МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
[Укажите должность]
[Укажите должность]
[Укажите должность]
________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8935769)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 10-11 классов
с. Тыгиш 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего
по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4,
5‒7, 8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чѐткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского
языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный
атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала
взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной
ценности
каждого
человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах.
Готовность уважительно
воспринимать другого человека
— основа
гармоничныхотношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки
в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности
и т.д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого
человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцевв жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История
развития
отечественной
мультипликации.
Отечественная
школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть
ли
у
знания
границы?
Ко
Дню
науки.
Богатейшее
наследиеСлушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — российской науки и ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются
научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту
интересов
дипломатической
международной
государства
работы.
и
Диалог
стабильности.
российских
между
Навыки
граждан.
государствами
для
жизни:
как
Специфика
как
основа
научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании
и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны.
Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской
театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики.
Труд
конструкторов,
инженеров,
летчиков
и
других
специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения
слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться
сообща,
разделять
успех
и
вместе
переживать
неудачу.
Примеры
коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние
песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о
Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся
российской
к
гражданской
саморазвитию,
идентичности;
самостоятельности
и
готовность
личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,
формирование
системы
антикоррупционного
значимых
ценностно-смысловых
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного
познания, а также результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
определять
назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учѐтом
гражданских
и
нравственных
ценностей;
владеть
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых
действий
и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учѐтом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализахудожественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
языккак средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных
программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, еѐ специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом
знаний
об
истории
России
и
человечества
в
целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
владение
умениями
применять
полученные
знания
в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География:
формирование
представлений
о
современной
географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических
аспектов
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение
умениями
географического
анализа
и
интерпретации
разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
еѐ условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия
природы
и
общества,
о
природных
и
социально-
экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, еѐ уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование
биологической
терминологией
и
символикой;
владение
основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАССЫ
№
п/п
1
2
Наименование разделов и
тем программы
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Цифровые ресурсы
1
Обучение — важный
процесс развития
человека. Роль знаний
в развитии личности и
общества. Влияние
цифровых технологий
на приобретение
знаний. Развитие
навыков работы в
команде, уважения
разных мнений,
разрешения
конфликтов и эмпатии
в ходе школьного
образования.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
созидательный труд,
патриотизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Русский язык —
государственный
язык, объединяющий
многонациональную
семью народов
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
3
Цифровой суверенитет
страны
1
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие русского
языка, изменения в
устной и письменной
речи под влиянием
цифровой среды.
Грамотная, логичная и
понятная речь —
признак
образованного
человека и залог
успеха в будущем.
Правила
использования стилей
речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы,
патриотизм
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Что такое цифровой
суверенитет? Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и каждого
человека?
Возможности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
цифрового мира: как
современные
технологии помогают
учиться, работать и
осваивать новые
горизонты. Мир
цифровых профессий:
как создаются новые
технологии? Правила
безопасного
поведения в сети и
угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
права и свободы
человека
4
Мирный атом. День
работника атомной
промышленности
1
Мирный атом — это
использование
атомной энергии в
мирных целях на
благо человечества.
Контроль
распространения
атомной энергии.
Уникальные атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной школы.
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Влияние экологически
чистых и
эффективных
источников энергии
на будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
5
О творчестве. Ко Дню
музыки
1
Русская культура —
признанное мировое
достояние
человечества.
Реализация
творческого
потенциала взрослых
и детей Музыка как
вид искусства.
Состояние развития
современной
отечественной
музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
6
Что такое уважение? Ко
1
Уважение — это
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Эвристическая
https://разговорыоважном.рф/
Дню учителя
7
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
понимание
безусловной ценности
каждого человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к
чужому труду, к
государству —
фундамент
гармоничного
развития общества.
Правила общения
внутри семьи, школы
и коллектива.
Подготовка к
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О
роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Семья как ценность в
жизни каждого
человека, основа
любого общества.
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
Формирование общих
семейных ценностей
— залог
взаимопонимания в
семье. Преодоление
конфликтов и проблем
в общении за счет
взаимоуважения и
обмена опытом.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья
8
О городах России. Ко Дню
народного единства
1
Города России:
разнообразие культур,
языков и вековых
традиций. Единство
народов,
проживающих на
территории
Российской
Федерации.
Древнейшие города
России как хранители
информации о наших
предках и культурного
кода страны.
Изучение российских
городов — изучение
страниц истории
Отечества. Роль
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
государства в
развитии малых
городов. Возможности
граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
гражданственность
9
Общество безграничных
возможностей
1
Современное
общество —
совокупность разных
людей, отличных друг
от друга, но имеющих
единые потребности в
любви, уважении,
дружбе, принятии и
самореализации. Роль
цифровых технологий
в расширении
возможностей участия
в общественных
процессах. Готовность
уважительно
воспринимать другого
человека — основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиеся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
ценности: жизнь,
взаимоуважение
10
11
Селекция и генетика. К 170летию И. В. Мичурина
Как решать конфликты и
справляться с трудностями.
Ко Дню психолога
1
Генетика и селекция
— перспективные
области науки,
улучшающие жизнь
общества.
Уникальные научные
достижения
российских ученых
прошлого и
настоящего. Открытия
И. В. Мичурина и их
влияние на развитие
страны. Возможности
для подрастающего
поколения в познании
мира и личном
развитии.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
высокие нравственные
идеалы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Конфликты и
трудности —
естественный элемент
развития общества и
каждого отдельного
человека. Поиск
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
https://разговорыоважном.рф/
причины конфликтов
как ключ к их
разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к другу
как залог преодоления
трудностей. Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
12
Профессия — жизнь спасать
1
Спасатели —
специалисты, которые
помогают людям в
опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради
другого человека.
Профессиональные
качества и навыки
спасателей. Поведение
в экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей и
чужой жизни, правила
безопасности.
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
13
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
14
Россия — страна
победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
Роль домашних
питомцев в жизни
человека. Бережное
отношение к
питомцам и
ответственность за их
жизнь — качества
владельца домашних
животных.
Всемирный день
питомца объединяет
людей всей планеты
для укрепления
ценностей дружбы и
заботы о животных.
Правила безопасности
при общении с
животными.
Формирующиеся
ценности: милосердие
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
Герои России с
древнейших времен и
до современности.
Традиции героизма,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
мужества и
решительности —
неотъемлемая часть
российской
идентичности и
культурного кода.
День Героев
Отечества —
выражение
благодарности,
признательности и
уважения за
самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
15
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
1
Конституция
Российской
Федерации —
основной закон
страны. Конституция
закрепляет права и
свободы человека как
высшую ценность.
Справедливость —
одна из важнейших
духовно-
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
нравственных
ценностей
российского
общества. Знание
законов страны как
прямая обязанность
каждого гражданина
России. Какие права и
обязанности есть у
детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство,
права и свободы
человека
16
Совесть внутри нас
1
Совесть —
внутренний ориентир,
помогающий отличить
добро от зла.
Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного выбора.
Влияние
традиционных
ценностей, культуры и
исторического опыта
страны на
формирование
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
нравственных
ориентиров личности.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
Зимние каникулы —
это время не только
для семейного доcуга
и отдыха, но и добрых
дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы
провести время с
пользой: составление
календаря.
Новогодние традиции
народов России.
Подарки, создание
атмосферы
новогодней сказки для
своих родных и
близких.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья, единство
народов России,
взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
1
История развития
отечественной
мультипликации.
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения. Мировое
признание советских и
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый
фильм — это труд
большой команды
профессионалов.
Современная
мультипликация,
профессии этой
сферы.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
19
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
Российские музеи —
хранители
богатейшего
материального и
нематериального
наследия страны.
Сохранение
исторического и
культурного наследия
как направление
государственной
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
политики. Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея
— крупнейший музей
русского искусства и
объект всемирного
достояния. Почему
важно посещать
музеи? Профессии в
сфере музейного дела.
Как создавать и
развивать школьный
музей?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
20
Как создавать свой бизнес?
1
Бизнес —
ответственный выбор
человека,
возможность
реализовать свою
мечту и принести
пользу обществу.
Современные
предприниматели и их
возможности в
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
развитии
отечественной
экономики и
улучшении жизни
людей. Бизнес — это
не только личный
успех, но и
ответственная
командная работа. С
чего начать свое дело?
О мерах поддержки
для молодых
предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
21
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
Богатейшее наследие
российской науки и ее
выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство государства
и развитие науки. Как
меняются научные
подходы с развитием
цифровых
технологий?
Государственная
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
поддержка науки и
молодых ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как стать
ученым?
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
22
Слушать, слышать и
договариваться. Кто такие
дипломаты?
1
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту интересов
государства и
российских граждан.
Специфика
дипломатической
работы. Диалог между
государствами как
основа
международной
стабильности. Навыки
для жизни: как
научиться
договариваться с
окружающими
людьми и вести
конструктивный
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая память и
преемственность
поколений,
многонациональное
единство
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
1
Герой — реальный
человек, живущий
рядом с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся герои,
отважные,
мужественные и
трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие
качества отличают
героя?
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
единство народов
России
24
День наставника
1
День наставника —
важный
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Эвристическая
беседа, просмотр
https://разговорыоважном.рф/
25
Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150
лет Союзу театральных
деятелей России
1
государственный
праздник, который
позволяет закрепить
статус наставников,
подчеркнуть
значимость этой
деятельности и
повысить ее престиж.
Роль наставника в
формировании и
профессиональном
развитии личности.
Знаменитые россияне
и их наставники. К. Д.
Ушинский как
основоположник
научной педагогики в
России. Как найти
наставника?
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
созидательный труд
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Русский театр — это
не просто сцена и
кулисы, это зеркало
общества,
отражающее эпохи,
нравы и судьбы
страны. Театр —семья
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
https://разговорыоважном.рф/
разных профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры, гримеры и
многие другие.
Достижения русской
театральной школы,
вошедшие в мировую
практику. Развитие
школьных театров в
России.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
созидательный труд
26
Как справляться с
волнением?
1
Волнение как
естественное
состояние человека
перед важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом и
психологическом
здоровье. Какие
полезные привычки
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
положительно влияют
на эмоциональное
состояние? Как их
сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет триумфа. Ко Дню
космонавтики
1
Россия — одна из
ведущих космических
держав. Развитие
космической отрасли
— приоритетное
направление
национальных
проектов. Достижения
прошлого как предмет
национальной
гордости и мотивация
для будущих
свершений
отечественной
космонавтики. Труд
конструкторов,
инженеров, летчиков
и других
специалистов
открывает для страны
и всего человечества
новые горизонты.
Формирующиеся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
ценности: служение
Отечеству,
историческая память
28
Как мусор получает «вторую
жизнь»? Технологии
переработки
1
Состояние планеты —
личная
ответственность
каждого человека.
Почему об экологии
должен заботиться
каждый
человек?Неосознанное
потребление как
причина роста
количества мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей среды.
Развитие системы
переработки отходов и
роль государства в
этом процессе. Какие
полезные привычки
необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
29
Что значит работать в
1
Команда — это друзья
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
Эвристическая
https://разговорыоважном.рф/
команде? Сила команды. Ко
Дню труда
30
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
и единомышленники,
где каждый вносит
свой значимый вклад
в общее дело и
помогает добиться
успеха. Развитие
умения слышать друг
друга и трудиться
вместе. Умение
слышать и трудиться
сообща, разделять
успех и вместе
переживать неудачу.
Примеры
коллективной работы
в истории страны.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Песня была
участницей многих
великих свершений. В
ней отразилась
история, судьба
великой страны.
Влияние песни на
чувство
сопричастности
истории народа,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
сохранение памяти о
Великой
Отечественной войне
последующими
поколениями.
Сохранение памяти о
героях Великой
Отечественной войны
как нравственная
ценность нашего
народа.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
историческая память и
преемственность
поколений
31
Ценности, которые нас
объединяют
1
Занятие проходит по
итогам всех занятий
года. Ценности — это
ориентир, который
помогает поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности помогают
чувствовать себя
частью народа,
способствуют
укреплению общества
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разговорыоважном.рф/
и развитию страны.
Следование
ценностям помогает
человеку развиваться
и достигать успеха.
Уникальность
каждого человека и
опыт разных
поколений обогащают
общество, но только в
сочетании с
единством,
взаимопомощью и
уважением друг к
другу существует
сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
31