Рабочая программа ВД ЗПР Разговоры о важном 5-9 класс

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс)
5-9
Количество часов: 170 часов
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.

основное общее образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых резуль- татов федеральных основных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования с учѐтом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
●

в формировании его российской идентичности;

●

в формировании интереса к познанию;

●

в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува-

жительного отношения к правам и свободам других;
●

в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

●

в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;

●

в развитии у школьников общекультурной компетентности;

●

в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

●

в осознании своего места в обществе;

●

в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

●

в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».
2.

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации».
3.

Указ Президента Российской

«Об

утверждении

Основ

Федерации от

государственной

09.11.2022

№ 809

политики

по

сохранению

и

укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
3

5.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7.

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ

Минпросвещения

России

от

№

18.05.2023

372

«Об

утверждении

федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
11.

Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении

информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных
часов.
Занятия
особенностям

по

программе

обучающихся

проводятся
и

в

формах,

позволяющих

им

соответствующих

возрастным

вырабатывать

собственную

мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные
занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и
целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога,

ориентировать

еѐ

не

только

на

интеллектуальное, но и на

нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чѐткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение
учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается

в сценарии, педагог учитывает

региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация.

Обязательно
4

учитывается

и

уровень

развития

школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,

целесообразно

уточнить

(изменить,

скорректировать) и творческие

задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного

флага

Российской

Федерации,

слушанием

(исполнением)

Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая
часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные
части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение

мотива

его

проведения.

Эта

часть

обычно

начинается

с

просмотра

видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая

и

ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,

художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской

Федерации. Современное

разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой
среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в
будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в
сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду,
к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем
взаимоуважения и обмена опытом.

6

в

общении

за

счет

О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной

научной

школы.

Открытия

И.

В.

Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и

трудности

человека.

—

Поиск

естественный
причины

элемент

конфликтов

как

развития

общества и

каждого

отдельного

ключ к их разрешению. Совместные усилия и

внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.

Поведение

в

экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
человека.

Ответственность,

забота

и

бережное

жизни

отношение к питомцам. Всемирный

день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы
о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России

с

древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
— основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как
высшую

ценность.

Справедливость

—

одна

из важнейших духовно-нравственных

ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?

Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время

не

только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как

создают

отечественной

мультфильмы?

мультипликации.

Мультипликация,
Отечественная

анимация.
школа

История

развития

мультипликации и ее

достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии
этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в
сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки.
Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка

науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать

ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной

стабильности. Навыки

для

жизни:

как

научиться

договариваться

с

окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные
и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр
— целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом
и психологическом здоровье. Какие полезные

привычки

положительно

влияют

на

эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья
и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы
в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о
Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства,
эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.

Традиционные

ценности

помогают

чувствовать

себя

частью

народа,

способствуют

укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном

обществе; готовность

к разнообразной

совместной

деятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В

сфере

патриотического

воспитания:

осознание

российской

гражданской

идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества.

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своѐ эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружаю- щей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях раз- вития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
Исследовательской деятельности, установка на осмысление

опыта,

наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В

сфере

адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной и

природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой

культурной

среды,

открытость

опыту и знаниям других; повышение уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие
умения оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В

сфере

овладения

познавательными

универсальными

учебными действиями:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учѐтом

предложенной

учебной

задачи

и

заданных

критериев;

выбирать,

анализировать,

систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных

информационных

источниках;

самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления информации, оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим

работником

или

сформулированным

самостоятельно,

систематизировать

информацию.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

понимать

и

использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
12

действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями:

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор
и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать

своѐ

право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и

других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учѐтом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры
о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;

формирование

умений

речевого

взаимодействия:

создание

устных

монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен

мнениями, запрос

информации, сообщение

информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на
них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте, извлечение информации из различных источников, еѐ осмысление и оперирование ею.
13

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и еѐ
роли

в

формировании

гражданственности

и

патриотизма,

укреплении

единства

многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида
искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражѐнную в литературных
произведениях, с учѐтом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на

вопросы

по

подробный,

прочитанному

произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге
о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную
оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений,
процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов
в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные,

пространственные,

временные

связи

исторических

событий,

явлений,

процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX
— начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной

и

религиозной

принадлежности

на

основе

национальных

ценностей

современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому
14

наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе
образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и денежнокредитной,

социальной

политики,

политики

в

сфере

культуры

и

образования,

противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение
к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, соотносить еѐ с собственными знаниями о

моральном и правовом

регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и
традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
15

свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических

задач

своего

населѐнного

пункта,

Российской

Федерации,

мирового

сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать
взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие
умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

16

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п

1

2

3

Темы занятий

Зачем человеку учиться?

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

Цифровой суверенитет
страны

Количество
часов

Основное содержание

1

Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм

1

Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие
русского языка, изменения в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные
идеалы, патриотизм

1

Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека

Виды деятельности
обучающихся
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Электронные ресурсы
Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

4

5

6

7

Мирный атом.
День работника атомной
промышленности

О творчестве. Ко
Дню музыки

Что такое уважение? Ко
Дню учителя

Как понять друг друга разным
поколениям?

1

1

1

1

Мирный атом — это использование атомной энергии
в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству
— фундамент гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Семья как ценность в жизни каждого чело- века,
основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

8

9

10

О городах России. Ко
Дню
народного
единства

Общество безграничных
возможностей

Селекция и генетика. К
170-летию
И. В. Мичурина

1

Города России: разнообразие культур, язы- ков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих
на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение
российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, гражданственность

1

Современное общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение

1

Генетика и селекция — перспективные области
науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные
научные достижения российских ученых прошлого и
настоящего в областях медицины, сельского
хозяйства, промышленности. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

11

12

13

14

Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога

Профессия —
жизнь спасать

Домашние питомцы. Всемирный
день питомца

Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества

1

1

1

1

Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради
другого человека. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Роль домашних питомцев в жизни человека.
Бережное отношение к питомцам и
ответственность за их жизнь — качества владельца
домашних животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Правила
безопасности при общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

15

16

17

18

Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции

Совесть внутри нас

Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация, анимация

1

1

1

1

Разговоры о важном.рф

Конституция Российской Федерации — основной
закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы человека

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Зимние каникулы — это время не только для
семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с
пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь

История развития отечественной мультипликации.
Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная мультипликация,
профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, гуманизм

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

19

20

21

Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее

Как создавать свой бизнес?

Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки

Разговоры о важном.рф

1

Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия
как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству

1

Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести
пользу обществу. Современные предприниматели и
их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

1

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

22

23

24

25

Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?

Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества

День наставника

Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150
лет Союзу театральных
деятелей России

1

Дипломатия — важная сфера деятельности
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
многонациональное единство

1

Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества
отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России

1

День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как
найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
созидательный труд

1

Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира?
Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

26

27

28

29

Как справляться с
волнением?

65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки

Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко
Дню труда

1

Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь

1

Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный
космодром? Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для
страны и всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
историческая память

1

Состояние планеты — личная ответственность
каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Команда — это друзья и единомышленники, где
каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

1

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф

Разговоры о важном.рф

30

31

Песни о войне.
Ко Дню Победы

Ценности, которые нас
объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1

Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями.
Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов
России, историческая память и преемственность
поколений

Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает
поступать правильно и ответствен- но. Традиционные
ценности помогают чув- ствовать себя частью
народа, способствуют укреплению общества и
развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные ценности

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».