Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании ШАП
протокол №_____
от «___»__________2025 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_________________2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ ____________2025 г.
______________ Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Легкая атлетика»
(спортивно-оздоровительное направление)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ )
Уровень обучения (класс)
5
класс
Учитель: Киселев Артем Вадимович, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.
2025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Знание о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим
работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой
деятельности, к защите Родины.
2.История развития легкой атлетики.
История
развития
легкоатлетического
спорта. Возникновение
легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого
возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход
за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение
водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
3. Теоретические знания по технике безопасности легкоатлетических видов
спорта. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами
занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь
для занятий и соревнований
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования
спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время
занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных
видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
4. Практические занятия.
- Прыжки в длину. Общая физическая подготовка.
упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой
скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения;
прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие;
силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног;
гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц
рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза;
2.Челночный бег. Изучение техники бега, -ознакомление с техникой, изучение
движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт,
стартовый разбег.
3. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой,
изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение
стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение
техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок,
выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту,
изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования,
совершенствование в технике бега, бег 60 м).
5. Теоретические знания по технике легкоатлетических видов спорта.
6.Общие основы техники прыжков. Прыжки в высоту и длину.
- Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование
техники эстафетного бега).
-Прыжки в высоту. (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза,
изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
ОФП .- упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
-упражнения на гимнастических снарядах.
-акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки;
-подвижные игры и эстафеты.
- Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (22,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м.
-Бег на короткие дистанции. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с
ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в
течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
-Метание мяча. Метание мяча в горизонтальную цель. (ознакомление с техникой,
изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
-Эстафетный бег. Совершенствование техники эстафетного бега.
Встречная эстафета.
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия –40 минут. Для
более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три
типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательнотренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с
использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр,
спортивных игр;
образовательно-тренировочной
направленности используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на
этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических
качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:
тестирование:
- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды
прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия;
- знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и
способность применения их на практике;
- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой
атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в
год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Личностные результаты
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
-правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
-распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому
результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
в подвижные игры;
выполнять элементы спортивных игр;
измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.
рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси;
определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
понимать влияние закаливания на организм человека;
самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на
развитие определѐнных физических качеств;
выполнять комбинации из элементов акробатики;
организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
•
руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах
утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток,
руководствуясь правилами;
объяснять, какие технические приѐмы были использованы при выполнении
задания;
самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на
развитие физических качеств;
координировать взаимодействие с партнѐрами в игре;
В результате освоения курса
Учащиеся научатся правильно и осознанно выполнять упражнения ,понимать:
значение
лѐгкой атлетики в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лѐгкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной
программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние
дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на
дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лѐгкой атлетики.
правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
распределять свои
усилия, действовать рационально и целесообразно
планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической
подготовки.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
лѐгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях лѐгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях лѐгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание занятия
Беговые упражнения
Правила безопасности. Инструктаж по ТБ.
Изучение техники бега.
ОФП. Низкий старт, стартовый разбег. Бег с ускорением
Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
ОФП. Совершенствование техники бега. Челночный бег.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»
Изучение техники прыжка «согнув ноги».
ОФП. Техника отталкивания. Прыжок в длину с места.
ОФП. Техника отталкивания. Прыжок в длину с места и с 3-4
шагов разбега.
ОФП. Специально-беговые упражнения. Прыжок в длину.
ОФП. Техника приземления в прыжке в длину с разбега.
ОФП. Приземление. Прыжок в длину «согнув ноги» с 5-7
шагов разбега. Легкоатлетическая эстафета.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Изучение техники прыжка в высоту.
ОФП. Техника отталкивания. Прыжок в высоту с разбега
способом «перешагивание».
ОФП. Специально-беговые упражнения.
СБУ. Постановка толчковой ноги прыжка в высоту с разбега.
Кол-во часов
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
Приземление. Прыжок в высоту с разбега способом
«перешагивание».
Метание малого мяча
Изучение техники метания мяча.
Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в
финальном усилии.
Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном
усилии.
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель
(1*1м) с расстояния 6-8м.
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Гигиенические требования при проведении подвижных игр.
ОФП.
Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», «Ловишки».
1
1
33
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки
по полоскам»
Игры с бегом: «Выше ноги от земли», «Третий лишний».
ОФП. Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод»
ОФП. Игры с прыжками:«Перемена мест», «Удочка»
Бег на короткие дистанции
Бег с ускорением.
Низкий старт, стартовый разбег. Бег с ускорением
Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
Метание малого мяча
Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в
финальном усилии
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель
(1*1м) с расстояния 6-8м
Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в
направлении метания.
Соревнования по прыжкам в длину с разбега.
34
Соревнования по прыжкам в длину с разбега.
1
Итого:
34
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
1