Рабочая программа ЗПР «Секреты русского языка» 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШАП

заместитель директора
________________________ по УВР

директор
МАОУ_Тыгишской
СОШ
Иксанова Н.К. ________________________

Протокол №1 от «24» 08
2023 г.

Лихачева Е.С. ________________________
от «28» 08 2023 г.
Пермикина Д.Е.
Приказ № 01- 05/489 от
«31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ««СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
(приложение к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для детей с задержкой психического развития(вариант 7.2)
МАОУ-Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс) 3-4 (ФГОС) начальное общее образование
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель: Сащикова Екатерина Васильевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025-2027г.г.

с. Тыгиш 2025

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «Секреты русского языка» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, с учетом Примерной основной образовательной программы
начального общего образования, особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей обучающегося с задержкой психического развития. Адаптированная
образовательная программа предусматривает изучение курса «Секреты русского языка.
Программа реализуется индивидуально с применением дистанционных образовательных
технологий и разработана с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей,
особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития (далее –
ЗПР- вариант 7.2): Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки
обучения (1 - 4 классы).
При реализации программы используются следующие средства обучения, отвечающие
особым образовательным потребностям обучающегося:
- технические: персональный комптьютер, сканер, принтер, вебкамера, программное
обеспечение.
- дидактические: специальные наглядные дидактические материалы, иллюстративная
наглядность.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на
уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать
в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ
свободное время.
Цель программы - активизировать развитие детей через изучение русского языка для их
самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским
языком.
Задачи программы:
– обучить решению языковых задач повышенного уровня;
– раскрыть творческие способности детей;
– стимулировать интеллектуальное развитие детей;
– формировать эффективную речевую деятельность;
– формировать ключевые компетентности учащихся;
– корректировать речевые недочѐты;
– формировать умение работы с текстами;
– формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы
на повышенном уровне;
– воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному
языку;
– активизировать работу с талантливыми детьми;
– способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребѐнка.
Используется материал повышенного уровня, а так же через упражнения и задания
познавательных, занимательных книг, литература для подготовки младших школьников к
олимпиадам по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные
представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с
языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных,
практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает

представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в
результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и
письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Программа включает материал, входящий в школьный курс русского языка для начальной
школы и подлежащий обязательному усвоению:
это сведения о звуках речи – гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких
согласных, слоге, ударении;
новый материал, соответствующий требованиям ФГОС по русскому языку и отражающий
коммуникативно-речевой и культурологический подход к изучению звуковой системы языка. Это
сведения об интонации(пауза, логическое ударение, темп, тембр, ритм речи), как ими пользоваться,
чтобы воздействовать на чувства людей.
Содержание программы носит обучающий, развивающий характер.
Программа занятий включает разделы:
«Речь. Развитие речи».
«Фонетика, орфоэпия, графика».
«Лексика. Обогащение словарного запаса»;
«Орфография и пунктуация».
«Морфемика».
«Морфология и синтаксис».
Формы проведения урока:
- практические занятия с применением занимательных игр;
- игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
- орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
- творческие мастерские;
- занятие исследование;
- занятие-путешествие;
- занятие-викторина.
Основные методы и приѐмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- метод проектов;
-контроль и взаимопроверка.
Контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися
предполагается в ходе текущих занятий и не занимает более 10-15 минут и проверочных работ в
течение урока.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин
возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до
состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от
характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе)
нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной
и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,
вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того,
у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной
психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации,
фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость
форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;

 выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами
и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной
психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического
развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 3 и 4 классах выделяется по 34 часа, 4 час в неделю, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета курса «Секреты русского языка» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации,
родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем
общей культуры человека. При изучении курса «Секреты русского языка» ученики получают
начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета,
учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых
средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении курса «Секреты русского языка» во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками с ЗПР начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
–
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека
за общее благополучие;

–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания

нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
3 класс
Речь. Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать

адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ;
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским
языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определенной речевой задачи, для завершения текста,
для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нем незнакомые слова, находить в нем
новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать
части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в
тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определенную тему, по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частй? текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного
восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин
художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной
учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение,
повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведении? на заданную или
самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения
правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный —
безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой —
звонкий, парный — непарный (в объеме изученного);
- определять функцию разделительного твердого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,

коньки, в словах с йотированными гласными е, е?, ю, я (елка, поют), в словах с
разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка
(круг слов определен словарем произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и
справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в
учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм
в речи собеседников (в объеме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарем при определении правильного произношения слова
(или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к
учителю, родителям и др.).
Лексика. Обогащение словарного запаса
Обучающийся научится:
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и
текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт
различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их
значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в
устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а
также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употребленных в предложении (тексте) слов.
Состав слова. (Морфемика)
Обучающийся научится:
владеть
опознавательными
признаками
однокоренных
слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые
случаи), корень, приставку, суффикс;
-выделять
нулевое
окончание;
подбирать
слова
с
заданной
морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать
изменяемые
и
неизменяемые
слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолет и др.), выделять в них корни;
- находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать,
классифицировать
слова
по
их
составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по
составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых
приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология и синтаксис
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять
имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от
формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные
по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределенную) форму глаголов (первое
представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем
времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения
для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и
порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте
и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложении? по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные),
правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать ее в
схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- различать распространенные и нераспространенные предложения, составлять такие
предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении
словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,
определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные
члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме
программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочеты в употреблении
изучаемых форм частей речи;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять
в
предложении
основу
и
словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
4 класс
Лексика. Обогащение словарного запаса
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования
в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы,
устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также
эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения
словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с
омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс,
овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с
помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и
приставок;
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок
и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при
изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных
признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имѐн существительных — род, склонение, число,
падеж;
- определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в единственном
числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о
склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки
глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в
настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе
по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о
склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать
личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в
речи личные местоимения;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в
тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать
части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с
его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и
тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;

- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы,
предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
отражать еѐ в схеме;
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания: проверяемые безударные гласные в
корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;
безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание
частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного
числа (читаешь, пишешь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- объяснять правописание безударных падежных имѐн прилагательных;
- объяснять правописание личных окончаний глагола;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей
орфограммы, использование орфографического словаря;
6. Содержание учебного предмета
3 класс

1. Наш язык. Речь (2 ч)
Да здравствует русский язык! Богатство народной речи. Искусство красноречия.
Содержание учебной темы: беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах
произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная
фантазия, мудрость народа. Знакомство с понятием «красноречие».
Практические упражнения.
Конкурс на знание пословиц и поговорок .Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.
Собственные упражнения в создании разных речей.
2. Фонетика, орфоэпия, графика (7ч)
Из истории создания старославянской азбуки . Порядок букв в алфавите. Работа со словарями
разных типов. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и
согласных в слове. Обозначение йотированных звуков. Наука орфоэпия. Нормы произношения.
Правильная постановка ударений в словах.
Содержание
учебной темы:
Знакомятся с понятиями «фонема», «фонетика»,
«фонематический слух».Уточняют представления о звуках и буквах.
Знакомятся со старославянской азбукой. Закрепляют умение делать звуко - буквенный анализ
слова, развивают слуховую память. Знакомятся с историей появления и ухода звуков и букв из
русского языка. Называют языковые знаки. Расширенное ознакомление с произносительными
нормами: акцентологическими, произношением твѐрдых и мягких согласных перед е,
произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения:
Упражнения в отчѐтливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа
«невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.). Упражнения на
сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами.
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием
транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в
лексическом и орфографическом отношении. Упражнения на запоминание алфавита (сочинение
запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических
ситуациях (работа со словарѐм, и пр.)
Игра в дикторы радио и телевидения. Наблюдение над игрой слов поэтических произведениях.
Рифмовка слов (строк). Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы
произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе»
норм произношения в нормы правописания. Знакомство с произношением слов банты и шарфы.
Разыгрывание ситуаций с этими словами.
3. Состав слова (морфемика) (6 ч)
Состав слова. Основа слова. Однокоренные слова и форма слова. Корень и окончание. Суффикс
и приставка. Разбор слов по составу. Занимательное словообразование.
Содержание учебной темы: Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс,
приставка, окончание. Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и
форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель),
от слов синонимов. Исторический корень слова.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения:
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи
младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился,
копатка. Упражнения на выбор рациональных способов, приѐмов проверки орфограмм,
запоминания написания слов из словаря.
4. Части речи (8 ч)
В гостях у существительного! Здравствуй имя прилагательное! Его величество глагол! Словапомощники. Универсальные заменители.
Содержание учебной темы: Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением)
как отражение основных реалий окружающего мира: предметы —существительные, их признаки

—прилагательные, их действия и состояния —глаголы. Местоимение, предлог, союз, частица.
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая
форма имен прилагательных.
Практические упражнения:
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление
предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи,
которые необходимы для выражения определѐнной мысли, чувства. Упражнения на подбор
эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных
речевых ситуациях.
5. Текст. Предложение. Словосочетание (6 ч)
Слово…словосочетание…предложение.. Точка и запятая. Вопросительный и восклицательный
знаки. Типы текстов.
Содержание
учебной темы: Словосочетание и предложение (общее, различное).
Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами.
Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые
и сложные предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста:
повествования, описания, рассуждения. Диалог. Упражняются в корректировке предложений.
Практические упражнения:
Упражнения на построение высказываний в объѐме предложения, текста. Упражнения на
«чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Инсценирование,
составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой
задаче). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись
соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
6. Слово в языке и речи (5 ч)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное
значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устойчивые выражения (словосочетания), их
образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени.
Содержание учебной темы: определять лексическое значение слова, пользуясь толковым
словарѐм. Объединять слова в группы по принципу многозначности слова. Знакомятся со словамифразеологизмами и фразеологическими оборотами русского языка. Слова- архаизмы русского
языка. Знакомство
со словами-неологизмами русского языка. Строят предложения с их
употреблением в речи
Практические упражнения:
Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в
точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в
развитии языкового чутья, понимание контекста. Подбирать к словам синонимы, антонимы.
Расширяют словарный запас, работают со словарями и энциклопедиями.
4 класс
1. Предложение (3 ч)
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в сложном предложении.
Систематизация сведений о признаках предложения.
Содержание учебной темы: Интонационная окраска предложений. Знаки препинания,
употребляемые в предложении. Простые и сложные предложения. Предложения с вводными
словами.
Выразительные средства языка: эпитет, олицетворение, сравнение и другие. Стилевые и
композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения.
Диалог.

Практические упражнения:
Упражнения на построение высказываний в объѐме предложения, текста. Упражнения на
«чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Упражнения на
расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с
зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).
Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким
детям и др.). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись
соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
2. Слово в языке и речи (5 ч)
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
Содержание учебной темы: Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями
(водный, водитель), от слов синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся). Способы
проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений,
вносимыми в слово приставками или суффиксами. Учатся различать синонимы и антонимы и
использовать их в речи. Учатся подбирать к словам синонимы, антонимы. Составляют семью слов
родственников, пользуясь словообразовательным словарѐм. Объясняют скрытый смыл пословиц,
фразеологизмов. Учатся употреблять их в речи. Разбирают слова по составу, объясняют
образование слов. Знакомятся с понятием «чередование согласных букв в корне слова».
Практические упражнения:
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Упражнения на выбор
рациональных способов, приѐмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
3. Части речи (26 ч)
Распознавание падежей имен существительных. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном
(множественном) числе.
Род и склонение. Изменение по падежам. Правописание безударных падежных окончаний
имен прилагательных в единственном (множественном) числе.
Роль и правописание местоимений. Склонение личных местоимений.
Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
Содержание учебной темы: Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением)
как отражение основных реалий окружающего мира: предметы —существительные, их признаки
—прилагательные, их действия и состояния —глаголы, их количество —числительные и т.д.
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая
форма имен прилагательных.
Практические упражнения:
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).Наполнение схем
предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для
выражения определѐнной мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной
лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
3класс

№

Тема

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Наш язык. Речь (2ч)
1

Да здравствует русский язык!

1ч

2

Богатство народной речи.
Искусство красноречия.

1ч

Различать виды речи. Осознавать ситуации
общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение. Уметь вести разговор (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т.п.).
Прочтение с комментарием учителя статьи 68
Конституции Российской Федерации: «1.
Государственным языком Российской
Федерации на всей еѐ территории является
русский язык как язык государствообразующего
народа, входящего в многонациональный союз
равноправных народов Российской
Федерации».
Рассказ-пояснение учителя на тему «Русский
язык как государственный язык Российской
Федерации».
Учебный диалог, в ходе которого
формулируются суждения о многообразии
языкового пространства России и о значении
русского языка как государственного языка
Российской Федерации.

Фонетика, орфоэпия, графика(7ч)
3

Из истории создания
старославянской азбуки.

1ч

4

Порядок букв в алфавите.
Работа со словарями разных
типов.

1ч

5

Звуки речи. Звуковое строение
слов.

1ч

6

Слоги.

1ч

7

Позиционное чередование
гласных и согласных в слове.
Обозначение йотированных
звуков.

1ч

8

Наука орфоэпия. Нормы
произношения.

1ч

9

Нормы произношения.
Правильная постановка
ударений в словах.

1ч

Различать слово и слог, звук и букву, гласные и
согласные звуки. Применять правило
правописания: разделительный мягкий знак.
Составлять текст-натюрморт по картине.
Письменно передавать текст по вопросам и по
заранее составленному плану. Составлять
текст-повествование на заданную тему.
Наблюдение за местом ударения и
произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Подбери рифму»
(предлагаются слова из орфоэпического
словарика, к ним нужно подбирать рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать
предложения с отрабатываемым словом из
орфоэпического словарика. Практическая
работа: поставить ударение в словах из
орфоэпического перечня, а потом правильно их
произнести.
Определить основание для классификации
звуков.
Работа в парах: классификация предложенного
набора
звуков с последующей коллективной

проверкой.
Работа со схематической таблицей «Звуки
русского языка», характеристика звуков речи с
опорой на схему.
Знакомство и отработка алгоритма по
определению соотношения звукового и
буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными (удержание
последовательности действий, соотнесение
результата своих действий с каждым шагом
алгоритма, самоконтроль).
Самостоятельная работа по систематизации
информации:
записывать предложенный набор слов в
алфавитном
порядке (при необходимости с опорой на
алфавит).
Дифференцированное задание: нахождение
ошибок при
выполнении задания расставить фамилии в
алфавитном
порядке (при необходимости с опорой на
алфавит).
Состав слова (морфемика) (6ч)
10

Состав слова. Основа слова.

1ч

11

Корень и окончание.

1ч

12

Суффикс и приставка

1ч

13

Однокоренные слова и форма
слова

1ч

14

Разбор слов по составу.

1ч

15

Занимательное
словообразование.

1ч

Различать и группировать однокоренные слова,
выделять корень. Различать однокоренные
слова и синонимы, однокоренные слова и слова
с омонимичными корнями. Различать сложные
слова. Иметь представление о значении
приставки и суффикса. Образовывать
однокоренные слова с помощью суффиксов и
приставок. Выделять основу слова. Разбирать
слова по составу. Работать с
деформированными предложениями, текстом.
Составлять текст-описание по картине.
Письменно передавать текст по заданному
плану.
Учебный диалог «Чем похожи родственные
слова, чем они различаются? Как найти корень
слова?».
Наблюдение за группами родственных слов,
поиск для каждой группы слова, с помощью
которого можно объяснить значение
родственных слов.
Повторение последовательности действий по
алгоритму «Выделение корня в слове»
(удержание последовательности действий,
соотнесение результата своих действий с

каждым шагом алгоритма, самоконтроль).
Упражнение: выделение корня в
предложенных словах с опорой на алгоритм
выделения корня.
Комментированный анализ текста: поиск в нѐм
родственных слов.
Практическое задание: группировка
предложенных слов по самостоятельно
найденному основанию.
Самостоятельная работа: объединение в группы
слов с одним и тем же корнем.
Дифференцированное задание: определять
правильность объединения родственных слов в
группы при работе с группами слов с
омонимичными корнями.
Работа со схемой: различение родственных
слов и форм одного и того же слова.
Учебный диалог: «Полное совпадение значения
у форм слова и сходство основного значения, но
не полная тождественность значения
родственных слов».
Объяснение роли и значения
суффиксов/приставок.
Работа со схемой «Значение суффиксов»
(уменьшительно-ласкательные суффиксы,
суффиксы профессии).
Игровое упражнение «Собери слово из
морфем» (предметно-практическое
оперирование с графическими обозначениями
частей слова).
Наблюдение за словами с нулевым окончанием.
Знакомство с последовательностью действий
по алгоритму «Разбор слова по составу»
(отработка каждого шага алгоритма, удержание
последовательности алгоритма, удержание
последовательности действий, соотнесение
результата своих действий с каждым шагом
алгоритма, самоконтроль).
Тренинг в разборе слов по составу в
соответствии с отрабатываемым алгоритмом,
корректировка с помощью учителя своих
учебных действий для преодоления ошибок
при выделении в слове корня, окончания,
приставки, суффикса.
Упражнение: соотнесение слов, напечатанных
на карточках, с соответствующей схемой
состава слова.
Работа с таблицей: записать слова в нужный
столбик в соответствии со схемой состава
слова.
Дифференцированное задание: обнаружение
ошибок в установлении соответствия схем

состава слова и слов (при необходимости с
направляющей помощью учителя).
Части речи (8ч)
16

В гостях у существительного!

1ч

17

В гостях у существительного!

1ч

18

Здравствуй имя прилагательное!

1ч

19

Здравствуй имя прилагательное!

1ч

20

Его величество глагол!

1ч

21

Его величество глагол!

1ч

22

Слова-помощники

1ч

23

Универсальные заменители.

1ч

Определять по изученным признакам слова
различных частей речи. Определять значение и
уметь употреблять имена существительные в
речи. Распознавать собственные и
нарицательные, одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Определять род и число имѐн существительных
и прилагательных. Изменять форму числа имѐн
существительных и прилагательных,
классифицировать по роду. Изменять имена
существительные и прилагательные по
падежам. Распознавать личные местоимения
среди других частей речи. Определять
грамматические признаки личных
местоимений: род, лицо, число, заменять
существительные местоимениями. Узнавать
неопределѐнную форму глагола по вопросам.
Распознавать род, число и форму глаголов.
Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.
Письменно передавать текст по самостоятельно
составленному плану (или по вопросам).
Составлять текст-описание (или текст-отзыв)
по репродукции картин и с использованием
опорных слов. Сочинять письма другу. Устно
составлять текст по сюжетным картинкам.
Составлять текст на заданную тему.
Учебный диалог, в ходе которого происходит
наблюдение за словами-предметами, словамипризнаками, словами-действиями и знакомство
с понятиями «Части речи» с актуализацией
терминов «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Глагол».
Упражнение: группировка предложенного
набора слов на основании того, какой частью
речи они являются (с опорой на таблицу «Части
речи»).
Наблюдение за грамматическими признаками
имѐн существительных (род, число),
соотнесение сделанных выводов с
информацией в учебнике.
Практическая работа: изменение имѐн
существительных по указанному признаку (с
опорой на таблицу).
Учебный диалог с наблюдением за изменением
формы слова по падежным вопросам и
соотнесение сделанных выводов с
информацией в учебнике.

Дифференцированное задание: выделение
лишнего слова из ряда предложенных имен
существительных по ряду определенных
грамматических признаков.
Знакомство с алгоритмом и отработка
последовательности учебных действий по
определению склонения имен
существительных.
Упражнение: запись предложений с
постановкой имен существительных в нужной
падежной форме (при необходимости с
направляющей помощью учителя). Работа с
таблицей: запись имен прилагательных в три
столбика в соответствии с родом.
Игра-соревнование «Опиши предмет»:
подобрать как можно больше подходящих по
смыслу прилагательных к имени
существительному.
Наблюдение за грамматическими признаками
глаголов (число, время, род в прошедшем
времени), формулирование выводов по
результатам наблюдений, соотнесение
собственных выводов с информацией в
учебнике.
Упражнение: образование времен глагола от
начальной формы глагола (с опорой на таблицы).
Упражнение: согласование глагола в прошедшем
времени с именами существительными в роде и
числе.
Учебный диалог: значение частицы НЕ,
изменение значения глагола при ее
использовании.
Наблюдение за ролью местоимений в тексте с
последующим соотнесением сделанных
выводов с информацией в учебнике.
Практическая работа: корректировка текста,
заключающаяся в замене повторяющихся в
тексте имѐн существительных
соответствующими местоимениями (после
предварительного обсуждения).
Текст. Предложение. Словосочетание (6ч)
24

Слово…словосочетание…предл
ожение..

1ч

25

Слово…словосочетание…предл
ожение..

1ч

26

Точка и запятая.

1ч

27

Вопросительный и
восклицательный знаки.

1ч

Различать текст и предложения. Различать типы
текстов и выделять его части. Составлять план
текста. Различать предложения, словосочетания,
слова (осознавать их сходства и различия).
Различать предложения по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные. Различать предложения по
эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.

28

Вопросительный и
восклицательный знаки.

1ч

29

Типы текстов.

1ч

Обосновывать знаки препинания в конце
предложения. Иметь представление об
обращении и предложениях с обращением.
Различать главные и второстепенные члены
предложения. Различать словосочетание и
выделять из предложения. Устанавливать связь
слов в предложении.
Составлять рассказ по репродукции картины и
по рисунку с использованием диалога и
обращений.
Комментированное выполнение задания:
выписать из предложения пары слов
(словосочетания), от одного из которых к
другому можно задать смысловой
(синтаксический) вопрос (под руководством
учителя).
Творческое задание: составление
словосочетаний к схеме (сущ.+прил., гл.+сущ.)
(по образцу).
Самостоятельная работа: установление при
помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении (главное и
зависимое слово).
Учебный диалог, направленный на
актуализацию знаний о видах предложений по
цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Упражнение: нахождение в тексте предложений
с заданными характеристиками.
Совместная работа с таблицей: по горизонтали в
строках — вид по эмоциональной окраске, по
вертикали в столбцах — вид по цели
высказывания, подбор предложенных учителем
примеров для ячеек таблицы.
Творческое задание: составление
словосочетаний к схеме (сущ.+прил., гл.+сущ.)
(по образцу).
Наблюдение за предложениями с однородными
членами. Объяснение выбора нужного союза в
предложении с однородными членами.
Комментированное выполнение задания на
нахождение в тексте предложений с
однородными членами (при необходимости с
направляющей помощью учителя).
Работа со схемой: составление предложений по
заданной графической схеме (разные по виду: с
однородными членами, по эмоциональной
окраске и т.д.)
Творческое задание: составление предложений с
однородны- ми членами.
Упражнение: расстановка знаков препинания
(Запятая, точка, вопросительный или
восклицательный знаки).

Упражнение: определение типов текста.
Слово в языке и речи (5ч.)
30

Слово и разнообразие его
лексических значений.
Многозначность слова.

1ч

31

Прямое и переносное значения
слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы.

1ч

32

Устойчивые выражения
(словосочетания), их
образность, точность.

1ч

33

Этимология. Почему мы так
говорим?

1ч

34

«Путешествия» слов во
времени.

1ч

Различать текст и предложения. Различать типы
текстов и выделять его части. Составлять план
текста. Различать предложения, словосочетания,
слова (осознавать их сходства и различия).
Различать предложения по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные. Различать предложения по
эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Обосновывать знаки препинания в конце
предложения. Иметь представление об
обращении и предложениях с обращением.
Различать главные и второстепенные члены
предложения. Различать словосочетание и
выделять из предложения. Устанавливать связь
слов в предложении.
Составлять рассказ по репродукции картины и
по рисунку с использованием диалога и
обращений.
Учебный диалог «Чем различаются тема текста
и основная мысль текста? Как определить тему
текста? Как определить основную мысль
текста?».
Комментированное выполнение задания на
определение темы и основной мысли
предложенных текстов (по наводящим
вопросам).
Практическая работа: анализ и корректировка
текстов
с нарушенным порядком
предложений, абзацев (при необходимости с
направляющей помощью учителя).
Практическая работа: чтение деформированных
текстов, их восстановление с последующей
записью.
Упражнение: распределение изображений в две
группы (изображения однозначных и
многозначных слов)
Упражнение: заполнение таблицы синонимами,
антонимами и омонимами.
Составление текста с использованием слов в
переносном значении и устойчивыми
выражениями.
Упражнение: определение неологизмов и
архаизмов.

4 класс (34 часа)

№
п/п

Колво
часов

Название тем

Основные виды деятельности

Предложение (3 ч)
1

Виды предложений.

1ч

2

Нахождение и самостоятельное
составление предложений с
однородными членами

1ч

3

Простые и сложные
предложения. Знаки препинания
в сложном предложении

1ч

Распознавать и находить предложения с
однородными членами. Находить и
самостоятельно составлять предложения с
однородными членами без союзов с союзами
а, и, но. Различать простые и сложные
предложения. Определять и расставлять знаки
препинания в сложном предложении.
Составлять текст по репродукции картины.
Письменно передавать повествовательный
текст.
Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются предложение,
словосочетание, слово, обосновываются их
сходство и различия.
Работа со графической схемой: соотнесение
предложений с их графической схемой.
Творческая работа: составление предложений по
графической схеме.
Упражнение: нахождение и самостоятельное
составление предложений с однородными
членами
Упражнение: составление простых и сложных
предложений со знаками препинания.

Слово в языке и речи (5 ч)
Синонимы, антонимы и
омонимы. Наблюдение за
использованием в речи
синонимов и антонимов.

1ч

5-6

Правописание гласных и
согласных в значимых частях
слов

2ч

7-8

Части речи. Грамматические
признаки частей речи.

2ч

4

Определять лексическое значение слова.
Распознавать заимствованные и устаревшие
слова. Распознавать многозначные слова,
синонимы, омонимы, антонимы, Подбирать
синонимы, омонимы, антонимы. Различать
однокоренные
слова
и
синонимы,
однокоренные слов и слова с омонимичными
корнями. Устанавливать в словах наличие
изученных орфограмм, обосновывать их
написание. Работать с орфографическим
словарѐм. Различать и классифицировать
изученные части речи. Находить в тексте
наречия и классифицировать их по вопросам.
Составлять
текст
по
рисунку
с
использованием фразеологизма. Сочинять
объявления. Письменно передавать текст по
составленному плану. Составлять текст-отзыв
по репродукции картины.
Комментированное выполнение задания:
выбор из ряда синонимов слова, которое
подходит для заполнения пропуска в

предложении текста, объяснение своего
выбора.
Упражнение: составить синонимичные ряды,
располагая слова по нарастанию / убыванию
признака (например: большой, огромный,
громадный, гигантский).
Упражнение: закончи начатое предложение
словами-антонимами.
Работа с рисунками: соотнесение рисунков с
соответствующими им фразеологизмами.
Дифференцированное задание: работа со
словарѐм
фразеологизмов,
выписывание
значений 2–3 фразеологизмов.
Творческое задание: создание собственных
шуточных рисунков, основанных на буквальном
понимании значения слов, входящих в состав
фразеологизма.
Работа с таблицей «Части речи», анализ
содержания таблицы, установление основания
для сравнения слов, относящихся к разным
частям речи.
Части речи (26 ч)

9

Распознавание падежей имен
существительных. Различение
падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов.

1ч

1012

Определение принадлежности
имен существительных к 1, 2, 3
склонению.

3ч

1314

Алгоритм определения
склонения имени
существительного

2ч

1517

Упражнение в правописании
падежных окончаний имен
существительных 1, 2, 3-го
склонения. Способы проверки.

3ч

1820

Склонение имен
существительных во
множественном числе.

3ч

21

Склонение имен прилагательных

1ч

2224

Упражнение в правописании
окончаний имен прилагательных

3ч

2527

Склонение имен прилагательных
во множественном числе

3ч

Различать части речи. Составлять текстрассуждение на заданную тему. Выполнять
морфологический
разбор.
Письменно
передавать повествовательный текст и текст
по составленному плану.
Работать с
деформированным текстом. Составлять текст
рассказа (сказки) по пословице.
Упражнение: группировка слов на основании
того, какой частью речи они являются (с
опорой на таблицу «Части речи»).
Дифференцированное
задание:
классификация частей речи по признаку
(самостоятельные и служебные части речи).
Комментированное выполнение задания,
связанного с выбором основания для
сравнения слов, относящихся к одной части
речи, но различающихся грамматическими
признаками.
Практическая
работа:
определение
грамматических
признаков
имѐн
существительных (при необходимости с
опорой на таблицы).
Упражнение: соотнесение слов и наборов их
грамматических характеристик.
группировка имѐн существительных по
разным основаниям. Упражнение: нахождение

2829

Склонение личных местоимений.

2ч

3032

Спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения
глаголов

3ч

3334

Правописание безударных
личных окончаний глаголов

2ч

в тексте (например, в поэтическом) имѐн
существительных
с
заданными
грамматическими характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в
ряду имѐн
существительных
лишнего
имени
существительного –
не
имеющего
какого-то
из
тех
грамматических признаков,
которыми обладают остальные слова в
группе.
Практическая
работа:
определение
грамматических
признаков
имѐн
прилагательных (при необходимости с опорой
на таблицы).
Комментированное выполнение задания по
соотнесению формы имени прилагательного с формой имени
существительного.
Упражнение: склонение личных местоимений
с последующим заполнением таблицы.
Упражнение: употребление местоимения в
нужной падежной форме с словосочетаниях
(например: подошел к (он) – подошел к нему)
с опорой на таблицу.
Практическая
работа:
определение
грамматических признаков глаголов (при
необходимости с опорой на таблицы).
Комментированное выполнение задания:
соотнесение
глаголов и их грамматических характеристик.
Совместное выполнение задания: анализ
текста на наличие в
нѐм глаголов, грамматические характеристики
которых даны.
Работа с таблицей, обобщающей результаты
работы с грамматическими характеристиками
глаголов: чтение таблицы,
дополнение примерами.
Наблюдение за наречиями: установление
значения и особенностей употребления
наречий в речи.
Упражнение:
нахождение
наречий
в
предложении, тексте.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного
процесса
Учебно-методическое обеспечение

1. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в
начальной школе. —М.: Астрель, 2012
2. Тикунова Л. И. Учимся писать изложение и сочинение/ Рабочие тетради. 4 класс в двух частях.
– М.: РОСТкнига, 2010 г
Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Компьютер
Принтер
Сканер
Колонки
Графический планшет
Микрофон
Фотоаппарат

Основные электронные образовательные ресурсы
1. http://nachalka.edu.ru/ - Портал "Начальная школа".
2. http://www.nachalka.com/biblioteka - Библиотека материалов для начальной школы.
Разработки уроков, внеклассных занятий, статьи, тесты, презентации, тренажеры и учебные
фильмы.
3. http://www.metodkabinet.eu/ - Информационно-методический кабинет. Статьи и материалы
по дошкольному, начальному и среднему образованию и воспитанию: библиотека готовых
материалов по предметным областям.
4. http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.
5. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
6. http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
7. http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
8. http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
9. http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков,
внеклассные мероприятия и др.
10. http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников.
11. http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты
«Русский язык»
12. http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
13. http://dic.academic.ru Словари русского языка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».