Рабочая программа ВД Я ты он она 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:

Согласовано:

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МАП

Заместитель директора по УВР

приказом директора

протокол № 1

_________ /Е.С. Лихачева/

МАОУ-Тыгишской СОШ

от « » августа 2024 г.

« » августа 2024 г.

№

от « »августа 2024 г.

______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Я- ты- он- она
(интеллектуальные марафоны)
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУ-Тыгишской СОШ на 20232028 г)

Уровень обучения (класс) 5 основное общее образование
Количество часов 34

Уровень базовый
(базовый, профильный)

Учитель: Лебедев Илья Сергеевич
Срок реализации: 2024-2025

2024

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из
которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его
воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через
овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в
обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру,
другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить
его индивидуальные способности, сформировать навыки активной
социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе
события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество,
коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как
важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности,
как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе
данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм,
гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к
миру научного знания, формированию навыков познавательной
деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание,
достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие
патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений,
единство
народов
России,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых
состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации
ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога
делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности,
делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге
коллективный вывод о значимости всего события для группы
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники,
которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким
образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься
собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой
дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения,
подводят коллективные и индивидуальные итоги.
Таким
образом,
у
пятиклассников
происходит
построение
логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия
к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию. Эта логическая
цепочка закреплена в названии программы «Я-ты-он-она — вместе целая
страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с
одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с
другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми
коллективными знаниями. Основными формами взаимодействия педагогов с
обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон,
квест-игра, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в
процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не
только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а
также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает
организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами
школы на территории социальных партнеров.

Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников),
других педагогов школы, родителей и социальных партнѐров школы.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися
являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра,
которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе
активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не
только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а
также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает
организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами
школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников),
других педагогов школы, родителей и социальных партнѐров школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений
школьниками
следующих
личностных
и
метапредметных
образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания
в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
готовность
к
разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории
и современному состоянию российских гуманитарных наук.

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально-этических принципов в деятельности исследователя;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять

дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом
задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку
зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной
проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых

формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор
и
брать
ответственность
за
решение;
владеть
способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план ее изменения; учитывать контекст и пред-видеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение
к
меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе
новых
обстоятельств,
изменившихся
ситуаций,
установленных ошибок,
возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.

Тематическое планирование
№

Классные события

Темы занятий

1

«Моя школа — мои
возможности»

Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты
нашей школы»
Занятие 4. «Школьные
старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные
старты»
Занятия 6–7. «Мы —
команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех
начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой
семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой
семьи»
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать»
Занятие 14.
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
Занятие 15.
«Безопасное использование
цифровых ресурсов»
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
Занятие 18.
«5 правил финансовой
грамотности»
Занятия 19–20.
«Мы выбираем»
Занятия 21–22.
«Чудеса науки»

2

3

4

«Моя семья — моя
опора»

«Мой выбор — моя
ответственность»

«Мои знания — моя
сила»

Количество
часов
1
2
1

1
2
1
1

1

2

1

1

1

1
1
1

2
2

5

6

«Моя страна — моя
история»

Итоговое занятие

Занятие 23.
«Эмоциональный
интеллект»
Занятие 24.
«Правильные привычки:
здоровое питание»
Занятия 25.
«Правильные привычки:
правила безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле —
здоровый дух»
Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице
родной»
Занятие 30.
«Через года, через века
помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»
«Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»

1

1

1

2

1
1

1

2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».