РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
Компьютерная графика
(предмет, курс, модуль)
(интеллектуальные марафоны)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ)
Уровень обучения (класс) 5-7___основное общее образование
Количество часов_102 Уровень базовый
Учитель: Разбойникова Евгения Галимжановна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2025 – 2026 гг.
Содержание программы
1 год обучения
1 Набор детей в кружок
2 Организационные занятия - Знакомство с компьютерным кабинетом.
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при
работе на компьютерах.
3. Знакомство с компьютером: файлы и папки.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками
(каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и
каталогов (папок).
4.Стандартная программа Windows – Рaint.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint.
Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования
линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей.
Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение
рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента
изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов.
Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
1. Графические возможности Google диска
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор
Google диска. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты
рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей.
Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка.
Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из
объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта
в текстовый документ.
Разработка
собственных
проектов,
возможно
групповая
работа
с
использованием «Облачных технологий». Подготовка к выставке.
2. Графические возможности MS Word
Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков.
2
Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка
и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint
внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
3. Работа с простейшими программами по созданию анимации
Создание анимационных изображений с использованием графического
редактора Paint.
Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.
4. Разработка итогового проекта. Конкурс работ
2 год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете
информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
2. Повторение – 6 часов
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа
с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание
и внедрение. Творческая работа. Графические
возможности MS Word.
Объекты WordArt.
3 . Методы представления графических изображений
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой
графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки
векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности
растровых и векторных программ.
4. Цвет в компьютерной графике
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые
модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков
на экране монитора.
5. Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических
данных.
Сохранение
изображений
в
стандартных
форматах,
а
также
3
собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из
одного формата в другой.
6. Программы векторной и растровой графики
7. Создание иллюстраций8.Введение в программу Gimp
9.Рабочее окно программы Gimp
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов.
Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
10 .Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг,
секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над
объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение,
вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке
мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
Разработка собственного проекта.
11.Закраска рисунков
Закраска
объекта
(заливка).
Однородная,
градиентная,
узорчатая
и
текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
Создание собственного проекта.
12. Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода
объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
13. Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и
траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию
рисунков из кривых.
14. Разработка итогового проекта. Конкурс работ
4
3-й год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете
информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
2. Повторение
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с
объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и
внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты
WordArt.
3. Методы упорядочения и объединения объектов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на
рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов:
группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из
другого.
4.
Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка
объемных изображений.
Разработка собственного проекта.
5.Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов.
Получение художественных эффектов.
6.Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение
текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование,
поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов
текста.
Проверочная практическая работа.
1. Работа с фотографией
Особенности
градации
цвета.
Ретуширование фотографий,
создание
5
объемной фигуры. Правильный подбор оформления фотографии.
8.Сохранение
и
загрузка
изображений
в
Gimp
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы
Gimp. Импорт и экспорт изображений в Gimp.
9.Разработка итогового проекта. Конкурс работ
6
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Требования
к
личностным,
метапредметным
и
предметным
результатам освоения программы
В
результате
изучения
данной
программы
обучающиеся
получат
возможность формирования:
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к
миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и
поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном.
Познавательные УУД:
Ориентироваться
в
своей
системе
знаний: отличать новое
от
уже
известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
7
совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметных результатов:
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
Иметь понятие о множестве.
Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке
расширения или в порядке сужения объѐма понятий, сравнивать множества.
Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.
Уметь конструировать фигуру из еѐ частей.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для
отслеживания
результатов
предусматриваются
следующие формы
контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся
(собеседование).
8
Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания
- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный
контроль
и
оценка
результатов обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы
ребѐнком
и
не
допускает
сравнения
его
с
другими
детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы,
создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
–
косвенным
показателем
эффективности
данных
занятий
может
быть
использование работ выполненных на компьютере по разным школьным
9
дисциплинам.
Формы подведения итогов:
2. Итоговые занятия.
3. Компьютерное тестирование.
4. Выставки.
5. Творческие проекты.
6. Конкурсы.
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Мир компьютерной графики» будет
обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый
первоначальных
уровень
знаний
результатов
работы
на
-
приобретение
компьютере,
обучающимися
первичного
понимания
построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
о работе на компьютере;
о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на
компьютере в графических программах Paint, Gimp.
На II уровне воспитанники соблюдают:
правила работы на компьютере;
алгоритм построения графического объекта;
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
владеют коммуникативными моделями поведения.
10
Тематическое планирование
1 год обучения, 1 час
№
Темы и виды работы
п/п
Теория
Практика
Всего
1.
Набор детей в кружок.
1
-
1
2.
Организационные занятия
1
1
2
3.
Учимся работать на компьютере
1
2
3
4.
Стандартная программа Windows –
2
7
9
1
2
3
Рaint
Графические возможности Google
5.
диска
6.
Графические возможности MS Word
3
5
8
7.
Работа с простейшими программами по
1
3
4
1
3
4
11
25
34
Теория
Практика
Всего
созданию анимации
Разработка итогового проекта. Конкурс
8.
работ
Итого
2 год обучения, 1 час
№
Темы и виды работы
п/п
1.
Вводное занятие
1
-
1
2.
Повторение
1
2
3
3.
Методы представления графических
1
3
4
изображений
4.
Цвет в компьютерной графике
1
1
2
5.
Форматы графических файлов
1
1
2
6.
Программы векторной и растровой
1
-
1
графики
11
7.
Создание иллюстраций
1
-
1
8.
Введение в программу Gimp
1
-
1
9.
Рабочее окно программы Gimp
1
2
3
10. Основы работы с объектами
1
3
4
11. Закраска рисунков
1
2
3
12. Вспомогательные режимы работы
1
1
2
13. Создание рисунков из кривых
1
2
3
15. Разработка итогового проекта. Конкурс
1
3
4
14
20
34
Теория
Практика
Всего
работ
Итого
3 год обучения, 1 час
№
Темы и виды работы
п/п
1.
Вводное занятие
1
-
1
2.
Повторение
1
2
3
3.
Методы упорядочения и объединения
1
4
5
объектов
4.
Эффект объема
1
3
4
5.
Перетекание
1
4
5
6.
Работа с текстом
1
3
4
7.
Работа с фотографией
1
5
6
8.
Сохранение и загрузка изображений в
1
1
2
1
3
4
9
25
34
Gimp
9.
Разработка итогового проекта. Конкурс
работ
Итого
12
Список используемой литературы:
Для педагога:
1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. //
Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
2. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных
классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
3. Горячев А.В. О понятии ―Информационная грамотность. // Информатика и
образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
4. Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс,
2005.
5. Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru
6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: ПрактикумМ.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ
РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
9. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и
блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
10.Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в
Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
11.Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВПетербург, 2003
Для обучающихся:
1. Информатика 5-7 класс. Начальный курс. Под. Ред. Л.Босовой, М.,2012.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и
13
блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
4. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в
Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
5. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург:
БХВ-Петербург, 2005;
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru
– Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового
уровня (системно-информационная концепция);
http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений
http://www.gimp.org/ - GIMP (Гимп) — растровый графический редактор
http://www.inkscape.org/ - Inkscape Векторный графический редактор
http://www.softcore.com.ru/graphity - Программа может служить отличной заменой
стандартному графическому редактору Paint.
http://www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова
Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества
http://www.progimp.ru/articles/ - уроки Gimp
http://snezhzhka.ya.ru/replies.xml?item_no=363 про Gimp
http://www.openarts.ru –уроки Gimp и Inkscape
14