МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
БОГДАНОВИЧ"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя
общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО:
на заседании МАП
протокол №_______
от «__»_____________2025 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_______________2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора
Директор МАОУ-Тыгишской СОШ№
_________ от ___ августа 2025 г.
______________ Е.Д.Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7194760)
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
для обучающихся 10 классов
с.Тыгиш 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по биологии» для
среднего общего образования (далее – программа) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами. Настоящий курс предназначен для
углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, расширения базовых
знаний, развития практических умений и навыков в современной биологии.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации
образовательной
и
научно-исследовательской
деятельности
предусматривают
формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы
самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей
обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует
обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и
познавательной деятельности и развитию научно-исследовательских навыков. Программа
станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес
и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла,
естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам
высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют
нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных
ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе
биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую
роль играют познавательные ценности, так как данный учебный курс входит в группу
предметов познавательного цикла. Кроме этого программа предназначена для повторения
и закрепления знаний, полученных за курс среднего общего образования, а также
выработки чѐткости в понимании учебного материала.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психолого-педагогические
особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется в:
− воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и
деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных
знаниях;
− становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с
окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО
БИОЛОГИИ»
Цель изучения курса «Практическая биология» – овладение обучающимися
знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и
приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа реализуется в работе с обучающимися 10 классов.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы. Предусмотрены такие формы работы, как беседы,
просмотр видеофрагментов, выполнение заданий, индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 КЛАСС
Тема 1. Биология как наука
Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы. Система
биологических наук. Отличительные признаки живой природы Уровни организации
живой материи.
Тема 2. Клетка
Химическая организация клетки. Элементный состав клеток. Органические
вещества: белки, углеводы, липиды. Обмен липидов, углеводов, белков. Нуклеиновые
кислоты. Решение задач.
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Бактериальные болезни.
Сравнение клеток животных и растений.
Метаболизм. Пластический обмен в клетке. Энергетический обмен. Решение задач.
Митоз. Амитоз. Синтез белковых молекул. Решение задач.
Вироиды. Вирусы и рак. Иммунитет
Тема 3. Организм
Размножение. Вегетативное размножение. Основа полового размножения – мейоз.
Жизненный цикл растений. Жизненные циклы животных.
Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Генетика. Закономерности генетики.
Взаимодействие аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов. Закон Моргана. Хромосомное определение пола.
Решение задач. Ненаследственная
изменчивость. Наследственная
изменчивость.
Генетика и медицина. Подведем итоги. Основные понятия генетики
Задачи и методы селекции. Селекция растений. Селекция животных
Биотехнология, еѐ достижения и перспективы развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
− готовность к совместной творческой деятельности при выполнении биологических
экспериментов;
− способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять ее;
− готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения
к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
в сфере патриотического воспитания:
− ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям
России в науке;
− способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
− способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
− осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
− понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:
− понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
− осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
в сфере трудового воспитания:
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
− экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
− повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
− способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при
решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил
поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану
видов, экосистем, биосферы);
− активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
в сфере научного познания:
− понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создание целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека
и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
− убежденность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечение
нового уровня развития медицины; создание перспективных биотехнологий, способных
решать ресурсные проблемы развития человечества; поиск путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
− заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
− понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
− способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем
в реальных жизненных ситуациях;
− осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
− готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
− самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
− использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
− определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
− использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
− строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
− применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
базовые исследовательские действия:
− владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
− использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
− формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
работа с информацией:
− ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных
базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
− формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
− использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки
и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать
и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
− осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или
дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать
суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и
согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
− развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
− выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
− принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
− предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
− осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
− использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных
и учебных ситуациях;
− выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
− расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
− делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
самоконтроль:
− давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приѐмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
− принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
− саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость;
− внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
принятие себя и других:
− принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
− признавать свое право и право других на ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учѐных-биологов в развитие
биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка,
организм, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), уровневая организация живых систем, самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие;
умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная,
центральная догма молекулярной биологии), законы (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.
И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н.
И. Вавилова), определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание
живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического
эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми
величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий,
теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот,
одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности процессов: обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенез);
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное
скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания
для предсказания наследования признаков у организмов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы), этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
Наименование
Кол- Основное содержание
п/п разделов и тем
во
программы
часов
1
Биология как
наука
4
Краткая
история
развития
биологии.
Методы
познания
живой
природы.
Система
биологических наук.
Отличительные
признаки
живой
природы
Уровни
организации
живой
материи.
2
Клетка
14
Химическая
организация клетки.
Элементный
состав
клеток. Органические
вещества:
белки,
углеводы,
липиды.
Обмен
липидов,
углеводов,
белков.
Нуклеиновые
кислоты.
Решение
Основные виды деятельности
Раскрывать содержание терминов и понятий: научный метод, гипотеза,
теория, методы исследования; свойства живых систем, обмен веществ,
размножение, рост, развитие, наследственность, изменчивость,
раздражимость, энергозависимость, уровни организации жизни
(биосистем). Характеризовать биологию как науку, ее место и роль
среди других естественных наук, основные методы познания живой
природы:
наблюдение,
эксперимент,
описание,
измерение,
классификация, моделирование, статистическая обработка данных.
Характеризовать принципы организации биосистем: открытость,
высокая упорядоченность, саморегуляция, иерархичность. Перечислять
разделы биологии в соответствие с объектами изучения. Перечислять
универсальные свойства живого: единство химического состава,
раздражимость,
движение,
гомеостаз,
рост
и
развитие,
наследственность, изменчивость, эволюция (приспособление к
изменяющимся условиям). Приводить примеры биосистем разного
уровня организации и и сравнивать проявления свойств живого на
разных уровнях. Характеризовать основные процессы, протекающие в
биосистемах:
обмен
веществ
и
превращение
энергии,
самовоспроизведение, саморегуляция, развитие.
Раскрывать содержание терминов и понятий: элементы-биогены,
макроэлементы, микроэлементы; минеральные вещества, молекула
воды как диполь, водородные связи; гидрофильные и гидрофобные
вещества. Распределять химические элементы по группам в
зависимости от количественного представительства в организме;
характеризовать роль отдельных элементов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: белки, полимеры,
мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация.
Характеризовать белки как класс органических соединений;
перечислять и характеризовать функции белков
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
задач.
Особенности строения
и жизнедеятельности
прокариот.
Бактериальные
болезни. Сравнение
клеток животных и
растений.
Метаболизм.
Пластический обмен в
клетке.
Энергетический
обмен. Решение задач.
Митоз.
Амитоз.
Синтез
белковых
молекул.
Решение
задач.
Вироиды. Вирусы и
рак. Иммунитет
Раскрывать содержание терминов и понятий: ферменты, активный
центр, коферменты. Указывать отличия ферментов от неорганических
катализаторов. Объяснять роль ферментов в функционировании живых
систем.
Раскрывать содержание терминов и понятий: углеводы, моносахариды,
дисахариды, полисахариды, глюкоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза,
лактоза, мальтоза, целлюлоза (клетчатка), крахмал, гликоген; липиды,
триглицериды
(жиры,
масла),
фосфолипиды,
стероиды.
Характеризовать углеводы, липиды как класс органических
соединений. Классифицировать углеводы и липиды по строению;
перечислять функции углеводов и липидов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: дезоксирибонуклеиновая
кислота (ДНК), рибонуклеиновая кислота (РНК), нуклеотид,
полинуклеотидная цепь (полинуклеотид), комплементарность, функции
ДНК (хранение и передача наследственной информации); виды РНК
(информационная, транспортная, рибосомальная). Характеризировать
нуклеиновые кислоты как химические соединения и носители
наследственной информации. Отмечать особенности строения молекул
нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Схематически изображать строение
нуклеотидов, молекул нуклеиновых кислот.
Раскрывать содержание терминов и понятий: клетка, цитология;
раскрывать содержание положений клеточной теории. Перечислять и
характеризовать основные методы изучения клетки.
Раскрывать содержание терминов и понятий: клетки (эукариотическая,
прокариотическая),
плазматическая
мембрана
(плазмалемма),
гликокаликс, клеточная стенка, нуклеоид. Сравнивать между собой
эукариотические и прокариотические клетки; отмечать сходство и
различия в строении клеток бактерий, животных, растений и грибов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: цитоплазма, органоиды,
эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль,
митохондрии, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты),
рибосомы, микротрубочки, клеточный центр (центросома), реснички,
жгутики, включения, ядро, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин,
ядрышко, хромосомы. Описывать строение эукариотической клетки по
изображениям и на микропрепаратах; классифицировать органоиды в
зависимости от особенностей их строения (одномембранные,
двумембранные, немембранные); описывать функции каждого
органоида в клетке. Характеризовать клеточное ядро как место
хранения, передачи (удвоение хромосом) и реализации (транскрипция)
наследственной информации клетки. Перечислять и описывать
компоненты ядра и их функции; Схематично изображать строение
растительной и животной клетки.
Раскрывать содержание терминов и понятий: обмен веществ и
превращение энергии (метаболизм), ассимиляция, пластический обмен,
диссимиляция,
энергетический
обмен,
фотосинтез,
фотолиз,
фосфорилирование, переносчик протонов, хемосинтез. Описывать
фотосинтез, процессы, протекающие в световой и темновой фазе.
Выявлять причинно-следственные связи между поглощением
солнечной энергии хлорофиллом и синтезом молекул АТФ. Сравнивать
исходные вещества, конечные продукты и условия протекания реакций
световой и темновой фазы фотосинтеза; Оценивать значение
фотосинтеза для жизни на Земле.
Раскрывать содержание терминов и понятий: энергетический обмен,
гликолиз,
молочнокислое
брожение,
спиртовое
брожение,
биологическое окисление, клеточное дыхание, диссимиляция, фермент.
Характеризовать обмен веществ и превращение энергии (метаболизм)
как одно их свойств живого. Перечислять особенности пластического и
энергетического обмена в клетке; устанавливать взаимосвязь между
ними. Различать типы обмена веществ в клетке: автотрофный и
гетеротрофный.
Описывать
этапы
энергетического
обмена
(подготовительный, бескислородный, кислородный) и сравнивать их
между собой. Характеризовать реакции гликолиза, брожения,
клеточного дыхания. Сравнивать эффективность бескислородного и
кислородного этапов
Раскрывать содержание терминов и понятий: ген, генетический код,
матричный синтез, транскрипция, трансляция, кодон, антикодон,
рибосома, молекулярная биология. Определять свойства генетического
кода (триплетность, однозначность, вырожденность, универсальность,
неперекрываемость, непрерывность). Описывать этапы реализации
наследственной информации в клетке.
3
Организм
16
Размножение.
Вегетативное
размножение. Основа
полового
размножения – мейоз.
Жизненный
цикл
растений. Жизненные
циклы животных.
Онтогенез.
Эмбриональное
и
постэмбриональное
развитие.
Генетика.
Закономерности
генетики.
Взаимодействие
аллельных
генов.
Взаимодействие
неаллельных
генов.
Закон
Моргана.
Хромосомное
определение
пола.
Решение
задач.
Ненаследственная
изменчивость.
Наследственная
Раскрывать содержание терминов и понятий: вирус, вирусология,
капсид, бактериофаг, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Характеризовать вирусы как неклеточную форму жизни; особенности
строения и жизнедеятельности вирусов. Описывать жизненный цикл
вирусов иммунодефицита человека; различать на рисунках ВТМ
((вирус табачной мозаики), бактериофаг, ВИЧ. Обосновывать и
соблюдать меры профилактики распространения вирусных заболеваний
(респираторные, желудочнокишечные, клещевой энцефалит, ВИЧинфекция)
Раскрывать содержание терминов и понятий: клеточный цикл,
интерфаза, редупликация, хромосома, кариотип, гаплоидный,
диплоидный хромосомный набор, хроматиды; митоз его стадии:
профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Описывать жизненный цикл
клетки; перечислять и характеризовать периоды клеточного цикла,
сравнивать их между собой. Описывать строение хромосом,
кариотипов организмов, сравнивать хромосомные наборы клеток.
Сравнивать стадии митоза. Различать на микропрепаратах и рисунках
стадии митоза. Раскрывать биологический смысл митоза.
Раскрывать содержание терминов и понятий: размножение, клон,
половые клетки (гаметы), яйцеклетка, сперматозоид, зигота, деление
надвое, почкование, споруляция, фрагментация, вегетативное
размножение,
семенное
размножение,
опыление,
двойное
оплодотворение,
половые
железы,
семенники,
яичники,
оплодотворение (наружное, внутреннее). Характеризовать особенности
и значение бесполого и полового способов размножения. Выделять
виды бесполого размножения. Характеризовать половые клетки:
яйцеклетки, сперматозоиды; выявлять особенности их строения
Раскрывать содержание терминов и понятий: мейоз, конъюгация
хромосом,
перекрѐст
(кроссинговер)
хромосом,
гаметы.
Характеризовать мейоз как способ клеточного деления; описывать
мейоз по стадиям; сравнивать стадии мейоза и митоза. Различать на
рисунках стадии мейоза; раскрывать биологическое значение мейоза.
Раскрывать содержание терминов и понятий: гаметогенез,
сперматогенез, оогенез, сперматозоид, акросома, яйцеклетка, полярные
тельца. Характеризовать особенности гаметогенеза у животных и его
Библиотека
ЦОК
изменчивость.
Генетика и медицина.
Подведем
итоги.
Основные
понятия
генетики
Задачи
и
методы
селекции. Селекция
растений.
Селекция
животных
Биотехнология,
еѐ
достижения
и
перспективы
развития.
стадии; половые клетки животных и описывать процесс их развития.
Сравнивать сперматогенез и оогенез. Описывать оплодотворение,
биологическое значение оплодотворения
Раскрывать содержание терминов и понятий: онтогенез, эмбриогенез,
зигота, дробление, бластомеры, морула, бластула, бластоцель, гаструла,
нейрула, органогенез; зародышевые листки: эктодерма, мезодерма,
энтодерма; постэмбриональное развитие: прямое и непрямое
(личиночное); метаморфоз, мегаспора, микроспора, пыльцевое зерно,
спермии, зародышевый мешок, двойное оплодотворение. Определять
этапы эмбрионального развития хордовых на схемах и препаратах и
описывать процессы, происходящие на каждом этапе. Сравнивать
периоды
онтогенеза;
прямое
и
непрямое
(личиночное)
постэмбриональное развитие, зародыши человека и других хордовых.
Объяснять биологическое значение развития с метаморфозом;
отрицательное влияние алкоголя, никотина и других тератогенных
факторов на развитие зародыша человека.
Раскрывать содержание терминов и понятий: ген, геном, генотип,
фенотип, хромосомы, аллельные гены (аллели), гомозигота,
гетерозигота, доминантный признак (ген), рецессивный признак (ген),
чистая линия, гибрид. Перечислять и характеризовать методы генетики:
гибридологический, цитогенетический, молекулярногенетический;
доминантные и рецессивные признаки растений и животных.
Пользоваться генетической терминологией и символикой для записи
генотипических схем скрещивания
Раскрывать содержание терминов и понятий: моногибридное
скрещивание, гибридологический метод, чистые линии, доминирование
генов (полное, неполное), расщепление в потомстве. Описывать
методику проведения Г. Менделем опытов по изучению наследования
одной пары признаков у гороха посевного. Раскрывать содержание
законов единообразия гибридов первого поколения и закона
расщепления. Объяснять гипотезу чистоты гамет. Записывать схемы
моногибридного скрещивания, объяснять его цитологические основы и
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Раскрывать содержание терминов и понятий: дигибридное
скрещивание. Описывать опыты Г. Менделя по изучению наследования
двух пар признаков у гороха посевного. Раскрывать содержание закона
независимого
наследования
признаков.
Записывать
схемы
дигибридного скрещивания, объяснять его цитологические основы и
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание
Раскрывать содержание терминов и понятий: сцепленное наследование
признаков, генетические карты хромосом, морганида. Называть
основные положения хромосомной теории наследственности Т.
Моргана; раскрывать содержание работы Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов и причины нарушения сцепления между генами.
Записывать схемы скрещивания при сцепленном наследовании,
определять число групп сцепления генов; решать генетические задачи
на сцепленное наследование
Раскрывать содержание терминов и понятий: хромосомный набор,
аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный
пол, сцепленное с полом наследование признаков. Объяснять
цитологические основы хромосомного механизма определения пола у
различных организмов. Сравнивать закономерности наследования
признаков, сцепленных и не сцепленных с полом. Решать генетические
задачи на наследование сцепленных с полом признаков.
Раскрывать содержание терминов и понятий: изменчивость,
наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость,
модификационная изменчивость, вариационный ряд, варианта,
вариационная кривая, признак, норма реакции, количественные и
качественные признаки. Классифицировать виды изменчивости и
выявлять их биологические особенности. Перечислять свойства
модификационной изменчивости и объяснять еѐ значение для
организмов. Различать количественные и качественные признаки;
строить вариационный ряд, вариационную кривую, вычислять среднее
значение признака.
Раскрывать содержание терминов и понятий: наследственная
изменчивость,
комбинативная
изменчивость,
мутационная
изменчивость, мутант, мутации: генные, хромосомные, геномные;
полиплоидия, анеуплоидия, мутагены. Классифицировать мутации:
генные, хромосомные, геномные и приводить примеры мутаций.
Объяснять причины возникновения мутаций, роль факторов-мутагенов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: селекция, сорт, порода,
штамм, доместикация, или одомашнивание, центры многообразия и
происхождения культурных растений и животных, гибридизация,
искусственный отбор. Называть и сравнивать основные этапы развития
селекции. Излагать учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения
культурных растений; различать центры на карте мира, связывать их
местоположение с очагами возникновения древнейших цивилизаций.
Сравнивать сорта культурных растений, породы домашних животных и
их диких предков. Оценивать роль селекции в обеспечении
продовольственной безопасности человечества.
Раскрывать содержание терминов и понятий: искусственный отбор,
массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, близкородственное
скрещивание, чистая линия, гетерозис, неродственное скрещивание,
искусственный
мутагенез,
полиплоиды.
Сравнивать
формы
искусственного отбора (массового и индивидуального), виды
гибридизации (близкородственной и отдаленной), способы получения
полиплоидов. Приводить примеры достижений селекции растений и
животных.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
Краткая история развития биологии.
Методы познания живой природы. Система
биологических наук.
Отличительные признаки живой природы
Уровни организации живой материи
Химическая организация клетки. Элементный
состав клеток.
1
1
02.09
09.09
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
1
1
16.09
23.09
30.09
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Дата
изучения
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Органические вещества: белки, углеводы, липиды
Обмен липидов, углеводов, белков
Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты. Решение задач
Особенности строения и жизнедеятельности
прокариот. Бактериальные болезни
Сравнение клеток животных и растений
Метаболизм
Пластический обмен в клетке
Энергетический обмен. Решение задач
Митоз. Амитоз
Синтез белковых молекул
Биосинтез белка. Решение задач
Вироиды. Вирусы и рак. Иммунитет
Размножение. Вегетативное размножение
Основа полового размножения - мейоз
Жизненный цикл растений. Жизненные циклы
животных
Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие
Генетика.
Закономерности генетики. Решение задач
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие
неаллельных генов
Закон Моргана
Хромосомное определение пола. Решение задач
Ненаследственная изменчивость
Наследственная изменчивость
Генетика и медицина
Подведем итоги. Основные понятия генетики
Задачи и методы селекции
Селекция растений. Селекция животных
Биотехнология, еѐ достижения и перспективы
развития
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
17.02
Библиотека ЦОК
24.02
03.03
10.03
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
6