Рабочая программа УО Технология 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШАП

Заместитель директора по
Директор МАОУ Тыгишской СОШ
________________________ УВР
________________________ ________________________
Иксанова Н.К.
Протокол №1 от «24» 08
2023 г.

Лихачѐва Е.С.
от «28» 08 2023 г.

Пермикина Д.Е.
Приказ №01-05 489 от «31»
08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на
2023 - 2028)

Уровень обучения (класс) 1-4____начальное общее образование
Количество часов____

168______

Уровень базовый

Учитель: Князева Марина Анатольевна, высшая к. к.
Срок реализации: 2024 – 2028гг.

с. Тыгиш 2024

Пояснительная записка.
Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности
обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные
при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными
материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и
воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с
производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность
человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе
рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию
экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека
также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в

целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной
выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного
искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и
создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и
преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика
и информатика».
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,
способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.
Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в
интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаѐт условия для
развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья
учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет
«Технология» входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Технология», - 168
(1 час в неделю в каждом классе): 1 класс - 33 часа, 1 дополнительный класс - 33 часа, 2
класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В системе начального образования, формирование отношения к труду как важнейшей
жизненной ценности определяет процесс становления личности ребенка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровень его социальной, интеллектуальной
и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано
развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать
осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое
понимание мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. Требования к
предметным результатам освоения учебного предмета «Технология» определяются с учетом
психофизических особенностей обучающихся. Исключаются требования к овладению
недоступными для реализации видами учебно-практической деятельности.
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины,
ткацкого станка, автомобиля, трактора);
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;

владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного
производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в образовательной
организации;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в
соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение
ролей
в группе,
сотрудничество, осуществление
взаимопомощи;
учет мнений
других обучающихся и педагогического работника
при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других
обучающихся;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их
целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметнопрактической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с
поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и
доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение
для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной
последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов
работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с
миром природы.».
Содержание учебного предмета «Технология».
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение
глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места
при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков
пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание
столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до

овальной
формы»,
«вытягивание
одного
конца
столбика»,
«сплющивание»,
«прищипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина
геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий, имеющих
прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы
с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой
травой. Изготовление игрушек
из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные
изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с
помощью шаблона (понятие «шаблон», правила работы с шаблоном, порядок обводки
шаблона геометрических фигу, разметка по шаблонам сложной конфигурации); разметка с
помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем), понятия «линейка»,
«угольник», «циркуль», их применение и устройство); разметка с опорой на чертеж (понятие
«чертеж»; линии чертежа; чтение чертежа).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии», «разрез по короткой наклонной
линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии», «разрез по
незначительно изогнутой линии», «округление углов прямоугольных форм», «вырезание
изображений предметов, имеющих округлую форму», «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз», «тиражирование
деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков
от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам», «сгибание сторон к середине», «сгибание углов
к центру и середине», «сгибание по типу «гармошки», «вогнуть внутрь», «выгнуть
наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических
тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание
ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки); связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки
человечком, цветы); шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: «игла вверхвниз»; вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой»,
вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом»,
вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона
ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скручиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и
их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и
приспособления,
используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками
(раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка
рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из
ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми» стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом).
Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка
изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными
материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание»,

«сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым
углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы,
гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока,
пластилин, скорлупа ореха.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать
в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание
видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их хранения, санитарно- гигиенических
требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного
труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения деталей;
пользование
доступными
технологическими
(инструкционными)
картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глина и пластилин; природные
материалы; бумага и картон; нитки и ткань; проволока и металл; древесина);
конструирование из металлоконструктора;
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов
художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими

инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после
уроков
труда
(технологии).».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Работа с глиной и
пластилином
1

Глина - строительный
материал.
2

Пластилин материал ручного
труда

3

4

Приемы работы с

Содержание

Работа с глиной и
пластилином.
Элементарные знания
о глине и пластилине
(свойства материалов,
цвет, форма).
Глина - строительный
материал.
Применение глины
для изготовления
посуды. Применение
глины для
скульптуры.
Пластилин материал ручного
труда. Организация
рабочего места при
выполнении лепных
работ. Как
правильно
обращаться с
пластилином.
Инструменты для
работы с
пластилином.
Приемы работы:

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Основные виды деятельности

С помощью учителя
организовывать рабочее место
для работы с пластическими
массами, правильно размещать
инструменты и материалы;
убирать рабочее место под
руководством учителя.
Знать названия и назначение
основных инструментов и
приспособлений для ручного
труда, использовать их в
практической работе.
Наблюдать свойства пластилина
(или других используемых
пластических масс): цвет,
пластичность.
Рассматривать образцы,
варианты выполнения изделий,
природные формы —
прообразы изготавливаемых
изделий.
Изготавливать изделия с опорой
на рисунки, схемы.
Выполнять лепку, используя
различные способы лепки:
конструктивный (лепка из

пластилином

Приемы работы с
пластилином

5

6

7

Элементарные
понятия о
природных
материалах

Объемные
природные
материалы

«разминание»,
«отщипывание
кусочков
пластилина»,
«размазывание по
картону»
«раскатывание
столбиками»
(аппликация из
пластилина),
Приемы работы:
«раскатывание шара
до овальной
формы»,
«вытягивание одного
конца столбика»,
«сплющивание»,
«прищипывание»,
«примазывание»
(объемные изделия)
Элементарные
понятия о
природных
материалах (где
используют, где
находят, виды
природных
материалов).
Объемные
природные
материалы (шишки,
жѐлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий

1

0

1

1

0

1

1

0

1

отдельных частей),
скульптурный (лепка из целого
куска) и комбинированный.
Использовать при лепке приѐмы
работы с пластичными
материалами (сплющивание,
скручивание, разрезание,
прищипывание и др.).
Отбирать пластилин
(пластическую массу) по цвету,
придавать деталям нужную
форму.
Использовать пластические
массы для соединения деталей.
Выполнять формообразование
деталей скатыванием,
сплющиванием, вытягиванием,
раскатыванием и др.
Изготавливать изделия по
образцу, инструкции.
Под руководством учителя
организовывать свою
деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с
природным материалом,
правильно размещать
инструменты и материалы;
убирать рабочее место.
Применять правила безопасной
и аккуратной работы
ножницами, клеем.
Сравнивать и классифицировать
собранные природные
материалы по их видам (листья,

8

Способы соединения
деталей

9

Работа с
засушенными
листьями

из них
Способы соединения
деталей (пластилин,
острые палочки).
Работа с
засушенными
листьями
(аппликация,
объемные изделия).

1

0

1

1

0

1

Работа с еловыми
шишками. Работа с
тростниковой
травой.

1

0

1

Элементарные
сведения о бумаге
(изделия из бумаги).
Сорта и виды бумаги
(бумага для письма,

1

0

1

Работа с еловыми
шишками.

10

11

Элементарные
сведения о бумаге
(изделия из бумаги)

ветки, камни и др.).
Понимать особенности работы с
природными материалами.
Изготавливать изделие с опорой
на рисунки.
Выполнять практические
работы с природными
материалами (засушенные
листья и др.); изготавливать
простые композиции.
Осваивать приѐмы сборки
изделий из природных
материалов (точечное
наклеивание листьев на основу,
соединение с помощью
пластилина, соединение с
помощью клея и ватной
прослойки).
Узнавать, выполнять
технологические приѐмы
ручной обработки материалов в
зависимости от их свойств.
Применять на практике
различные приѐмы работы с
природными материалами:
склеивание, соединение и др.
Выполнять изделия с
использованием различных
природных материалов.

Цвет, форма бумаги

12

Разметка бумаги
13
Разметка бумаги

14

15

Вырезание
ножницами из
бумаги

бумага для печати,
рисовальная,
впитывающая
(гигиеническая),
крашеная).
Цвет, форма бумаги
(треугольник,
квадрат,
прямоугольник).
Инструменты и
материалы для
работы с бумагой и
картоном.
Разметка бумаги.
Экономная разметка
бумаги.

1

0

1

1

0

1

Разметка с помощью
чертежных
инструментов (по
линейке, угольнику,
циркулем), понятия
«линейка»,
«угольник»,
«циркуль», их
применение и
устройство);

1

0

1

Вырезание
ножницами из
бумаги.
Инструменты для
резания бумаги.
Правила обращения

1

0

1

Иметь общее представление о
конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимном
расположении в общей
конструкции;
Изготавливать простые
конструкции из разных
материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и др.),
по модели (на плоскости).
Использовать в работе
осваиваемые способы
соединения деталей в изделиях
из разных материалов.
Определять с помощью учителя
порядок действий в
зависимости от
желаемого/необходимого
результата; выбирать способ
работы с опорой на учебник или
рабочую тетрадь в зависимости
от требуемого
результата/замысла.
Под руководством учителя
организовывать свою
деятельность:
подготавливать рабочее место
для работы с бумагой и
картоном, правильно размещать

Приемы вырезания
ножницами

16

Способы вырезания
из бумаги
17

с ножницами.
Правила работы
ножницами.
Удержание ножниц
Приемы вырезания
ножницами: «разрез
по короткой прямой
линии», «разрез по
короткой наклонной
линии», «надрез по
короткой прямой
линии», «разрез по
длинной линии»,
«разрез по
незначительно
изогнутой линии»,
«округление углов
прямоугольных
форм», «вырезание
изображений
предметов,
имеющих округлую
форму», «вырезание
по совершенной
кривой линии
(кругу)».
Способы вырезания:
«симметричное
вырезание из бумаги,
сложенной пополам»,
«симметричное
вырезание из бумаги,
сложенной несколько
раз», «тиражирование

1

0

1

1

0

1

инструменты и материалы;
убирать рабочее место под
руководством учителя.
Соблюдать технику безопасной
работы инструментами и
приспособлениями.
Применять правила безопасной
и аккуратной работы
ножницами, клеем.
Знать названия и назначение
основных инструментов и
приспособлений для ручного
труда (линейка, карандаш,
ножницы, шаблон и др.).
Под руководством учителя
наблюдать свойства бумаги
(состав, цвет, прочность).
Осваивать отдельные приѐмы
работы с бумагой (сгибание и
складывание, сминание,
обрывание, склеивание, резание
бумаги ножницами и др.),
правила безопасной работы.
Читать простые графические
схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной
схеме под руководством
учителя.
Учиться планировать свою
деятельность с опорой на
предложенный план в учебнике,
рабочей тетради, под
руководством учителя.
Выполнять рациональную

деталей».
Сминание и
скатывание бумаги в
ладонях
18

19

Элементарные
сведения о картоне

Элементарные
сведения о картоне
20

21

22

23

Шаблон –
приспособление для
разметки деталей

Разметка по
шаблону и
вырезание
нескольких деталей
из бумаги
Изготовление
деталей по шаблону

Сминание и
скатывание бумаги в
ладонях. Сминание
пальцами и
скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и
объемная
аппликация).
Элементарные
сведения о картоне
(применение
картона).
Сорта картона.
Свойства картона.
Картонажные
изделия.
Инструменты и
приспособления.
Шаблон –
приспособление для
разметки деталей.
Разметка по
шаблону
Разметка по
шаблону и
вырезание
нескольких деталей
из бумаги
Изготовление
деталей по шаблону

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

разметку (разметка на
изнаночной стороне материала;
экономия материала при
разметке) по шаблону с опорой
на рисунки, графическую
инструкцию, простейшую
схему; выполнять сборку
изделия с помощью клея и
другими способами.
Иметь общее представление о
конструкции изделия; детали и
части изделия, их взаимное
расположение в общей
конструкции.
Изготавливать изделия с
использованием осваиваемых
технологий. Под руководством
учителя собирать плоскостную
модель.

24

из тонкого картона
Общее
представление о
тканях
Общее
представление о
нитках

25

Элементарные
сведения о тканях
26

Элементарные
сведения о тканях
27

из тонкого картона
Общее
представление о
тканях и нитках
Сведения о нитках
(откуда берутся
нитки). Применение
ниток. Свойства
ниток. Цвет ниток.
Как работать с
нитками.
Элементарные
сведения о тканях.
Применение и
назначение ткани в
жизни человека. Из
чего делают ткань
Инструменты и
приспособления,
используемые при
работе с тканью.
Правила хранения
игл.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Швейные иглы и
приспособления

28

Швейные иглы и
приспособления.
Назначение. Правила
обращения. Строчка
прямого стежка

Под руководством учителя
организовывать свою
деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с
текстильными материалами,
правильно размещать
инструменты и материалы.
Убирать рабочее место под
руководством учителя.
Под руководством учителя
применять правила безопасной
и аккуратной работы
ножницами, иглой и др.
Знать названия и назначение
основных инструментов и
приспособлений для ручного
труда (игла, ножницы,
напѐрсток, булавка, пяльцы),
использовать в практической
работе иглу, булавки, ножницы.
Знать строение иглы, применять
правила хранения игл и
булавок.
Знать виды ниток (швейные,
мулине), их назначение.
Соблюдать правила безопасной
работы иглой и булавками.
Выполнять подготовку нитки и
иглы к работе: завязывание
узелка, использование приѐмов
отмеривания нитки для шитья,
вдевание нитки в иглу.
Выполнять прямую строчку

стежков.
Узнавать, выполнять
технологические приѐмы
ручной обработки материалов в
зависимости от их свойств.
Выполнять строчку прямого
стежка.
Изготавливать изделия на
основе прямой строчки
стежков.
Элементарные
сведения о
древесине

29

30

31

32

Элементарные
сведения о
древесине. Изделия
из древесины.
Понятия «дерево» и
«древесина».
Материалы и
инструменты.
Заготовка древесины
Заготовка
древесины. Кто
работает с
древесными
материалами
(плотник, столяр).
Свойства древесины
Свойства древесины
(цвет, запах,
текстура).
Аппликация из
древесных
материалов

Аппликация из
древесных
материалов (опилок,
карандашной
стружки, древесных
заготовок для

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Под руководством учителя
организовывать свою
деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с
природным материалом,
правильно размещать
инструменты и материалы;
убирать рабочее место.
Применять правила безопасной
и аккуратной работы
ножницами, клеем.
Сравнивать и классифицировать
собранные природные
материалы по их видам (листья,
ветки, камни и др.).
Понимать особенности работы с
природными материалами.
Изготавливать изделие с опорой
на рисунки.
Выполнять практические
работы с природными
материалами (засушенные
листья и др.); изготавливать
простые композиции.

спичек).
Аппликация из
древесных
материалов

33

Аппликация из
древесных
материалов (опилок,
карандашной
стружки, древесных
заготовок для
спичек).

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

33

0

33

Осваивать приѐмы сборки
изделий из природных
материалов (точечное
наклеивание листьев на основу,
соединение с помощью
пластилина, соединение с
помощью клея и ватной
прослойки).
Узнавать, выполнять
технологические приѐмы
ручной обработки материалов в
зависимости от их свойств.
Применять на практике
различные приѐмы работы с
природными материалами:
склеивание, соединение и др.
Выполнять изделия с
использованием различных
природных материалов.

2 КЛАСС
Тема урока
№
п/п

1

Повторение и обобщение
пройденного в первом
классе
Элементарные знания о
глине и пластилине

2

3

Применение глины для
изготовления посуды

Пластилин - материал
ручного труда
4

5

6

Лепка из глины и
пластилина разными
способами

Приемы работы с

Содержание

Повторение и обобщение
пройденного в первом
классе
Элементарные знания о
глине и пластилине
(свойства материалов, цвет,
форма). Глина строительный материал.
Применение глины для
изготовления посуды.
Применение глины для
скульптуры.
Пластилин - материал
ручного труда.
Организация рабочего
места при выполнении
лепных работ. Как
правильно обращаться с
пластилином. Инструменты
для работы с пластилином.
Лепка из глины и
пластилина разными
способами:
конструктивным,
пластическим,
комбинированным.
Приемы работы:

Количество часов
Контроль
Всего ные
работы

Практические
работы

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Основные виды
деятельности

С помощью учителя
организовывать
рабочее место для
работы с
пластическими
массами, правильно
размещать
инструменты и
материалы; убирать
рабочее место под
руководством учителя.
Знать названия и
назначение основных
инструментов и
приспособлений для
ручного труда,
использовать их в
практической работе.
Наблюдать свойства
пластилина (или
других используемых
пластических масс):
цвет, пластичность.
Рассматривать
образцы, варианты
выполнения изделий,
природные формы —

пластилином

Приемы работы с
пластилином

7

«разминание»,
«отщипывание кусочков
пластилина»,
«размазывание по картону»
(аппликация из
пластилина),
«раскатывание
столбиками» (аппликация
из пластилина),
«скатывание шара»,
«раскатывание шара до
овальной формы»,
«вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание»,
«прищипывание»,
«примазывание» (объемные
изделия).
Приемы работы:
«разминание»,
«отщипывание кусочков
пластилина»,
«размазывание по картону»
(аппликация из
пластилина),
«раскатывание
столбиками» (аппликация
из пластилина),
«скатывание шара»,
«раскатывание шара до
овальной формы»,
«вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание»,
«прищипывание»,
«примазывание» (объемные

1

0

1

прообразы
изготавливаемых
изделий.
Изготавливать изделия
с опорой на рисунки,
схемы.
Выполнять лепку,
используя различные
способы лепки:
конструктивный (лепка
из отдельных частей),
скульптурный (лепка
из целого куска) и
комбинированный.
Использовать при
лепке приѐмы работы с
пластичными
материалами
(сплющивание,
скручивание,
разрезание,
прищипывание и др.).
Отбирать пластилин
(пластическую массу)
по цвету, придавать
деталям нужную
форму.
Использовать
пластические массы
для соединения
деталей.
Выполнять
формообразование
деталей скатыванием,

Приемы работы с
пластилином

8

9

Лепка из пластилина
геометрических тел

Лепка из пластилина

10

11

Понятия о природных
материалах

изделия).
Приемы работы:
«разминание»,
«отщипывание кусочков
пластилина»,
«размазывание по картону»
(аппликация из
пластилина),
«раскатывание
столбиками» (аппликация
из пластилина),
«скатывание шара»,
«раскатывание шара до
овальной формы»,
«вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание»,
«прищипывание»,
«примазывание» (объемные
изделия).
Лепка из пластилина
геометрических тел
(брусок, цилиндр, конус,
шар).
Лепка из пластилина,
изделий, имеющих
прямоугольную,
цилиндрическую,
конусообразную и
шарообразную форму.
Понятия о природных
материалах (где
используют, где находят,
виды природных

сплющиванием,
вытягиванием,
раскатыванием и др.
Изготавливать изделия
по образцу,
инструкции.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Под руководством
учителя
организовывать свою
деятельность:

12

13

Историкокультурологические
сведения

Заготовка природных
материалов
Инструменты,
используемые с
природными материалами

14

материалов).
Историкокультурологические
сведения (в какие игрушки
из природных материалов
играли дети в старину).
Заготовка природных
материалов.
Инструменты,
используемые с
природными материалами
(шило, ножницы) и правила
работы с ними.
Организация рабочего
места при работе с
природными материалами

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Изготовление игрушек из
желудей

15

Изготовление игрушек из
желудей. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные
изделия).

подготавливать
рабочее место для
работы с природным
материалом, правильно
размещать
инструменты и
материалы; убирать
рабочее место.
Применять правила
безопасной и
аккуратной работы
ножницами, клеем.
Сравнивать и
классифицировать
собранные природные
материалы по их видам
(листья, ветки, камни и
др.).
Понимать особенности
работы с природными
материалами.
Изготавливать изделие
с опорой на рисунки.
Выполнять
практические работы с
природными
материалами
(засушенные листья и
др.); изготавливать
простые композиции.
Осваивать приѐмы
сборки изделий из
природных материалов
(точечное наклеивание

листьев на основу,
соединение с помощью
пластилина,
соединение с помощью
клея и ватной
прослойки).
Узнавать, выполнять
технологические
приѐмы ручной
обработки материалов
в зависимости от их
свойств.
Применять на практике
различные приѐмы
работы с природными
материалами:
склеивание,
соединение и др.
Выполнять изделия с
использованием
различных природных
материалов.
Сведения о бумаге
16

17

18

Организация рабочего места
при работе с бумагой

Обрывание бумаги

Сведения о бумаге (изделия
из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма,
бумага для печати,
рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная).
Организация рабочего места
при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном
Обрывание бумаги.
Разрывание бумаги по линии

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Иметь общее
представление о
конструкции изделия,
детали и части изделия,
их взаимном
расположении в общей
конструкции;
Изготавливать простые
конструкции из разных
материалов
(пластические массы,
бумага, текстиль и др.),

сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги
(бумажная мозаика).
Обрывание по контуру
(аппликация).
Правила работы с клеем и
кистью

19

20

Складывание фигурок из
бумаги (оригами)
Приемы сгибания бумаги

21

22

Картонажно-переплетные
работы

Соединение деталей изделия.
Клеевое соединение.
Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого
соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое
соединение деталей
(щелевой замок).
Складывание фигурок из
бумаги (оригами).
Приемы сгибания бумаги:
«сгибание треугольника
пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»;
«сгибание прямоугольной
формы пополам», «сгибание
сторон к середине»,
«сгибание углов
к центру и середине»,
«сгибание по типу
«гармошки», «вогнуть
внутрь», «выгнуть наружу».
Картонажно-переплетные
работы.
Элементарные сведения о
картоне (применение

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

по модели (на
плоскости).
Использовать в работе
осваиваемые способы
соединения деталей в
изделиях из разных
материалов.
Определять с помощью
учителя порядок
действий в
зависимости от
желаемого/необходимо
го результата;
выбирать способ
работы с опорой на
учебник или рабочую
тетрадь в зависимости
от требуемого
результата/замысла.

картона).
Картонажные изделия
23
Изделия в переплете

24

Приемы разметки: разметка
с помощью шаблона

25

Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные
изделия. Инструменты и
приспособления.
Изделия в переплете.
Способы окантовки картона:
«окантовка картона
полосками бумаги»,
«окантовка картона листом
бумаги».
Приемы разметки: разметка
с помощью шаблона
(понятие «шаблон»,
правила работы с
шаблоном, порядок
обводки шаблона
геометрических фигу,
разметка по шаблонам
сложной конфигурации);

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Правила обращения с
ножницами

26

Правила обращения с
ножницами. Правила
работы ножницами Приемы
вырезания ножницами:

1

0

1

Под руководством
учителя
организовывать свою
деятельность:
подготавливать
рабочее место для
работы с бумагой и
картоном, правильно
размещать
инструменты и
материалы; убирать

рабочее место под
руководством учителя.
Соблюдать технику
безопасной работы
инструментами и
приспособлениями.
Применять правила
безопасной и
аккуратной работы
ножницами, клеем.
Знать названия и
назначение основных
инструментов и
приспособлений для
ручного труда
(линейка, карандаш,
ножницы, шаблон и
др.).
Под руководством
учителя наблюдать
свойства бумаги
(состав, цвет,
прочность). Осваивать
отдельные приѐмы
работы с бумагой
(сгибание и
складывание,
сминание, обрывание,
склеивание, резание
бумаги ножницами и
др.), правила
безопасной работы.
Читать простые
графические схемы

изготовления изделия и
выполнять изделие по
заданной схеме под
руководством учителя.
Учиться планировать
свою деятельность с
опорой на
предложенный план в
учебнике, рабочей
тетради, под
руководством учителя.
Выполнять
рациональную
разметку (разметка на
изнаночной стороне
материала; экономия
материала при
разметке) по шаблону с
опорой на рисунки,
графическую
инструкцию,
простейшую схему;
выполнять сборку
изделия с помощью
клея и другими
способами.
Иметь общее
представление о
конструкции изделия;
детали и части изделия,
их взаимное
расположение в общей
конструкции.
Изготавливать изделия

с использованием
осваиваемых
технологий. Под
руководством учителя
собирать плоскостную
модель.
Элементарные сведения о
нитках
27

Виды работы с нитками
28
Виды работы с нитками
29
Шитье

30

31
32
33
34

Вышивка прямой строчкой
Вышивка стежком
Вышивка строчкой косого
стежка
Элементарные сведения о

Элементарные сведения о
нитках (откуда берутся
нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет
ниток. Как работать с
нитками.
Виды работы с нитками:
наматывание ниток на
картонку (плоские
игрушки, кисточки);
Связывание ниток в пучок
(ягоды, фигурки
человечком, цветы);
Шитье: инструменты для
швейных работ, приемы
шитья: «игла вверх-вниз»;
вышивание: что делают из
ниток, приемы вышивания:
вышивка «прямой
строчкой»,
вышивка прямой строчкой
«в два приема»,
«вышивка стежком «вперед
иголку с перевивом»,
вышивка строчкой косого
стежка «в два приема».
Элементарные сведения о

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Под руководством
учителя
организовывать свою
деятельность:
подготавливать
рабочее место для
работы с текстильными
материалами,
правильно размещать
инструменты и
материалы.
Убирать рабочее место
под руководством
учителя.
Под руководством
учителя применять
правила безопасной и
аккуратной работы
ножницами, иглой и др.
Знать названия и
назначение основных
инструментов и
приспособлений для
ручного труда (игла,
ножницы, напѐрсток,
булавка, пяльцы),
использовать в
практической работе

тканях.

тканях. Применение и
назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают
ткань. Свойства ткани
(мнется, утюжится, лицевая
и изнаночная сторона ткани,
шероховатые, шершавые,
скользкие, гладкие, толстые,
тонкие, режутся ножницами,
прошиваются иголками,
сматываются в рулоны,
скручиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение
(шерстяные ткани,
хлопковые ткани). Кто шьет
из ткани. Инструменты и
приспособления,

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

иглу, булавки,
ножницы.
Знать строение иглы,
применять правила
хранения игл и
булавок.
Знать виды ниток
(швейные, мулине), их
назначение.
Соблюдать правила
безопасной работы
иглой и булавками.
Выполнять подготовку
нитки и иглы к работе:
завязывание узелка,
использование приѐмов
отмеривания нитки для
шитья, вдевание нитки
в иглу.
Выполнять прямую
строчку стежков.
Узнавать, выполнять
технологические
приѐмы ручной
обработки материалов
в зависимости от их
свойств.
Выполнять строчку
прямого стежка.
Изготавливать изделия
на основе прямой
строчки стежков.
34

0

34

3 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

1

Как работает
скульптор

2

Рельеф

3

Как работает
художник-декоратор

4

Разметка бумаги

Содержание

Как работает
скульптор.
Скульптуры разных
времен и народов
Рельеф. Придание
поверхности фактуры
и объема
Как работает
художник-декоратор.
Материалы
художника,
художественные
технологии
Разметка бумаги.
Приемы разметки
разметка с опорой на
чертеж (понятие
«чертеж»; линии
чертежа; чтение
чертежа).

Количество часов
Всего Контрольные
работы

Основные виды деятельности
Практические
работы

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

С помощью учителя
организовывать рабочее место
для работы с пластическими
массами, правильно размещать
инструменты и материалы;
убирать рабочее место под
руководством учителя.
Знать названия и назначение
основных инструментов и
приспособлений для ручного
труда, использовать их в
практической работе.
Наблюдать свойства
пластилина (или других
используемых пластических
масс): цвет, пластичность.
Рассматривать образцы,
варианты выполнения изделий,
природные формы —
прообразы изготавливаемых
изделий.
Изготавливать изделия с
опорой на рисунки, схемы.
Выполнять лепку, используя
различные способы лепки:
конструктивный (лепка из
отдельных частей),
скульптурный (лепка из целого
куска) и комбинированный.

5

Конструирование из
бумаги и картона

6

Плоские и объемные
формы деталей и
изделий.

7

Развертка коробки с
крышкой
Конструирование
сложных разверток

8

Конструирование из
бумаги и картона (из
плоских деталей, на
основе геометрических
тел (цилиндра,
конуса), изготовление
коробок).

1

0

1

Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка
Развертка коробки с
крышкой
Конструирование
сложных разверток

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Использовать при лепке
приѐмы работы с пластичными
материалами (сплющивание,
скручивание, разрезание,
прищипывание и др.).
Отбирать пластилин
(пластическую массу) по цвету,
придавать деталям нужную
форму.
Использовать пластические
массы для соединения деталей.
Выполнять формообразование
деталей скатыванием,
сплющиванием, вытягиванием,
раскатыванием и др.
Изготавливать изделия по
образцу, инструкции.
Наблюдать, сравнивать по
образцу, сопоставлять свойства
бумаги (состав, цвет,
прочность).
Понимать особенности
использования различных
видов бумаги.
С помощью учителя выбирать
вид бумаги для изготовления
изделия.
Осваивать отдельные приѐмы
работы с бумагой, правила
безопасной работы, правила
разметки деталей.
Наблюдать за изменением
свойств бумаги и картона при
воздействии внешних факторов

9
10

Конструирование
сложных разверток
Свойства креповой
бумаги

Конструирование
сложных разверток
Свойства креповой
бумаги. Способы
получение объемных
форм

1

0

1

1

0

1

(например, при сминании,
намачивании), сравнивать
свойства бумаги и картона;
обсуждать результаты
наблюдения, участвовать в
формулировании вывода:
каждый материал обладает
определѐнным набором
свойств, которые необходимо
учитывать при выполнении
изделия; не из всего можно
сделать всѐ.
Иметь представление о видах
условных графических
изображений: рисунок,
простейший чертѐж, эскиз,
схема.
Использовать в практической
работе чертѐжные инструменты
— линейку (угольник,
циркуль), знать их
функциональное назначение,
конструкцию на доступном для
обучающихся с ЗПР уровне.
Ориентироваться при помощи
учителя в графической
чертѐжной документации:
рисунок, простейший чертѐж,
эскиз и схему с учѐтом
условных обозначений.
Различать подвижные и
неподвижные соединения
деталей в конструкции.
Анализировать под

11

Свойства ткани

12

Виды работы с
нитками

13

Шитье

Из чего делают ткань.
Свойства ткани
Виды работы с
нитками (раскрой,
шитье, вышивание,
аппликация на ткани,
вязание, плетение,
окрашивание,
набивка рисунка).
Шитье. Завязывание
узелка на нитке.
Соединение деталей,
выкроенных из ткани,
прямой строчкой,

1

0

1

1

0

1

1

0

1

руководством учителя
конструкцию изделия,
понимать и выполнять
основные технологические
операции ручной обработки
материалов в процессе
изготовления изделия: разметку
деталей с помощью линейки
(угольника, циркуля),
выделение деталей,
формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого
картона и плотных видов
бумаги), сборку изделия
(склеивание) и отделку изделия
или его деталей по заданному
образцу.
Выполнять подвижное
соединение деталей изделия на
проволоку, толстую нитку.
По заданному образцу
организовывать свою
деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с
текстильными материалами,
правильно и рационально
размещать инструменты и
материалы, под контролем
учителя в процессе выполнения
изделия контролировать и при
необходимости
восстанавливать порядок на
рабочем месте; убирать рабочее
место.

14

Соединение деталей
строчкой «косыми»
стежками и строчкой
петлеобразного стежка

Соединение деталей
строчкой «косыми»
стежками и строчкой
петлеобразного стежка
(закладки, кухонные
предметы, игрушки).

1

0

1

15

Соединение деталей
строчкой «косыми»
стежками и строчкой
петлеобразного стежка

1

0

1

16

Скручивание ткани

Соединение деталей
строчкой «косыми»
стежками и строчкой
петлеобразного стежка
(закладки, кухонные
предметы, игрушки
Скручивание ткани.
Историкокультурологические
сведения
(изготовление куколскруток из ткани в
древние времена).

1

0

1

17

Ремонт одежды

Ремонт одежды. Виды
ремонта одежды
(пришивание пуговиц,
вешалок, карманом).
Пришивание пуговиц с
двумя и четырьмя
сквозными
отверстиями, с
ушком)..

1

0

1

1

0

1

18

Отделка изделий
пуговицами

Отделка изделий
пуговицами.
Изготовление и

Под руководством учителя
применять правила безопасной
и аккуратной работы
ножницами, иглой, клеем.
Знать названия и назначение
основных инструментов и
приспособлений для ручного
труда (игла, булавка, ножницы,
напѐрсток), использовать их в
практической работе.
Знать строение иглы, различать
виды швейных
приспособлений, виды игл, их
назначение, различия в
конструкциях, применять
правила хранения игл и
булавок.
Сравнивать под руководством
учителя различные виды нитей
для работы с тканью и
изготовления других изделий.
Наблюдать строение ткани
(поперечное и продольное
направление нитей), ткани и
нитки растительного
происхождения (полученные на
основе натурального сырья),
иметь представление о видах
натуральных тканей:
хлопчатобумажные, шѐлковые,
шерстяные, их происхождение,
сравнение образцов.
Определять с помощью учителя
лицевую и изнаночную

пришивание вешалки

стороны тканей (кроме
шерстяных).
Иметь представление о видах
ниток: шѐлковые, мулине,
швейные, пряжа, их
использование.
Определять под руководством
учителя сырьѐ для
производства натуральных
тканей (хлопковые и льняные
ткани вырабатывают из
волокон растительного
происхождения; шерстяные
производят из волокна,
получаемого из шерсти
животных).
Понимать технологическую
последовательность
изготовления несложного
швейного изделия (разметка
деталей, выкраивание деталей,
отделка деталей, сшивание
деталей).
Выполнять при помощи
учителя разметку с помощью
лекала (простейшей выкройки).
Выполнять выкраивание
деталей изделия при помощи
ножниц.
Использовать приѐмы работы с
нитками (наматывание,
сшивание, вышивка).
Знать виды ниток, сравнивать
их свойства (цвет, толщина) с

19

20

Способы обработки
древесины ручными
инструментами и
приспособлениями

Аппликация из
древесных
материалов

Способы обработки
древесины ручными
инструментами и
приспособлениями
(зачистка
напильником,
наждачной бумагой).
Аппликация из
древесных
материалов (опилок,

1

0

1

1

0

1

опорой на образец.
Соединять детали кроя
изученными строчками.
Выполнять отделку деталей
изделия, используя строчки
стежков, а также различными
отделочными материалами.
Оценивать с помощью учителя
результат своей деятельности
(качество изделия: точность
разметки и выкраивания
деталей, аккуратность
сшивания, общая эстетичность;
оригинальность: выбор цвета,
иной формы).
Работать по технологической
карте.
Использовать в практической
работе варианты строчки
прямого стежка и строчки
косого стежка.
Знакомиться с вышивками
разных народов России.
Использовать в практической
работе основные инструменты
и приспособления для ручного
труда (гаечный ключ, отвѐртка),
применять правила безопасной
и аккуратной работы.
Знать детали конструктора
(площадки, планки, оси,
кронштейны, уголки, колѐса,
винты, гайки) и инструменты
(отвѐртка, гаечный ключ).

21

Элементарные
сведения о металле

22

Работа с алюминиевой
фольгой

23

Элементарные
сведения о проволоке

карандашной
стружки, древесных
заготовок для
спичек).
Элементарные
сведения о металле.
Применение металла.
Виды металлов
(черные, цветные,
легкие тяжелые,
благородные).
Свойства металлов.
Цвет металла.
Работа с алюминиевой
фольгой. Приемы
обработки фольги:
«сминание»,
«сгибание»,
«сжимание»,
«скручивание»,
«скатывание»,
«разрывание»,
«разрезание».
Элементарные
сведения о проволоке
(медная, алюминиевая,
стальная). Применение
проволоки в изделиях.
Свойства проволоки
(толстая, тонкая,
гнется). Инструменты
(плоскогубцы,
круглогубцы, кусачки).

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Выделять крепѐжные детали
(винт, болт, гайка).
Использовать приѐмы работы с
конструктором: завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды соединения
деталей конструкции —
подвижное и неподвижное,
различать способы подвижного
и неподвижного соединения
деталей наборов типа
«Конструктор», их
использование в изделиях,
жѐсткость и устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по видам
соединений деталей набора
типа «Конструктор».

Правила обращения с
проволокой.
24

Приемы работы с
проволокой

Приемы работы с
проволокой: «сгибание
волной», «сгибание в
кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание
вдвое, втрое,
вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание
под прямым углом».

1

0

1

25

Приемы работы с
проволокой

Приемы работы с
проволокой: «сгибание
волной», «сгибание в
кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание
вдвое, втрое,
вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание
под прямым углом».

1

0

1

26

Приемы работы с
проволокой

Получение контуров
геометрических фигур,
букв, декоративных
фигурок птиц, зверей,
человечков.

1

0

1

27

Приемы работы с
проволокой

Получение контуров
геометрических фигур,
букв, декоративных
фигурок птиц, зверей,
человечков.

1

0

1

Использовать в практической
работе основные инструменты
и приспособления для ручного
труда (гаечный ключ, отвѐртка),
применять правила безопасной
и аккуратной работы.
Знать детали конструктора
(площадки, планки, оси,
кронштейны, уголки, колѐса,
винты, гайки) и инструменты
(отвѐртка, гаечный ключ).
Выделять крепѐжные детали
(винт, болт, гайка).
Использовать приѐмы работы с
конструктором: завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды соединения
деталей конструкции —
подвижное и неподвижное,
различать способы подвижного
и неподвижного соединения
деталей наборов типа
«Конструктор», их
использование в изделиях,
жѐсткость и устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по видам
соединений деталей набора
типа «Конструктор».

28

29

30

31

32

Приемы работы с
проволокой

Получение контуров
геометрических фигур,
букв, декоративных
фигурок птиц, зверей,
человечков.

1

0

1

сведения о
металлоконструкторе.
Изделия из
металлоконструктора
Набор деталей
Набор деталей
металлоконструктора
металлоконструктора
(планки, пластины,
косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки,
винты).
Инструменты для
Инструменты
работы с
для работы с
металлоконструктором металлоконструктором
(гаечный ключ,
отвертка). Соединение
планок винтом и
гайкой.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Виды работ по
комбинированию
разных материалов

1

0

1

Сведения о
металлоконструкторе

Виды работ по
комбинированию
разных материалов:
пластилин, природные

Использовать в практической
работе основные инструменты
и приспособления для ручного
труда (гаечный ключ, отвѐртка),
применять правила безопасной
и аккуратной работы.
Знать детали конструктора
(площадки, планки, оси,
кронштейны, уголки, колѐса,
винты, гайки) и инструменты
(отвѐртка, гаечный ключ).
Выделять крепѐжные детали
(винт, болт, гайка).
Использовать приѐмы работы с
конструктором: завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды соединения
деталей конструкции —
подвижное и неподвижное,
различать способы подвижного
и неподвижного соединения
деталей наборов типа
«Конструктор», их
использование в изделиях,
жѐсткость и устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по видам
соединений деталей набора
типа «Конструктор».
Использовать в практической
работе основные инструменты
и приспособления для ручного
труда (гаечный ключ, отвѐртка),

материалы; бумага,
пластилин; бумага,
нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные
материалы; бумага,
пуговицы; проволока,
бумага и нитки;
проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
33

Виды работ по
комбинированию
разных материалов

Виды работ по
комбинированию
разных материалов:
пластилин, природные
материалы; бумага,
пластилин; бумага,
нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные
материалы; бумага,
пуговицы; проволока,
бумага и нитки;
проволока, пластилин,
скорлупа ореха.

1

34

Виды работ по
комбинированию
разных материалов

Виды работ по
комбинированию
разных материалов:
пластилин, природные
материалы; бумага,
пластилин; бумага,
нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные
материалы; бумага,
пуговицы; проволока,

1

0

1

применять правила безопасной
и аккуратной работы.
Знать детали конструктора
(площадки, планки, оси,
кронштейны, уголки, колѐса,
винты, гайки) и инструменты
(отвѐртка, гаечный ключ).
Выделять крепѐжные детали
(винт, болт, гайка).
Использовать приѐмы работы с
конструктором: завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды соединения
деталей конструкции —
подвижное и неподвижное,
различать способы подвижного
и неподвижного соединения
деталей наборов типа
«Конструктор», их
использование в изделиях,
жѐсткость и устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по видам
соединений деталей набора
типа «Конструктор».

бумага и нитки;
проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

33

4 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

1

2
3

4
5
6
7

8

9

Картонажно-переплетные
работы

Содержание

Картонажно-переплетные
работы.
Элементарные сведения о
картоне (применение
картона)
Сорта картона
Сорта картона. Свойства
картона.
Картонажные изделия
Картонажные изделия.
Инструменты и
приспособления.
Конструирование сложной
Конструирование сложной
открытки
открытки
Конструирование папкиКонструирование папкифутляра
футляра
Конструирование альбома
Конструирование альбома
(например, альбом класса)
Конструирование
Конструирование
объемного изделия военной
объемного изделия военной
тематики
тематики
Конструирование
Конструирование
объемного изделия
объемного изделия –
подарок женщине, девочке
Изменение форм деталей
Изменение форм деталей
объемных изделий
объемных изделий.
Изменение размеров
деталей развертки

Количество часов
Всего Контроль
ные
работы

Практическ
ие работы

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Основные виды
деятельности

Наблюдать, сравнивать
по образцу,
сопоставлять свойства
бумаги (состав, цвет,
прочность).
Понимать особенности
использования
различных видов
бумаги.
С помощью учителя
выбирать вид бумаги
для изготовления
изделия.
Осваивать отдельные
приѐмы работы с
бумагой, правила
безопасной работы,
правила разметки
деталей.
Наблюдать за
изменением свойств
бумаги и картона при
воздействии внешних
факторов (например,
при сминании,
намачивании),
сравнивать свойства

10

11

Построение развертки с
помощью линейки и
циркуля
Развертка многогранной
пирамиды циркулем

(упаковки)
Построение развертки с
помощью линейки и
циркуля (пирамида)
Развертка многогранной
пирамиды циркулем

1

0

1

1

0

1

бумаги и картона;
обсуждать результаты
наблюдения,
участвовать в
формулировании
вывода: каждый
материал обладает
определѐнным набором
свойств, которые
необходимо учитывать
при выполнении
изделия; не из всего
можно сделать всѐ.
Иметь представление о
видах условных
графических
изображений: рисунок,
простейший чертѐж,
эскиз, схема.
Использовать в
практической работе
чертѐжные
инструменты —
линейку (угольник,
циркуль), знать их
функциональное
назначение,
конструкцию на
доступном для
обучающихся с ЗПР
уровне.
Ориентироваться при
помощи учителя в
графической

чертѐжной
документации:
рисунок, простейший
чертѐж, эскиз и схему с
учѐтом условных
обозначений.
Различать подвижные и
неподвижные
соединения деталей в
конструкции.
Анализировать под
руководством учителя
конструкцию изделия,
понимать и выполнять
основные
технологические
операции ручной
обработки материалов
в процессе
изготовления изделия:
разметку деталей с
помощью линейки
(угольника, циркуля),
выделение деталей,
формообразование
деталей (сгибание,
складывание тонкого
картона и плотных
видов бумаги), сборку
изделия (склеивание) и
отделку изделия или
его деталей по
заданному образцу.
Выполнять подвижное

12

Сведения о тканях

13

Работа с тканью

14

Раскрой деталей из ткани

15

Шитье

16

Ткачество

17

Ткачество

18

19

Отделка изделий из ткани

Работа с тесьмой

Сведения о тканях.
Применение и назначение
ткани в жизни человека. Из
чего делают ткань.
Свойства ткани
Инструменты и
приспособления,
используемые при работе с
тканью. Правила хранения
игл.
Раскрой деталей из ткани.
Понятие «лекало».
Последовательность раскроя
деталей из ткани.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Шитье. Завязывание узелка
на нитке. Соединение
деталей, выкроенных из
ткани
Ткачество. Как ткут ткани.
Виды переплетений ткани
(редкие, плотные
переплетения).
Процесс ткачества (основа,
уток, челнок, полотняное
переплетение).
Отделка изделий из ткани.
Аппликация на ткани.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Работа с тесьмой.

соединение деталей
изделия на проволоку,
толстую нитку.
По заданному образцу
организовывать свою
деятельность:
подготавливать
рабочее место для
работы с текстильными
материалами,
правильно и
рационально
размещать
инструменты и
материалы, под
контролем учителя в
процессе выполнения
изделия
контролировать и при
необходимости
восстанавливать
порядок на рабочем
месте; убирать рабочее
место.
Под руководством
учителя применять
правила безопасной и
аккуратной работы
ножницами, иглой,
клеем.
Знать названия и
назначение основных
инструментов и
приспособлений для

Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая,
кружевная, с орнаментом).

ручного труда (игла,
булавка, ножницы,
напѐрсток),
использовать их в
практической работе.
Знать строение иглы,
различать виды
швейных
приспособлений, виды
игл, их назначение,
различия в
конструкциях,
применять правила
хранения игл и
булавок.
Сравнивать под
руководством учителя
различные виды нитей
для работы с тканью и
изготовления других
изделий.
Наблюдать строение
ткани (поперечное и
продольное
направление нитей),
ткани и нитки
растительного
происхождения
(полученные на основе
натурального сырья),
иметь представление о
видах натуральных
тканей:
хлопчатобумажные,

шѐлковые, шерстяные,
их происхождение,
сравнение образцов.
Определять с помощью
учителя лицевую и
изнаночную стороны
тканей (кроме
шерстяных).
Иметь представление о
видах ниток:
шѐлковые, мулине,
швейные, пряжа, их
использование.
Определять под
руководством учителя
сырьѐ для производства
натуральных тканей
(хлопковые и льняные
ткани вырабатывают из
волокон растительного
происхождения;
шерстяные производят
из волокна,
получаемого из шерсти
животных).
Понимать
технологическую
последовательность
изготовления
несложного швейного
изделия (разметка
деталей, выкраивание
деталей, отделка
деталей, сшивание

деталей).
Выполнять при
помощи учителя
разметку с помощью
лекала (простейшей
выкройки).
Выполнять
выкраивание деталей
изделия при помощи
ножниц.
Использовать приѐмы
работы с нитками
(наматывание,
сшивание, вышивка).
Знать виды ниток,
сравнивать их свойства
(цвет, толщина) с
опорой на образец.
Соединять детали кроя
изученными
строчками.
Выполнять отделку
деталей изделия,
используя строчки
стежков, а также
различными
отделочными
материалами.
Оценивать с помощью
учителя результат
своей деятельности
(качество изделия:
точность разметки и
выкраивания деталей,

20

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов

21

Полимеры

22

Технология обработки
полимерных материалов

23

Конструирование сложных
форм из пластиковых
трубочек
Конструирование
объемных геометрических
конструкций из разных

24

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение
деталей на проволоку
(толстую нитку)
Полимеры. Виды
полимерных материалов, их
свойства
Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор, например)
Конструирование сложных
форм из пластиковых
трубочек
Конструирование
объемных геометрических
конструкций из разных

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

аккуратность
сшивания, общая
эстетичность;
оригинальность: выбор
цвета, иной формы).
Работать по
технологической карте.
Использовать в
практической работе
варианты строчки
прямого стежка и
строчки косого стежка.
Знакомиться с
вышивками разных
народов России
Использовать в
практической работе
основные инструменты
и приспособления для
ручного труда (гаечный
ключ, отвѐртка),
применять правила
безопасной и
аккуратной работы.
Знать детали
конструктора
(площадки, планки,
оси, кронштейны,
уголки, колѐса, винты,
гайки) и инструменты
(отвѐртка, гаечный
ключ).
Выделять крепѐжные

25

материалов
Изделия из древесины

26

Заготовка древесины

27

28
29

Способы обработки
древесины ручными
инструментами

Клеевое соединение
древесных материалов
Сведения о металле

30

Технология ручной
обработки металла

31

Приемы работы с
проволокой
Приемы работы с
проволокой

32

33

Изделия из

материалов
Сведения о древесине.
Изделия из древесины.
Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и
инструменты.
Заготовка древесины. Кто
работает с древесными
материалами (плотник,
столяр).
Способы обработки
древесины ручными
инструментами (пиление,
заточка точилкой).

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Клеевое соединение
древесных материалов.
сведения о металле.
Применение металла. Виды
металлов
Технология ручной
обработки металла.
Инструменты для работы по
металлу.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Приемы работы с
проволокой
Получение контуров
геометрических фигур, букв,
декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Изделия из

детали (винт, болт,
гайка).
Использовать приѐмы
работы с
конструктором:
завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды
соединения деталей
конструкции —
подвижное и
неподвижное,
различать способы
подвижного и
неподвижного
соединения деталей
наборов типа
«Конструктор», их
использование в
изделиях, жѐсткость и
устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по
видам соединений
деталей набора типа
«Конструктор

металлоконструктора

34

Инструменты для работы с
металлоконструктором

металлоконструктора.
Набор деталей
металлоконструктора
(планки, пластины,
косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с
металлоконструктором
(гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и
гайкой.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

34

0

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».