Рабочая программа ВД Россия - мои горизонты 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №
от « »_______________

Согласовано:
зам. дир. по УВР
_____/Е.С. Лихачева/
«___»_______________

Утверждено:
Директор
МАОУ-Тыгишская СОШ
_______ /Д.Е. Пермикина/
«___»________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ
(Интеллектуальные марафоны)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ )

Уровень обучения (класс) 10 среднее общее образование
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Карнаухова И.Н, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025-2026гг

2026

Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
Различные жизненные сценарии и профессионально-образовательные
маршруты, карьерные траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных маршрутов.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/.
Значение профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм
и сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» и
«Мой профиль». Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль
профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности
Персонализация

общего

обучения,

образования.

дополнительного

образования.

Способы самодиагностики профессиональных

интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию, профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России
(26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности
в экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,

актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель –
государственная

корпорация

«Росатом»:

географическая

представленность,

перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты образования.
Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной
отрасли и варианты профессионально-образовательных маршрутов. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов для
корпорации Росатом. Наукоемкие и высокотехнологичные направления развития
атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием,
изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
Общая

характеристика

и

история

отрасли

спутникостроения.

Ее

значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально важные
качества, характерные для профессий в данной отрасли и возможности построения
карьеры. Возможности образования в подготовке инженерных кадров в области
спутникостроения и обработки данных дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие

приурочено

ко

Дню

работника

сельского

хозяйства

и перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень»
(12

октября).

Рассматривается

роль

сельского

хозяйства

в

обеспечении

продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства,
разнообразие

профессий

и

образовательных

возможностей.

Наукоемкость

и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие
диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в

аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса
в экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального

образования.

Профессионально

важные

качества

и

особенности построения карьеры в сфере энергетики. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря
их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности,

условиях

работы,

личных

качествах,

целях

и

ценностях

профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются

такие

направления,

как

космическая

отрасль

(спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли),
агропромышленная

отрасль

и

пищевая

промышленность,

как

часть

обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения
России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие
работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных

маршрутов.

Открытие

диагностики

«Мои

способности.

Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
Профессионально

важные

профессионально-образовательных

качества

и

маршрутов

особенности
в

построения

индустриальной

сфере.

Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области
судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных маршрутов. Общая характеристика судостроительной отрасли:
тяжелая промышленность

и

машиностроение.

Профессионально

важные

качества и особенности профессионального развития в индустриальной сфере.
Возможности высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной
деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России

в отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи
и

перспективы

развития.

Примеры

сфер

деятельности,

использующих

математический аппарат.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
сфере прикладной и фундаментальной математики и вычислительной техники.
Возможности высшего образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности
в области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной
деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательного маршрута.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры.
Возможности

высшего

и

среднего

профессионального

образования

в

подготовке специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение

лидерства

отечественных

технологических

компаний

в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта
развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе
программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных
стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью

АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности

сферы

деятельности,

перспективная

потребность

в

кадрах,

работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
Профессионально

важные

качества

профессионально-образовательных

и

маршрутов.

особенности
Возможности

построения
высшего

и профессионального образования в подготовке специалистов для пищевой
промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях

работы,

личных

качествах,

целях

и

ценностях

профессионалов

в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются
профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций
с

собственными

представлениями.

Навык

планирования

образовательно-

профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип
вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных
особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества»
и «Мои ориентиры».
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение
мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках

отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои

ориентиры»:

самоопределению.

Составляющие

Определение

готовности

уровня

к

профессиональному

готовности

обучающегося

к профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для
его совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности
к профессиональному самоопределению.

Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития.

Основные

направления

предпринимательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности профессионального
развития в деловой среде. Возможности высшего и среднего профессионального
образования

в

подготовке

специалистов

для

отрасли

«предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство
обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России
в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов
(ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на
развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых
технологий

и

разработок,

защиту

интересов

и

прав

изобретателей

и

рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
науке и образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых технологий и
разработок,

предоставляющая,

изобретательской

в

деятельности.

том

числе,

возможности

Возможности

высшего

популяризации
и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых

отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма
и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
Профессионально важные качества, необходимые для профессий сферы сервиса,
туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных
сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках
занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил
Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии
и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
транспортной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций
для экономики страны. Достижения России в сфере обеспечения связи
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
программировании
профессионального

и

телекоммуникации.

образования

в

Возможности

подготовке

в

высшего и среднего

специалистов

для

сферы

деятельности в области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство
с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов
для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью
на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть
использованы обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и фармация.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального

образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом
развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической
сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
космической отрасли. Возможности высшего и
образования

в

подготовке

среднего

профессионального

специалистов для космической отрасли.

Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера
на стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения
эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития

сферы

культуры,

искусства

и промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и
дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях
в

изученных

областях.

Педагогу

предлагается

выбор

тематики

занятия.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий (на выбор): культура и искусство;

промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который
традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального
хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности.

Варианты

профессионального

образования.

Всероссийское

голосование за выбор объектов благоустройства.
строительства и архитектуры.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса
в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии
ВПК,

актуальные

задачи

и

перспективы

профессионального

развития.

Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов.

Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры

в

сфере

ВПК.

Возможности

высшего

и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для военнопромышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют
свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях
работы,

личных

качествах,

целях и ценностях профессионалов в

профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале
профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и
впечатляющим. Какой профессионально-образовательный
был

проделан

деятельности,

обучающимся за учебный год (в урочной и внеурочной
в

каких

мероприятиях

профессионального

участвовали, успехи в дополнительном образовании и
Самооценка

маршрут

результатов.

Оценка

курса

так

выбора
далее).

обучающимися, их

предложения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Личностные
результаты
Личностные
воспитательной
российскими

результаты
деятельности,

достигаются
в

социокультурными,

в

единстве

соответствии

с

историческими

учебной

и

традиционными
и

духовно14

нравственными ценностями, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма,

гражданственности,

уважения

к

памяти

защитников

Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению,
закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
– сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного и ответственного члена российского общества, осознание своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
– готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
– умение

взаимодействовать

с

социальными

институтами

в

соответствии с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
– осознание духовных ценностей российского народа, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
– ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и
труде;
– сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
15

– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
– эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику быта,

научного и технического творчества, спорта, труда и общественных
отношений.
– способность

воспринимать

различные

виды

искусства,

традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
– убежденность

в

значимости

для

личности

и

общества

отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
– готовность к активной деятельности в технологической и
социальной сферах деятельности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
– готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
– сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических

процессов

на

состояние

природной

и

социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
– умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
16

– планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
– совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
– осознание
осуществлять

ценности

проектную

научной
и

деятельности,

готовность

исследовательскую

деятельность

индивидуально и в группе;
– сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире.
Метапредметные
результаты
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
– определять

цели

деятельности,

задавать

параметры

и

критерии их достижения;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
– развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем; б) базовые исследовательские действия:
– владеть

навыками

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности, навыками разрешения проблем;
17

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
– овладение

видами

деятельности

по

получению

нового

знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
– формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду;
– уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
– ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения; в) работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
18

интерпретацию информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации

и

целевой

аудитории,

выбирая

оптимальную

форму

представления и визуализации;
– оценивать

достоверность,

легитимность

информации,

ее

соответствие правовым и морально-этическим нормам;
– использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в

решении

организационных

когнитивных,

коммуникативных

и

задач с соблюдением требований эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
– владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
– владеть различными способами общения и взаимодействия;
– аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
– развернуто

и

логично

излагать

свою

точку

зрения

с

использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
– понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом
общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,
19

организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять

познавательную

деятельность,

выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки
предпочтений;
– делать

осознанный

учебного
выбор,

предмета

на

основе

аргументировать

его,

личных
брать

ответственность за решение;
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
20

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
– использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
– уметь

оценивать

риски

и

своевременно

принимать

решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
– самосознания,

включающего

способность

понимать

свое

эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
– саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
– внутренней
достижению

цели

мотивации,

включающей

стремление

к

и успеху, оптимизм, инициативность, умение

действовать, исходя из своих возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
г) принятие себя и других людей:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
– признавать свое право и право других людей на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

21

Тематическое планирование
Основные виды деятельности
№
Тема
Количе
ство
обучающихся
часов
1 Установочное занятие «Россия –
1
Просмотр видеороликов, участие в
мои горизонты».
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
2 Тематическое профориентационн
1
дискуссии, выполнение заданий.
ое занятие «Открой свое
Работа с материалами занятия.
будущее».
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Тематическое
профориентационн
Просмотр видеороликов, участие в
3
1
ое занятие «Познаю себя».
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
4 Россия индустриальная: атомные
1
технологии.
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Россия
индустриальная:
Просмотр видеороликов, участие в
5
1
космические технологии .
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
6 Россия аграрная:
1
продовольственная безопасность.
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
7 Россия комфортная: энергетика.
1
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение
практикоПрактикоориентированное
8
1
ориентированных заданий. Анализ
занятие.
профессий изученных отраслей на
основе «формулы
профессий».
Просмотр видеороликов, участие в
9 Россия индустриальная: добыча,
1
переработка, тяжелая
дискуссии, выполнение заданий.
промышленность.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Россия
индустриальная:
Просмотр видеороликов, участие в
10
1
22

машиностроение и
судостроение (К 500-летию
Северного
морского пути).
11 Россия индустриальная: легкая
Промышленность.

1

12 Россия умная: математика в

1

13 Россия безопасная:

1

14 Россия цифровая:

1

15 Россия индустриальная: пищевая

1

16 Практико-

1

17 Профориентационн ое

1

18 Профориентационное занятие.

1

19 Россия деловая:

1

20 Россия умная: наука и технологии.

1

действии.

национальная
безопасность.

IT - компании и отечественный
финтех.

промышленность и общественное
питание.

ориентированное занятие.

тематическое занятие «Мое
будущее».

предпринимательст во и бизнес.

дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение
практикоориентированных заданий. Анализ
профессий изученных отраслей
на основе «формулы профессий».
Групповой
разбор
и
интерпретация
профориентационных
диагностик
первого полугодия.
Анонс
возможности
самостоятельного
участия
в
диагностике
личностных
особенностей и готовности к
профессиональному
самоопределению «Мои качества»
и
«Мои ориентиры»
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
23

21 Россия гостеприимная: сервис и

1

22 Россия безопасная: защитники

1

23 Россия комфортная: транспорт.

1

24 Россия на связи: интернет и

1

25

1

туризм.

Отечества.

телекоммуникация.

Практикоориентированное занятие.

26 Проектное занятие: поговори с

1

27 Россия здоровая: медицина и

1

28 Россия индустриальная:

1

29 Россия творческая: культура и

1

30 Практико –

1

родителями.

фармацевтика в России.

космическая отрасль.

искусство.

дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение задания
от специалиста (в видеоролике или
в формате презентации,
в зависимости от технических
возможностей
образовательной
организации)
В
зависимости
от
возраста
обучающиеся готовят список
вопросов для беседы и знакомятся
с правилами и особенностями
проведения
интервью.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение
практико24

ориентированное
занятие.

31 Россия комфортная.

1

32 Россия безопасная: военно-

1

33 Практико-

1

34 Рефлексивное занятие.

1

Строительство и города будущего.

промышленный комплекс.

ориентированное занятие.

ориентированных
заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы профессий».
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение заданий.
Работа с материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Выполнение
практикоориентированных
заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы профессий».
Участие в дискуссии, выполнение
тематических
заданий.
Ретроспективная и проспективная
рефлексия.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».