МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация муниципального округа Богданович
МАОУ — Тыгишская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
заседание ШАП
заместитель директора по
________________________ УВР
Иксанова Н.К. ________________________
[Номер приказа] от «25»
Лихачева Е.С.
августа 2025 г.
[Номер приказа] от «27»
августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУТыгишской СОШ
________________________
Пермикина Д.Е.
[Номер приказа] от «29»
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7574900)
"ОРЛЯТА РОССИИ"
для учащихся 1 - 4 классов
с. Тыгиш 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана
в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; авторсоставитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своѐ
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»).
Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 - 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4
класс – 34 учебных недели в год).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления
воспитания
Целевые ориентиры
Гражданское
Патриотическое
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовнонравственное
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной
принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Физическое
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и
спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа,
общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость
жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны
природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами.
Познавательное
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы,
о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий
первоначальными
навыками
исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орленок
России». Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои
действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
1 КЛАСС
Название
трека
Трек
«Орлёнок
Эрудит».
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все
связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
–
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной
стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как
можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
Трек
«Орлёнок – «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о
Доброволец» тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В
решении данных задач учителю поможет празднование в России 5
декабря Дня волонтѐра.
Трек
«Орлёнок
Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с
тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в
разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят
–
класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в
новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений
мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев
и пр.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ
трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время
для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
Трек «Орлёнок двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость
– Спортсмен»
от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Трек «Орлёнок
Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций,
–
Хранитель
истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я
исторической
и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
памяти»
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека
– Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
Трек «Орлёнок
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
– Эколог»
использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника и пр.
2 КЛАСС
Название
трека
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека
– конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это
…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От
учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся
работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как
правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Трек
нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово
«Привет!»),«молекула», «имя хором» и др.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период
дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с
пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во
время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона
или страны).
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна
круглый год. Проведение трека в данный временной период можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного
года.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ
трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
середине учебного года накапливается определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том
числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в
зимний период.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека
– рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит
ценностно-ориентированная
деятельность
по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих
достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 КЛАССЫ
Название
трека
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного
трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может
увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале
учебного года, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта чередования творческих
поручений
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается высоким содержанием
различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций
и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период
учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и
интерес к учѐбе.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с
тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во
время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона
или страны).
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна
круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы.
Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека,
но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение
всего учебного года.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
Трек
детей, так как к середине учебного года накапливается
«Орлёнок –
определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и
Спортсмен»
учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость
детей, что актуально в зимний период.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
Трек
«Орлёнок – пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при
Эколог»
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев,
уборке мусора в рамках экологического субботника.
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека
Трек
ценностно-ориентированная
деятельность
по
«Орлёнок – происходит
осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к
Хранитель
исторической своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для
себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
памяти»
культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ
дело важны для Родины».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:
– понимание связи человека с окружающим миром;
– бережное отношение к среде обитания;
– проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
– признание индивидуальности каждого человека;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
– проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
– способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
– умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
– умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая
в группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии
с поставленной задачей или вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
– умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения
и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя
аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
– умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
– умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
– умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
– формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств
эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность,
изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной
среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс
утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 КЛАСС
Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с
позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного
слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни
с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения
в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение
различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного
края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3 - 4 КЛАССЫ
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Старт программы
4
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2
Орлѐнок – Лидер
4
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
4
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
Танцевальный флешмобом «Что такое
доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
3
Орлѐнок – Эрудит
4
Орлѐнок – Мастер
4
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
5
Орлѐнок –
Доброволец
4
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
6
Орлѐнок –
Спортсмен
4
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
4
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://disk.yandex.ru/client/disk
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
7
Орлѐнок – Эколог
8
Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти
4
https://multiurok.ru/id32168954/files/orliatarossii-konspekty-prezentatsii/
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
9
Подведение итогов
1
https://orlyatarussia.ru
Общее количество часов
по программе
33
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и
тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
4
https://orlyatarussia.ru
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
3
Орлѐнок –
Эрудит
4
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
4
Орлѐнок –
Мастер
6
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?
ysclid=llokep8qay493518882
1
Старт
программы
2
Орлѐнок –
Лидер
5
Орлѐнок –
Доброволец
4
Легенда об Орлятском круге –
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti
6
Орлѐнок –
Спортсмен
4
https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
7
Орлѐнок –
Эколог
5
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
8
Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти
4
https://multiurok.ru/id32168954/files/orliata-rossiikonspekty-prezentatsii/
9
Подведение
итогов
2
https://orlyatarussia.ru
Общее количество
часов по программе
3 КЛАСС
34
№
п/п
Наименован
ие разделов
и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Старт
программы
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2
Орлѐнок –
Лидер
4
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
3
Орлѐнок –
Эрудит
4
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
4
Орлѐнок –
Мастер
6
https://m.vk.com/orlyata_rus
5
Орлѐнок –
Доброволец
4
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
6
Орлѐнок –
Спортсмен
4
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
7
Орлѐнок –
Эколог
5
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
8
Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти
4
https://multiurok.ru/id32168954/files/orliata-rossiikonspekty-prezentatsii/
9
Подведение
итогов
2
https://orlyatarussia.ru
Общее количество
часов по программе
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и
тем
программы
34
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Старт
программы
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2
Орлѐнок –
Лидер
4
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
3
Орлѐнок –
Эрудит
4
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
4
Орлѐнок –
Мастер
6
https://m.vk.com/orlyata_rus
5
Орлѐнок –
Доброволец
4
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
6
Орлѐнок –
Спортсмен
4
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
7
Орлѐнок –
Эколог
5
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
8
Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти
4
https://multiurok.ru/id32168954/files/orliata-rossiikonspekty-prezentatsii/
9
Подведение
итогов
2
https://orlyatarussia.ru
Общее количество
часов по программе
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
1
2
«Мы будем друзьями в классе»
1
3
«Правила настоящих друзей»
1
4
Вводный Орлятский урок
1
5
«Кто такой эрудит?»
1
6
«Всезнайка»
1
7
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
8
«Подведѐм итоги»
1
9
«От слова к делу»
1
10
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
11
«Доброволец – это доброе сердце»
1
12
«Подведѐм итоги»
1
13
«Мастер – это…»
1
14
«Мастерская Деда Мороза …»
1
15
«Класс мастеров»
1
16
«Классная ѐлка»
1
17
«Утро мы начнѐм с зарядки»
1
18
«Сто затей для всех друзей»
1
19
«Весѐлые старты»
1
20
«Азбука здоровья»
1
21
«Орлѐнок – хранитель исторической памяти»
1
22
«История школы – моя история»
1
23
«Поход в музей»
1
24
«Историческое чаепитие»
1
25
«ЭКОЛОГиЯ»
1
26
«В гости к природе»
1
27
«Мы друзья природе»
1
28
«Орлята – экологи»
1
29
«Лидер – это…»
1
30
«Я хочу быть лидером!»
1
31
«С командой действую!»
1
32
«Мы дружный класс»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
1
33
Общее количество часов по программе
33
2 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Вводный «Орлятский урок»
1
2
Лидер – это…
1
3
С командой действовать готов. Верѐвочный курс
1
4
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
1
5
«Мы дружный класс!»
1
6
Кто такой эрудит?
1
7
Развиваемся, играя!
1
8
Могу быть изобретателем
1
9
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека
«На старте новых открытий»
1
10
Мастер – это…
1
11
От идеи – к делу!
1
12
КТД «Классный театр
1
13
КТД «Классный театр
1
14
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги
1
15
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги
1
16
От слова к делу.
1
17
КТД «Создай хорошее настроение»
1
18
КТД «Братья наши меньшие»
1
19
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
1
20
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
21
О спорт, ты – мир!
1
22
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
23
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
1
24
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
1
25
«Мой след на планете»
1
26
Восхищаемся красивым миром
1
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти.
1
29
Хранитель семейных традиций
1
30
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
1
31
Историческое чаепитие
1
32
Расскажи мне о России
1
33
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
Общее количество часов по программе
34
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
1
Вводный «Орлятский урок»
2
Лидер – это… Я могу быть лидером
3
«В команде рождается лидер»
Всего
4
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
5
«Мы дружный класс!»
6
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
7
«Игра – это полезно и интересно»
8
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»
10
Мастер – это…«Россия мастеровая»
11
«В гости к мастерам»
12
«В гости к мастерам»
13
«Мастер – это звучит гордо!»
14
«Мастер – это звучит гордо!»
15
«Путь в мастерство» – подводим итоги
16
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
17
КТД «Подари улыбку миру!»
18
«Доброволец – это доброе сердце»
19
«Портрет добровольца»
20
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
21
«Сто затей для всех друзей»
22
Спортивная игра «Книга рекордов»
23
«Встреча-подарок»
24
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
25
КТД «Знаю, умею, действую»
26
Игра по станциям «Путешествие в природу»
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
28
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
29
«Традиции моей страны»
30
«Знать, чтобы хранить»
31
КТД «История становится ближе»
32
«Я – хранитель, мы – хранители»
33
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Общее количество часов по программе
34
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Вводный «Орлятский урок».
1
2
Лидер – это… Я могу быть лидером.
1
3
«В команде рождается лидер».
1
4
КТД «Вместе мы сможем всѐ».
1
5
«Мы дружный класс!
1
6
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7
«Игра – это полезно и интересно»
1
8
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»
1
10
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
11
«В гости к мастерам»
1
12
«В гости к мастерам»
1
13
«Мастер – это звучит гордо!»
1
14
«Мастер – это звучит гордо!»
1
15
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
16
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19
«Портрет добровольца»
1
20
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
21
«Сто затей для всех друзей»
1
22
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23
«Встреча-подарок»
1
24
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
1
29
«Традиции моей страны»
1
30
«Знать, чтобы хранить»
1
31
КТД «История становится ближе»
1
32
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
33
Подведение итогов участия в программе в текущем
1
учебном году
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Общее количество часов по программе
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята
России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoytseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых
занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-v-programme-1-klasstekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebnometodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroeniekursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4-klassa-/
7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/
Электронная библиотека сайта «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель
Сайт 100бальник
https://100ballnik.com/