Рабочая программа ЗПР Черчение 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
на заседании ШАП
________________________
Князева М.А.
Протокол № 1 от
«26»августа 2024 г

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
________________________
Е.С. Лихачева
от 28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ- Тыгишской СОШ
________________________
Д.Е. Пермикина
01-05/506 от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Черчение
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023 –
2028 гг)

Уровень обучения (класс) 8 основное общее образование
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025г

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Черчение. 8 класс» разработана в
соответствии с учебным планом
МАОУ – Тыгишской СОШ и на основе,
рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы
основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д.
Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.
С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный
редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г)
Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под
грифом Министерства образования РФ
и соответствует содержанию примерной
программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс учебного предмета формирует аналитические и созидательные (включая
комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития
статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение
школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением
графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих
задач, способствует развитию творческого потенциала личности.
Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание,
запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению
типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс
усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических
творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для
развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при
решении задач с элементами технического конструирования.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления,
креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников
является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного
эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого
потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные
концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают
современные представления о графической подготовке школьников.
Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения.
Цели и задачи:
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
-формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала
личности.
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и
три плоскости проекций, о способах построения
изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции
и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции;

-развивать статические и динамические пространственные представления, образное
мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей;
- развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по
проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях
-развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и
формирование умений преобразовывать форму предметов,
изменять их положение в пространстве;
- развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным
нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности
работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.
Рабочая программа «Черчение и графика » рассчитана на 35 учебных часов: из
расчета 1 учебный час в неделю.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа «Черчение» рассчитана на 34 учебных часов: из расчета 1
учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Содержание рабочей программы «Черчение», направлено на формирование
графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала
личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая
культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических
способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения
графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других
областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от
развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления
средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Черчение» включают:
Ценность жизни. Признание человеческой жизни и существования живого в
природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность природы. Бережное отношение к природе как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства,
сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека. Восприятие человека как разумного существа,
стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, а также важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра. Направленность человека на развитие и сохранение жизни
через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему.
Реализация ценностных ориентиров на уроках черчения обеспечивает высокую
эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учащийся 8 класса научится:
-оформлять чертежи согласно ГОСТам;

-представлять форму предметов и ее конструктивных элементах,
- различать основные виды на чертеже,
иметь представление об этапах выполнения эскизов
- знать геометрические геометрические построения на чертежах
- анализировать геометрическую форму несложных предметов (с натуры и по
графическим изображениям)
- применить знания о методах проецирования (центральном, параллельном) при
выполнении графических работ,
- использовать в компьютерной техники знания и умения при создании конструкторской документации,
- владеть методом ортогонального (прямоугольного) проецирования,
- владеть способами построения проекционного чертежа (способ вспомогательной
прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического
рисунка предметов,
- пользоваться чертежными инструментами,
-уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений,
изометрическую проекцию и технический рисунок,
-читать чертежи несложных изделий различного назначения.
-иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать
графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)
-знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой
(спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности
-уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных
деталей из пластилина, бумаги и других материалов
-уметь выполнять геометрические построения (деление отрезка прямой линии, угла,
окружности на равные части, сопряжения)
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать:


правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их
оформлению;



условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;



порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;



возможности применения ЭВМ для получения графической документации.

Учащиеся должны уметь:


выбирать рациональные графические средства отображения информации о
предметах;



выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические
рисунки, другие изображения изделий;



производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;



получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);



использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического
языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования
и пр.
Личностные ,метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета

Личностные:
-формирование графической культуры школьников развитие образного
(пространственного) логического, абстрактного мышления.
-формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие
статистических и динамических пространственных представлений учащихся.
Метапредметные
-знать и понимать технологические понятия: графическая документация,
технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
-выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств
компьютерной поддержки;
- составлять учебные технологические карты;
соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Предметные
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений
и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических
рисунков деталей и изделий.
-рганизация рабочего места для выполнения графических работ.
-спользование условно-графических символов и обозначений для отображения
формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
-понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах,
видах документации.
-чтение чертежей, схем, технологических карт.
-выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием
чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки.
-копирование и тиражирование графической документации.
-применение компьютерных технологий выполнения графических работ.
-использование стандартных графических объектов и конструирование
графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов.
-построение чертежа и технического рисунка.
-профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии,
информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 . Введение. Правила оформления чертежей -6 часов

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения.
Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения
черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы
инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций -4 часа
Проецирование.
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной
связи).
Раздел 3. Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок – 5 часов.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей -15 часов
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических
тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание
поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Раздел 6. Эскизы.-3 часа
Выполнение эскизов деталей.
Раздел 7.Повторение сведений о способах проецирования- 1 час

Каким методом получают чертежи.
Виды проецирования .Расположение видов на чертеже и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

Тема урока
1.Введение.

Колво
часов
1

Содержание
Значение черчения в практической

деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные
методы выполнения чертежей с
использованием ЭВМ. Цели, содержание
и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы
инструментами. Организация рабочего
места.

2.
3.

2. Техника выполнения чертежей и
правила их оформления
Правила оформления чертежей

5

Графическая работа №1 «Линии
чертежа»

1

1

Понятие о стандартах. Форматы, рамка и
основная надпись.
Линии: сплошная толстая основная,
штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, шгрихпунктирная, тонкая
штрихпунктирная с двумя точками.

Графическая работа №1
«Линии чертежа»

4.

Шрифты чертѐжные

1

Сведения о чертежном шрифте. Буквы,
цифры и знаки на чертежах.

5.

Как наносят размеры. Масштабы.

1

Некоторые сведения о нанесении размеров
(выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание
толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.

6.

1

Графическая работа №2
«Чертѐж плоской детали»

4

7.

Графическая работа №2 «Чертѐж
плоской детали»
3.Чертежи в системе прямоугольных
проекций
Проецирование.

1

Проецирование.

8.

Прямоугольное проецирование

1

Центральное и параллельное
проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.

9.

Расположение видов на чертеже.
Местные виды.

1

Расположение видов на чертеже и их
названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и
достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных
в проекционной связи).

10.

Практическая работа № 3 «
Моделирование по чертежу»
4.Получение аксонометрических
проекций.
Технический рисунок.
Получение аксонометрических проекций
плоских фигур.

1

Практическая работа № 3 «
Моделирование по чертежу»

11.

5
1

Косоугольная фронтальная диметрическая
и прямоугольная изометрическая

проекции.
Направление осей,
показатели искажения, нанесение
размеров.
Выбор вида — аксонометрической
проекции и рационального способа ее
построения.

12.

Аксонометрические проекции
плоскогранных предметов.

1

13.

1

Аксонометрические проекции плоских и
объемных фигур

14.

Аксонометрические проекции предметов
, имеющих круглые поверхности.
Построение овала.

1

Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.

15.

Технический рисунок.

1

Понятие о техническом рисунке.
Технические рисунки и
аксонометрические проекции предметов.

15

16.

5.Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета

1

Анализ геометрической формы предметов.
Проекции геометрических тел

17.

Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел

1

Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их
части. Чертежи группы геометрических
тел.

18.

Проекции вершин , рѐбер и граней
предмета.

1

Нахождение на чертеже вершин,
ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.

19.

Построение проекций точек на
поверхности предмета

1

Нанесение размеров на чертежах с учетом
формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей
некоторых тел.

20.

Графическая работа №4 « Чертежи и
аксонометрические проекции предметов»

1

Графическая работа №4 «
Чертежи и аксонометрические
проекции предметов»

21.

Порядок построения изображений на
чертежах.

1

Анализ графического состава изображений.

22.

Построение вырезов на геометрических
телах.

1

Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических
построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части;
сопряжений.

23.

Графическая работа №5 «Построение
третьего вида по двум данным»

1

24.

Нанесение размеров с учѐтом формы
предмета.
Геометрические построения ,
необходимые при выполнении чертежей.
Графическая работа №6 «Чертѐж ( с
использованием геометрических
построений , в том числе и сопряжений)

1

25.
26.

Графическая работа №5
«Построение третьего вида по
двум данным»
Выполнение эскиза детали (с натуры).

1

Выполнение эскиза детали (с натуры).

1

Графическая работа №6 «Чертѐж
( с использованием
геометрических построений , в
том числе и сопряжений)

27.

Чертежи развѐрток поверхностей
геометрических тел

1

Решение графических, задач, в том числе
творческих

28.

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Чтение чертежей детали.

29.

Практическая работа №7 «Чтение
чертежей»
Графическая работа №8 «Выполнение
чертежа предмета в трѐх видах с
преобразованием его формы (путѐм
удаления части предмета)

1

Практическая работа №7
«Чтение чертежей»
Графическая работа №8
«Выполнение чертежа предмета
в трѐх видах с преобразованием
его формы (путѐм удаления
части предмета)

6.Эскизы
Выполнение эскизов деталей.
Графическая работа №9 «Эскиз и
технический рисунок детали»
Графическая работа № 10 «Выполнение
эскизов деталей с включением элементов
конструирования»

3

7.Повторение сведений о способах
проецирования
Графическая работа №11 «Выполнение
чертежа предмета».Контрольная работа.

1

30.

31.
32.
33.

34.

1

1
1
1

1

Выполнение эскизов деталей

Графическая работа №9 «Эскиз
и технический рисунок детали»
Графическая работа № 10
«Выполнение эскизов деталей с
включением элементов
конструирования»
Каким методом получают чертежи.
Виды проецирования Расположение
видов на чертеже и др.

Графическая работа №11
«Выполнение чертежа
предмета».Контрольная работа.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обязательные
учебные материалы для ученика( методические материалы для учителя, цифровые
образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет).

Черчение 8 класс: учебник/ БотвинниковА.Д.. Виноградов
«Просвещение», 2013
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Я класс - https://www.yaklass.ru

В.Н. / Москва,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».