Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс)
5-9
Количество часов: 170 часов
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.
основное общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых резуль- татов федеральных основных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования с учѐтом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
●
в формировании его российской идентичности;
●
в формировании интереса к познанию;
●
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува-
жительного отношения к правам и свободам других;
●
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
●
в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
●
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
●
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
●
в осознании своего места в обществе;
●
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
●
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Указ Президента Российской
«Об
утверждении
Основ
Федерации от
государственной
09.11.2022
№ 809
политики
по
сохранению
и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
3
5.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ
Минпросвещения
России
от
№
18.05.2023
372
«Об
утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
11.
Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных
часов.
Занятия
особенностям
по
программе
обучающихся
проводятся
и
в
формах,
позволяющих
им
соответствующих
возрастным
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные
занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и
целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога,
ориентировать
еѐ
не
только
на
интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чѐткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение
учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация.
Обязательно
4
учитывается
и
уровень
развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая
часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные
части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение
мотива
его
проведения.
Эта
часть
обычно
начинается
с
просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая
и
ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской
Федерации. Современное
разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой
среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в
будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в
сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду,
к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем
взаимоуважения и обмена опытом.
6
в
общении
за
счет
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной
научной
школы.
Открытия
И.
В.
Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и
трудности
человека.
—
Поиск
естественный
причины
элемент
конфликтов
как
развития
общества и
каждого
отдельного
ключ к их разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение
в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
человека.
Ответственность,
забота
и
бережное
жизни
отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы
о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России
с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
— основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как
высшую
ценность.
Справедливость
—
одна
из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не
только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
отечественной
мультфильмы?
мультипликации.
Мультипликация,
Отечественная
анимация.
школа
История
развития
мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии
этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в
сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки.
Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка
науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной
стабильности. Навыки
для
жизни:
как
научиться
договариваться
с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные
и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр
— целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом
и психологическом здоровье. Какие полезные
привычки
положительно
влияют
на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья
и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы
в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о
Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства,
эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные
ценности
помогают
чувствовать
себя
частью
народа,
способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность
к разнообразной
совместной
деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своѐ эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружаю- щей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях раз- вития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
Исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В
сфере
адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой
культурной
среды,
открытость
опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие
умения оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
овладения
познавательными
универсальными
учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учѐтом
предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных
информационных
источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления информации, оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно,
систематизировать
информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать
и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
12
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор
и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать
своѐ
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учѐтом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры
о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;
формирование
умений
речевого
взаимодействия:
создание
устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос
информации, сообщение
информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на
них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте, извлечение информации из различных источников, еѐ осмысление и оперирование ею.
13
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и еѐ
роли
в
формировании
гражданственности
и
патриотизма,
укреплении
единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида
искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражѐнную в литературных
произведениях, с учѐтом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на
вопросы
по
подробный,
прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге
о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную
оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений,
процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов
в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные,
пространственные,
временные
связи
исторических
событий,
явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX
— начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности
на
основе
национальных
ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому
14
наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе
образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и денежнокредитной,
социальной
политики,
политики
в
сфере
культуры
и
образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение
к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, соотносить еѐ с собственными знаниями о
моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и
традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
15
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических
задач
своего
населѐнного
пункта,
Российской
Федерации,
мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать
взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие
умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
16
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
1
2
3
Темы занятий
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Цифровой суверенитет
страны
Количество
часов
Основное содержание
1
Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
1
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие
русского языка, изменения в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные
идеалы, патриотизм
1
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Виды деятельности
обучающихся
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Электронные ресурсы
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве. Ко
Дню музыки
Что такое уважение? Ко
Дню учителя
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
1
1
1
Мирный атом — это использование атомной энергии
в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству
— фундамент гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Семья как ценность в жизни каждого чело- века,
основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
8
9
10
О городах России. Ко
Дню
народного
единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика. К
170-летию
И. В. Мичурина
1
Города России: разнообразие культур, язы- ков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих
на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение
российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, гражданственность
1
Современное общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение
1
Генетика и селекция — перспективные области
науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные
научные достижения российских ученых прошлого и
настоящего в областях медицины, сельского
хозяйства, промышленности. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
11
12
13
14
Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия —
жизнь спасать
Домашние питомцы. Всемирный
день питомца
Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
1
1
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради
другого человека. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Бережное отношение к питомцам и
ответственность за их жизнь — качества владельца
домашних животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Правила
безопасности при общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
15
16
17
18
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
1
1
1
Разговоры о важном.рф
Конституция Российской Федерации — основной
закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы человека
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Зимние каникулы — это время не только для
семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с
пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История развития отечественной мультипликации.
Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная мультипликация,
профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, гуманизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
19
20
21
Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее
Как создавать свой бизнес?
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
Разговоры о важном.рф
1
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия
как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству
1
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести
пользу обществу. Современные предприниматели и
их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
1
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
22
23
24
25
Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
День наставника
Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150
лет Союзу театральных
деятелей России
1
Дипломатия — важная сфера деятельности
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
многонациональное единство
1
Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества
отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
1
День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как
найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
созидательный труд
1
Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира?
Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
26
27
28
29
Как справляться с
волнением?
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко
Дню труда
1
Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
1
Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный
космодром? Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для
страны и всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
историческая память
1
Состояние планеты — личная ответственность
каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Команда — это друзья и единомышленники, где
каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
1
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Разговоры о важном.рф
30
31
Песни о войне.
Ко Дню Победы
Ценности, которые нас
объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
1
Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями.
Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов
России, историческая память и преемственность
поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает
поступать правильно и ответствен- но. Традиционные
ценности помогают чув- ствовать себя частью
народа, способствуют укреплению общества и
развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные ценности
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
Разговоры о важном.рф
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах, выполнение
творческих заданий
31