МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ- Тыгишская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании ШАП
зам. Директора по УВР
Приказом директора
________________
____________________
МАОУ- Тыгишской СОШ
Лебедев И.С.
Протокол № от
«
»
Лихачева Е.С.
от « »
_______________________
2025 г.
Пермикина Д.Е.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Шахматы в школе»
Уровень обучения (класс) 5-9 основное общее образование
Количество часов 170 часов
Уровень базовый
Составитель:
Лебедев Илья Сергеевич, первая квалификация категория
Срок реализации: 2025-2026
с. Тыгиш 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модуль "Шахматы в школе" на уровне основного общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному предмету "Физическая культура" с учетом современных тенденций в системе образования и использования спортивноориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.
Социально-педагогическая функция шахмат выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании навыков систематизированной аналитической работы, что окажет в дальнейшем помощь в реализации
научной и практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной
систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности реагировать на большой поток информации и быстро ее осмысливать. Для подростков
шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.
Игра в шахматы способствует формированию у обучающихся навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, решению проблем творческого и поискового
характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Целью изучения модуля "Шахматы в школе" является создание условий для
гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их
массового вовлечения в шахматную игру.
Задачами изучения модуля "Шахматы в школе" являются:
- приобщение обучающихся основной школы к шахматной культуре;
- формирование новых знаний, умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- приобретение знаний из истории развития шахмат;
- углубление знаний в области шахматной игры, получение представлений о различных тактических приемах;
- освоение принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- изучение приемов и методов шахматной борьбы;
- формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений;
- воспитание стремления вести здоровый образ жизни;
- приобщение подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми
и использованию их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия
и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формирование у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
- развитие выдержки, собранности, внимательности;
- развитие эстетического восприятия действительности;
- формирование уважения к чужому мнению.
МЕСТО МОДУЛЯ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль "Шахматы в школе" доступен для освоения обучающимися 5-9 классов, из
расчета 1 час в неделю, итого 170 часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "Шахматы в школе" доступен для освоения обучающимися 5-9 классов, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей и расширяет спектр
физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Интеграция модуля "Шахматы в школе" поможет обучающимся в освоении программ в
рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования физкультурноспортивной направленности, деятельности школьных спортивных клубов и проведении
спортивных мероприятий.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей
в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:
-правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.;
- определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а
другие — слабее;
- понимать цель игры;
- ставить мат;
- элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на
практике;
- разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в
начале партии;
- составлять простейшие планы в миттельшпиле,например, матовая атака на короля
или размены спереходом в выигранное окончание;
- ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,
двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;
- записывать шахматную партию;
- пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
- понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.
В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:
- создавать и парировать многочисленные угрозы
(например, вилки, связки или открытое нападение);
- использованию понятий темпа и промежуточного хода;
- различным дебютным ловушкам;
- сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;
- использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых
позициях набольшее количество ходов вперед;
- основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
- простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько
приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).
При изучении модуля "Шахматы в школе" на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
-формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование основ шахматной культуры и наличие чувства прекрасного;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей, оказание бескорыстной помощи окружающим;
- умение управлять своими эмоциями, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат.
При изучении модуля "Шахматы в школе" на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнера (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
При изучении модуля "Шахматы в школе" на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
- знание правил техники безопасности во время занятий шахматами;
- знание истории возникновения и развития шахматной игры;
- знание чемпионов мира по шахматам, их вклада в развитие шахмат;
- знание истории возникновения шахматных соревнований, правил проведения соревнований и личностных (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качеств шахматиста - спортсмена;
- знание истории развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
- знание правил разыгрывания дебюта;
- знание техники расчета вариантов;
-знание основ стратегического преимущества;
- знание специфики открытых и полуоткрытых линий, специфики "хороших" и "плохих" фигур;
-поиск и решение различные шахматные комбинации;
- приобретение навыков разыгрывания пешечных окончаний;
- умение длительно концентрировать внимание во время шахматной партии;
- знание истории возникновения шахматных дебютов;
- знание основ начала шахматной партии и его особенности;
- знание приемов развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;
- понимание специфики "сильных" и "слабых" фигур, понимание "форпоста";
- применение на практике приемов подключения ладьи к атаке на короля соперника;
- приобретение элементарных навыков разыгрывания слоновых окончаний;
- применение на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы;
- умение находить и решать различные шахматные комбинации;
- овладение стратегическими особенностями разыгрывания дебюта;
- обучение различным пешечным формациям;
- умение ценить классическое шахматное наследие;
- знание ключевых шахматных компетенций;
- знание элементарных навыков разыгрывания коневых окончаний;
- знание фундаментального стратегического подхода в шахматах;
- умение анализировать, разбирать шахматные партии.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ "ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ".
Знания об игре в шахматы.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры,
ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами. Понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная
партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокиро-
вавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Способы физкультурной деятельности.
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тесты на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации, стратегические приемы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Шахматы в школе 5 класс
№
урока
Название раздела, темы, урока
Колво
часов
1
Знания об игре в шахматы.
1
2
Теоретические основы и правила шахматной игры.
1
3
История шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в
современном обществе
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат
1
Чемпионы мира по шахматам
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
1
Тест
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время
занятий шахматами
Понятие о травмах и способах их предупреждения.
1
Правила поведения шахматистов, шахматный этикет
Шахматные соревнования и правила их проведения.
1
12
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре
1
13-16
Белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
4
2
20-21
Ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
22-23
Шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
2
24-25
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
4
5
6
7
8
9
10
11
17
18-19
1
1
1
1
1
1
2
26
Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,
атака при равносторонних и разносторонних рокировках,
1
27
Основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
1
3
33
Стадии шахматной партии, основные тактические приемы
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
34
Тестовая игра
1
28-29
30-32
2
1
Шахматы в школе 6 класс
№
урока
Название раздела, темы, урока
Колво
часов
1
Знания об игре в шахматы.
1
2
Теоретические основы и правила шахматной игры.
1
3
История шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в
современном обществе
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат
1
Чемпионы мира по шахматам
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
1
Тест
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время
занятий шахматами
Понятие о травмах и способах их предупреждения.
1
Правила поведения шахматистов, шахматный этикет
Шахматные соревнования и правила их проведения.
1
12
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре
1
13-16
Белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
4
2
20-21
Ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
22-23
Шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
2
24-25
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
26
Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,
1
4
5
6
7
8
9
10
11
17
18-19
1
1
1
1
1
1
2
атака при равносторонних и разносторонних рокировках,
Основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
1
3
33
Стадии шахматной партии, основные тактические приемы
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
34
Тестовая игра
1
27
28-29
30-32
2
1
Шахматы в школе 7 класс
№
урока
Название раздела, темы, урока
Колво
часов
1
Знания об игре в шахматы.
1
2
Теоретические основы и правила шахматной игры.
1
3
История шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в
современном обществе
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат
1
Чемпионы мира по шахматам
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
1
Тест
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время
занятий шахматами
Понятие о травмах и способах их предупреждения.
1
Правила поведения шахматистов, шахматный этикет
Шахматные соревнования и правила их проведения.
1
12
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре
1
13-16
Белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
4
2
20-21
Ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
22-23
Шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
2
24-25
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
26
Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,
атака при равносторонних и разносторонних рокировках,
1
4
5
6
7
8
9
10
11
17
18-19
1
1
1
1
1
1
2
Основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
1
3
33
Стадии шахматной партии, основные тактические приемы
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
34
Тестовая игра
1
27
28-29
30-32
2
1
Шахматы в школе 8 класс
№
урока
Название раздела, темы, урока
Колво
часов
1
Знания об игре в шахматы.
1
2
Теоретические основы и правила шахматной игры.
1
3
История шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в
современном обществе
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат
1
Чемпионы мира по шахматам
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
1
Тест
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время
занятий шахматами
Понятие о травмах и способах их предупреждения.
1
Правила поведения шахматистов, шахматный этикет
Шахматные соревнования и правила их проведения.
1
12
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре
1
13-16
Белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
4
2
20-21
Ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
22-23
Шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
2
24-25
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
26
Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,
атака при равносторонних и разносторонних рокировках,
1
27
Основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей
1
4
5
6
7
8
9
10
11
17
18-19
1
1
1
1
1
1
2
28-29
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
30-32
3
33
Стадии шахматной партии, основные тактические приемы
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
34
Тестовая игра
1
1
Шахматы в школе 9 класс
№
урока
Название раздела, темы, урока
Колво
часов
1
Знания об игре в шахматы.
1
2
Теоретические основы и правила шахматной игры.
1
3
История шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в
современном обществе
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат
1
Чемпионы мира по шахматам
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
1
Тест
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время
занятий шахматами
Понятие о травмах и способах их предупреждения.
1
Правила поведения шахматистов, шахматный этикет
Шахматные соревнования и правила их проведения.
1
12
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре
1
13-16
Белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
4
2
20-21
Ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
22-23
Шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
2
24-25
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
2
26
Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,
атака при равносторонних и разносторонних рокировках,
1
27
1
28-29
Основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
30-32
Стадии шахматной партии, основные тактические приемы
3
4
5
6
7
8
9
10
11
17
18-19
1
1
1
1
1
1
2
2
33
Практико-ориентированная соревновательная деятельность.
1
34
Тестовая игра
1