в произведении И.З.
Сурикова «Лето»
Нравственные семейные ценности в
фольклорных (народных) сказках.
Произведения по выбору.
Восприятие произведений о маме:
проявление любви и радости общения.
Произведения по выбору.

31.

День Победы в произведениях

32.

Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов. Произведения по выбору.
Книга как источник необходимых
знаний.
Ориентировка в книге: обложка,
содержание, аннотация, иллюстрация

33.
34.

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
34

0

0

4 КЛАСС
№ п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Тема урока

Путешествие героя как
основа композиции
волшебной сказки.
Страницы истории
России, великие люди
и события.
Представление в
сказке народного быта
и культуры: сказки о
животных, бытовые,
волшебные
Характеристика героев
волшебной сказки: чем
занимались, какими
качествами обладают.
Составление устного
рассказа «Моѐ
любимое произведение
А.С. Пушкина»
Картины осени в
лирических
произведениях:
сравнения, эпитет,
олицетворения.
Составление
сообщения о М. Ю.
Лермонтове.

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f62e0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f76cc

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7a78

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9418

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Наблюдение за
художественными
особенностями
лирических
произведений М.Ю.
Лермонтова.
Стихотворения о
Кавказе
Творчество Л.Н.
Толстого – великого
русского писателя
Осознание ценности
чтения для учѐбы и
жизни
Поэты о красоте
родной природы:
анализ авторских
приѐмов создания
художественного
образа
Анализ чувств и
настроения,
создаваемых
лирическим
произведением. На
примере произведения
по выбору
Образное изображение
осени в
стихотворениях
Речевые особенности
(сказочные формулы,
повторы, постоянные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9710

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa66a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9b34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb682

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb420

1

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

эпитеты) на примере
сказки по выбору
Расширение круга
детского чтения.
Знакомство с авторами
юмористических
произведений
Средства создания
комического в
произведениях авторов
на выбор
Знакомство с
экранизацией
произведений
юмористических
произведений.
Средства создания
юмористического
содержания
Средства
выразительности
текста
юмористического
содержания:
гипербола.
Создание реквизита
для инсценивроания
произведения.
Подготовка
пригласительных
билетов и афиши.
Пьеса и сказка:
драматическое и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fef08

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff336

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff44e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08300

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe256

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

22.

23.

24.
25.

26.

27.

28.

29.

30.

эпическое
произведения, их
структурные и
жанровые особенности
Характеристика героев
юмористических
произведений.
Приѐмы раскрытия
главной мысли
рассказа.
Темы лирических
произведений
Любовь к природе и
родному краю – тема
произведений поэтов.
Человек и животные –
тема многих
произведений
писателей
Писатели – авторы
произведений о
животных: выставка
книг
Авторское мастерство
создания образов
героев-животных.
Развитие речи:
озаглавливание частей.
На примере
произведения по
выбору.
Произведения о
животных родного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fede6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff214

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

1

1

1

31.

32.
33.

34.

края.
Составление устного
рассказа «Защитник
Отечества» по
изученным
произведениям
Книги о приключениях
и фантастике
Зарубежные писателисказочники: раскрытие
главной мысли и
особенности
композиции
Книги зарубежных
писателей
34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f61c8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fded2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a087e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a097d2
0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.

РЭШ https://resh.edu.ru/

2.

Учи.ру - URL: https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».