Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от « » августа 2024 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
« » августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ от августа 2024 г.
____________ Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 2028)
Уровень обучения (класс) 7-9основное общее образование
Количество часов 204 ч ______
Уровень базовый
Составитель:
Лебедев Илья Сергеевич, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2028 гг.
Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества" (VII-IX класс)
предметной области "Человек и общество" включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе
патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета «История Отечества»
В курсе «История Отечества» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) проводится последовательное изучение
исторических событий, что обеспечивает более глубокое понимание материала, ускоряет
формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной историей.
За 7-9 класс предполагается изучение истории России с древности до настоящего
времени.
В курсе «Истории Отечества» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать
отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего
данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать
лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических
событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит
формирование знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний
с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных, особенностей
обучающихся.
Работа с обучающимися с интеллектуальными
нарушениями имеет свои
особенности требует определенного подхода.
Организация учебного процесса
происходит с учетом психологических, познавательных возможностей и социальновозрастных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Место учебного предмета «История Отечества» в учебном плане
Учебный предмет «История отечества» входит в предметную область «Человек и
общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По примерному
годовому учебному плану на учебный предмет «История отечества» отведено по 2 часа в
неделю в 7-9 классах.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
7 класс. Исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с
древнейших
времен до конца XV века. Учащиеся знакомятся с основными занятиями и
верованиями восточных славян, узнают о том, как образовалось государство Киевская
Русь, о жизни и быте людей в Киевской Руси, о причинах распада могущественного
государства и борьбе с иноземными завоевателями- татаро-монголами, рыцарямикрестоносцами. Об объединении русских земель и укреплении Московского государства.
В течение учебного года ученики узнают о выдающихся личностях князьях Игоре и
Святославе, княгине Ольге. Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Александре
Невском, Дмитрии Донском и других.
8 класс. В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до
конца XIX
в. Курс «Истории Отечества» сосредотачивается на крупных исторических событиях
отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Изучаемый материал дает
возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления
и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным
завершением для России Северной войны, русско– турецких войн и Отечественной войны
1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей. История
родного края.
9 класс. В курсе «История Отечества» обучающиеся 9 класса узнают о исторических
событиях отечественной истории конца XIX – начала XXI веков, о жизни, быте
людей данной эпохи, о выдающихся деятелях, олицетворяющих данный период истории.
Курс «Истории Отечества» дает отчетливый образ наиболее ярких событий и выдающихся
деятелей, олицетворяющего данный период истории: «Россия в начале XX века», «Россия
в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй
мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991
годах», «Новая Россия в 1991-2003 годах». История родного края.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории
К личностным результатам изучения истории относятся убеждения и качества:
•осознание себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;
•освоение традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
•уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих
качествах:
•способность организовывать и регулировать учебную, общественную
деятельность;
•владение умениями анализировать и обобщать факты, составлять простой план,
формулировать выводы, использовать современные источники информации на
электронных носителях;
•способность представлять результаты своей деятельности в различных формах:
сообщение, презентация;
•готовность к коллективной работе, освоение основ взаимодействия в школе и
социальном окружении.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "История
Отечества".
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического
работника.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических
событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики
исторических героев;
формирование
первоначальных
представлений
о
взаимосвязи
и
последовательности важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой
на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
Содержание учебного предмета.
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятнки истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории
России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента
времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных
славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение
Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (ХII-ХIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в ХII-ХIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского
владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и
его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления.
Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система
государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность,
последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение
Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных
людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы,
обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба
против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.
Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика
России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало
Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская
битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного
управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и
техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской
власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
"Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русскотурецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение
Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине
XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы,
искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И.
Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов). Причины победы России в Отечественной
войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на
Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения
декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России.
Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян
после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы,
связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С.
Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С.
Попов, А. Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 19041905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на
общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение
революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М.
Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в
России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв.
Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне
в обществе.
Россия в 1917-1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета
рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь
1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных
Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О
земле". Установление советской власти в стране и образование нового государства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение населения в
годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая
политика советской власти во время Гражданской войны: "военный коммунизм".
Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые
выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте).
Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты
нэпа.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского
государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной
власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ.
Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель
крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в
состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней
политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на
международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция":
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного
образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К.
А. Тимирязев, К. Э. Циолковский) Идеологический контроль над духовной жизнью
общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и
быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советскофинляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение
Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая
защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое
значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной
войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных
лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной
территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской
дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце
войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за
Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской
Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в
1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание
Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны.
Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К.
Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев), герои войны. Великая Отечественная
война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности.
Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы
солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя
политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой
державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны".
Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева.
Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С.
Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы
правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в
науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И.
В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека.
Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская "оттепель".
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в
Афганистане. ХХII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт
советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана.
Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического
кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых
политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие
Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н.
Ельцин. Образование Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и
последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России
(1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические
реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и
политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический
кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент
России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию
положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности,
обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели
современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская
православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день
России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с
Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
7 класс
№
п/п
1-2
Тема
Введение в историю
Что такое история.
Колво
часов
в
главе
Колво
часов
Основные виды
деятельности
обучающихся
Содержание деятельности
14
2
Слушают. Находят
Что изучает история Отечества.
отличия
3-4
Наша Родина - Россия.
2
Знакомятся с
символикой
5-6
Как
изучается
родословная людей.
История нашей страны
древнейшего периода
Древнейшие поселения
на территории ВосточноЕвропейской равнины
Восточные славяне.
2
Рисуют древо
Родоплеменные
отношения
восточных
славян.
Взаимоотношения
с
соседними народами и
государствами.
1
Слушают рассказ
учителя
2
Слушают рассказ
учителя
Объединение восточных
славян
под
властью
Рюрика.
Русь в IX - I половине 14
XII века
Образование государства
восточных
славян
Древней Руси
Первые русские князья
2
Слушают рассказ
учителя
1
Работа с документом
3
Крещение Руси
князе Владимире.
при
2
Слушают рассказ
учителя
Слушают рассказ
учителя
Социальноэкономический
и
политический
строй
Древней Руси.
Жизнь и быт людей
2
Работа с документом
2
Работа с документом
Политика
Ярослава
Мудрого и Владимира
Мономаха
2
Работа с документом
Древнерусская культура
2
Составление таблицы
7
8
9
10
1112
1314
15
1618
1920
2122
2324
2526
2728
Распад Руси. Борьба с 7
иноземными
завоевателями
(ХIIХIII века).
Вещественные, устные и
письменные памятнки истории.
Наша страна на карте.
Государственные символы России.
Глава нашей страны. История края
- часть истории России.
Моя родословная. Счет лет в
истории. "Лента времени".
1
1
Работают с картой
1
Древнейшие поселения на
территории ВосточноЕвропейской равнины
Восточные славяне - предки
русских, украинцев и белорусов.
Славянская семья и славянский
поселок. Основные занятия, быт,
обычаи и верования восточных
славян.
Образование
государства
восточных славян - Древней Руси.
Формирование княжеской власти.
Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя политика.
Крещение
Руси
при
князе
Владимире: причины и значение.
.
Социально-экономический
и
политический
строй
Древней
Руси.
Земельные
отношения.
Жизнь и быт людей.
Древнерусские города, развитие
ремесел и торговли.
Политика Ярослава Мудрого и
Владимира Мономаха.
2930
3133
3435
3637
3839
4041
4244
Причины
распада
единого
государства
Древняя Русь
Образование земель самостоятельных
государств.
2
Работа с картой
Причины распада единого
государства Древняя Русь.
3
Индивидуальные
задания выполняют
Культура Руси в ХII-ХIII
веках
Русь между Востоком и 9
Западом
Нашествие монголов на
Русь
2
Составление таблиц
Господин Великий Новгород
Владимиро-Суздальское
княжество Киевское княжество
Образование земель самостоятельных государств,
особенности их социальнополитического и культурного
развития.
Культура Руси в ХII-ХIII веках
2
Работа с картой
Значение
противостояния
Руси
монгольскому
завоеванию
Русь и Золотая Орда.
2
Работа с документом
2
Просмотр видео
Отношения Новгорода с
западными соседями.
3
Просмотр видео
Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр
Ярославич. Невская битва.
Ледовое побоище.
Расширение территории
Московского княжества.
Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский.
Монгольские кочевые племена.
Сражение на Калке.
Походы войск Чингисхана и хана
Батыя.
Борьба населения русских земель
против ордынского владычества.
Героическая оборона русских
городов.
Начало
объединения 12
русских земель (XIV XV века).
45
Возвышение
Москвы
при
князе
Данииле
Александровиче.
1
Слушают рассказ
учителя
4647
4849
50
Московский князь Иван
Калита и его политика
Куликовская битва, ее
значение.
Превращение Москвы в
духовный центр русской
земли.
Объединение земель
Северо-Восточной Руси
вокруг Москвы.
Образование единого
Русского государства.
2
Слушают рассказ
учителя
Работа с документом
5153
54
2
1
Слушают рассказ
учителя
3
Освобождение от иноземного
господства. Князь Иван III.
1
Образование единого Русского
государства и его значение
Становление самодержавия.
Система государственного
управления.
5556
Культура и быт
Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII 12
веках.
2
Составление таблиц
57
Расширение государства
Российского при
Василии III.
Первый русский царь
Иван IV Грозный.
1
Слушают рассказ
учителя
Опричнина: причины,
сущность, последствия.
Внешняя политика
Московского
государства в XVI веке.
Присоединение
Поволжья, покорение
Сибири.
Москва - столица
Российского
государства.
3
5859
6062
6364
6566
6768
Русская православная церковь в
Российском государстве.
Система государственного
управления при Иване Грозном.
2
Работа с документом
2
2
Строительство сибирских городов.
Быт простых и знатных людей.
2
Быт, нравы, обычаи. Развитие
просвещения,
книгопечатания,
зодчества, живописи. Московский
Кремль при Иване Грозном.
Тематическое планирование 8 класс
Тема
№
п/п
Колво
часов
в
главе
Колво
часов
Основные виды
деятельности
обучающихся
Содержание деятельности
Запись в тетради,
работа с документом
Царствование Бориса Годунова.
Самозванцы. Восстание под
предводительством И.
Болотникова.
Освободительная борьба против
интервентов. Ополчение К.
Минина и Д. Пожарского. Подвиг
И. Сусанина. Освобождение
Москвы.
Начало царствования династии
Романовых.
Работа с картой
Составление
рабочего листа
Русские первопроходцы.
Крепостные крестьяне.
Россия на рубеже XVI- 14
XVII веков.
1-2
Смутное время.
3-4
Конец
времени.
5-6
Правление
Романовых.
7
8-9
2
Смутного
2
первых
2
Открытие новых земель.
Крестьянское восстание
под предводительством
1
2
С. Разина.
Церковный раскол.
Власть и церковь.
2
Работа с документом
Внешняя
политика
России в XVII веке.
Культура и быт
России в XVII веке.
21
Россия в XVIII веке.
2
Составление таблицы
1
Составление таблицы
Начало
царствования
Петра I.
Начало Северной войны.
1
Работа с документом,
картой
Азовские походы. "Великое
посольство" Петра I.
Создание российского флота и
борьба за выход к Балтийскому и
Черному морям. Строительство
Петербурга. Создание регулярной
армии. Полтавская битва: разгром
шведов. Победы русского флота.
Окончание Северной войны.
Петр
I
первый
российский император.
Реформы
государственного
управления, губернская
реформа.
Экономические
преобразования в стране.
Нововведения
в
культуре.
Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика
преемников
Петра I.
1
Запись в тетрадь
Личность Петра I Великого.
25
Российская
Академия
наук и деятельность М.
В. Ломоносова.
1
26
Правление Екатерины II
просвещенный
абсолютизм.
Развитие
промышленности,
торговли, рост городов.
"Золотой
век
дворянства".
1
Восстание
под
предводительством
Е.
Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны
1011
1213
14
15
1617
18
1920
21
22
2324
27
2829
30
31-
2
Оппозиция реформам Петра I,
дело царевича Алексея.
2
1
1
Составление таблицы Развитие науки и техники. Итоги и
2
Работа с
документами
цена петровских преобразований.
И. И. Шувалов - покровитель
просвещения, наук и искусства.
Основание первого Российского
университета и Академии
художеств.
Укрепление императорской
власти.
1
Составление
рабочего листа
2
Работа с
документами
1
Составление таблицы
2
Положение крепостных крестьян,
усиление крепостничества.
32
33
34
35
второй половины XVIII
века, их итоги.
Присоединение Крыма и
освоение Новороссии.
Культура и быт России
во второй половине
XVIII века.
Правление Павла I.
1
1
Работа с документом, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
картой
Составление таблицы Русские изобретатели и умельцы,
1
Слушают рассказ
учителя
развитие исторической науки,
литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия
в
первой 11
половине XIX века.
36
Россия в начале XIX
века.
1
Слушают рассказ
учителя
37
Приход
к
Александра I.
Отечественная
1812 г.
власти
1
война
2
Слушают рассказ
учителя
Работа с картами,
документами, играсуд
Движение декабристов:
создание
тайных
обществ в России, их
участники.
Вступление на престол
Николая I.
Суд над декабристами
Правление Николая I.
1
3839
40
41
42
43
1
1
1
Внешняя
политика
России.
"Золотой век" русской
культуры
первой
половины XIX века.
1
46
Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры,
литературы, музыки.
Россия во второй 22
половине XIX - начале
XX века.
1
47
Правление
II.
1
44
45
Александра
Внутренняя и внешняя политика
России. Правление Александра I.
Основные этапы и сражения
войны. Бородинская битва.Герои
войны (М. И. Кутузов, М. Б.
Барклай-де-Толли, П. И.
Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В.
Давыдов). Причины победы
России в Отечественной войне.
Народная память о войне 1812 г.
Восстание декабристов на
Сенатской площади в СанктПетербурге.
Значение движения декабристов.
Составление таблицы Введение военных порядков во все
сферы жизни общества.
Преобразование и укрепление
государственного аппарата.
Крымская война 1853-1856 гг.
Итоги и последствия войны.
Выдающиеся деятели культуры
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А.
Тропинин, К.И. Росси).
1
Работа с
документами,
Жизнь крестьян после отмены
крепостного права.
слушают рассказ
учителя,
Отмена
крепостного
права, его значение.
Социальноэкономическое развитие
России.
Реформы, связанные с
преобразованием жизни
в стране
1
Приход
к
власти
Александра III.
Развитие
российской
промышленности,
формирование русской
буржуазии.
1
Появление
революционных
кружков.
Жизнь и быт русских
купцов, городского и
сельского населения.
Наука и культура во
второй половине XIX
века.
1
Составление таблицы
1
Индивидуальные
задания
1
Составление таблицы Великие имена: И. С. Тургенев, Ф.
Начало правления
Николая II.
Промышленное развитие
страны.
Положение основных
групп населения.
Русско-японская война
1904-1905 гг.
1
6162
63
Первая русская
революция 1905-1907 гг.
"Манифест 17 октября
1905 года".
2
64
Реформы
П.
А.
Столыпина и их итоги.
"Серебряный
век"
русской культуры.
1
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
5960
65
1
1
1
Составление таблицы Убийство Александра II. Реформы,
слушают рассказ
учителя
Составление
рабочего листа
связанные с преобразованием
жизни в стране (городская,
судебная, военная реформы,
открытие начальных народных
училищ).
Положение и жизнь рабочих.
М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В.
И. Суриков, П. И. Чайковский, А.
С. Попов, А. Ф. Можайский.
Составление
рабочего листа
1
Стачки и забастовки рабочих
1
2
1
1
Работа с картой и
документами
основные сражения. Причины
поражения России в войне.
Воздействие войны на
общественную и политическую
жизнь страны.
Кровавое воскресенье 9 января
1905 г. - начало революции,
основные ее события.
Поражение революции, ее
значение.
Составление таблицы Выдающиеся деятели культуры:
А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И.
Шаляпин, Анна Павлова.
Появление первых кинофильмов в
России.
66
67
68
Россия в Первой
мировой войне.
Героизм и
самоотверженность
русских солдат.
1
Экономическое
положение в стране.
1
Участники и планы сторон.
Вступление в войну России
Индивидуальные
задания
1
Победы и поражения русской
армии в ходе военных действий.
Брусиловский прорыв. Подвиг
летчика П. Н. Нестерова
Тематическое планирование
9 класс
№
п/п
КолКол- во
во часо
часов в
в
главе
Россия в 1917-1921 годах. 16
Тема
1
Революционные события
1917 года.
1
2-3
Двоевластие.
2
4-5
Октябрь
1917 года
в
Петрограде.
II
Всероссийский
съезд
Советов.
2
6
Установление советской
власти в стране и
образование нового
государства
Принятие первой
Советской Конституции
1
Гражданская война в
России: предпосылки,
участники, основные этапы
вооруженной борьбы
1
7
8
1
Основные видыдеятельности
обучающихся
Содержание
деятельности
Разъяснение причиныФевральской Россия в 1917-1921 годах.
революции,установление
Февральская революция
двоевластия.
и отречение царя от
престола. Временное
правительство. А. Ф.
Составление развернутых
ответов с опорой на текстучебника. Керенский. Создание
Петроградского Совета
Разъяснение причиныОктябрьской рабочих депутатов..
Образование Совета
революции
Народных Комиссаров
(СНК) во главе с В. И.
Лениным. Принятие
первых декретов "О
Работа с опорнымитаблицами,
мире" и "О земле".
планом.
Российская Советская
Федеративная
Составление развернутыхответов с Социалистическа
Республика (РСФСР).
опорой на текст учебника.
Основной Закон РСФСР.
Судьба семьи Николая II.
Массовые выступления
Рассказ по карте схеме
против политики власти
«Вооруженное восстаниев
(крестьянские восстания,
Петрограде»
восстание в Кронштадте).
9
Борьба между "красными"
и "белыми".
1
Работа по плану
«Основные мероприятияпо
установлениюсоветской власти.
1011
Интервенция. Окончание и
итоги Гражданской войны.
2
Указание предпосылок ипричин
создания
Конституция РСФСР
12
Экономическая политика
советской власти во время
Гражданской войны:
"военный коммунизм".
1
1314
Экономический и
политический кризис в
конце 1920 - начале 1921 г.
2
Работа с учебником по
Выявлению основныхпричин
Работа с учебником (в
парах) по выявлению основных черт
экономической политики
1516
Переход к новой
экономической политике,
положительные и
отрицательные результаты
нэпа.
2
СССР в 20-е - 30-е годы
XX века.
17
Образование СССР.
Переход к новой
экономической политике,
положительные и
отрицательные
результаты нэпа.
Самостоятельное
Заполнение таблицы «Борьба между
«белыми» и
«красными» по тексту учебника.
Работа по карте
«Гражданская война иинтервенция»,
игра
«Оденьте бойцов»
Описание жизни и быта
людей в данный период сопорой на
план имультимедийную
презентацию.
Рассказ об основных
событиях и итогахГражданской
войны,используя историческую
карту.
Умение соотносить
иллюстративный материалс текстом
учебника.
16
1
Работа с текстом учебникапо
заданиям учителя в малых
группах.
СССР в 20-е - 30-е годы
XX века.
Первая Конституция
(Основной Закон) СССР
18 Культ личности Сталина
1
19 Массовые
ГУЛАГ.
1
репрессии.
20
Индустриализация
страны, первые
пятилетние планы.
1
21
Роль рабочего класса в
индустриализации.
1
22
2324
Стройки
первых
пятилеток
(Днепрогэс,
Магнитка,
Турксиб,
Комсомольск-на-Амуре).
Создание колхозов
1
2
25 Новая Конституция СССР
1936 года. Ее значение.
1
26 Политическая
жизнь
страны в 30-е годы.
1
27
Основные направления
внешней политики
Советского государства в
1920-1930-е годы.
1
28
Культура и духовная
жизнь в стране в 1920-е 1930-е гг.
1
29 Идеологический контроль
над
духовной
жизнью
общества.
1
Работа с учебником (в
парах) по выявлению основных
черт внешней политики советской
власти.
1924 года. Система
государственного
управления СССР.
Смерть первого главы
Советского государства Объяснение сущностиНэп.
Сравнениемероприятий политики В. И. Ленина.
Сосредоточение всей
военного коммунизма и
полноты партийной и
нэпа
государственной власти в
Объяснение причин,
руках И. В. Сталина.
характера и итогов
Коллективизация
индустриализации вСССР.
сельского хозяйства: ее
насильственное
Выявление причин
осуществление,
образования СССР. Работапо карте экономические и
«СССР»
социальные последствия.
Раскулачивание. Гибель
крепких крестьянских
Составление
хозяйств.
характеристики личностии
Голод на селе.
деятельности В. И. Ленина
Изменения в системе
государственного
управления СССР.
Объяснение причин,
Образование новых
характера и итогов
республик и включение
индустриализации вСССР.
их в состав СССР.
Основные направления
Составление рассказа о
внешней политики
Ходе проведенияколлективизации Советского государства в
крестьянских хозяйств.
1920-1930-е годы.
"Культурная революция":
Умение соотносить
задачи и направления.
иллюстративный материал с
Ликвидация
текстом учебника.
неграмотности, создание
системы народного
образования. Развитие
Работа с текстом
советской науки,
Учебника по заданиямучителя в
выдающиеся научные
малых группах.
открытия (И. П. Павлов,
К. А. Тимирязев, К. Э.
Описание особенностей
Циолковский)
жизни и быта советских людей,
используя,мультимедиа ресурсы,
другие источники
Описание памятников
Материальной ихудожественной
культуры, используя,мультимедиа
ресурсы,
другие источники.
30
Русская эмиграция.
1
31
Политика власти в
отношении религии и
церкви.
1
Работа с учебником (в
парах) по выявлению основных
черт внешней политики советской
власти.
1 Обобщение исторических явлений
и событий, умение делатьвыводы.
1
Раскрытие понятий
«фашизм», «фашисты»,
«нацисты», «конфликт».
Характеристика советско германских отношений
накануне ВеликойОтечественной
войны
Описание
территориального расширения
СССР ссентября 1939 г. по июнь
1941г. на
основеисторической
карты.
Объяснение причины
Поражения КраснойАрмии в
начальныйпериод войны.
32 Жизнь и быт советских
людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй
мировой и Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов.
33
СССР накануне
Второй мировой
войны.
20
Начало Второй мировой
войны.
1
35 Начало
Великой
Отечественной войны.
1
34
36
Битва за Москву, ее
историческое значение.
37 Героизм тружеников тыла.
Умение соотносить
иллюстративный материалс
текстом учебника.
1
1
38
Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев.
1
39
Сталинградская битва.
1
СССР накануне Второй
мировой войны.
Мероприятия по
укреплению
обороноспособности
страны. Первое военное
столкновение между
японскими и советскими
войсками в 1938 г.
Советско-германский
договор о ненападении.
Советско-финляндская
война 1939-1940 годов, ее
итогинападение
Германии на Польшу и
наступление на Запад,
подготовка к нападению
Работа с таблицей
«Главные битвы войны»
на СССР.
Маршал Г. К. Жуков.
Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников.
Описание исторического
события по различнымисточникам Зверства фашистов на
оккупированной
(видеофильм,презентация).
территории, и в
концентрационных
Описание героического
лагерях. Подвиг генерала
Труда людей в тылу с
Д. М. Карбышева. Героииспользованием учебника, других подпольщики и
источников
партизаны. Отступление
информации.
немецких войск по всем
Работа с таблицей
фронтам.
«Главные битвы войны»
Открытие второго фронта
в Европе в конце войны.
40 Борьба советских людей на
оккупированной
территории.
1
Составить рассказ о тружениках
тыла нашего района.
Использованиекарты,
мультимедиаресурсов, для
формироваия
устойчивых
представлений о борьбесоветских
людей на
оккупированной
территории.
Составление развернутых
Ответов с опорой накраеведческий
материал
41
Битва на Курской дуге.
Мужество и героизм
советских солдат.
1
42
Наука и культура в годы
войны.
1
43
Создание
антигитлеровской
коалиции.
1
Описание битвы с опорой на план,
по различным источникам
(видеофильм,презентация). Работа с
таблицей «Главные битвы войны»
2
Работа с таблицей
«Главные битвы войны»
Составление развернутых
Ответов с опорой накраеведческий
материал
44- Изгнание захватчиков с
45 советской
земли,
освобождение
народов
Европы
Работа с таблицей
«Главные битвы войны»
46
Битва за Берлин.
Капитуляция Германии.
1
47
День Победы - 9 мая
1945 года.
1
Работа с таблицей
«Главные битвы войны»
48
Вступление СССР в войну
с Японией.
1
Раскрытие понятий
«капитуляцию»,
«Нюрнбергский процесс»
1
Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
49 Окончание Второй
мировой войны.
Нюрнбергский процесс.
50 Героические и трагические
уроки войны. Причины
победы советского народа.
1
Решающий вклад СССР в
разгром гитлеровской
Германии.
Военные действия США
против Японии в 1945 г.
Атомная бомбардировка
Хиросимы и Нагасаки.
Капитуляция Японии.
Работа с текстом учебникапо
заданиям учителя в
малых группах.
Советские полководцы
(Г. К. Жуков, К. К.
51
Советские полководцы
52
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг. в
памяти народа,
произведениях искусств
1
Умение соотносить
иллюстративный материал с
текстом учебника.
1 Работа с текстом
Учебника по заданиямучителя
Рокоссовский, А. М.
Василевский, И. С.
Конев), герои войны.
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг. в
памяти народа,
произведениях искусства
Советский Союз в 1945 - 14
1991 годах.
53 Возрождение Советской
страны после войны.
1
54 Жизнь и быт людей в
послевоенное время,
судьбы солдат,
вернувшихся с фронта
1
55 Новая волна репрессий.
Голод 1946-1947 гг..
1
56
Внешняя политика СССР
в послевоенные годы.
1
57
Формирование двух
военно-политических
блоков. Начало "холодной
войны".
1
58
Смерть И. В. Сталина.
Борьба за власть
1
59 Реформы Н. С. Хрущева.
1
60
Выработка новых
подходов к внешней
политике.
1
61
Достижения в науке и
технике в 50-60-е годы.
Хрущевская "оттепель".
1
Самостоятельная работа с текстом Трудности послевоенной
учебника по готовому плану.
жизни. Восстановление
разрушенных городов.
Возрождение и развитие
промышленности
Рассказ о достижениях
советской науки и техникив 1950- Укрепление статуса
СССР как великой
х–1960-е
мировой державы.
Политика укрепления
Приведение примеров из текста социалистического
учебника по каким направлениям
лагеря Приход к власти
шел процесс «хрущевской
Н. С. Хрущева.
оттепели»
Осуждение культа
Описание советской
личности, начало
культуры используя,мультимедиа реабилитации
ресурсы,другие источники.
репрессированных
Исследование атомной
энергии. Выдающиеся
Установление
ученые И. В. Курчатов,
последовательности событий
М. В. Келдыш, А. Д.
подготовки иполета в космос.
Сахаров. Освоение
космоса и полет первого
Самостоятельная работа с текстом
человека. Ю. А. Гагарин.
учебника поготовому плану.
Первая женщина
космонавт В. В.
Терешкова.. Освоение
Составление развернутых
целины. Жилищное
ответов с опорой на текст
строительство. Жизнь
учебника.
советских людей в годы
правления Н. С.
Хрущева. Противоречия
Составление схемы
внутриполитического
«Реформы М.С.Горбачева»
курса Н. С. Хрущева, его
отставка.
Охарактеризовать
Основные причины
Распада СССР.
Разъяснение понятий «ГКЧП»,
«СНГ».
Составление схемы обосновных
реформах,
проводимых Б.Н.Ельциным.
62 Экономическая
и
социальная политика Л.И.
Брежнева.
1
63
Советская культура,
жизнь и быт советских
людей в 70-е - начале
80-х годов XX века.
1
64
Приход к власти М. С.
Горбачева.
1
65
Нарастание
экономического кризиса
и обострение
межнациональных
отношений в стране.
Россия (Российская Федерация) в 1991 2015
66
Вступление России в
новый этап истории.
1
Экономический спад.
Конституция СССР
1977 г. Война в
Афганистане.
ХХII-летние
Олимпийские игры в
Москве. Ухудшение
материального
положения населения и
морального климата в
стране.
Смерть Л. И. Брежнева
Избрание первого
президента СССР - М.С.
Горбачева. Вывод войск
из Афганистана.
Образование новых
политических партий и
движений. Августовские
события 1991 г. Распад
СССР.
Принятие Декларации о
государственном
суверенитете РСФСР.
Первый президент
России Б. Н. Ельцин.
Образование
Содружества
Независимых Государств
(далее - СНГ). Причины и
последствия кризиса
советской системы и
распада СССР
Формирование
суверенной российской
государственности.
Политический кризис
осени 1993
г. Принятие
Характеристика
личности
Составление
полных и развернутых
ответов
о содержани
Конституции России
и деятельности В.В. Путина.
Составлениеполных и развернутых (1993 г.). Символы
ответов о содержанииреформ.
государственной власти
67
Внешняя политика России
в 1990-е гг.
1
68
Культура и духовная
жизнь общества в
начале XXI века.
1
Краткий пересказ текста
по плану.
Описание исторического
события на основеразличных
источников Систематизация
знаний за данный период
времени.Выполнение
индивидуальных заданий.
информации.
Российской Федерации. .
Жизнь и быт людей в
новых экономических и
политических условиях
Основные направления
национальной политики:
успехи и просчеты.
Нарастание
противоречий между
центром и регионами.
Военно-политический
кризис в Чеченской
Республике Отношения
со странами СНГ и
Балтии. Восточное
направление внешней
политики. Русское
зарубежье Второй
президент России - В.В.
Путин. Его деятельность:
курс на продолжение
реформ, стабилизацию
положения в стране,
сохранение целостности
России, укрепление
государственности,
обеспечение согласия и
единства общества. Новые
государственные символы
России. Развитие
экономики и социальной
сферы. Политические
лидеры и общественные
деятели современной
России. Культура и
духовная жизнь общества
в начале XXI века. Русская
православная церковь в
новой России.
Президентские выборы
2008 г. Президент России
- Д. А. Медведев.
Общественнополитическое
и
экономическое развитие
страны,
культурная
жизнь на современном
этапе. Разработка новой
внешнеполитической
стратегии в начале XXI
века.
Укрепление
международного
престижа России.
Президентские выборы
2012 г. Президент России
В.В.
Путин.
Сегодняшний
день
России.
Проведение
зимних Олимпийских игр
в
Сочи
в
2014 г.
Воссоединение Крыма с
Россией. Празднование
70-летия
Победы
в
Великой Отечественной
войне.
Материально-техническое обеспечение
Наглядно-иллюстрационный материал
1.Исторические карты
Русское государство в 16 веке
Русское государство в 17 веке.
Российская империя в 18 в. (европейская часть)
Отечественная война 1812 г.
Российская империя во 2 пол. 18 в.
Отечественная война 1812 г.
Россия в кон. 17в до 60-х годов 18 века. Европейская часть.
Российское государство в 16 веке
Федеральные образовательные порталы:
•Федеральный портал "Российское образование"
•Российский общеобразовательный портал
•Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
•Естественно-научный образовательный портал
•Информационно-коммуникационные технологии в образовании
•Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
•Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
•Единое окно доступа к образовательным ресурсам
•http://www.iteach.ru/courses/aids.php.
•www.letopisi.ru
•www.wiki.openclass.ru
•www.campus.ru,
•http://www.proshkolu.ru/