Рабочая программа УО Секреты русского языка 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШАП

заместитель директора
________________________ по УВР

директор
МАОУ_Тыгишской
Иксанова Н.К. ________________________ СОШ

Протокол №1 от «24» 08
2023 г.

Лихачева Е.С. ________________________
от «28» 08 2023 г.
Пермикина Д.Е.
Приказ № 01- 05/489 от
«31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Секреты русского языка»
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2028)

Уровень обучения (класс) 2____начальное общее образование
Количество часов68

Уровень базовый

Учитель: Сащикова Екатерина Васильевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2028гг.

с. Тыгиш 2024

Рабочая программа по учебному предмету "Секреты русского языка" включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
предмету.
Пояснительная записка.
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие
задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на
этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативноречевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Программа курса «Секреты русского языка» является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности,
грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных
на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Занятия способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала,
более полному его усвоению. Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных
умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных
способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
Курс «Секреты русского языка» представляет собой комплекс специально разработанных
развивающих занятий, нацеленных на развитие у учащихся также и психологических качеств:
памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной
координации, коммуникабельности.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
На курс «Секреты русского языка» отводится 68 ч. (2 ч. в неделю). Курс предназначен для
работы с детьми 2 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и
государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения
основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы
начального общего образования:
I. ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважения истории и культуры каждого народа;
II. ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
III. ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной,
отечественной и мировой художественной культурой;
IV.
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
V. ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия
еѐ самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно
их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности
проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других
людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих
учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Осмысление учащимися системы
ценностей является одним из результатов обучения «Занимательному русскому языку»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА":
Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания,
фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных
языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки
гласные и согласные". Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове
на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и
пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой
моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков
письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных
инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим
категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной
картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы
собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью.
Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение
места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ
несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и
открытых двухбуквенных слогов, закрытых трѐхбуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из
усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и
выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной
отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений,
списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем.
Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов
и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения, раздельное написание слов, обозначение заглавной
буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания
гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы
педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с
опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ѐ, и, ю, я".
Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих фрукты,
овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сѐл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Словавраги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование
слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам
"какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину,
материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с
предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц,
площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных
звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных
путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнѐзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова.
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом. Коллективное
составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление
небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и
иллюстрации.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и
взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения,
об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и
товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование
навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего
тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического
работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным
словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и
автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном,
пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций
педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и
с аудио носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня зовут ...",
"Меня зовут а тебя?", "Это ...", "Познакомься пожалуйста, это ...". Ответные реплики на приглашение
познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До
свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые
(фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной
организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?",
"До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)",
"Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с ...", "Поздравляю с праздником ..." и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в
связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе ...", "Желаю Вам ...", "Я хочу пожелать ...".
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе ...".
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой ...", "Как хорошо ты ...", "Как
красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.
Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону: "Позовите пожалуйста ...", "Попросите пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким
людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно ...,
пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я ...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но ...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за
поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо ... имя".
Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка

благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже
поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел".
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение
и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!",
"Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной
организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в
общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической
темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры,
его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Секреты русского
языка":
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой
"ь" (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью
педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 2 класс

№

Тема предмета

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Звуки и буквы.
Выделение звука и
буквы в слове

1

Выделяют первый звук в слоге или слове
при условии совпадения звука и буквы с
помощью учителя.
Называют звук и показывают
соответствующую ему букву.
Записывают строчные и прописные
буквы

2

Слово.
Предмет и слово,
называющее
предмет

1

Называют предметы словом. Различают
строчные и прописные буквы.
Соблюдают правило написания имѐн
людей с опорой на памятку

3

Предложение и
его схема.
Правило записи
предложения

1

Различают строчные и прописные
буквы.
Соблюдают правило записи предложения
с опорой на памятку.
Составляют предложение по
картинке, записывают в тетрадь
с помощью учителя Составляют
схему предложения.

4

Распространение
предложений

1

Распространяют
предложения с опорой на предметную
картинку.
Составляют и записывают предложение
по схеме, с помощью учителя

5

Составление
предложений с
данным словом

1

Составляют предложения по ситуационной
картинке с
данными словами с помощью
учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

6

Гласные и
согласные.
Гласные звуки и
буквы Согласные
звуки и буквы

1

Различают гласные и согласные с
опорой на наглядность.
Называют гласные звуки, обозначают их
буквами на письме.
Находят гласные на схеме слова.
Записывают слова после звукобуквенного анализа с помощью учителя

1

Различают, сравнивают слова,
похожие по
буквенному составу с помощью
учителя.
Находят подходящую схему к слову.
Выделяют слова в предложении
различающиеся одним звуком,
записывают с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя
Знакомятся с понятием родственное слово с
опорой на картинки

7

Различение слов,
сходных по
звуковому составу.
Слова, которые
различаются одним
звуком Слова,
которые
различаются
количеством звуков
Слова, которые
различаются
последовательность
ю звуков

8

Ударение в словах.
Знак ударения
Выделение
ударного гласного в
слове

1

Выделяют голосом ударный звук в слове.
Записывают слова, определяют
ударение в, ставят знак ударения с
помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

9

Деление слов на
слоги
Гласные в
образовании
слогов

1

Читают и записывают слова по слогам
после
предварительного разбора. Делят слова
на слоги (сопровождая процесс
хлопками).
Указывают количество слогов с
помощью учителя
Соотносят количество слогов в слове с
количеством гласных с помощью учителя.
Читают и записывают слова по слогам.
Делят слова на слоги (сопровождая
процесс хлопками), указывают
количество слогов с помощью
учителя.
Находят подходящую схему к слову.
Списывают слова по слогам после
предварительного разбора.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

10

Деление слов со
звуками [и –й]
на слоги

1

Различают при чтении и написании
гласный [и], согласный [й].
Читают и записывают слова со звуками [и
– й] по слогам. Делят слова на слоги
(сопровождая процесс хлопками),
указывают количество слогов с помощью
учителя.
Находят подходящую схему к слову.
Списывают слова по слогам. Изучают,
записывают словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную букву с
помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со
словарным словом с помощью
учителя

11

Перенос слов
по слогам

1

Знакомятся с правилом переноса слов
по слогам с одной строки на другую.
Делят слова на слоги (сопровождая
процесс хлопками).
Списывают слова по слогам для переноса
после
предварительного разбора

12

Различие
парных
согласных.

1

Различают звонкие и глухие согласные в
паре звуков. Обозначают звонкий
согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со
звонкими и глухими согласными в паре
звуков с помощью учителя

13

Различение
звонких и глухих
согласных

1

Различают (читают и
записывают) парные звонкие и глухие
согласные звуки с опорой на памятки.
Обозначают звонкий согласный в схеме
слова с помощью учителя.
Упражняются в написании слов со
звонкими и глухими согласными с
помощью учителя

14

Шипящи
е
согласны
е
Свистящ
ие
согласны
е

1

15

Различени
е шипящих
и
свистящих
согласных

1

Произносят шипящие звуки, слова,
начинающиеся на шипящий звук c опорой
на предметную картинку.
Читают и записывают слова с шипящими
согласными
Произносят свистящие звуки, слова,
начинающиеся на свистящий звук c
опорой на предметную картинку.
Читают и записывают слова со свистящими
согласными. Изучают, записывают
словарное слово, обозначают ударение,
выделяют трудную букву с помощью
учителя.
Составляют и записывают словосочетания
со словарным словом с помощью учителя
Записывают слова и словосочетания с
шипящими и свистящими согласными с
помощью учителя

16

Буква Е в
начале слова
или слога

1

Различают на слух и выделяют
гласную Е в начале слова с помощью
учителя.
Находят место гласной Е в схеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания
с буквой Е после звуко-буквенного
анализа

17

Буква Ё в
начале слова
или слога

1

18

Буква Ю в
начале слова или
слога

1

19

Буква Я в
начале слова
или слога

1

Различают на слух и выделяют
гласную Я в начале слова с помощью
учителя.
Находят место гласной Я в схеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания
с буквой Я после звуко-буквенного
анализа.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

Гласные буквы
Е, Ё, Ю, Я в
начале слова или
слога

1

Различают на слух и
выделяют буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова с
помощью учителя.
Записывают слова с пропущенными
гласными Е, Ё, Ю, Я после звукобуквенного анализа

20

Различают на слух и выделяют
гласную Ё в начале слова с помощью
учителя.
Находят место гласной Ё в схеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания
с буквой Ё после звуко-буквенного
анализа
Различают на слух и выделяют
гласную Ю в начале слова с помощью
учителя.
Находят место гласной Ю в схеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с
буквой Ю после звуко-буквенного анализа

21

Гласные Ы-И
после твердых и
мягких согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные с помощью учителя.
Обозначают твѐрдые и мягкие
согласные после
предварительного разбора. Списывают
слоги, слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

22

Гласные О-Ё
после твердых и
мягких согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные с помощью учителя.
Обозначают твѐрдые и мягкие
согласные после
предварительного разбора. Списывают
слоги, слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

23

Гласные У-Ю
после твердых и
мягких
согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные с помощью учителя.
Обозначают твѐрдые и мягкие
согласные после
предварительного разбора. Списывают
слоги, слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

24

Гласные А-Я
после твердых и
мягких согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные с помощью учителя.
Обозначают твѐрдые и мягкие
согласные после
предварительного разбора. Списывают
слоги, слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

25

Гласная Е
после мягких
согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные с помощью учителя.
Обозначают твѐрдые и мягкие
согласные после
предварительного разбора. Списывают
слоги, слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

26

Различие
твердых и мягких
согласных

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные.
Обозначают твѐрдые и
мягкие согласные на схеме слова с
помощью учителя. Списывают слоги,
слова, выделяя твердые и мягкие
согласные

27

Буква Ь
для
обозначен
ия
мягкости
согласных
на конце
слова
Письмо слов
с мягкими
согласными
на конце

1

Различают на слух твѐрдые и мягкие
согласные на конце слов. Знакомятся с
правилом обозначения мягкости
согласного в конце слова на письме.
Списывают слова с мягким знаком Ь на
конце слова

1

Объясняют написание слов с мягким
знаком для обозначения мягкости
согласного по опорной таблице с помощью
учителя. Списывают слова с мягким знаком
Ь на конце слова после предварительного
разбора.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

28

29

30

31

Различение
слов с твердыми
и
мягкими
согласными
на конце
слова
Предмет
и его
название
Названи
я
предмет
ов,
отвечающи
е на вопрос
«Что?»

1

Различают на слух слова с твердыми и
мягкими согласными на конце слова.
Пишут слова с мягкими и твѐрдыми
согласными на
конце слова с помощью учителя

1

Название
частей
предмета

1

Называют предметы, изображенные на
картинках словом.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя
Различают названия предметов по
вопросу
«Что?» с помощью учителя. Ставят вопрос
к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на
картинках, записывают названия
предметов.
Читают диалог.
Находят и записывают слова, отвечающие
на вопрос
«Что?» с помощью учителя
Называют легко выделяемые части
знакомого предмета, изображенного на
картинках, и ставят вопрос «Что?» с
помощью учителя.
Находят и записывают слова, отвечающие
на вопрос
«Что?» с помощью учителя. Изучают,
записывают словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную букву с
помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

32

Различение
сходных
предметов и их
названий

1

Различают сходные
предметы и их названия с опорой на
картинки.
Выделяют признак сходства предметов с
помощью учителя.
Находят и записывают слова, отвечающие
на вопрос
«Что?» после
предварительного разбора

33

Обобщающее
слово для группы
однородных
предметов

1

Выбирают обобщающее слово (из двух
предложенных слов) к группе
однородных предметов с помощью
учителя.
Ставят вопрос к слову (предмету).
Записывают обобщающие слова (допиши
предложение, вставь нужное слово) с
помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

Названи
я
предмет
ов,
отвечающие
на вопрос
«Кто?»

1

Различают названия предметов по
вопросу
«Кто?» с помощью учителя. Ставят вопрос
к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на
картинках, записывают слова, отвечающие
на вопрос
«Кто?» с помощью учителя. Изучают,
записывают словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную букву с
помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом и
называют слова- родственники с
помощью учителя

34

35

Обобщающее
слово к группе
однородных
предметов

1

36

Слова,
отвечающие на
вопросы «Кто?»
и «Что?»
Слова,
отвечающие на
вопросы «Кто?»
и «Что?»

1

Слова,
обозначающие
один и
несколько
предметов

1

37

38

1

Различают названия предметов по
вопросу
«Кто?»
Подбирают обобщающие слова к группе
однородных предметов с помощью
учителя.
Списывают обобщающие слова с помощью
учителя. Изучают, записывают словарное
слово, обозначают ударение, выделяют
трудную букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя
Различают названия предметов по
вопросам
«Кто? «Что?» Ставят вопрос
«Кто?» или «Что?» к словам,
обозначающим названия предметов.
Подбирают обобщающие слова к группе
однородных предметов, записывают их с
помощью учителя.
Записывают словарные слова с помощью
картинок и опорных схем
Дифференцируют понятия
«один-много».
Изменяют форму слова в зависимости от
обозначения одного или нескольких
одинаковых предметов, записывают с
помощью учителя.
Упражняются в написании слов,
обозначающих один и несколько
предметов с помощью учителя Изучают,
записывают
словарное слово, обозначают ударение,
выделяют трудную букву с помощью
учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом и
называют слова- родственники с
помощью учителя

Проверочна
я работа по
теме
«Слово.
Названия
предметов»
Выборочн
ое
списыван
ие
Большая
буква в
именах и
фамилиях
людей.
Большая
буква в
кличках
животных

1

Читают предложение, отвечают на
вопросы, находят слова, отвечающие на
вопрос «Кто?» или «Что?» Выполняют
списывание по показу и образцу

1

41

Действие и
его название.
Названия
действий,
отвечающие на
вопрос «Что
делает?»

1

Понимают различие между названием
человека и его именем.
Используют правило написания имени
человека с помощью учителя.
Упражняются в списывании имен людей
Понимают различие между названием
животного и его кличкой. Используют
правило написания кличек животных с
помощью учителя.
Списывают словосочетания с кличками
животных
Различают слова, обозначающие
названия действий по вопросу что
делает? с помощью учителя. Находят и
списывают слова, отвечающие на вопрос
«Что делает?» после
предварительного разбора

42

Названия
действий,
отвечающие на
вопрос «Что
делают?»

1

39

40

Различают слова, обозначающие
названия действий по вопросу что
делают? с помощью учителя. Находят и
списывают слова, отвечающие на вопрос
«Что делают?» после
предварительного разбора

43

Подбор
названий
действий к
названиям
предметов

1

Различают слова, обозначающие
названия
действий по вопросам «Что делает?»,
«Что делают?» Подбирают, записывают
названия действий к названиям
предметов с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным словом с
помощью учителя

44

Подбор
названий
действий к
названиям
предметов

1

Подбирают, записывают названия
действий к названиям предметов по
картинкам, составляют предложения с
помощью учителя.
Составляют и записывают предложения
по картинкам, используя слова названия
предметы и действия с
помощью учителя

45

Различение
названий
предметов и
названий
действий по
вопросам

1

Различают и записывают слова,
обозначающие название предметов, и
слова, обозначающие названия
действий, по вопросам с помощью
учителя.
Составляют и записывают 1 предложение
по картинке

46

Предлог как
отдельное слово

1

47

Употреблени
е предлогов в
предложении
Выделение
«трудной»
гласной в
словах

1

1

Пишут слова из словаря, находят в них
«трудную» гласную с помощью учителя.
Записывают предложения с соблюдением
правил написания после
предварительного разбора. Находят
слова из словаря в предложении,
списывают в тетрадь

49

Написание
гласных в
словахродственниках

1

Различают слова- родственники с
помощью учителя.
Выделяют «трудную» гласную в словахродственниках

50

Выделение
предложения
из текста

1

Подбирают предложения к картинкам,
записывают в тетрадь с помощью учителя.
Списывают 1 предложение из текста

51

Правила
записи
предложения

1

Записывают предложения, применяя
правила их написания с помощью
учителя.
Составляют предложения по картинкам и
наводящим вопросам и записывают их
после предварительного разбора

48

Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог.
Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью
учителя.
Изучают, записывают
словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным
словом и называют словародственники с помощью
учителя

52

Предложение
и его схема

1

Сравнивают предложение и его схему с
опорой на
памятку.
Подбирают предложение к схеме с
помощью учителя, записывают его в
тетрадь

53

Порядок слов
в предложении

1

Восстанавливают порядок слов в
предложении с помощью учителя.
Записывают предложения, применяя
правила их написания с помощью
учителя.
Изучают, записывают словарное слово,
обозначают ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания
со словарным словом с помощью учителя

54

Составление
предложений
по предметной
и сюжетной
картинке

1

55

Предложения
- вопросы и
предложения
- ответы

1

Составляют и записывают предложение
из 2слов по предметной и сюжетной
картинке.
Завершают начатое
предложение по предметной картинке
после
предварительного разбора
Различают на слух разные по интонации
предложения (предложения-вопросы и
предложения-ответы).
Повторяют за учителем предложение с
правильной
интонацией (вопросительной или
повествовательной).
Записывают вопросительные
предложения, с соблюдением правил
записи предложений после
предварительного
разбора

56

Звонкие и глухие
согласные
Твердые и мягкие
согласные

1

Различение, называние
парных звонких и глухих
согласных.
Запись слогов и слов с
выделением звонких и
глухих согласных.
Запись словарных слов
(картинный словарный
диктант) Различение,
называние твердых и
мягких согласных, умение их
отличать.
Написание слогов и слов с
выделением твердых и
мягких
согласных.
Письмо по памяти слов,
предложений

57

Мягкий знак на
конце слова

1

Письмо слов с мягким
знаком на
конце слова.
Понимание значения буквы Ь
на
конце слова.
Списывание предложения,
текста

58

Названия
предмето
в

1

59

Названи
я
действи
й

1

Называние и постановка
вопросов
«Кто?» или «Что?» к
словам,
обозначающим
названия предметов.
Подбор обобщающих
слов к группе
однородных предметов.
Контрольное
списывание
предложения,
текста
Называние и постановка
вопросов
«Что делает?» или «Что
делают?» к словам,
обозначающим действия
предметов.
Постановка вопроса по
картинке к названиям

Называют звонкие и
глухие согласные,
записывают их парами с
опорой на наглядность.
Записывают слоги, слова,
выделяя звонкие и глухие
согласные с помощью
учителя.
Записывают словарные
слова с
помощью картинок и
опорных схем Различают на
слух твѐрдые и
мягкие согласные.
Записывают слоги, слова,
выделяя
твердые и мягкие согласные
с
помощью учителя.
Пишут по памяти слова
Различают на слух твѐрдые
и
мягкие согласные.
Пишут слова с мягким
знаком на
конце слова.
Списывают предложение

Называют предметы,
изображенные на
картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету). Списывают
предложение

Различают слова,
обозначающие названия
действий по вопросам.
Ставят вопрос по
картинке к названиям
действий с помощью
учителя.
Записывают словарные

60

6168

действий.
Запись словарных слов
(картинный словарный
диктант)

слова с опорой на
картинку

Составляют,
завершают
предложения по
картинке.
Различают
предложения по
интонации.
Записывают
предложения, используя
правила написания
предложения с помощью
учителя
Выполняют задания
предложенные
учителем.

Предложение

1

Составление
предложений по
картинке.
Завершение
начатого
предложения.
Различение предложенийвопросов и предложенийответов.
Применение правил
записи предложения

Резервный урок.
Повторение
пройденного.

8

Повторение
пройденного.
Закрепление трудных
тем.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебная зона кабинета, оснащѐнная необходимой школьной мебелью.
2. Зона отдыха для обучающихся в классном помещении.
3. Компьютер.
4. Интерактивная школьная доска.
5. Проектор.
6. Компьютерные презентации.
7. Комплекты сюжетных и предметных картинок.
8. Демонстрационные таблицы: «Алфавит», «Лента букв».
9. Аудио и видеофрагменты к урокам.
10. Карточки с индивидуальными заданиями.

11. Буквы разрезной азбуки.
12. Схемы предложений.
13. Схемы слов.
14. Презентации: «Словарные слова», «Азбука в загадках».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».