Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
На заседании МАП
Протокол № 1
От «24» августа 2023 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Графический дизайн»
(«Художественно-эстетическая творческая деятельность»)
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023
– 2028 гг.)
Уровень обучения (класс)
8
основное общее образование
Количество часов: 34 часов
Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2025 гг.
1
Содержание курса
Тема: Графика - вид изобразительного искусства (1 ч)
Графика. Виды графики: станковая, книжная, прикладная. Графические материалы и
инструменты. Способы точения карандашей. Техника безопасности.
Практическая работа: Точение карандашей.
Материалы: Карандаши, канцелярский нож.
Тема: Графические средства изображения (2 ч)
Линия. Штрих. Точка. Пятно. Приемы штриховки:
штрих по форме, точечное
штрихование, свободное штрихование, градиент, тушевка. Основные ошибки.
Практическая работа: выполнение упражнений на штриховку, тушевку.
Материалы: карандаши, ластик, кисть, канцелярский нож, бумага.
Тема: Светотень. Объем (4 ч)
Светотень. Блик. Свет. Тень. Полутень. Рефлекс. Тень собственная и падающая.
Искусственное и естественное освещение. Трехмерность. Форма. Объем.
Практическая работа: выполнение шкалы распределения светотени. Изображение
предметов (скотч, теннисный шарик) с нанесением светотени.
Материалы: карандаши, ластик, кисть, канцелярский нож, бумага.
Тема: Перспектива (6 ч)
Глазомер. Линейная перспектива. Законы перспективы. Линия горизонта.
Параллельные линии. Точка схода. Пространство. Дальний план. Куб. Эллипс. Цилиндр.
Конус. Одноточечная, двухточечная, трѐхточечная перспектива.
Практическая работа: выполнение упражнений на определение положения предметов
(куб, цилиндр, конус) в пространстве, их изображение.
Материалы: карандаши, ластик, кисть, канцелярский нож, бумага, геометрические
фигуры (куб, цилиндр, конус).
Тема: Графика карандашом. Простые предметы (8 ч)
Освоение пройденных тем. Изображение карандашом простых предметов, применяя
изученные техники графического рисунка.
Практическая работа: рисование предметов (яйцо, кружка, ваза, овощи, фрукты и т.д.).
Материалы: карандаши, ластик, кисть, канцелярский нож, предметы для рисования с натуры
(яйцо, кружка, ваза, овощи, фрукты и т.д.).
Тема: Гелевая ручка в графике (2 ч)
Выбор ручек и бумаги. Техники рисования гелевой ручкой. Тонирование. Штриховка.
Основные ошибки.
Практическая работа: выполнение упражнений на штриховку, тонирование.
Выполнение графического рисунка.
Материалы: гелевая черная ручка, бумага.
Тема: Орнаменты разных мотивов (3 ч)
Орнамент. Функции и особенности орнамента. Ритм. Раппорт. Композиция. Симметрия
в орнаменте. Виды и типы орнамента.
Практическая работа:
выполнение упражнений на составление и изображение
орнамента.
Материалы:
цветные ручки,
цветные
карандаши,
простой
карандаш, ластик,
канцелярский нож.
Тема: Хакасский орнамент (3 ч)
2
История возникновения хакасского орнамента. Виды хакасского орнамента, цветовая
гамма. Орнаменты различных районов Хакасии, значение. Хакасский узор в одежде.
Практическая работа: изображение хакасского орнамента.
Материалы:
цветные ручки,
цветные
карандаши,
простой
карандаш, ластик,
канцелярский нож.
Тема: Рисунки на камне как отрасль хакасского искусства (5 ч)
Хакасские писаницы. Сюжеты, отрасли, приемы, стилистические особенности рисунков
на камне. Выбор материала, инструментов и приспособлений.
Практическая работа: выполнение хакасских рисунков на камне.
Материалы: камни (плитняк), акриловые краски, кисти, банка с водой, салфетки.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
• формирование художественного вкуса;
• развитие чувства гордости за культуру и искусство своей родины;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
• формирование эстетических чувств, художественно -творческого мышления,
наблюдательности;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с
точки зрения содержания и средств его выражения;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости;
Метапредметные результаты:
• развитие изображения, художественной интуиции, памяти;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной
задачей,
находить
варианты
решения
различных
художественнотворческих задач;
• формирование стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Предметные результаты:
• знание изобразительной графики как вида художественной деятельности;
• освоение графической грамоты;
• овладение практическими умениями и навыками работы карандашом, гелевой
ручкой;
• овладение практическими умениями и навыками штриховки, тушевки, передачи
объема, светотени;
• знание основных законов перспективы;
• умение различать орнаменты разных мотивов, в том числе умение узнавать орнамент
родного края;
• овладение навыками рисунка по камню;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру.
3
Тематическое планирование
№
урока
1
Тема занятия
Графика - вид изобразительного искусства
Количеств
о часов
1
2-3
Графические средства изображения
2
4-7
Светотень. Объем
4
8-13 Перспектива
6
14-21 Графика карандашом. Простые предметы
8
22-23 Гелевая ручка в графике
2
24-26 Орнаменты разных мотивов
4
27-29 Хакасский орнамент
2
30-34 Рисунки на камне как отрасль хакасского искусства
5
Итого
34
4