Рабочая программа ВД История в лицах 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«История в лицах»
(«Ученье с увлечение!»)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ )

Уровень обучения (класс)
11
среднее общее образование
Количество часов: 34 часов
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Методологические основы курса.
Тема 1. Работа с персоналиями. Роль личности в истории. Критерии
причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их
достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в
изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и
гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк
Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие
одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы,
Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Тема 2. Исторический документ как источник информации.
Необходимость работы с историческим документом. Презентация
исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с
историческим понятием: вычленение существенных признаков из
определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа,
подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников.
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста.
Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и
запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами,
поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них.
Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение
идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни
нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
Тема 4. Метод поэтапного изучения источника. Подготовительный
этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических
условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором
в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых
автором). Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых
вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы
курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие
периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника).
Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Киевская Русь.
Тема 1. Первые князья. Легендарное и реальное в ―признании
варягов‖. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории. Борьба
Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в

конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути
―из варяг в греки‖. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и еѐ
соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа
управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин.
Святослав – ―Александр Македонский Восточной Европы‖. Поход на Дунай.
Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой. Легенды, былины, история.
Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица
на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой
реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси
от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 3. Ярослав Мудрый. Расцвет Руси при Ярославе
Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.
―Русская правда‖ – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое
наследие. Причины усобиц.
Тема 4. Владимир Мономах. Новая усобица на Руси между
сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование,
литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны
южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в
пределах Европы.
Раздел 3. Феодальная раздробленность.
Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности. Начало
раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. ВладимироСуздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение
русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове.
Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в
―Слове о полку Игореве‖ и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий
Новгород. Система ―выкармливания‖ князя – особенность Новгородской
государственности.
Тема 2. Александр Невский. Наступление крестоносцев. Александр
Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких
рыцарей.
Раздел 4. Московская Русь.
Тема 1. Иван Калита. Установление ордынского ига на Руси.
Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский.
Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в
Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской. Русь при Дмитрии Донском.
Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы
при Василии I и Василии II Тѐмном.
Тема 4. Иван III. Возникновение государства Российского. Иван III –
первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья
Палеолог- супруга Московского великого князя. ―Москва – Третий Рим‖.
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный. Россия при Иване Грозном. Царь и его
соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский,
протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани.
Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.:
сословия и власть. Стоглав и ―Домострой‖. Опричнина как средство
утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке.
Тема 1. Борис Годунов. Борис Годунов – опричник – правитель –
царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение
крестьян.
Тема 3. Алексей Михайлович «Тишайший». Возрождение страны
после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование
абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Раздел 4. Россия в XVIII веке
Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра.
Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы
Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития.
Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна.
Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в
эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф
Шувалов. Открытие Московского университета.
Тема 5. Екатерина Великая. Екатерина II и еѐ окружение.
―Просвещенный абсолютизм‖. Усиление крепостничества. Золотой век
российского дворянства.
Раздел 4. Россия в первой половине XIX в.
Тема 1. Александр I. Император Александр I и его окружение (М.М.
Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления
внутренней и внешней политики.
Тема 2. Николай I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.

Раздел 5. Россия во второй половине XIX в.
Тема 1. Александр II. Личность Александра II и начало его правления.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение
политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты
переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы
1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект
реформ.
Тема 2. Александр III. Личность Александра III. Начало нового
царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса.
Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика
в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства.
Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная
политика Александра III.
Итоговое занятие. Анализ исторических источников с ответом на
вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного
тестирования, написание исторического эссе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными
результатами
изучения
курса
внеурочной
деятельности «История России в лицах» в основной школе являются:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование толерантности как нормы осознанного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества,
заданных
институтами
социализации
соответственно

возрастному статусу обучающихся; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной
деятельности в основной школе являются:
 умение планировать пути достижения целей на основе
самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач;
 умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие
цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
 умение работать в группе — владение навыками самопрезентации,
умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в
совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения
интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов;
 формирование и развитие учебной и общепользовательской
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий как инструментальной основы развития
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий, включая совершенствование навыков решения социально и
личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и
саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко

распространенные инструменты и технические средства информационных
технологий.
Предметными
результатами
изучения
курса
внеурочной
деятельности «История в лицах» являются:
знать/понимать:
 основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
 соотносить даты событий отечественной истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;
 показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного
материала
учебника,
фрагментов
исторических
источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории.
Личностные УУД.
1. Простраивать жизненное, личностное и профессиональное
самоопределение.
2. Осуществлять осознанный выбор.
3. Давать объективные нравственно-этические оценки. Оценивать свое
поведение в соответствии с ценностями общества.
4. Брать ответственность на себя.
5. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.
Познавательные УУД.
1. Ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность.

2. самостоятельно проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента.
3. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,
процессов, объектов.
4. организовывать исследование с целью проверки гипотез.
5. делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на
основе аргументации.
Коммуникативные УУД.
1. Следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам,
внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия,
готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать
помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности.
2. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
3. Брать на себя инициативу в организации совместного действия
(деловое лидерство).
4. В совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и
позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
5. Выступать в группе с инициативой.
Регулятивные УУД.
1. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной
деятельности в форме осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
2. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач.
3. Адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
4. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели
определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
5. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.
6. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия
на пути достижения целей.
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.

Тема занятия
Личность в истории. Алгоритмы изучения.
Исторический документ как источник информации
Последовательно-текстуальное изучение источников.
Метод поэтапного изучения источника
Первые князья

Всего часов
1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Владимир Святой
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Князья периода феодальной раздробленности
Александр Невский
Иван Калита.
Дмитрий Донской.
Иван III.
Иван IV Грозный.
Цари смутного времени.
Алексей Михайлович ―Тишайший‖
Петр Первый
Женщины на престоле
Елизавета Петровна
Екатерина Великая
Екатерина Великая
Александр I
Николай I
Александр II
Александр III
Григорий Распутин.
Александр Керенский.
Лев Троцкий.
Владимир Ульянов-Ленин.
Семен Буденный.
Иосиф Сталин.
Георгий Жуков.
Солдаты Победы.
Никита Хрущев.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Литература
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. [Текст] : к учебнику Ф.
А. Михайловского «История Древнего мира»
2. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор [Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов.
— М. : Просвещение, 2010 —223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое
общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
/д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. —
(Работаем по новым стандартам)
4. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М:
Просвещение, 2011—178 с.
5. История древнего мира [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:http://konan/3dn/ru\
6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]:
методическое пособие / О. Ю. Стрелова,, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское
слово — учебник , 2014. — 178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность
учащихся.
7. Культура Древнего Египта [Электронный ресурс]. — Режим доступа
http://ru. wikipedia.org\wiki/ древнего Египта. — Загл. с экрана
8. Николаев, Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие /
СП6ГТУРП. — СП6., 2011.— 49 с.
9. Проект «Всемирная история» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http//historic.ru/about/author.shtml
10. Цветкова, Г. А. дидактические материалы по истории Древнего мира. 5
кл. [Текст] / Г. А. Цветкова. — М. : Владос-Пресс, 2003.— 272 с.
11. Энциклопедия для детей. Том 1 — Всемирная история 1996
[Электронный ресурс].
12. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
13. Декларация прав ребенка (1959 г.).
14. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
15. Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1998.
16.Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР»,
1995.
17. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

18. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: ВитаПресс, 1995.
19. Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
20.«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс.
Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко.
21. Хрестоматия «Твоя Россия»
22.Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История»
(М.Дрофа,2000 г.)
23.Полный энциклопедический справочник «История России в картах,
схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)
24. Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс,
2013).
25. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олмапресс,2013)
26.А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век»
(М.: рофа,2012г)
27. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.:
Дрофа,2012г)
28. Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времѐн до
конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г)
29.Серия «Эрудит» справочник «История России XV-XX века» (М.: Мир
книг,2006г)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».