Рабочая программа Футбол 2-3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора
↵МАОУ-Тыгишской
________________________ ________________________ СОШ ↵
Рассмотрено:↵на
заседании МАП↵

Бобкова С.П.
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.

Заместитель директора
по УВР

Е.С. Лихачева ________________________
______________
Д.Е.Пермикина
от «27» 08 2023 г.
______________
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного модуля «Футбол »
для обучающихся 1-4 классов

Тыгиш 2025

Пояснительная записка
Учебный модуль "Футбол" (далее - модуль по футболу, футбол) на уровне начального
общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической
культуры в создании рабочей программы по учебному предмету "Физическая культура" с учетом
современных тенденций в системе образования и использования спортивно-ориентированных
форм, средств и методов обучения по различным видов спорта.
Футбол - самая популярная и доступная игра, которая является эффективным средством
физического воспитания, содействует всестороннему физическому, интеллектуальному,
нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению обучающихся к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному и
профессиональному самоопределению.
Футбол позволяет обучающимся понимать принципы взаимовыручки, проявлять волю,
терпение и развивать чувство ответственности. В процессе игры формируется командный
дух, познаются основы взаимодействия друг с другом. Футбол - командная игра, в которой
каждому члену команды надо научиться выстраивать отношения с другими игроками.
Психологический климат в команде играет определяющую роль и оказывает серьезное влияние на
результат. Футбол дает возможность выработать коммуникативные навыки, развить чувство
сплоченности и желание находить общий язык с партнером, а также решать конфликтные
ситуации.
Систематические занятия футболом оказывают на организм обучающихся всестороннее
влияние: повышают общий объем двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Модуль "Футбол" рассматривается как средство физической подготовки, освоения
технической и тактической стороны игры как для мальчиков, так и для девочек, повышает
умственную работоспособность, снижает заболеваемость и утомление у обучающихся,
возникающее в ходе учебных занятий.
Целями изучения модуля "Футбол" являются:
формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья,
ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с
использованием средств вида спорта "футбол".
Задачами изучения модуля "Футбол" являются:
всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной активности;
формирование общих представлений о виде спорта "футбол", его возможностях и значении в
процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма
обучающихся, укрепление их физического, нравственного, психологического и социального
здоровья, обеспечение культуры безопасного поведения средствами футбола; ознакомление и
обучение физическим упражнениям общеразвивающей и корригирующей направленности
посредством освоения технических действий в футболе; ознакомление и освоение знаний об
истории и развитии футбола, основных понятиях и современных представлениях о футболе, его
возможностях и значениях в процессе развития и укрепления здоровья, физическом развитии
обучающихся; обучение двигательным умениям и навыкам, техническим действиям в футболе в
образовательной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности и при организации
самостоятельных занятий по футболу; воспитание социально значимых качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в игровой деятельности средствами футбола;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и
спортом средствами футбола; популяризация футбола среди подрастающего поколения,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способность к занятиям
футболом, в школьные спортивные клубы, футбольные секции и к участию в соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.

Место и роль модуля "Футбол".
Модуль "Футбол" доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их
физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр физкультурно-спортивных
направлений в общеобразовательных организациях. Расширяет и дополняет компетенции
обучающихся, полученные в результате обучения и формирования новых двигательных действий
средствами футбола, их использования в прикладных целях для увеличения объема двигательной
активности и оздоровления в повседневной жизни.
Интеграция модуля по футболу поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике, а также
в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования,
деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к выполнению норм ГТО и
участию в спортивных мероприятиях.
Учебный модуль "Футбол"
может быть реализован в следующих вариантах:
при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения
обучающимися учебного материала по футболу с выбором различных элементов футбола, с
учетом возраста и физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и
интенсивностью); в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счет
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при
организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой
рекомендуемый объем в 1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах - по 34 часа); в виде дополнительных
часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной
деятельности, деятельности школьных спортивных клубов (рекомендуемый объем в 1 классе - 33
часа, во 2, 3, 4 классах - по 34 часа).
Результаты освоения модуля
Личностные результаты
При изучении учебного модуля "Футбол" на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление патриотизма, чувства гордости, уважения к Отечеству через знания истории о
достижениях сборных команд страны по футболу на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских
играх и современного состояния развития футбола в Российской Федерации;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности на
принципах доброжелательности и взаимопомощи, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях, дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении
поставленных целей;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной
компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по футболу.
Метапредметные результаты
При изучении учебного модуля "Футбол" на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

формирование способности понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и
способов ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов
решения задач средствами футбола в учебной, игровой, соревновательной и досуговой
деятельности, соотносить двигательные действия с планируемыми результатами в футболе,
определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить
способы устранения ошибок при выполнении технических приемов футбола;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе.
Предметные результаты
При изучении учебного модуля "Футбол" на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание о роли и значении занятий футболом, как средством укрепления здоровья,
закаливания, развития физических качеств человека;
соблюдение правил личной гигиены, безопасного поведения во время занятий футболом и
посещений соревнований по футболу, требования к спортивной одежде и обуви, спортивному
инвентарю для занятий футболом;
формирование навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
показателями физического развития и основных физических качеств;
организация самостоятельных занятий футболом, подвижных игры специальной
направленности с элементами футбола со сверстниками;
выполнение комплексов общеразвивающих и корригирующих упражнений, упражнений на
развитие быстроты, ловкости, гибкости, специальных упражнений для формирования технических
действий футболиста;
выполнение различных видов передвижений: бег, прыжки, остановки, повороты с
изменением скорости, темпа и дистанции в учебной, игровой и соревновательной деятельности;
выполнение индивидуальных технических приемов владения мячом: ведение, развороты,
удары по мячу ногой, остановка и (или) прием мяча, обманные движения ("финты");
выполнение тактических комбинаций: в парах, в тройках и тактических действия (в процессе
учебной игры и соревновательной деятельности);
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической
подготовленности, технической подготовки обучающихся;
умение излагать правила и условия подвижных игр, игровых заданий, эстафет;
участие в учебных играх и фестивалях в уменьшенных составах, на уменьшенной площадке,
по упрощенным правилам;
участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном, муниципальном,
городском, региональном, всероссийском уровнях;
проявление волевых, социальных качеств личности, организованности, ответственности в
учебной, игровой и соревновательной деятельности;
проявление уважительных отношение к одноклассникам, культуры общения и
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой
деятельности на занятиях футболом.
Ожидаемые результаты:
1. высокий уровень мотивации здорового образа жизни;
2. укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;
3. формирование двигательных действий с мячом;
4. соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения игры футбол
и занятий спортом,
5. самостоятельная организация и проведение подвижных и игры в футбол в малых группах
сверстников;
6. соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в
процессе игры в футбол и занятий спортом;

7. владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр и игры
футбол – проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях
игровой деятельности.
Содержание программы
1 КЛАСС
Содержание модуля «Футбол»
Знания о футболе.
Техника безопасности во время занятий футболом.
Правила игры в футбол.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание.
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от
места проведения занятий.
Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха
и каникул.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие физические упражнения: комплексы подготовительных и специальных
упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Основные термины футбола.
Приобретение двигательных навыков и технических навыков игры в футбол. Подвижные
игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной к финишу», «Собачки», «Собачки в
квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча
капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость»,
«Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров»,
«Только своему», «Салки в тройках» и другие.
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приёмы футбола.
Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества,
необходимые для овладения техникой и тактикой футбола (сила и быстрота мышц рук и ног, сила
и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве).
Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. Индивидуальные
технические действия.
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, внешней частью подъема, носком.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих
ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча.
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Введение мяча в игру.
Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку, снизу.
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с
соперником.
Техника выполнения открывания, отвлечения соперника. Передачи мяча и их
предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам.
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия против соперника без мяча и с
мячом.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на
выходах. Введение мяча в игру.
Учебные игры в футбол по упрощенным правилам.
2 КЛАСС

Содержание модуля «Футбол»
Знания о футболе.
Техника безопасности во время занятий футболом.
Правила игры в футбол.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание.
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от
места проведения занятий.
Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха
и каникул.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие физические упражнения: комплексы подготовительных и специальных
упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Основные термины футбола.
Приобретение двигательных навыков и технических навыков игры в футбол. Подвижные
игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной к финишу», «Собачки», «Собачки в
квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча
капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость»,
«Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров»,
«Только своему», «Салки в тройках» и другие.
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приёмы футбола.
Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества,
необходимые для овладения техникой и тактикой футбола (сила и быстрота мышц рук и ног, сила
и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве).
Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. Индивидуальные
технические действия.
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, внешней частью подъема, носком.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих
ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча.
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Введение мяча в игру.
Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку, снизу.
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с
соперником.
Техника выполнения открывания, отвлечения соперника. Передачи мяча и их
предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам.
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия против соперника без мяча и с
мячом.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на
выходах. Введение мяча в игру.
Учебные игры в футбол по упрощенным правилам.

3КЛАСС
Содержание модуля «Футбол»
Знания о футболе.
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая
культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.

Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Комплексы упражнений для развития
основных физических качеств футболиста различного амплуа.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. Способы
самостоятельной деятельности.
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от
места проведения занятий. Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во
время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы
выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. Тестирование уровня
физической подготовленности в футболе.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие физические упражнения: комплексы подготовительных и специальных
упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Основные термины футбола.
Приобретение двигательных навыков и технических навыков игры в футбол. Подвижные
игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной к финишу», «Собачки», «Собачки в
квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча
капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость»,
«Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров»,
«Только своему», «Салки в тройках», «Верни мяч головой капитану», «Отбери мяч» и другие.
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приѐмы футбола.
Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества,
необходимые для овладения техникой и тактикой футбола (сила и быстрота мышц рук и ног, сила
и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве).
Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. Индивидуальные
технические действия.
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема, внутренней частью
подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар, удар-бросок стопой, с полулета.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих
ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча. Обманные движения (финты):
«уходом», «уходом с ложным замахом на удар», «проброс мяча мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы,
выбиванием, перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча,
полувысокого мяча, ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего, полувысокого, летящего в
стороне мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Отбивание мяча ладонями,
кулаком или кулаками. Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку, снизу.
Выбивание мяча ногой с рук.
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с
соперником.
Техника выполнения открывания, отвлечения соперника. Техника выполнения приема
«маневрирование». Передачи мяча и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по
воротам.
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия против соперника без мяча и с
мячом.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на
выходах. Введение мяча в игру. Руководство действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в
атакующих действиях партнеров.

Учебные игры в футбол по упрощенным правилам.
4 КЛАСС
Содержание модуля «Футбол»
Знания о футболе.
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая
культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Комплексы упражнений для развития
основных физических качеств футболиста различного амплуа.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. Способы
самостоятельной деятельности.
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от
места проведения занятий. Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во
время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы
выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. Тестирование уровня
физической подготовленности в футболе.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие физические упражнения: комплексы подготовительных и специальных
упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Основные термины футбола.
Приобретение двигательных навыков и технических навыков игры в футбол. Подвижные
игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной к финишу», «Собачки», «Собачки в
квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча
капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость»,
«Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров»,
«Только своему», «Салки в тройках», «Верни мяч головой капитану», «Отбери мяч» и другие.
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приѐмы футбола.
Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества,
необходимые для овладения техникой и тактикой футбола (сила и быстрота мышц рук и ног, сила
и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве).
Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. Индивидуальные
технические действия.
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема, внутренней частью
подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар, удар-бросок стопой, с полулета.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих
ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча. Обманные движения (финты):
«уходом», «уходом с ложным замахом на удар», «проброс мяча мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы,
выбиванием, перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча,
полувысокого мяча, ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего, полувысокого, летящего в
стороне мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Отбивание мяча ладонями,
кулаком или кулаками. Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку, снизу.
Выбивание мяча ногой с рук.
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с
соперником.

Техника выполнения открывания, отвлечения соперника. Техника выполнения приема
«маневрирование». Передачи мяча и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по
воротам.
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия против соперника без мяча и с
мячом.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на
выходах. Введение мяча в игру. Руководство действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в
атакующих действиях партнеров.
Учебные игры в футбол по упрощенным правилам.
Распределение
учебного
времени
прохождения
программного материала по
учебному курсу внеурочной деятельности «Футбол», 1-4 классы
№
п/п
I
II
III
1
2
3

Разделы, темы
класс
Знания о футболе
Техника безопасности
Футбол
Подвижные игры с элементами футбола
Физическое совершенствование
Учебные игры в футбол
Всего

1класс 2класс 3класс
(часы)
(часы) (часы)
В процессе уроков
В процессе уроков

4класс
(часы)

20
10
3
33

14
16
4
34

20
10
4
34

14
16
4
34

Тематическое планирование
«Футбол», 1-4 классы с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
№
п/п

1
2

3
4

5

6

7

1 класс
Форма
Виды деятельности
Наименование раздела, темы проведения
занятий
Раздел 1. Подвижные игры с элементами футбола. (20ч)
Подвижные игры «Пятнашки» Практическое - Руководствуются правилами игр,
(«салки»)
соблюдают правила безопасности.
Подвижные игры «Собачки»,
Практическое - Организовывают и проводят
совместно со сверстниками
«Собачки в квадрате»,
подвижные игры, осуществляют
судейство.
Подвижные игры «Спиной к
Практическое
Описывают технику игровых
финишу», «Бой петухов»
действий и приѐмов, осваивают их
Подвижные игры «Мяч в
Практическое
самостоятельно, выявляют и
стенку», «Передачи мяча с
устраняют типичные ошибки.
перебежками»
Взаимодействуют со сверстниками в
Подвижные игры «Передачи
Практическое
процессе совместной игровой
мяча капитану», «Точный
деятельности.
удар»
-Используют действия данных
Подвижные игры «Карлики и
Практическое
подвижных игр для развития
великаны», «Запрещенные
координационных и кондиционных
движения».
способностей.
Подвижные игры
Практическое
Применяют правила подбора одежды
«Футбольный слалом», «Кто
для занятий.
быстрее?»

8

Подвижные игры
«Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку»

Практическое

9

Подвижные игры «Самый
меткий», «Охотники за
мячами»
Подвижные игры «Ловцы
игрока без мяча», «Всадники»
Подвижная игра «Квадрат с
водящими»
Подвижные игры «Футбол
крабов», «В одни ворота»
Подвижные игры «Взять
крепость», «Быстрый танец»
Подвижные игры «Бросок
мяча ступнями», «Вызов
номеров»

Практическое

10
11
12
13
14

15
16
17

18

19
20

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

Подвижные игры «Разорви
Практическое
цепь», «Обгони мяч»
Подвижные игры «Только
Практическое
своему», «Салки в тройках»
Подвижные игры
Практическое
«Футбольный слалом», «Кто
быстрее?»
Подвижные игры
Практическое
«Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку»
Подвижная игра «Передачи
Практическое
мяча с перебежками»
Подвижные игры «Передачи
Практическое
мяча капитану», «Точный
удар»
Раздел 2. Физическое совершенствование (10ч.)
Практическое

22

Двигательные и технические
навыки игры в футбол.
Технические приѐмы футбола.

23

Удары по мячу.

Практическое

24

Остановка мяча.

Практическое

25

Отбор мяча

Практическое

26

Техника игры вратаря

Практическое

27

Тактика игры и обороны

Практическое

28
29

Тактика игры и обороны
Тактика игры вратаря

Практическое
Практическое

21

- Называют правила подвижных игр и
выполнять их в процессе игровой
деятельности;
- Подготавливают площадки для
проведения подвижных игр в
соответствии с их правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.

Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.

30

Двигательные и технические
Практическое
навыки игры в футбол.
Раздел 3.Учебные игры (3ч.)

31
32
33

Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол

Практическое
Практическое
Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.

Итого: 33 часа

№
п/п

1
2

3
4

5

6

7

8

9

10

2класс
Форма
Виды деятельности
Наименование раздела, темы проведения
занятий
Раздел 1. Подвижные игры с элементами футбола. (20ч)
Подвижные игры «Пятнашки» Практическое - Руководствуются правилами игр,
(«салки»)
соблюдают правила безопасности.
Подвижные игры «Собачки»,
Практическое - Организовывают и проводят
совместно со сверстниками
«Собачки в квадрате»,
подвижные игры, осуществляют
судейство.
Подвижные игры «Спиной к
Практическое
- Описывают технику игровых
финишу», «Бой петухов»
действий и приѐмов, осваивают их
Подвижные игры «Мяч в
Практическое
самостоятельно, выявляют и
стенку», «Передачи мяча с
устраняют типичные ошибки.
перебежками»
Подвижные игры «Передачи
Практическое - Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой
мяча капитану», «Точный
деятельности.
удар»
-Используют действия данных
Подвижные игры «Карлики и
Практическое
подвижных игр для развития
великаны», «Запрещенные
координационных и кондиционных
движения».
способностей.
Подвижные игры
Практическое
Применяют правила подбора одежды
«Футбольный слалом», «Кто
для занятий.
быстрее?»
Называют правила подвижных игр и
Подвижные игры
Практическое
выполнять
их в процессе игровой
«Нападающие тройки»,
деятельности;
«Быстрее к флажку»
- Подготавливают площадки для
проведения подвижных игр в
Подвижные игры «Самый
Практическое
соответствии с их правилами;
меткий», «Охотники за
- Регулируют эмоции в процессе
мячами»
игровой деятельности.
Подвижные игры «Ловцы
Практическое

11
12
13
14

15
16
17

18

19
20

игрока без мяча», «Всадники»
Подвижная игра «Квадрат с
водящими»
Подвижные игры «Футбол
крабов», «В одни ворота»
Подвижные игры «Взять
крепость», «Быстрый танец»
Подвижные игры «Бросок
мяча ступнями», «Вызов
номеров»

- Овладевают основными приѐмами

Практическое

игры в футбол.

Практическое
Практическое
Практическое

Подвижные игры «Разорви
Практическое
цепь», «Обгони мяч»
Подвижные игры «Только
Практическое
своему», «Салки в тройках»
Подвижные игры
Практическое
«Футбольный слалом», «Кто
быстрее?»
Подвижные игры
Практическое
«Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку»
Подвижная игра «Передачи
Практическое
мяча с перебежками»
Подвижные игры «Передачи
Практическое
мяча капитану», «Точный
удар»
Раздел 2. Физическое совершенствование (10ч.)
Практическое

22

Двигательные и технические
навыки игры в футбол.
Технические приѐмы футбола.

23

Удары по мячу.

Практическое

24

Остановка мяча.

Практическое

25

Отбор мяча

Практическое

26

Техника игры вратаря

Практическое

27

Тактика игры и обороны

Практическое

28
29
30

Тактика игры и обороны
Практическое
Тактика игры вратаря
Практическое
Двигательные и технические
Практическое
навыки игры в футбол.
Раздел 3.Учебные игры (4ч.)

31
32
33

Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол

21

Практическое

Практическое
Практическое
Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;

34

Учебные игры в футбол

Практическое

- Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.
Итого: 34 часа

3класс
№
п/п

1

2

3
4
5

6

7

8

9

10
11

Форма
Виды деятельности
Наименование раздела, темы проведения
занятий
Раздел 1. Подвижные игры с элементами футбола. (14ч)
Подвижные игры «Пятнашки» Практическое - Руководствуются правилами игр,
(«салки»), «Передачи мяча с
соблюдают правила безопасности.
перебежками»
- Организовывают и проводят
совместно со сверстниками
Подвижные игры «Собачки»,
Практическое
подвижные игры, осуществляют
«Собачки в квадрате»
судейство.
Подвижные игры «Спиной к
Практическое - Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
финишу», «Бой петухов»
самостоятельно, выявляют и
Подвижные игры «Мяч в
Практическое
устраняют типичные ошибки.
стенку», «Разорви цепь»
Подвижные игры «Передачи
Практическое - Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой
мяча капитану», «Точный
деятельности.
удар»
-Используют действия данных
Подвижные игры «Карлики и
Практическое
подвижных игр для развития
великаны», «Запрещенные
координационных и кондиционных
движения».
способностей.
Подвижные игры
Практическое
Применяют правила подбора одежды
«Футбольный слалом», «Кто
для занятий.
быстрее?»
Называют правила подвижных игр и
Подвижные игры
Практическое
выполнять
их в процессе игровой
«Нападающие тройки»,
деятельности;
«Быстрее к флажку», «Только
Подготавливают площадки для
своему», «Салки в тройках»
проведения подвижных игр в
Подвижные игры «Самый
Практическое
соответствии с их правилами;
меткий», «Охотники за
- Регулируют эмоции в процессе
мячами», «Обгони мяч»
игровой деятельности.
Подвижные игры «Ловцы
Практическое
- Овладевают основными приѐмами
игрока без мяча», «Всадники»
игры в футбол.
Подвижная игра «Квадрат с
Практическое
водящими», «Футбольный
слалом», «Кто быстрее?»

12

13
14

Подвижные игры «Футбол
Практическое
крабов», «В одни ворота»
«Нападающие тройки»,
Подвижные игры «Взять
Практическое
крепость», «Быстрый танец»
Подвижные игры «Бросок
Практическое
мяча ступнями», «Вызов
номеров» «Точный удар»
Раздел 2. Физическое совершенствование (10ч.)
Практическое

16

Двигательные и технические
навыки игры в футбол.
Технические приѐмы футбола.

17

Ведение мяча.

Практическое

18

Практическое

19

Техника приема
«маневрирование».
Удары по мячу.

20

Остановка мяча.

Практическое

21

Отбор мяча

Практическое

22

Приемы игры на выходах.
Введение мяча в игру.
Приемы игры на выходах.
Введение мяча в игру.

Практическое

24

Тактика атаки и обороны.

Практическое

25

Тактика атаки и обороны.

Практическое

26

Тактика атаки и обороны.

Практическое

27

Тактика атаки и обороны.

Практическое

28
29
30

Тактика атаки и обороны.
Практическое
Тактика игры вратаря
Практическое
Двигательные и технические
Практическое
навыки игры в футбол.
Раздел 3.Учебные игры (4ч.)

31
32
33

Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол

15

23

Практическое

Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.

Практическое

Практическое
Практическое
Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;

34

Учебные игры в футбол

Практическое

- Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.
Итого: 34 часа

4 класс
№
п/п

1

2

3
4
5

6

7

8

9

10
11

Форма
Виды деятельности
Наименование раздела, темы проведения
занятий
Раздел 1. Подвижные игры с элементами футбола. (14ч)
Подвижные игры «Пятнашки» Практическое - Руководствуются правилами игр,
(«салки»), «Передачи мяча с
соблюдают правила безопасности.
перебежками»
- Организовывают и проводят
совместно со сверстниками
Подвижные игры «Собачки»,
Практическое
подвижные игры, осуществляют
«Собачки в квадрате»,
судейство.
«Отбери мяч»
Подвижные игры «Спиной к
Практическое - Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
финишу», «Бой петухов»
самостоятельно, выявляют и
Подвижные игры «Мяч в
Практическое
устраняют типичные ошибки.
стенку», «Разорви цепь»
Подвижные игры «Передачи
Практическое - Взаимодействуют со сверстниками в
процессе совместной игровой
мяча капитану», «Точный
деятельности.
удар» «Верни мяч головой
-Используют действия данных
капитану»
подвижных игр для развития
Подвижные игры «Карлики и
Практическое
координационных и кондиционных
великаны», «Запрещенные
способностей.
движения».
Применяют правила подбора одежды
Подвижные игры
Практическое
для занятий.
«Футбольный слалом», «Кто
Называют правила подвижных игр и
быстрее?»
выполнять
их в процессе игровой
Подвижные игры
Практическое
деятельности;
«Нападающие тройки»,
Подготавливают площадки для
«Быстрее к флажку», «Только
проведения подвижных игр в
своему», «Салки в тройках»
соответствии с их правилами;
Подвижные игры «Самый
Практическое
- Регулируют эмоции в процессе
меткий», «Охотники за
игровой деятельности.
мячами», «Обгони мяч»
Подвижные игры «Ловцы
Практическое - Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
игрока без мяча», «Всадники»
Подвижная игра «Квадрат с
Практическое
водящими», «Футбольный

слалом», «Кто быстрее?»
12

13
14

Подвижные игры «Футбол
Практическое
крабов», «В одни ворота»
«Нападающие тройки»
Подвижные игры «Взять
Практическое
крепость», «Быстрый танец»
Подвижные игры «Бросок
Практическое
мяча ступнями», «Вызов
номеров» «Точный удар»
Раздел 2. Физическое совершенствование (10ч.)
Двигательные и технические
навыки игры в футбол.
Технические приѐмы футбола.
Ведение мяча.
Техника приема
«маневрирование».
Удары по мячу.

Практическое

Практическое
Практическое
Практическое

24

Остановка мяча.
Отбор мяча
Приемы игры на выходах.
Введение мяча в игру.
Приемы игры на выходах.
Введение мяча в игру.
Тактика атаки и обороны.

25

Тактика атаки и обороны.

Практическое

26

Тактика атаки и обороны.

Практическое

27

Тактика атаки и обороны.

Практическое

28
29
30

Тактика атаки и обороны.
Практическое
Тактика игры вратаря
Практическое
Двигательные и технические
Практическое
навыки игры в футбол.
Раздел 3.Учебные игры (4ч.)

31
32
33

Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол

15
16
17
18
19
20
21
22
23

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;
- Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.

Практическое

Практическое
Практическое
Практическое

- Подготавливают площадки для

проведения игры в футбол в
соответствии с правилами;

Учебные игры в футбол

34

Практическое

- Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности.
- Овладевают основными приѐмами
игры в футбол.
Проявляют
групповые
и
индивидуальные
технические,
тактические действия.
- Описывают технику игровых
действий и приѐмов, осваивают их
самостоятельно, выявляют и
устраняют типичные ошибки.
Итого: 34 часа

5.Материально-техническое обеспечение программы
по учебному модулю «Футбол», 1-4 классы
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№
п/п

1

Наименование объектов и средств
Необходимое
Примечания
материальноколичество
технического обеспечения
Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы
1.Упражнения с мячом, 4 видеоурока
Используется
http://pro100video.com
учителем,
2. Программа подготовки юных футболистов
обучающимися в
«Football-ABC»
соответствии с
3. 101 упражнение для юных футболистов 12планируемой
16 лет.yafutbolist.ru
потребностью
4. Большая олимпийская энциклопедия
учителя и
http://slovari.yandex.ru/dict/olympic. 18
учащихся.
5. Газета «Здоровье детей» Издательского
дома «Первое
сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
6. Газета «Спорт в школе» Издательского
дома «Первое сентября»
http://spo.1september.ru/
7. Круговая тренировка с направленностью
физических упражнений на воспитание
двигательной активности: Методические
указания
http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/sc
hool_phis1.pdf
8. Олимпийская энциклопедия Журнал
«Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/
http://www.olimpizm.ru/
9. Онлайн-справочник http://www.fizkultura.ru/ФизкультУРА: сайт о различных видах
спорта, статьи о методике, здоровье,

2

видеоматериалы.
10. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
11. Педагогическая газета (молодой
ресурс)www.pedgazeta.ru
12. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
13. Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/http://fizkulturana5.ru/
14. Уникальный образовательный портал в
помощь учителюwww.zavuch.info
15. Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/sc
hool_phis3.pdf\ http://nsc.1september.r
u/2002/01/6.htm
16. Учительский портал www.uchportal.ru
17. Футбольные видео уроки
https://www.dokaball.com/video-uroki/847futbolnye-videuroki Педагогическая
библиотека www.pedlib.ru
18. Педагогическая газета (молодой ресурс)
www.pedgazeta.ru
19. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
20. Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkulturana5.ru/ 19
21. Уникальный образовательный портал в
помощь учителюwww.zavuch.info
22. Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/sc
hool_phis3.pdf\ http://nsc.1septe
mber.ru/2002/01/6.htm
23. Учительский портал www.uchportal.ru
Учебная, научная, научно-популярная
литература по физической культуре:
для учителя
1. Алиев Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школу /
Э.Г. -Алиев, А.Е. Власов // Физическая
культура в школе. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
2. Алиев, Э.Г.
3. Организационно-педагогическое
управление развитием мини-футбола в
школе / Э.Г. Алиев // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007.
- N 12 (34). - С. 3-5. 3. Врублевский, Е.П.
Модели тактики игры в футболе
4. Е.П.Врублевский. – М.-Спорт, 2020. -168 с.
4. Гол! Большая энциклопедия российского
футбола. - М. –Эксмо, 2017. - 312 с.
5. Евсеев, А.В. Педагогический контроль в
мини-футболе / А.В. Евсеев // Пособие, 2-е
издание, исправленное и дополненное. –
Екатеринбург, 2005. - 52 с.
6. Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн

Используетя
учителем и
обучающимися

3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Гиффорд. – М. - АСТ, 2006. – 64 с.
7. Нестеровский, Д.И. Теория и методика
спортивных игр: учебник для студентов
учреждений высшего образования /
Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д.,
Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е
изд., стереотипное. М.; Издательский центр
«Академия», 2014. 464 с.
8. Озолин, Н.Г. Современная система
спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. -М.:
Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
9. Рэднедж Кир Большая энциклопедия
футбола / Рэднедж Кир. - М.: АСТ, 2020. –
224 с.
10. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория
и практика / Сергиенко Л.П. - М.;
«Советский спорт», 2013.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Ворота, трансформируемые для гандбола и минид
футбола (комплект)
Ворота для футбола
Табло игровое (электронное)
Насос для накачивания мячей с иглой
Жилетки игровые
Сетка для хранения мячей
Конус игровой
Свисток
Секундомер
Мячи футбольные № 4, 5
Карточки для судейств
Доска мини с разметкой поля

д
д
д
к
д
п
д
д
к
к
д


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».