Рабочая программа ВД Закономерности биологии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
БОГДАНОВИЧ"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя
общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО:
на заседании МАП
протокол №_______
от «__»_____________2025 г.

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_______________2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора
Директор МАОУ-Тыгишской СОШ№
_________ от ___ августа 2025 г.
______________ Е.Д.Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6728091)
«Закономерности биологии»
для обучающихся 11 классов

с.Тыгиш 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИИ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Закономерности биологии»
для среднего общего образования (далее – программа) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами. Настоящий курс предназначен для
углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, расширения базовых
знаний, развития практических умений и навыков в современной биологии.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации
образовательной
и
научно-исследовательской
деятельности
предусматривают
формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы
самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей
обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует
обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и
познавательной деятельности и развитию научно-исследовательских навыков. Программа
станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес
и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла,
естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам
высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют
нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных
ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе
биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую
роль играют познавательные ценности, так как данный учебный курс входит в группу
предметов познавательного цикла. Кроме этого программа предназначена для повторения
и закрепления знаний, полученных за курс среднего общего образования, а также
выработки чѐткости в понимании учебного материала.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психолого-педагогические
особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется в:
− воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и
деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных
знаниях;
− становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с
окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БИОЛОГИИ»
Цель изучения курса «Закономерности биологии» – овладение обучающимися
знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и

приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БИОЛОГИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа реализуется в работе с обучающимися 11 классов.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИИ»
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы. Предусмотрены такие формы работы, как беседы,
просмотр видеофрагментов, выполнение заданий, индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 КЛАСС
Тема 1. Введение.
Биология как наука. Методы биологических исследований. Уровни организации
живой природы.
Тема 2. Молекулярный уровень.
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические
вещества клетки. Липиды. Углеводы. Органические вещества клетки. Белки.
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Неклеточная форма жизни –
вирусы.
Тема 3. Клеточный уровень.
Клеточная теория. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Обмен
веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен.
Фотосинтез. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический обмен: биосинтез
белка. Деление клетки. Митоз. Деление клетки. Мейоз.
Тема 4. Организменный уровень.
Размножение организмов: бесполое и половое. Индивидуальное размножение
организмов.
Закономерности
наследования.
Моногибридное
скрещивание.
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория
наследственности. Генетика пола. Изменчивость: наследственная и ненаследственная.
Доместикация и селекция. Биотехнология.
Тема 5. Популяционно-видовой уровень.
Эволюционная теория Чарлза Дарвина. Вид: критерии и структура. Популяция как
структурная единица вида и единица эволюции. Факторы эволюции. Микроэволюция.
Направления эволюции. Представления о происхождении жизни на Земле.
Тема 6. Экосистемы уровень.
Экологические факторы. Структура экосистемы. Пищевые связи.
Тема 7. Биосферный уровень.
Биосфера – глобальная экосистема. Закономерности существования биосферы
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
− готовность к совместной творческой деятельности при выполнении биологических
экспериментов;

− способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять ее;
− готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения
к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
в сфере патриотического воспитания:
− ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям
России в науке;
− способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
− способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
− осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
− понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:
− понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
− осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
в сфере трудового воспитания:
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
− экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
− повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
− способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при
решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил
поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану
видов, экосистем, биосферы);
− активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
в сфере научного познания:
− понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создание целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека
и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
− убежденность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечение
нового уровня развития медицины; создание перспективных биотехнологий, способных
решать ресурсные проблемы развития человечества; поиск путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному

использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
− заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
− понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
− способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем
в реальных жизненных ситуациях;
− осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
− готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
− самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
− использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
− определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
− использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
− строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
− применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
базовые исследовательские действия:
− владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
− использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
− формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
работа с информацией:
− ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных
базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
− формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
− использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки
и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать
и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
− осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или
дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать
суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и
согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
− развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
− выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
− принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
− предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
− осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
− использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных
и учебных ситуациях;
− выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
− расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
− делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
самоконтроль:
− давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приѐмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
− принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
− саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость;
− внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
принятие себя и других:
− принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

− признавать свое право и право других на ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учѐных-биологов в развитие
биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
- умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка,
организм, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), уровневая организация живых систем, самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие; вид, популяция,
генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность
организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, продуценты,
консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
- умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная,
центральная догма молекулярной биологии; эволюционная теория Ч. Дарвина,
синтетическая теория эволюции), законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.
И. Вавилова; зародышевого сходства К. М. Бэра, чередования главных направлений и
путей эволюции А. Н. Северцова, учения о биосфере В. И. Вернадского) и учения (о
центрах многообразия и происхождения культурных растений Н. И. Вавилова),
определять границы их применимости к живым системам; определять границы их
применимости к живым системам;
- умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых
систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента,
выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами,
объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и
законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
- умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот,
одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности процессов: обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенез); видов, популяций, продуцентов, консументов, редуцентов,
биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной изменчивости,
естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов, действия
экологических факторов на организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и
биогеохимических циклов в биосфере;
- умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
- умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание,
сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для
предсказания наследования признаков у организмов;
- умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ
и энергии в экосистемах (цепи питания);
- умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе
с учебным и лабораторным оборудованием;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства

массовой информации, научно-популярные материалы), этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную
позицию;
- умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Наименование
Кол- Основное содержание
п/п разделов и тем
во
программы
часов
1

Введение

2

Биология как наука.
Методы
биологических
исследований. Уровни
организации
живой
природы.

2

Молекулярный
уровень

5

Химический
состав
клетки.
Неорганические
вещества
клетки.
Органические
вещества
клетки.
Липиды.
Углеводы.
Органические
вещества
клетки.
Белки. Органические
вещества
клетки.
Нуклеиновые
кислоты. Неклеточная
форма
жизни
–
вирусы.

Основные виды деятельности

Раскрывать содержание терминов и понятий: научное мировоззрение,
научная картина мира, научный метод, гипотеза, теория, методы
исследования;
уровни
организации
жизни
(биосистем).
Характеризовать биологию как науку, ее место и роль среди других
естественных наук, основные методы познания живой природы:
наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация,
моделирование, статистическая обработка данных. Перечислять
разделы биологии в соответствие с объектами изучения. Приводить
примеры биосистем разного уровня организации.
Раскрывать содержание терминов и понятий: элементы-биогены,
макроэлементы, микроэлементы; минеральные вещества, молекула
воды как диполь, водородные связи; гидрофильные и гидрофобные
вещества. Доказывать единство элементного состава как одно из
свойств живого. Распределять химические элементы по группам в
зависимости от количественного представительства в организме;
характеризовать роль отдельных элементов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: белки, полимеры,
мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация.
Характеризовать белки как класс органических соединений;
перечислять и характеризовать функции белков
Раскрывать содержание терминов и понятий: ферменты, активный
центр, коферменты. Указывать отличия ферментов от неорганических
катализаторов. Объяснять роль ферментов в функционировании живых
систем.
Раскрывать содержание терминов и понятий: углеводы, моносахариды,
дисахариды, полисахариды, глюкоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза,
лактоза, мальтоза, целлюлоза (клетчатка), крахмал, гликоген; липиды,
триглицериды
(жиры,
масла),
фосфолипиды,
стероиды.
Характеризовать углеводы, липиды как класс органических

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека
ЦОК

Библиотека
ЦОК

3

Клеточный
уровень

7

Клеточная
теория.
Прокариотическая
клетка.
Эукариотическая
клетка.
Обмен
веществ
и
превращение энергии.
Энергетический
обмен. Пластический
обмен.
Фотосинтез.
Обмен веществ и
превращение энергии.
Пластический обмен:
биосинтез
белка.
Деление
клетки.
Митоз.
Деление
клетки. Мейоз.

соединений. Классифицировать углеводы и липиды по строению;
перечислять функции углеводов и липидов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: дезоксирибонуклеиновая
кислота (ДНК), рибонуклеиновая кислота (РНК), нуклеотид,
полинуклеотидная цепь (полинуклеотид), комплементарность, функции
ДНК (хранение и передача наследственной информации); виды РНК
(информационная, транспортная, рибосомальная). Характеризировать
нуклеиновые кислоты как химические соединения и носители
наследственной информации. Отмечать особенности строения молекул
нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Схематически изображать строение
нуклеотидов, молекул нуклеиновых кислот.
Раскрывать содержание терминов и понятий: клетка, цитология;
раскрывать содержание положений клеточной теории. Перечислять и
характеризовать основные методы изучения клетки.
Раскрывать содержание терминов и понятий: клетки (эукариотическая,
прокариотическая),
плазматическая
мембрана
(плазмалемма),
гликокаликс, транспорт веществ (пассивный, активный), эндоцитоз
(фагоцитоз, пиноцитоз), экзоцитоз, клеточная стенка, нуклеоид.
Сравнивать между собой эукариотические и прокариотические клетки;
отмечать сходство и различия в строении клеток бактерий, животных,
растений и грибов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: цитоплазма, органоиды,
эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль,
митохондрии, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты),
рибосомы, микротрубочки, клеточный центр (центросома), реснички,
жгутики, включения, ядро, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин,
ядрышко, хромосомы. Описывать строение эукариотической клетки по
изображениям и на микропрепаратах; классифицировать органоиды в
зависимости от особенностей их строения (одномембранные,
двумембранные, немембранные); описывать функции каждого
органоида в клетке. Характеризовать клеточное ядро как место
хранения, передачи (удвоение хромосом) и реализации (транскрипция)
наследственной информации клетки. Перечислять и описывать
компоненты ядра и их функции; Схематично изображать строение
растительной и животной клетки.

Библиотека
ЦОК

Раскрывать содержание терминов и понятий: обмен веществ и
превращение энергии (метаболизм), ассимиляция, пластический обмен,
диссимиляция,
энергетический
обмен,
фотосинтез,
фотолиз,
фосфорилирование, переносчик протонов, хемосинтез. Описывать
фотосинтез, процессы, протекающие в световой и темновой фазе.
Выявлять причинно-следственные связи между поглощением
солнечной энергии хлорофиллом и синтезом молекул АТФ. Сравнивать
исходные вещества, конечные продукты и условия протекания реакций
световой и темновой фазы фотосинтеза; Оценивать значение
фотосинтеза для жизни на Земле.
Раскрывать содержание терминов и понятий: энергетический обмен,
гликолиз,
молочнокислое
брожение,
спиртовое
брожение,
биологическое окисление, клеточное дыхание, диссимиляция, фермент.
Характеризовать обмен веществ и превращение энергии (метаболизм)
как одно их свойств живого. Перечислять особенности пластического и
энергетического обмена в клетке; устанавливать взаимосвязь между
ними. Различать типы обмена веществ в клетке: автотрофный и
гетеротрофный.
Описывать
этапы
энергетического
обмена
(подготовительный, бескислородный, кислородный) и сравнивать их
между собой. Характеризовать реакции гликолиза, брожения,
клеточного дыхания. Сравнивать эффективность бескислородного и
кислородного этапов
Раскрывать содержание терминов и понятий: ген, генетический код,
матричный синтез, транскрипция, трансляция, кодон, антикодон,
рибосома, молекулярная биология. Определять свойства генетического
кода (триплетность, однозначность, вырожденность, универсальность,
неперекрываемость, непрерывность). Описывать этапы реализации
наследственной информации в клетке.
Раскрывать содержание терминов и понятий: вирус, вирусология,
капсид, бактериофаг, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Характеризовать вирусы как неклеточную форму жизни; особенности
строения и жизнедеятельности вирусов. Описывать жизненный цикл
вирусов иммунодефицита человека; различать на рисунках ВТМ
((вирус табачной мозаики), бактериофаг, ВИЧ. Обосновывать и
соблюдать меры профилактики распространения вирусных заболеваний

4

Организменный
уровень

8

Размножение
организмов: бесполое
и
половое.
Индивидуальное
размножение
организмов.
Закономерности
наследования.
Моногибридное
скрещивание.
Закономерности
наследования.
Дигибридное
скрещивание.
Хромосомная теория
наследственности.
Генетика
пола.
Изменчивость:
наследственная
и
ненаследственная.
Доместикация
и
селекция.

(респираторные, желудочнокишечные, клещевой энцефалит, ВИЧинфекция)
Раскрывать содержание терминов и понятий: клеточный цикл,
интерфаза, редупликация, хромосома, кариотип, гаплоидный,
диплоидный хромосомный набор, хроматиды; митоз его стадии:
профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Описывать жизненный цикл
клетки; перечислять и характеризовать периоды клеточного цикла,
сравнивать их между собой. Описывать строение хромосом,
кариотипов организмов, сравнивать хромосомные наборы клеток.
Сравнивать стадии митоза. Различать на микропрепаратах и рисунках
стадии митоза. Раскрывать биологический смысл митоза.
Раскрывать содержание терминов и понятий: размножение, клон,
половые клетки (гаметы), яйцеклетка, сперматозоид, зигота, деление
надвое, почкование, споруляция, фрагментация, вегетативное
размножение,
семенное
размножение,
опыление,
двойное
оплодотворение,
половые
железы,
семенники,
яичники,
оплодотворение (наружное, внутреннее). Характеризовать особенности
и значение бесполого и полового способов размножения. Выделять
виды бесполого размножения. Характеризовать половые клетки:
яйцеклетки, сперматозоиды; выявлять особенности их строения
Раскрывать содержание терминов и понятий: мейоз, конъюгация
хромосом,
перекрѐст
(кроссинговер)
хромосом,
гаметы.
Характеризовать мейоз как способ клеточного деления; описывать
мейоз по стадиям; сравнивать стадии мейоза и митоза. Различать на
рисунках стадии мейоза; раскрывать биологическое значение мейоза.
Раскрывать содержание терминов и понятий: гаметогенез,
сперматогенез, оогенез, сперматозоид, акросома, яйцеклетка, полярные
тельца. Характеризовать особенности гаметогенеза у животных и его
стадии; половые клетки животных и описывать процесс их развития.
Сравнивать сперматогенез и оогенез. Описывать оплодотворение,
биологическое значение оплодотворения
Раскрывать содержание терминов и понятий: онтогенез, эмбриогенез,
зигота, дробление, бластомеры, морула, бластула, бластоцель, гаструла,
нейрула, органогенез; зародышевые листки: эктодерма, мезодерма,
энтодерма; постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

Библиотека
ЦОК

(личиночное); метаморфоз, мегаспора, микроспора, пыльцевое зерно,
спермии, зародышевый мешок, двойное оплодотворение. Определять
этапы эмбрионального развития хордовых на схемах и препаратах и
описывать процессы, происходящие на каждом этапе. Сравнивать
периоды
онтогенеза;
прямое
и
непрямое
(личиночное)
постэмбриональное развитие, зародыши человека и других хордовых.
Объяснять биологическое значение развития с метаморфозом;
отрицательное влияние алкоголя, никотина и других тератогенных
факторов на развитие зародыша человека.
Раскрывать содержание терминов и понятий: ген, геном, генотип,
фенотип, хромосомы, аллельные гены (аллели), гомозигота,
гетерозигота, доминантный признак (ген), рецессивный признак (ген),
чистая линия, гибрид. Перечислять и характеризовать методы генетики:
гибридологический, цитогенетический, молекулярногенетический;
доминантные и рецессивные признаки растений и животных.
Пользоваться генетической терминологией и символикой для записи
генотипических схем скрещивания
Раскрывать содержание терминов и понятий: моногибридное
скрещивание, гибридологический метод, чистые линии, доминирование
генов (полное, неполное), расщепление в потомстве. Описывать
методику проведения Г. Менделем опытов по изучению наследования
одной пары признаков у гороха посевного. Раскрывать содержание
законов единообразия гибридов первого поколения и закона
расщепления. Объяснять гипотезу чистоты гамет. Записывать схемы
моногибридного скрещивания, объяснять его цитологические основы и
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Раскрывать содержание терминов и понятий: дигибридное
скрещивание. Описывать опыты Г. Менделя по изучению наследования
двух пар признаков у гороха посевного. Раскрывать содержание закона
независимого
наследования
признаков.
Записывать
схемы
дигибридного скрещивания, объяснять его цитологические основы и
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание
Раскрывать содержание терминов и понятий: сцепленное наследование
признаков, генетические карты хромосом, морганида. Называть
основные положения хромосомной теории наследственности Т.

Моргана; раскрывать содержание работы Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов и причины нарушения сцепления между генами.
Записывать схемы скрещивания при сцепленном наследовании,
определять число групп сцепления генов; решать генетические задачи
на сцепленное наследование
Раскрывать содержание терминов и понятий: хромосомный набор,
аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный
пол, сцепленное с полом наследование признаков. Объяснять
цитологические основы хромосомного механизма определения пола у
различных организмов. Сравнивать закономерности наследования
признаков, сцепленных и не сцепленных с полом. Решать генетические
задачи на наследование сцепленных с полом признаков.
Раскрывать содержание терминов и понятий: изменчивость,
наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость,
модификационная изменчивость, вариационный ряд, варианта,
вариационная кривая, признак, норма реакции, количественные и
качественные признаки. Классифицировать виды изменчивости и
выявлять их биологические особенности. Перечислять свойства
модификационной изменчивости и объяснять еѐ значение для
организмов. Различать количественные и качественные признаки;
строить вариационный ряд, вариационную кривую, вычислять среднее
значение признака.
Раскрывать содержание терминов и понятий: наследственная
изменчивость,
комбинативная
изменчивость,
мутационная
изменчивость, мутант, мутации: генные, хромосомные, геномные;
полиплоидия, анеуплоидия, мутагены. Классифицировать мутации:
генные, хромосомные, геномные и приводить примеры мутаций.
Объяснять причины возникновения мутаций, роль факторов-мутагенов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: селекция, сорт, порода,
штамм, доместикация, или одомашнивание, центры многообразия и
происхождения культурных растений и животных, гибридизация,
искусственный отбор. Называть и сравнивать основные этапы развития
селекции. Излагать учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения
культурных растений; различать центры на карте мира, связывать их
местоположение с очагами возникновения древнейших цивилизаций.

5

Популяционновидовой уровень

7

Эволюционная
теория
Чарлза
Дарвина.
Вид:
критерии и структура.
Популяция
как
структурная единица
вида
и
единица
эволюции. Факторы
эволюции.
Микроэволюция.
Направления
эволюции.
Представления
о
происхождении жизни
на Земле.

Сравнивать сорта культурных растений, породы домашних животных и
их диких предков. Оценивать роль селекции в обеспечении
продовольственной безопасности человечества.
Раскрывать содержание терминов и понятий: искусственный отбор,
массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, близкородственное
скрещивание, чистая линия, гетерозис, неродственное скрещивание,
искусственный
мутагенез,
полиплоиды.
Сравнивать
формы
искусственного отбора (массового и индивидуального), виды
гибридизации (близкородственной и отдаленной), способы получения
полиплоидов. Приводить примеры достижений селекции растений и
животных.
Раскрывать содержание терминов и понятий: эволюция, переходные
формы, филогенетические ряды, закон зародышевого сходства,
биогенетический закон, гомологичные и аналогичные органы,
рудиментарные органы, атавизмы. Перечислять основные этапы
развития эволюционной теории.
Раскрывать содержание терминов и понятий: систематика,
естественный и искусственный отбор. Характеризовать основные
эволюционные идеи, концепции и теории; сравнивать взгляды на вид и
эволюцию К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Оценивать вклад
Линнея в развитие систематики и объяснять принципы бинарной
номенклатуры. Характеризовать содержание и значение эволюционной
концепции Ж. Б. Ламарка. Оценивать естественно-научные и
социально-экономические предпосылки возникновения эволюционной
теории Ч. Дарвина. Раскрывать содержание эволюционной теории Ч.
Дарвина; сравнивать неопределѐнную и определѐнную изменчивость,
естественный и искусственный отбор, формы борьбы за существование.
Описывать положения синтетической теории эволюции (СТЭ) и
объяснять еѐ значение для биологии.
Раскрывать содержание терминов и понятий: микроэволюция, вид,
критерии вида, ареал, популяция, генофонд, мутации, комбинации
генов. Характеризовать вид как основную систематическую единицу и
целостную биологическую систему. Выделять критерии вида
(морфологический, физиологический, биохимический, генетический,
экологический, географический) и применять критерии для описания

Библиотека
ЦОК

6

Экосистемы
уровень

3

конкретных видов. Характеризовать популяцию как структурную
единицу вида и эволюции. Описывать популяцию по основным
показателям: состав, структура.
Раскрывать содержание терминов и понятий: комбинативная
изменчивость, мутации, мутационный процесс, популяционные волны,
дрейф генов, изоляция, миграции. Характеризовать элементарные
факторы
эволюции:
мутационный
процесс,
комбинативная
изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляция,
миграция. Устанавливать причинноследственные связи между
механизмом и результатом действия движущих сил (элементарных
факторов) эволюции.
Раскрывать содержание терминов и понятий: естественный отбор,
борьба за существование. Описывать механизм действия естественного
отбора. Характеризовать формы естественного отбора (движущий,
стабилизирующий, дизруптивный) и сравнивать их между собой.
Характеризовать борьбу за существование и сравнивать еѐ виды
(межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами
внешней среды)
Раскрывать содержание терминов и понятий: приспособленность,
покровительственная и предостерегающая окраска, маскировка,
видообразование. Описывать механизм возникновения приспособлений
у организмов. Характеризовать способы и механизмы видообразования;
описывать и сравнивать основные формы экологического и
географического видообразования.
Раскрывать содержание терминов и понятий: креационизм, абиогенез,
витализм, панспермия, биопоэз, коацерваты, пробионты, симбиогенез.
Характеризовать методы изучения исторического прошлого Земли.
Перечислять основные этапы химической и биологической эволюции.
Излагать содержание гипотез и теорий возникновения жизни на Земле
(креационизма,
самопроизвольного
зарождения
(спонтанного),
панспермии, гипотезы РНК-мира). Описывать эксперименты С.
Миллера и Г. Юри по получению органических веществ из
неорганических путѐм абиогенного синтеза.
Экологические
Раскрывать содержание терминов и понятий: экология, среда обитания,
факторы. Структура экологические факторы, биологический оптимум, ограничивающий

Библиотека
ЦОК

экосистемы. Пищевые (лимитирующий) фактор. Характеризовать условия сред обитания
связи.
организмов; классифицировать и характеризовать экологические
факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Описывать
действие экологических факторов на организмы. Характеризовать
особенности строения и жизнедеятельности растений и животных
разных сред обитания
Раскрывать содержание терминов и понятий: абиотические факторы,
фотопериодизм, биологические ритмы. Анализировать действие света,
температуры, влажности на организмы и приводить примеры
приспособленности организмов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: биотические факторы,
хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, симбиоз,
комменсализм,
нахлебничество,
квартиранство,
аменсализм,
нейтрализм. Характеризовать биотические факторы и виды
взаимоотношений между организмами; приводить примеры взаимной
приспособленности организмов. Сравнивать между собой виды
биотических взаимодействий организмов.
Раскрывать содержание терминов и понятий: биоценоз, экосистема,
биогеоценоз, виды-доминанты, экологическая ниша. Характеризовать
биоценоз (сообщество), его видовую, пространственную и
трофическую структуры. Объяснять роль компонентов биоценоза в
поддержании его структуры и существования на определѐнной
территории. Объяснять биологический смысл ярусности и листовой
мозаики. Сравнивать компоненты биоценозов, их видовую,
пространственную и трофическую структуры, связи между
организмами
Раскрывать содержание терминов и понятий: экосистема, биогеоценоз,
продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни, пищевая
цепь и сеть, экологические пирамиды, биомасса, продукция, сукцессия.
Характеризовать свойства экосистемы (еѐ способность к длительному
самоподдержанию, относительно замкнутый круговорот веществ,
необходимость потока энергии). Сравнивать пастбищные и детритные
пищевые цепи, трофические уровни экосистемы. Различать пирамиды
продукции, пирамиды численности и пирамиды биомассы. Составлять
цепи и сети питания. Перечислять свойства экосистем: устойчивость,

7

Биосферный
уровень

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

Биосфера
глобальная
экосистема.
Закономерности
существования
биосферы

саморегуляция, развитие (сукцессия).
– Раскрывать содержание терминов и понятий: биосфера, живое
вещество, динамическое равновесие. Оценивать вклад В. И.
Вернадского в создание учения о биосфере. Характеризовать состав
биосферы, функции живого вещества биосферы и определять (на карте)
области его наибольшего распространения. Приводить примеры
проявления функций живого вещества биосферы, биогеохимической
деятельности человека. Перечислять особенности биосферы как
глобальной экосистемы Земли.
Раскрывать содержание терминов и понятий: целостность биосферы,
круговорот веществ, биогеохимические циклы элементов, зональность
биосферы, биомы. Описывать круговорот веществ, биогеохимические
циклы азота и углерода в биосфере. Объяснять причину зональности
биосферы. Перечислять и характеризовать основные биомы суши
Земли.

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Библиотека
ЦОК

Биология как наука. Методы биологических
исследований
Уровни организации живой природы
Химический состав клетки. Неорганические
вещества клетки
Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы
Органические вещества клетки. Белки
Органические вещества клетки. Нуклеиновые
кислоты
Неклеточная форма жизни - вирусы

1

04.09

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1
1

11.09
18.09

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1
1

25.09
02.10
09.10

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

16.10

Библиотека ЦОК

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата
изучения

Клеточная теория. Прокариотическая клетка
Эукариотическая клетка
Обмен веществ и превращение энергии.
Энергетический обмен
11
Пластический обмен. Фотосинтез.
12
Обмен веществ и превращение энергии.
Пластический обмен: биосинтез белка
13
Деление клетки. Митоз
14
Деление клетки. Мейоз
15
Размножение организмов: бесполое и половое.
16
Индивидуальное размножение организмов
17
Закономерности наследования. Моногибридное
скрещивание
18
Закономерности наследования. Дигибридное
скрещивание
19
Хромосомная теория наследственности
20
Генетика пола
21
Изменчивость: наследственная и ненаследственная
22
Доместикация и селекция.
23
Эволюционная теория Чарлза Дарвина
24
Вид: критерии и структура
25
Популяция как структурная единица вида и единица
эволюции
26
Факторы эволюции
27
Микроэволюция
28
Направления эволюции
29
Представления о происхождении жизни на Земле
30
Экологические факторы
31
Структура экосистемы
32
Пищевые связи
33
Биосфера – глобальная экосистема
34
Закономерности существования биосферы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
8
9
10

1
1
1

23.10
06.11
13.11

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1

20.11
27.11

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1
1
1
1

04.12
11.12
18.12
25.12
15.01

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

22.01

Библиотека ЦОК

1
1
1
1
1
1
1

29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

19.03
26.03
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».