Рабочая программа Футбол 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора
↵МАОУ-Тыгишской СОШ
________________________ ________________________ ↵
Е.С. Лихачева ________________________
Бобкова С.П.
______________
Протокол №1
Д.Е.Пермикина
от «27» 08 2023 г.
от «25» 08 2025 г.
______________
от «29» 08 2025 г.
Рассмотрено:↵на заседании
МАП↵

Заместитель директора по
УВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Футбол»
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ)

Уровень обучения (класс)
11
среднее общее образование
Количество часов: 34 часов
Учитель: Киселев Артем Вадимович, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.

Тыгиш 2025

Пояснительная записка модуля «Футбол»
Учебный модуль «Футбол» (далее – модуль по футболу, футбол) на уровне
среднего общего образования разработан с целью оказания методической помощи
учителю физической культуры в создании рабочей программы по физической
культуре
с
учѐтом
современных
тенденций
в
системе
образования
и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения
по
различным
видов
спорта.
Футбол
является
эффективным
средством
физического
воспитания,
содействует
всестороннему
физическому,
интеллектуальному,
нравственному
развитию
обучающихся,
укреплению
здоровья,
привлечению
обучающихся
к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному
и
профессиональному
самоопределению.
Футбол
позволяет
обучающимся
понимать
принципы
взаимовыручки,
проявлять волю, терпение и развивать чувство ответственности. В процессе игры
формируется командный дух, познаются основы взаимодействия друг с другом.
Футбол – командная игра, в которой каждому члену команды надо уметь
выстраивать отношения с другими игроками. Психологический климат в команде
играет определяющую роль и оказывает серьезное влияние на результат. Футбол
дает возможность выработать коммуникативные навыки, развить чувство
сплочѐнности и желание находить общий язык с партнером, а также решать
конфликтные
ситуации.
Федеральная рабочая программа | Физическая культура.10–11 классы
Систематические занятия футболом оказывают на организм обучающихся
всестороннее влияние: повышают общий объем двигательной активности,
совершенствуют
функциональную
деятельность
организма,
обеспечивая
правильное
физическое
развитие.
Модуль «Футбол» рассматривается как средство физической подготовки,
освоения технической и тактической стороны игры как для мальчиков,
так
и
для
девочек, повышает
умственную
работоспособность, снижает
заболеваемость и утомление у обучающихся, возникающее в ходе учебных
занятий.
Целями изучения модуля «Футбол» являются: формирование у обучающихся
навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового
образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием
средств
вида
спорта
«футбол».
Задачами изучения модуля «Футбол» являются:
Всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной
активности; формирование общих представлений о виде спорта «футбол», его
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся; развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, укрепление их
физического, нравственного, психологического и социального здоровья, обеспечение
культуры безопасного поведения средствами футбола; ознакомление и обучение
физическим упражнениям общеразвивающей и корригирующей направленности

посредством освоения технических действий в футболе; ознакомление и освоение знаний
об истории и развитии футбола, основных понятиях и современных представлениях о
футболе, его возможностях и значениях в процессе развития и укрепления здоровья,
физическом развитии обучающихся; ознакомление и обучение двигательным умениям и
навыкам, техническим действиям в футболе в образовательной деятельности,
физкультурно-оздоровительной деятельности и при организации самостоятельных
занятий по футболу; воспитание социально значимых качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в игровой деятельности средствами
футбола; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях
физической культурой и спортом средствами футбола; популяризация футбола среди
подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный
интерес и способность к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, футбольные
секции и к участию в соревнованиях; Федеральная рабочая программа | Физическая
культура.10–11 классы выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области
спорта.
Место и роль модуля «Футбол».
Модуль «Футбол» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня
их физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр физкультурноспортивных направлений в общеобразовательных организациях. Расширяет и дополняет
компетенции обучающихся, полученные в результате обучения и формирования новых
двигательных действий средствами футбола, их использования в прикладных целях для
увеличения объема двигательной активности и оздоровления в повседневной жизни.
Интеграция модуля по футболу поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике,
а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного
образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к
выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и
обороне»
(ГТО)
и
участию
в
спортивных
мероприятиях.
Модуль «Футбол» может быть реализован в следующих вариантах:
- при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса
освоения обучающимися учебного материала по футболу с выбором различных элементов
футбола, с учѐтом возраста и физической подготовленности обучающихся (с
соответствующей дозировкой и интенсивностью);
- в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счѐт части
учебного
плана,
формируемой
участниками
образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в
частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
удовлетворение различных интересов обучающихся (при организации и проведении
уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой рекомендуемый объѐм в
10 и 11 классах – по 34 часа);
- в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу
с обучающимися в рамках внеурочной деятельности, деятельности школьных спортивных
клубов
(рекомендуемый
объем
в
10
–
11
классах
–
по 34 часа).
Содержание
модуля
«Футбол»
Знания
о
футболе
Главные организации, осуществляющие
управление футболом в регионе,
России, Европе, мире (РФС, УЕФА, ФИФА), их роль и основные функции.

Организация и проведение соревнований по футболу. Правила игры в футбол,
роль
и
обязанности
судейской
бригады.
Основные направления развития спортивного менеджмента и маркетинга
в футболе. Структура управления в профессиональных футбольных клубах,
направления
деятельности.
Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые
при
занятиях
футболом.
Правила по технике безопасности во время занятий и соревнований
по футболу. Правила безопасного, правомерного поведения во время соревнований
по
футболу
в
качестве
зрителя
или
болельщика.
Профилактика
спортивного
травматизма
футболистов,
причины
возникновения
травм
и
методы
их
устранения.
Профилактика пагубных привычек, асоциального поведения. Антидопинговое
поведение.
Способы
самостоятельной
деятельности
Организация, проведение самостоятельных занятий по футболу и занятий
на развитие физических качеств футболиста. Правила безопасности во время
самостоятельных
занятий
футболом.
Комплексы упражнений общеразвивающей, подготовительной и специальной
направленности.
Самоконтроль и его роль в образовательной и тренировочной деятельности.
Объективные и субъективные признаки утомления. Средства восстановления
организма после физической нагрузки. Способы индивидуального регулирования
физической нагрузки с учетом уровня физического развития и функционального
состояния.
Средства восстановления после физических нагрузок на занятиях футболом
и
соревновательной
деятельности.
Системы
проведения
и
судейство
соревнований
по
футболу.
Технологии
предупреждения
и
нивелирования
конфликтных
ситуации
во время занятий футболом, решения спорных и проблемных ситуаций.
Причины
возникновения
ошибок
при
выполнении
технических
приѐмов
и способы их устранения. Основы анализа собственной игры и игры команды
соперников.
Тестирование уровня физической и технической подготовленности в футболе.
Физическое
совершенствование
Комплексы
специальных
упражнений
для
развития
физических
качеств
(ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных способностей)
и
упражнения
на
частоту
движений
ног.
Индивидуальные
технические
действия
с
мячом:
ведение мяча ногой различными способами – с изменением скорости
и направления движения, с различным сочетанием техники владения мячом
(развороты с мячом, обманные движения «финты», удары по мячу ногой);
остановка мяча ногой – внутренней стороной стопы, подошвой, средней
частью подъема, с переводом в стороны; удары по мячу ногой – внутренней стороной
стопы, внутренней частью подъема, средней частью подъема и внешней частью подъема;
10–11 классы удар по мячу головой – серединой лба; обманные движения («финты»)
– «остановка» мяча ногой, «уход» выпадом, «уход» в сторону, «уход» с переносом ноги
через мяч, «удар» по мячу ногой; отбор мяча – выбиванием, перехватом.
Вбрасывание
мяча.
Игровые комбинации и упражнения в парах, тройках, группах и тактические
действия (в процессе учебной игры и (или) соревновательной деятельности). Игра
в
футбол
по
упрощенным
правилам.

Учебные
игры,
участие
в
фестивалях
и
соревнованиях
по
футболу.
Тестовые упражнения по физической и технической подготовленности обучающихся в
футболе.
Планируемые
Содержание модуля «Футбол»
личностных,
метапредметных

результаты
направлено на достижение обучающимися
и
предметных
результатов
обучения.

Личностные
результаты
При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
- патриотизм, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность
к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития футбола
в современном обществе, в Российской Федерации;
- саморазвитие и самовоспитание через ценности, традиции и идеалы главных
футбольных организаций регионального, всероссийского и мирового уровней,
отечественных и зарубежных футбольных клубов;
- сформированность основных норм морали, духовно-нравственной культуры
и ценностного отношения к физической культуре, как неотъемлемой части
общечеловеческой культуры средствами футбола;
- сформированность толерантного сознания и поведения, способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения в учебной, игровой и соревновательной деятельности; навыки
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебной,
игровой, досуговой и соревновательной деятельности, судейской практике; способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами футбола;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов средствами футбола как условие успешной профессиональной,
спортивной и общественной деятельности;
- реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков; умение оказывать первую помощь при травмах и повреждениях.
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы в рамках
физкультурно-спортивной деятельности, выбирать успешную стратегию и тактику
в различных ситуациях;
- осуществлять,
контролировать
и
корректировать
учебную,
игровую
и соревновательную деятельность по футболу;
- умение эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты в процессе
игровой, соревновательной деятельности, судейской практики, учитывать позиции
других участников деятельности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию и тактику поведения в игровой, соревновательной и досуговой
деятельности, судейской практике с учѐтом гражданских и нравственных
ценностей;

- способность

к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации
с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные
результаты
При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
- умение характеризовать роль, основные функции и задачи главных
организаций и (или) федераций, осуществляющих управление футболом в России,
Европе и мире (РФС, УЕФА, ФИФА), а также современные тенденции развития
футбола;
- умение различать, понимать системы и структуры проведения соревнований
и массовых мероприятий по футболу, спортивные дисциплины среди различных
возрастных групп и категорий участников;
- умение
планировать,
организовывать
и
проводить
самостоятельные
тренировки по футболу с учетом применения способов самостоятельного освоения
двигательных действий, подбора упражнений для развития основных физических
качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
- умение применять способы самоконтроля в учебной, тренировочной
и соревновательной деятельности, средства восстановления после физической
нагрузки, способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом
- уровня физического развития и функционального состояния;
- умение применять изученные тактические действия в учебной, игровой
соревновательной и досуговой деятельности;
- умение
планировать,
организовывать
и
проводить
самостоятельные
тренировки по футболу с учетом применения способов самостоятельного освоения
двигательных
действий,
подбора
упражнений
для
развития
специальных
физических качеств футболиста;
- знание основных направлений спортивного менеджмента и маркетинга
в футболе, стремление к профессиональному самоопределению средствами
футбола в области физической культуры и спорта;
- понимание роли занятий футболом как средства укрепления здоровья,
повышения
функциональных
возможностей
основных
систем
организма
и развития физических качеств;
- понимание сущности возникновения ошибок в двигательной (технической)
деятельности при выполнении технических приемов, анализировать и находить
способы устранения ошибок, проводить анализ собственной игры и игры команды
соперников, выделять слабые и сильные стороны игры, делать выводы;
способность применять способы и методы профилактики пагубных привычек,
асоциального
и
созависимого
поведения,
знание
понятий
«допинг»
и «антидопинг»;
- способность характеризовать влияние занятий футболом на физическую,
психическую, интеллектуальную и социальную деятельность человека;
- умение характеризовать и демонстрировать средства общей и специальной
физической подготовки, применять их в образовательной и тренировочной
деятельности при занятиях футболом;
- способность характеризовать и демонстрировать комплексы упражнений,
формирующие двигательные умения и навыки тактических приемов футболиста
и тактики футбола;
- способность демонстрировать технику ударов по мячу ногой, удар по мячу
головой, остановку мяча, ведения мяча в различных сочетаниях приемов техники
передвижения с техникой владения мячом, различных обманных движений

(«финты»), отбора и вбрасывания мяча, применение изученных технических
действий в учебной, игровой, досуговой и соревновательной деятельности;
проведение
тестирования
уровня
общей,
специальной
и
технической
подготовке футболистов, характеристика основных показателей развития
- физических качеств и состояния здоровья;
- соблюдение
правил безопасного, правомерного поведения во время
соревнований различного уровня по футболу в качестве зрителя, болельщика;
- участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном,
муниципальном,
городском,
региональном,
всероссийском
уровнях,
а также применение правил соревнований и судейской терминологии в судейской
практике и игре;
- знание и соблюдение требований к местам проведения занятий футболом,
способность применять знания в самостоятельном выборе спортивного инвентаря
(технические требования к инвентарю и оборудованию), мест для самостоятельных
занятий футболом, в досуговой деятельности;
- знание и соблюдение правил техники безопасности во время занятий
и соревнований по футболу;
- знание причин возникновения травм и умение оказывать первую помощь
при травмах и повреждениях во время занятий футболом;
- знание и соблюдение гигиенических основ образовательной, тренировочной
и досуговой двигательной деятельности, основ организации здорового образа
жизни средствами футбола;
- владение и применение способов самоконтроля в учебной, тренировочной
и соревновательной деятельности, средств восстановления после физической
нагрузки, способов индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом
уровня физического развития и функционального состояния.
№
п/п

Тематическое планирование

Кол-во
часов

Знания о футболе
1
2
3
4

5
6

7

Главные организации, осуществляющие управление футболом в регионе,
России, Европе, мире (РФС, УЕФА, ФИФА), их роль и основные функции.
Организация и проведение соревнований по футболу. Правила игры в футбол,
роль и обязанности судейской бригады.
Основные направления развития спортивного менеджмента и маркетинга
в футболе.
Структура управления в профессиональных футбольных клубах,
направления деятельности.

1
1
1
1

Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые
при занятиях футболом.
Правила по технике безопасности во время занятий и соревнований
1
по футболу.
Правила безопасного, правомерного поведения во время соревнований по
футболу в качестве зрителя или болельщика.
Профилактика спортивного травматизма футболистов, причины
возникновения травм и методы их устранения.
Профилактика пагубных привычек, асоциального поведения.
Антидопинговое
поведение.

Способы самостоятельной деятельности

1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21

22

23

24

Организация, проведение самостоятельных занятий по футболу и занятий на
развитие физических качеств футболиста.
Правила безопасности во время самостоятельных занятий футболом.

1

Комплексы упражнений общеразвивающей, подготовительной и специальной
направленности.
Самоконтроль и его роль в образовательной и тренировочной деятельности.

1

Объективные и субъективные признаки утомления. Средства восстановления
организма после физической нагрузки.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом
уровня физического развития и функционального состояния.

1

Средства восстановления после физических нагрузок на занятиях футболом и
соревновательной деятельности.
Системы проведения и судейство соревнований по футболу.

1

Технологии предупреждения и нивелирования конфликтных ситуации
во время занятий футболом, решения спорных и проблемных ситуаций.
Причины возникновения ошибок при выполнении технических приѐмов
и способы их устранения.
Основы анализа собственной игры и игры команды
соперников.
Тестирование уровня физической и технической подготовленности в футболе.

1

Физическое совершенствование
Комплексы специальных упражнений для развития физических
качеств(ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и
скоростных способностей) и упражнения на частоту движений
ног.
Индивидуальные технические действия с мячом
Ведение мяча ногой различными способами – с изменением
скорости и направления движения, с различным сочетанием
техники владения мячом (развороты с мячом, обманные движения
«финты», удары по мячу ногой);
Остановка мяча ногой – внутренней стороной стопы, подошвой,
средней
частью подъема, с переводом в стороны;
удары по мячу ногой – внутренней стороной стопы, внутренней
частью подъема, средней частью подъема и внешней частью
подъема;
10–11 классы удар по мячу головой – серединой лба.

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

25

Обманные движения («финты») – «остановка» мяча ногой, «уход» 1
выпадом, «уход» в сторону, «уход» с переносом ноги через мяч,
«удар» по мячу ногой.

26

Отбор мяча – выбиванием, перехватом.

1

27

Вбрасывание мяча.

1

28

Игровые комбинации и упражнения в парах, тройках, группах и
тактические
действия (в процессе учебной игры и (или) соревновательной
деятельности).
Игра

1

29

1

30
31
32
33
34

в футбол по упрощенным правилам.
Игра
в футбол по упрощенным правилам.
Игра
в футбол по упрощенным правилам.
Учебные игры, участие в фестивалях и соревнованиях по
футболу.
Учебные игры, участие в фестивалях и соревнованиях по
футболу.
Тестовые упражнения по физической и технической
подготовленности обучающихся в футболе

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».