Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании ШАП
________________________
Липатова И.С.
Протокол № 1 от
«26»августа 2024 г
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
________________________
Е.С. Лихачева
от 28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ- Тыгишской СОШ
________________________
Д.Е. Пермикина
01-05/506 от 30 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Основы духовно-нравственной культуры народов России
(предмет, курс, модуль)
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023 –
2028 гг)
Уровень обучения (класс) 5 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 34
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025г.г.
2024
Пояснительная записка.
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР –
духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о
существенных
взаимосвязях
между материальной
и
духовной
культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным
обликом, изучают основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает
отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 56 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства
народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к
Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование
общероссийской гражданской идентичности обучающихся:
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начального общего образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному
развитию.
В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования
целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и
культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и
применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи
в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного
характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к
предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Общее число часов для изучения курса ОДНКНР в 6 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» для обучающихся с задержкой психического
развития (ЗПР) включают:
Формирование нравственного идеала и гражданской идентичности личности
обучающегося. Он должен осознать себя как гражданина своего Отечества.
Воспитание патриотических чувств к Родине, уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего и других народов России.
Воспитание ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней
установки поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, коррекционного курса.
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности;
2) гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения
к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
3) ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
4) духовно-нравственного воспитания.
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам,
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом
назначения информации и еѐ аудитории.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные
учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы
(логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные
универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (информационно-коммуникационная
компетентность).
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные
учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне основного
общего образования.
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области,
предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР:
Тематический блок 1. «Россия - наш общий дом».
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль
и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история.
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык - не только важнейший элемент национальной
культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь
приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 6. Материальная культура.
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями
духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России
от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура.
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия.
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира.
Тема 9. Культура и образование.
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как
получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности».
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями еѐ существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности».
Тема 17. Личность - общество - культура.
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества,
человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры.
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы
их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных
ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра
и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России».
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой.
Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных
идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Понимать
принципы
федеративного
устройства
России
и
концепт
«полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать
основной смысл семейных праздников; определять нравственный смысл праздников
народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов
России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России.
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и
объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и
его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России.
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
Содержание обучения
Содержание обучения в 5 классе.
Тематический блок 1. «Россия - наш общий дом».
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Россия - многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей. Русский язык - основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект
и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даѐт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности». Тема 11. Семья хранитель духовных ценностей.
Семья - базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных обязанностях.
Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье
(с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо. Семейные
традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности». Тема 17.
Личность - общество - культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России».
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина - часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России.
Россия - единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1.
Тематический блок
«Россия — наш общий дом»
Количество часов
10
2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
6
3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
3
4.
«Культурное единство России»
15
34
Поурочное планирование
5 КЛАСС (34ч)
№
Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1
Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление
гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели.
Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и
нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство.
Риски и угрозы духовно-
Формировать представление об
особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов России».
Слушать и понимать объяснения учителя по
теме урока.
Вести самостоятельную работу с
учебником
нравственной культуре народов
России
2
3
Наш дом — Россия
Язык и история
Россия— многонациональная
страна. Многонациональный
народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба
народов
Что такое язык? Как в языке
народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между
людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь
Слушать и понимать объяснения учителя
по теме урок.
Формировать представление о
необходимости и важности
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по курсу
Формировать представления о языке как
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности коммуникативной роли
языка.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
учебный материал по нескольким
источникам
4
Русский язык — язык общения
и язык возможностей
Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие .
Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения .
Важность общего языка для всех
народов России . Возможности,
которые даѐт русский язык
Формировать представление о русском
языке как языке межнационального
общения.
Слушать объяснения учителя, стараясь
выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в практике
изучения языка явления
5
Истоки родной культуры
Что такое культура. Культура и
природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур
и его
Формировать представление о том, что
такое культура, об общих чертах в
культуре разных народов.
№
Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
притчи. Единство культурного
пространства России
Слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме
6
Материальная культура
Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника . Связь между
материальной культурой и
духовно-нравственными
ценностями общества
Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов .
Слушать и анализировать выступления
одноклассников.
Работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации
7
Духовная культура
Духовно-нравственная культура.
Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность,
ценности. Художественное
осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как
реализация ценностей
Формировать представление о духовной
культуре разных народов.
Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной
культуры.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме.
Учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника
8
Культура и религия
Религия и культура. Что такое
религия, еѐ роль в жизни
общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России
Формировать представление о понятии
«религия», понимать и уметь объяснять,
в чѐм заключается связь культуры и
религии.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой по теме
9
Культура и образование
Зачем нужно учиться? Культура
как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к
социализации и духовнонравственному развитию
человека
Понимать смысл понятия «образование»,
уметь объяснять важность и
необходимость образования для общества.
Слушать объяснения учителя, отби- рать
и сравнивать учебные материалы по теме
10
Многообразие культур России
(практическое занятие)
Единство культур народов
России. Что значит быть
культурным человеком? Знание
о культуре народов России
Отбирать материал по нескольким
источникам, готовить доклады, работать
с научно-популярной литера- турой .
Слушать выступления одноклассников
11
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель духовных
Семья — базовый элемент
Понимать, что такое семья, формиценностей
общества. Семейные ценности,
ровать представление о взаимосвязях
традиции и культура. Помощь
между типом культуры и особенсиротам как духовноностями семейного уклада у разных
нравственный долг человека
народов .
№
Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Понимать значение термина «поколение».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи
12
Родина начинается с семьи
История семьи как часть истории
народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?
Понимать и объяснять, как и почему история
каждой семьи тесно связана с историей страны,
народ.
Слушать объяснения учителя, разграничивать
понятия по теме, систематизировать учебный
материал
13
Традиции семейного воспитания в России
Семейные
традиции
народов
России. Межнациональные семьи.
Семейное
воспитание
как
трансляция ценностей
14
Образ семьи в культуре на- родов
России
Произведения устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях .
Понимать и объяснять, что такое
традиция, уметь рассказывать о
традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов
России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать
основные понятия по теме.
Просматривать и анализировать учебные
фильмы,
работать
с
раздаточным
материалом
Знать основные фольклорные сюжеты о
семье, семейных ценностях.
Знать и понимать морально-нравственное
значение семьи.
Семья в литературе и произведениях разных видов
искусства
Работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы, систематизировать учебный материал
Понимать, что такое «семейный труд», сознавать
и характеризовать важного общего семейного
труда для укрепления целостности семь.
Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником
Понимать, почему важно изучать и хранить
историю своей семьи, передавать еѐ следующим
поколениям.
Готовить доклад, сообщение; создвать
семейное древо; отбирать и сравнивать
материал из нескольких источников
15
Труд в истории семьи
Социальные роли в истории
семьи. Роль домашнего тру- да .
Роль нравственных норм в
благополучии семьи
16
Семья в современном мире
(практическое занятие)
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др .). Семейное древо .
Семейные традиции
17
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность — общество —
Что делает человека человеком?
Знать, что такое гуманизм, понимать,
культура
Почему человек не может жить
что делает человека человеком и какие
вне общества. Связь между
проявления людей можно назвать
обществом и культурой как
гуманными .
реализация духовноРаботать с научно-популярной литенравственных ценностей
ратурой, уметь разграничивать понятия,
осваивать смысловое чтение (решать
текстовые задачи)
№
Тема
Основное содержание
18
Духовный мир человека. Человек
— творец культуры
Культура как духовный мир
человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре .
Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой
деятельности, как реализации
Понимать и объяснять значение слова «человек»
в контексте духовно- нравственной культуры.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником,
уметь понимать и разграничивать основные
понятия по теме
19
Личность и духовно-нравственные ценности
Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким
Понимать и объяснять, что такое мораль и
нравственность, любовь к близким.
Показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба
и др.
Разграничивать и определять основные
понятия, решать текстовые задачи,
работать с учебником
Основные виды деятельности
обучающихся
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20
Историческая память как
духовно-нравственная ценность
Что такое история и почему она
важна? История семьи — часть
истории народа, государства,
человечества. Важность
исторической памяти,
недопустимость еѐ
фальсификации. Преемственность
поколений
Объяснять смысл термина «история»,
понимать важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что такое
историческая память, как история каждой
семьи связана с историей страны.
Работать с учебником, выделять и
определять основные понятия, слушать и
анализировать выступления
одноклассников
21
Литература как язык культуры
Литература как художественное
осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения?
Внутренний мир человека и его
духовность
Понимать особенности литературы, еѐ
отличия от других видов
художественного творчества.
Объяснять средства выражения духовного
мира человека, его морали и
нравственности в произведениях
литературы.
Слушать объяснения учителя, рабо- тать с
художественной литературой, изучать и
анализировать источники
22
Взаимовлияние культур
Взаимодействие культур.
Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен
Иметь представление о значении
терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен».
№
Тема
Основное содержание
ценностными установками и
идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ
формирования общих духовнонравственных ценностей
23
Духовно-нравственные ценности
российского народа
24
Регионы России: культурное
многообразие
Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России
Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Основные виды деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия.
Слушать объяснения учителя, понимать и
разграничивать понятия, отбирать и
сравнивать материал по нескольким
источникам
Уметь объяснять значение основных
понятий, отражающих духовно-нравственные ценности .
Осознавать их и защищать в качестве
базовых общегражданских ценностей
российского общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение)
Понимать
принципы
федеративного
устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность».
Малая Родина — часть общего Понимать ценность многообразия культурных
укладов народов России. Уметь рассказывать о
Отечества
культурном своеобразии своей малой родины.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с источниками
25
Праздники в культуре народов
России
Что такое праздник? Почему
праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные
праздники как память
культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей семьи.
Понимать и объяснять нравственный смысл
народного праздника.
Работать с учебником, просматривать и
анализировать учебные фильмы
26
Памятники в культуре народов
России
Памятники как часть культуры:
исторические, художественные,
архитектурные.
Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории.
Архитектура и духовнонравственные ценности
народов России
Устанавливать связь между историей
памятника и историей края.
Характеризовать памятники истории и
культуры.
Понимать нравственный и научный смысл
краеведческой работы.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы
№
Тема
Основное содержание
27
Музыкальная культура народов
России
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в
его музыке и инструментах
28
Изобразительное искусство
народов России
Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся
художники разных народов
России
29
Фольклор и литература народов
России
Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как
Основные виды деятельности
обучающихся
Понимать особенности музыки как вида
искусства.
Знать и называть основные темы
музыкального творчества народов России,
понимать, как история народа отражается
в его музыке.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы
Понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества.
Понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные темы искусства народов России .
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы
Понимать, что такое национальная
литература.
отражение истории народа и его
ценностей, морали и
нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры
народа в его литературе
30
Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)
Рассказ о бытовых традициях
своей семьи, народа, региона.
Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда
и других источников
31
Культурная карта России
(практическое занятие)
География культур России.
Россия как культурная карта.
Описание регионов в
соответствии с их особенностями
32
Единство страны — залог
будущего России
Россия — единая страна. Русский
мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые
духовно- нравственные ценности
народов России
Объяснять и показывать на примерах, как
произведения фольклора отражают историю
народа, его духовно- нравственные
ценности.
Отбирать и сравнивать материал из
нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников
Отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким источникам,
решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой
Отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой
Понимать и объяснять значение общих
элементов и черт в культуре разных
народов России для обоснования еѐ
культурного, экономического единства
Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал
3334
Повторительно-обобщающий
урок курса ОДНКНР
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в преподавании
ОДНКНР
При изучении по ОДНКНР, связанных с религиозной историей и культурой, учителю на уроке целесообразно
использовать возможности виртуального музея: виртуальную экспозицию, виртуальные экскурсии, видеотрансляции;
создавать методическую копилку учителя, пополнять коллекцию визуальных изображений фотографиями редких
экспонатов музеев из виртуальных коллекций и медиатек.
Использование размещѐнных на сайтах музеев справочных материалов значительно облегчает работу учителя в
поиске необходимой информации и позволяет избежать фактических неточностей и ошибок при изложении содержания
тем. Также на материалах цифровых музейных коллекций можно эффективно осуществлять проектную деятельность
обучающихся, проводить внеурочные занятия, 10 воспитательные мероприятия: праздники, викторины, выставки, игры
или виртуальные экскурсии по музею и др.
Таким образом, применение учителем всего спектра возможностей цифровых ресурсов современных музеев
позволяет сделать уроки по ОДНКНР интересными для современных детей, актуализирующими духовно-нравственные
смыслы и вдохновляющими на исследовательскую работу.
Цифровые
образовательные
ресурсы:
Государственный
музей
истории
религии
в
СанктПетербургеhttp://www.gmir.ru Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапулеhttp://mirinp.pravorg.ru
Музей истории мировых культур и религий в Дербенте http://derbentmkr.ru
Электронные образовательные ресурсы: Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) — http://fcior.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений — http://www.fipi.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://eor.edu.ru
Портал «Электронные образовательные ресурсы» — http://eorhelp.ru
Портал Президентской библиотеки — http://www.prlib.ru