Рабочая программа УО Рисование (изобразительное искусство) 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
____________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Рисование (изобразительное искусство)»
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2023 - 2028)
Уровень обучения (класс) 5-9 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 68
Уровень базовый
Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025 г.г.

Пояснительная записка.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа
в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и
по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать
сходство и различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.

Общая характеристика учебного предмета
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно –
развивающее значение, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.
Рабочая программа в 1 классе включает следующие разделы:

Обучение композиционной деятельности.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи.

Обучение восприятию произведений искусства.
Обучение композиционной деятельности. Вводится понятие «композиция»,
«горизонталь», «вертикаль», «диагональ» в построении композиции. Учащиеся
знакомятся с элементарными приемами композиции на плоскости и в пространстве, с
установлением на изобразительной поверхности пространственных отношений, с
установлением смысловых связей между изображаемыми предметами, выделением
главного и второстепенного в композиции, с применением выразительных средств
композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и
толстое), светлотный контраст (темное и светлое), с применением приемов и правил
композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Работа по данному разделу предполагает у обучающихся
формирование следующих понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть,
элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф,
симметрия, аппликация. Ведущими видами работы в этом разделе являются лепка –
аппликация – рисунок в названной последовательности. Отрабатываются приемы и
способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого
куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги;
вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта. Включена работа по определению сходства и
различия орнамента и узора, знакомство с видами орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи. Данный раздел формирует понятия: цвет, спектр, краски,
акварель, гуашь, живопись. Знакомит с цветами солнечного спектра (основные,
составные, дополнительные), теплыми и холодными, смешением цветов. При работе в
данном разделе уделяется внимание обучению детей правильно организовать своѐ рабочее
место, пользоваться красками и кистью, практическим овладением основами
цветоведения, получением новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных
цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.), передаче
с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть),
подбору цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. В
процессе обучения знакомятся с приемами работы акварельными красками: кистевое
письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу
(алла прима), послойная живопись (лессировка). Отрабатывается практическое
применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по
образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства. Предусмотрена работа по
сообщению сведений о деятельности художника, скульптора, ведѐтся работа над
пониманием видов и жанров изобразительного искусства.
В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию,
лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и
жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями
известных художников. Обучение рисованию детей с лѐгкой степенью умственной
отсталости организовано на практической и наглядной основе. Программой
предусмотрены следующие виды работы:
‒
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
‒
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
‒
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией
деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по
образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и
декоративной аппликации;
‒
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин
художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративноприкладного искусства.
В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию,
лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и
жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями
известных художников. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого
необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы
с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские геометрические фигуры
разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, образцы несложных
рисунков, а также различные игрушки. Подбираемый к урокам материал доступен
пониманию учащихся по содержанию и отвечает их интересам. На каждом уроке
предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи. Также на уроках
рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется
работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия
предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по
отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено
совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук,
зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы
учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном
направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. На предмет
«Рисование» отводится 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данная программа направлена на повышение уровня психического и физического
развития детей с ОВЗ, на повышение познавательных возможностей обучающихся, на
развитие произвольной деятельности. Ценностные ориентиры учебного предмета:

• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);
• человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира,
равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
• уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода);
• дружба;
• здоровье (физическое и душевное, здоровый образ жизни);
• труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).
Содержание программы
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период
обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию
произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное
рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации
рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания
и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в
аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:

отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия
объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ...,
слева от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование
по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима
на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по
образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр
(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами
листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта,
ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и
светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь",
"часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент",
"скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по
форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темнозеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок
в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства".
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
"Рисование (изобразительное искусство)":
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми
приемами
лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема урока

1-2

Колво
часов
2

Введение. Здравствуй
осень! Рисование и
лепка. Веточка
деревьев с семенами.

3-4

Художники
пейзажисты и их

2

Содержание

Виды деятельности

Человек
и
изобразительное
искусство;
урок
Наблюдение за
изобразительного искусства; правила поведения и работы на демонстрациями учителя.
уроках изобразительного искусства; правила организации
рабочего места; материалы и инструменты, используемые в
процессе изобразительной деятельности; правила их
хранения.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование
пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью,
кулаком, ребром ладони;
Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в рисунке с помощью
красок
Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель»,
«гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные,
дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно
различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и
оттенков путем смешения на палитре основных цветов,
отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.).
Формирование организационных умений: правильно
Слушание объяснений
сидеть,правильно держать и пользоваться инструментами учителя.

картины.

5-6

Рисование пейзажа.

(карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Обучение восприятию произведений искусства
«Изобразительное искусство в повседневной жизни
человека. Работа художников, скульпторов, мастеров
народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства,
архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует
художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали
произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов,
Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И
.Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
2

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование
пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью,
кулаком, ребром ладони;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур,
реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

78-9

Рисование пейзажа по
сырому.

3

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Приемы работы красками:
приемы кистевого письма:примакивание кистью;
наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по
мокрому листу и т.д.

1011

Натюрморт. Рисование
натюрморта по этапам.

2

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Наблюдение за
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; демонстрациями учителя.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Приемы рисования твердыми материалами
(карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование
точкой; рисование по заранее расставленным точкам
предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в
рисовании по клеткам прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий
замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линии
(по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой
нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения
в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм

(по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения;
правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов
несложной формы двумя руками.
121314

Рисование человека.

3

1516

Составить рассказ по
своей картине.
Рисование картины.

2

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Наблюдение за
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; демонстрациями учителя.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур,
реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий:«предмет», «форма»,
«фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем»,
«пропорции», «конструкция»,
Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Обследование предметов, выделение их признаков и
свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации,
лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими
фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела
человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и
неодушевленных предметов.
1718

Аппликация. Силуэты
кувшин.

2

Приемы работы с «подвижной аппликацией»
целостного восприятия объекта при подготовке детей к
рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без
фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта
с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации
на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений
или силуэтов на листе бумаги в соответствующих
пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких
объектов без фиксации на плоскости листа.

Самостоятельная
работа с учебником.

1920

Рисование головы
человека .

2

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Наблюдение за
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; демонстрациями учителя.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Обучение композиционной деятельности
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и
контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.

2122

Рисование портрета
человека в профиль.

2

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Наблюдение за
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; демонстрациями учителя.

узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
― рисование без отрыва руки с постоянной силой
нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения
в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм
(по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения;
правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов
несложной формы двумя руками.

2327

Рисование по шаблону
тело человека

5

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Наблюдение за
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; демонстрациями учителя.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
― рисование без отрыва руки с постоянной силой
нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения
в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм
(по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения;
правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов
несложной формы двумя руками.

2829

Рисование. Как ребята
катаются зимой.

2

Развитие моторики рук: формирование правильного
Наблюдение за
удержания карандаша и кисточки; формирование умения демонстрациями учителя.

владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в рисунке с помощью
красок
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые,
злые образы.
3031

Иллюстрация к книге

2

Развитие моторики рук: формирование правильного
Работа с
удержания карандаша и кисточки; формирование умения раздаточным материалом.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Обучение композиционной деятельности
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка
предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина;
составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги
по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

3233

Лепка и рисование к
сказке «Маша и
медведь».

2

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Работа с
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; раздаточным материалом.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,

называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Обучение композиционной деятельности
Передача движения различных одушевленных и
неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка
предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина;
составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги
по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
3435

Составить рассказ по
описанию картины.

2

3637

Работа скульптора.

2

3839

Животные в
скульптуре. Лепка.

2

«Как и для чего создаются произведения декоративноприкладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в
жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмы). Какие материалы используют художникидекораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стеклах).
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные
изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких
фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка
скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

Систематизация
учебного материала.

Работа с
раздаточным материалом.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов
Работа с
при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; раздаточным материалом.
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,

называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусств.
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и
разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого
объемного изображения.
4041

Лепка и рисунок
«Белый медведь»

2

Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и
разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого
объемного изображения.

Работа с
раздаточным материалом.

4243

Лепка. Как люди
встречают весну.

2

Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и
разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого
объемного изображения.

Работа с
раздаточным материалом.

4445

Богородские игрушки.
Лепка и рисование.

1

Развитие моторики рук: формирование правильного
Слушание объяснений
удержания карандаша и кисточки; формирование умения учителя.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной

точке; направления движения.
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и
разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого
объемного изображения.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование
пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью,
кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном,
карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
4647

Хохлома. Рисование
готового узора.

2

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных
условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и
т.д.).
Сходство и различия орнамента и узора. Виды
орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в
полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю,

углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов
передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
4849

Украшай посуду
хохломской росписью.

2

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных
условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и
т.д.).
Сходство и различия орнамента и узора. Виды
орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в
полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю,
углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов
передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

505152

Рисование. Плакат.
Нарисовать плакат,
призывающий людей
охранять природу.

3

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Обучение действиям с шаблонами итрафаретами:

― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур,
реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и
контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и
свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации,
лепке предмета.
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые,
злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое
письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью;
рисование по мокрому листу (алла прима), послойная
живопись (лессировка) и т.д.
535455

Аппликация
«Открытка 1 мая»

3

Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости
листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от …, слева от …, посередине;

Слушание объяснений
учителя.

5657

Аппликация
«Открытка 9 мая»

2

Приемы работы с «подвижной аппликацией»
целостного восприятия объекта при подготовке детей к
рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без
фиксации на плоскости листа;

Слушание объяснений
учителя.

― совмещение аппликационного изображения объекта
с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации
на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений
или силуэтов на листе бумаги в соответствующих
пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких
объектов без фиксации на плоскости листа.
58596061

Беседы. Музеи
искусства

4

«Изобразительное искусство в повседневной жизни
человека. Работа художников, скульпторов, мастеров
народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства,
архитектура, дизайн.

Слушание объяснений
учителя.

62636465

Беседы. Музеи мира.

4

«Изобразительное искусство в повседневной жизни
человека. Работа художников, скульпторов, мастеров
народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства,
архитектура, дизайн.

Слушание объяснений
учителя.

666768

Викторина

3

Развитие моторики рук: формирование правильного
Самостоятельная
удержания карандаша и кисточки; формирование умения работа с учебником.
владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной
точке; направления движения.
Практическое применение цвета для передачи
графических образов в рисовании с натуры или по образцу,
тематическом и декоративном рисовании, аппликации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».