МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШАП
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУТыгишской СОШ
Нестеренко Н.В ________________________ ________________________
Протокол №1
Лихачева Е.С
Пермикина Д.Е
от 25.08.2025 г.
от 27.08.2025 г.
[Номер приказа] от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Практикум по информатике
«Ученье с увлечением!»
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ )
Уровень обучения (класс) 9___начальное общее образование
Количество часов__ 34 Уровень базовый
Учитель: Махнева Светлана Анатольевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2025– 2026 гг.
Содержание обучения
Информация и информационные процессы 2 ч
Информация и информационные процессы. Измерение информации. Количество
информации. Алфавит языка. Кодирование информации.
Операционная система и моделирование 2 ч
Операционная система Windows: дополнительные возможности. Работа с носителями
информации.
Обработка текстовой информации 4 ч
Текстовый редактор Word: поиск и замена фрагментов текста. Оформление страницы
документа: Печать документов. Грамматика в процессоре MS Word. Дополнительны
возможности Word. Колонки. Буквица.
Математические основы информатики 9 ч
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод из
любой системы счисления в 10 систему счисления. Перевод из 10 системы счисления в
любую другую. Двоичная арифметика. Множество. Операции над множествами.
Высказывание.
Логические операции. Свойства логических операций. Логические основы работы
компьютера. Логические элементы И, ИЛИ, НЕ. Круги Эйлера. Решение логических задач
Обработка числовой информации в электронных таблицах 5 ч
Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные функции. Логические операции в
Excel. Математические модели. Сортировка и поиск данных. Создание графиков и диаграмм.
База данных 3 ч
Понятие БД, СУБД. Функции, виды СУБД. Элементы БД. Поиск информации. Запрос,
выборка. Форма, отчет.
Алгоритмизация и программирование 7 ч
Алгоритмы и исполнители. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление,
цикл. Язык программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных.
Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклов. Решение задач с использованием массивов.
Мультимедиа 2 ч
Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.
Коммуникационные технологии 2 ч
Понятие телекоммуникации. Локальные и глобальные сети Internet. Всемирная паутина.
Поиск информации в Internet’e. Электронная почта.
Планируемые результаты
Личностные:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской,
творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации.
Предметные:
дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из
языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
развитие умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Информация и информационные процессы 2 ч
1. Информация и информационные процессы. Измерение информации.
Количество информации
2. Алфавит языка. Кодирование информации.
Операционная система и моделирование 2 ч
3. Операционная система Windows: дополнительные возможности.
4. Работа с носителями информации.
Обработка текстовой информации 4 ч
5. Текстовый редактор Word: поиск и замена фрагментов текста.
6. Оформление страницы документа: Печать документов.
7. Грамматика в процессоре MS Word.
8. Дополнительные возможности Word. Колонки.
Математические основы информатики 9 ч
9. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы
счисления.
10. Перевод из любой системы счисления в 10 систему счисления
11. Перевод из 10 системы счисления в любую другую
12. Двоичная арифметика.
13. Множество. Операции над множествами. Высказывание.
14. Логические операции. Свойства логических операций.
15. Логические основы работы компьютера. Логические элементы И,
ИЛИ, НЕ
16. Круги Эйлера. Решение логических задач
Обработка числовой информации в электронных таблицах 5 ч
17. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные функции.
18. Логические операции в Excel. Математические модели.
19. Сортировка и поиск данных.
20. Создание графиков и диаграмм.
21. Понятие БД, СУБД. Функции, виды СУБД. Элементы БД
22. Поиск информации.
23. Запрос, выборка. Форма, отчет.
Алгоритмизация и программирование 7 ч
24. Алгоритмы и исполнители
25. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.
26. Язык программирования Паскаль. Организация ввода и вывода
данных. Программирование линейных алгоритмов.
27. Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклов.
28. Решение задач с использованием массивов
Мультимедиа 2 ч
29. Компьютерные презентации.
30. Создание мультимедийной презентации.
Коммуникационные технологии 2 ч
31. Понятие телекоммуникации. Локальные и глобальные сети Internet.
32. Всемирная паутина. Поиск информации в Internet’e. Электронная
почта.
Итоговый мониторинг образовательных достижений учащихся
2ч
33. Итоговый мониторинг образовательных достижений учащихся
34. Итоговый мониторинг образовательных достижений учащихся
Программное обеспечение:
1. Пакет LibreOffice
2. Интернет-ресурс school-collection.edu.ru
3. Интернет-ресурс inf-oge.sdamgia.ru
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
6. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней
школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 2020
7. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.:
Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2020.