Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «» августа 2024 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
/Е.С.Лихачева/
«28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ от августа 2024 г.
Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОГРАФИЯ
(указать предмет, курс, модуль)
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 –
2028гг.)
Уровень обучения (класс) 6-9
основное общее образование
Количество часов: 272 Уровень базовый
Учитель: Гниятуллина Ригина Рафкатовна, первая квалификационная
категория
Срок реализации: 2024 – 2028 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами,
становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь
естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Общая характеристика учебного предмета
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отводится в 6 – 9 классах по 2 часа в неделю (68 ч в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «География» для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают:
Расширение представлений об окружающем мире.
Патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание.
Усиленное изучение социальных, экологических и культурологических аспектов.
Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных
культурных традиций.
Реализация краеведческого принципа.
Изучение своей местности помогает сформировать более чѐткие представления о
природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями,
позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в
решение доступных для них проблем окружающей действительности.
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных
результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в
тематическом планировании в виде конкретных учебных действий.
Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и
правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы,
горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища,
пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и
моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды
от загрязнения.План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты.
Физическая карта России. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.
Планеты. Земля - планета.
Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая
карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте
полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение
России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части
России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы
климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические
проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение.
Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия:
географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат,
реки и озера, природа материка, население и государства.
Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа,
Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные
ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей
местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население
нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность
нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края.
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "География".
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по
карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений
и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях
изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Тематическое планирование
6 класс
№
п\п
1
Колво
часов
1
Тема урока.
Содержание темы
Понятие о географии как
науке.
Введение что изучает
география. Познакомить
учащихся с новым
предметом, учебником.
Дать представление о
географии как науке.
Разъяснить происхождение
и смысл понятия
«география»;
Основные виды
деятельности
Беседа.
1
Наблюдения за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Познакомить с
зависимостью влияния
высоты Солнца на погоду;
довести до понимания
учащихся, почему надо
изучать признаки времен
года, как необходимо к ним
подготовиться;
Познакомить с явлениями
природы, выяснить
причины их возникновения.
Познакомить с явлениями
природы, выяснить
причины их возникновения.
Изучать устройство
компаса.
Определять
направление на
стороны горизонта и
визировать по компасу
3
1
Явления природы: ветер,
дождь, гроза.
4
1
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения.
Познакомить с г.п. своей
местности, выяснить ХДЛ
живущих здесь людей.
Экскурсия для выяснения
запаса элементарных
географических
представлений, проверки
умений и навыков,
полученных в 1—5 классах.
Слушание
объяснения учителя
5
1
Ориентирование на
местности. Горизонт.
Линия горизонта.
Ориентирование на
местности. Горизонт,
линии,
стороны
горизонта. Компас и
правила пользования
им.
6
1
Стороны горизонта.
Ориентирование на
местности. Горизонт,
линии,
стороны
горизонта. Компас и
правила пользования
им.
7
1
Компас и правила
пользования им.
Ориентирование на
местности. Горизонт,
линии,
стороны
горизонта. Компас и
правила пользования
им.
Определять
направление на
стороны горизонта и
визировать по компасу
Готовить самодельное
оборудование для
проведения
ориентирования на
местности.
Определять среднюю
длину своего шага.
Проводить
ориентирования на
объекты,
расположенные на
пришкольном участке
8
1
Ориентирование.
Определение основных
направлений по Солнцу,
компасу, местным
признакам и природным
объектам.
9
1
Формы поверхности
Земли. Рельеф
местности, его основные
формы
Равнины, холмы
10
1
Овраги, их образование
11
1
Горы. Понятие о
землетрясениях и
вулканах
12
1
Вода на Земле.
Вода в природе.
13
1
Родник, его образование
14
1
Колодец. Водопровод.
Ориентирование на
местности. Горизонт,
линии,
стороны
горизонта. Компас и
правила пользования
им.
Сформировать
представление о видах
равнин, научить находить
равнины на физической
карте, продолжить
формирование навыков
работы с картой.
Сформировать
представление об оврагах,
выяснить причины их
образования и какой урон
они наносят с/х
Углубить понятие рельеф
формы рельефа, горы.
Сформировать
представление о горных
системах, хребтах, типах
гор по высоте. Продолжить
формирование навыков
работы с картой.
Сформировать
представление о воде в
природе, научить находить
равнины на физической
карте, продолжить
формирование навыков
работы с картой.
Сформировать
представление о роднике и
его образовании в природе.
Сформировать
представление о колодце и
его образовании в природе,
научить находить равнины
на физической карте,
продолжить формирование
навыков работы с картой.
Слушание
объяснения учителя,
ориентироваться по
Солнцу. Измерять
высоту Солнца над
горизонтом.
Слушание
объяснения учителя,
работы с картой
Слушание
объяснения учителя,
работа с картой
находить равнины на
физической карте,
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
Слушание
объяснения учителя
Озера, водохранилища,
пруды. Река и ее части
Равнинные и горные
реки.
15
Сформировать
представление о части реки,
о горных и равнинных
реках в природе, научить
находить равнины на
физической карте,
продолжить формирование
навыков работы с картой.
Сформировать
представление о том, как
люди используют реки,
продолжить формирование
навыков работы с картой
Контроль качества усвоения
знаний.
Работа с раздаточным
материалом
находить равнины на
физической карте
16
1
Водоемы нашей
местности. Охрана воды
от загрязнения.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
17
1
Контрольная работа по
теме: «Карта».
18
1
Болота, их осушения.
Сформировать
представление о болотах,
продолжить формирование
навыков работы с картой.
Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
19
1
Океаны и моря. Ураганы
и штормы.
Сформировать
представление об океанах и
морях, продолжить
формирование навыков
работы с картой.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
20
1
Острова и полуострова.
Сформировать
представление об островах
и полуостровах,
продолжить формирование
навыков работы с картой.
21
1
План и карта. Рисунок и
план предмета.
22
1
Масштаб карты.
Научить составлять план
предмета, выяснить его
отличие от рисунка;
развивать глазомер и
умение работать с
измерительными
приборами; продолжить
работу по правильному
оформлению работ в
тетради.
Создать у учащихся
представление о масштабе
и его видах, научить
пользоваться масштабом,
научить работать с
измерительными
приборами; продолжить
работу по правильному
оформлению работ в
тетради.
составлять план «Мой
путь из дома в школу»
работа с
измерительными
приборами;
оформление работ в
тетради.
23
1
План класса.
24
1
План школьного
участка.
25
1
Условные знаки плана
местности.
26
1
План и географическая
карта.
27
1
Условные цвета и знаки
физической карты
28
1
Условные знаки
физической карты.
29
1
Физическая карта
России. Значение
географической карты в
жизни и деятельности
людей.
Научить составлять план
класса, продолжить работу
по правильному
оформлению работ в
тетради.
Научить составлять план
участка, используя
масштаб, продолжить
работу по правильному
оформлению работ в
тетради;
Дать определение
«условные знаки»,
познакомить с их видами и
что они обозначают;
продолжить работу по
правильному оформлению
работ в тетради;
составление плана
класса, оформление
работ в тетради
Сформировать
представление о
географической карте;
познакомить с правилами
работы и легендой карты.
географической карта;
правила работы и
легендой карты
Продолжить формирование
представление о
географической карте;
познакомить с цветами
карты, продолжить работу
по правильному
оформлению работ в
тетради;
Продолжить формирование
представление о
физической карте;
познакомить с цветами
карты, условными знаками,
продолжить работу по
правильному оформлению
работ в тетради;
Продолжить формирование
представление о
физической карте Росси;
научить находить
географические объекты на
карте России;
способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
составление плана
участка, используя
масштаб
оформление работ в
тетради
Работа с физической
картой Росси;
находить
географические
объекты на карте
России;
30
1
Земной шар. Краткие
сведения о Земле,
Солнце, Луне. Планеты.
31
1
32
1
Контрольная работа
по теме: «Земля»
Земля – планета.
Доказательства
шарообразности Земли.
33
1
Освоение космоса.
34
1
Глобус — модель
Земного шара. Земная
ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе.
35
1
Физическая карта
полушарий.
36
1
Распределение воды и
суши на Земле.
Сформировать
представление о земном
шаре. Продолжать работу
по правильному
оформлению опорных схем
в тетради; развивать
внимание, память,
логическое мышление.
Контроль усвоения знаний.
оформление опорных
схем в тетради;
Сформировать
представление о земных
планетах. Продолжать
работу по правильному
оформлению опорных схем
в тетради; развивать
внимание, память,
логическое мышление.
Познакомить с первыми
космонавтами, освоившими
космос.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
Сформировать
представления о глобусе
как модели Земли.
Продолжить работу с
текстом учебника.
продолжить работу по
правильному оформлению
работ в тетради;
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Сформировать
представления о
физической карте как
изображение глобуса на
плоскости Продолжить
работу с текстом учебника,
учить читать карту.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Сформировать
представления о Мировом
океане его составных
частях.
Продолжить работу с
текстом учебника, учить
читать карту.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
Наблюдение за
демонстрацией
учителя
работа с текстом
учебника, уметь
читать карту.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
37
1
Океаны и материки на
глобусе и физической
карте полушарий
38
1
Материки на глобусе и
карте полушарий.
Евразия. Африка.
39
1
Материки на глобусе и
карте полушарий.
Африка.
Сформировать
представления о океанах
как части Мирового океана.
Продолжить работу с
текстом учебника, учить
читать карту.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Сформировать
представления о
материках и частях света.
Продолжить работу с
текстом учебника, учить
читать карту.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Сформировать
представление о
расположении материков на
карте, умение работать с
картой.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Работа с учебным
пособием
Слушание
40
1
Первые кругосветные
путешествия.
41
1
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении и
нагревании солнцем
земной поверхности
(отвесные, наклонные и
скользящие солнечные
лучи).
42
1
Понятие о климате, его
отличие от погоды.
Основные типы климата.
43
1
44
1
Пояса освещенности, их
изображение на глобусе
и карте полушарий.
Природа тропического
пояса.
Природа умеренных и
полярных поясов.
Ознакомить учащихся с тем
как в течении времени
формировалось
представление о Земле.
Продолжить работу с
текстом учебника, учить
читать карту.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Выявить зависимость
температуры от высоты
солнца и угла падения
солнечных лучей на земную
поверхность, продолжить
работу по правильному
оформлению работ в
тетради;
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Выявить зависимость
климата от Г.п., рельефа,
морей и океанов.
Продолжить работу по
правильному оформлению
работ в тетради;
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
Формирование понятий о
поясах освещенности
Сформировать
представления о влиянии
климата на природу,
научить учащихся
описывать природу
тропического пояса.
Продолжить работу с
текстом учебника.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
логического мышления.
объяснения учителя
Работа с учебным
пособием, работать с
картой.
Работа с учебным
пособием,
оформление работ в
тетради.
Слушание
объяснения учителя
45
46
1
1
47
1
48
1
49
1
50
1
51
1
Географическое положение России на карте
мира. Морские и
сухопутные границы.
Европейская и азиатская
части России. Границы
России. Сухопутные
границы на западе и на
юге.
Морские границы.
Океаны и моря,
омывающие берега
России. Острова и
полуострова России.
Моря Северного
Ледовитого океана.
Моря Тихого и
Атлантического
океанов.
Контрольная работа по
теме: «Карта России».
Формы поверхности
России. Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Изучить особенности г.п.
России
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Слушание
объяснения учителя.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Сформировать понятие о
морских границах России, о
морях Северного
Ледовитого океана.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Просмотр
учебного фильма
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Познакомить с морями,
омывающими берега
России.
Раскрыть особенности
морей Северного
Ледовитого океана.
Просмотр учебного
фильма,
беседа
Раскрыть особенности
морей тихого океана.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Контроль качества знаний.
Раскрыть особенности
поверхности нашей страны.
Ввести понятие
низменности,
возвышенности,
плоскогорья. Продолжить
формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Просмотр учебного
фильма,
беседа
52
1
Горы России.: Урал,
Кавказ, Алтай, Саяны.
53
1
Крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых.
54
55
56
57
58
1
1
1
1
1
Реки и озера России.
Реки: Волга с Окой и
Камой.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь,
Енисей
Реки Лена и Амур.
Озера России.
Дать общие сведения, что
такое горы, каким цветом
они обозначаются на карте,
познакомить с горами:
Урал, Кавказ, Саяны,
Алтай.
Формировать
представления о
крупнейших
месторождениях полезных
ископаемых, их
применением, свойствами,
способами добычи;
развивать познавательную
активность, умение
работать с картой,
развивать речь, логическое
мышление.
Раскрыть особенности рек.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Раскрыть особенности рек.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Раскрыть особенности рек.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Раскрыть особенности рек.
Продолжить формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Раскрыть особенности озер
России. Продолжить
формирование
самостоятельных навыков
при работе с картой.
Развивать внимание,
географическую зоркость.
Просмотр учебного
фильма,
беседа
Слушание
объяснения учителя
Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
Просмотр
учебного фильма
59
1
60
1
61
1
62
1
История Свердловской
области. История г.
Екатеринбург.
Животный мир и
растительный мир СО
Васюганье.
Растительный и
животный мир.
Полезные ископаемые
Васюганья.
Экологические проблемы
Васюганья.
Животный и
растительный мир
Богдановичского района
(сравнение). Внутренние
воды.
Основные черты рельефа
(почвы) Свердловской
области
Экологические
проблемы.
Промышленность
Свердловской области,
своего города. Сельское
хозяйство Свердловской
области.
Контрольная работа по
теме: « Свердловской
область».
"По страницам Красной
книги Свердловской
области"
63
1
64
1
65
1
66
1
67
1
68
1
Национальные
праздники народов
Свердловской области
Обобщающее занятие.
6970
2
Повторение (резерв)
Раскрыть особенности
образования области и г.
Куйбышева
Раскрыть особенности
растительного и животного
мира Новосибирской
области.
Дать характеристику
васюганью. Раскрыть
особенности Васюганских
болот. Обозначить
экологическую обстановку.
Слушание
объяснения учителя
Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
Раскрыть особенности
растительного и животного
мира Свердловской
области.
Выявить отличительные
черты рельефа Урала
Сформировать знания о
промышленности и
сельском хозяйстве
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Контроль уровня усвоения
знаний по теме.
Формировать
представление о животных
и растениях, занесенных в
Красную книгу
Раскрыть особенности
национальных праздников
народом НСО.
Повторить и закрепить
знания, получены е течение
изучения раздела.
Тематическое планирование
7 класс
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Просмотр
учебного фильма
Тема урока.
Содержание темы
Основные виды
деятельности
1
Колво
часов
1
Общая характеристика природы и
хозяйства России. Положение
России на глобусе, карте
полушарий, физической карте.
Понятие о географии
как науке.
Географическое
положение России на
карте мира. Морские и
сухопутные границы.
Европейская и азиатская
части России.
Разнообразие рельефа.
Острова и полуострова.
Административное
деление России.
Слушание объяснения
учителя. Работа с
учебником
2
1
Административное деление
России.
3
1
Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые, их месторождения,
пути рационального
использования.
№
п\п
Общая
характеристика
природы
и
хозяйства России.
Географическое
положение России
на карте мира.
Морские
и
сухопутные
границы.
Европейская
и
азиатская
части
России.
Разнообразие
рельефа. Острова
и
полуострова.
Административно
е деление России.
Полезные
ископаемые,
их
месторождения,
пути
рационального
использования.
Типы климата в
разных
частях
России. Водные
ресурсы России,
их использование.
Экологические
проблемы.
Численность
населения России,
его размещение.
Народы России.
Формы поверхности
земли. Рельеф местности,
его основные формы.
Равнины, холмы, горы.
Понятие о
землетрясениях и
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Работа с учебником,
работа в рабочих
тетрадях
вулканах. Овраги и их
образование.
4
1
Типы климата в разных частях
России.
Типы климата в разных
частях России.Явления
природы: ветер,
дождь, гроза
Слушание объяснения
учителя. Работа с
картой.
5
1
Водные ресурсы России, их
использование.
Океаны и материки на
глобусе и карте
полушарий. Водные
Слушание объяснения
учителя. Работа с картой
ресурсы России, их
использование
6
1
Численность
населения Численность
России, его размещение. Народы населения России,
России.
его размещение.
Народы России
Просмотр
фильма
учебного
7
1
Отрасли промышленности
Отрасли
промышленности..
Работа с раздаточным
материалом
8
1
Сельское хозяйство, его отрасли
Отрасли
промышленности.
Уровни развития
европейской и азиатской
частей России.
Просмотр
фильма
учебного
9
1
Уровни развития европейской и
азиатской частей России.
Уровни развития
европейской и азиатской
частей России
Работа с картой
10
1
Природные зоны России
Размещение природных зон на
территории России. Карта
природных зон.
Объяснить, что наша
страна занимает
большую территорию, и
поэтому природные
условия неодинаковы.
Изучить закономерности
природных зон России.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником
работа с картой,
учебником.
11
1
Зона арктических пустынь.
Положение на карте, климат
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Слушание объяснения
учителя
12
1
Растительный и животный мир.
Познакомить учащихся с
особенностями
растительного и
животного мира
Арктики. Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником
Слушание объяснения
учителя
13
1
Население и его основные занятия.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и очертания
берегов, острова и
полуострова, рельеф,
климат, реки и озера,
природа материка,
население и государства
Работа с учебным
пособием, работа в
рабочих тетрадях
14
1
Северный морской путь.
Слушание объяснения
учителя. Работа с
учебником, Работа с
картой
15
1
Тундра. Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые
Материки и океаны на
глобусе и физической
карте полушарий.
Атлантический океан.
Северный Ледовитый
океан. Тихий океан.
Индийский океан.
Хозяйственное значение.
Судоходство.
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Работа с учебным
пособием, работа в
рабочих тетрадях,
Работа с картой
16
1
Климат и водоемы тундры
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Слушание объяснения
учителя. Работа с
учебником. Работа с
картой
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
17
1
18
1
19
1
Контрольная работа по теме:
«Зона арктических пустынь».
Животный мир. Растительный
мир.
Население и его основные занятия.
Контроль качества
усвоения знаний.
Раскрыть особенности
природы тундры и
растительного мира в
условиях вечной
мерзлоты.
Свой край. История
возникновения.
Положение на
карте, границы.
Рельеф. Полезные
ископаемые и почвы
нашей местности.
Климат. Реки,
пруды, озера,
каналы нашей
местности. Охрана
водоемов.
Растительный и
животный мир
нашей местности.
Население нашего
края. Национальные
обычаи, традиции,
национальная
кухня.
Промышленность
нашей местности.
Специализация
сельского
хозяйства.
Транспорт нашего
края. Архитектурноисторические и
культурные
памятники нашего
края.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
20
21
1
1
Города тундры: Мурманск,
Архангельск
Города тундры: Нарьян – Мар,
Норильск, Анадырь
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
22
1
Экологические проблемы. Охрана
природы тундры.
Природные зоны России.
Просмотр
Зона арктических
фильма
пустынь. Тундра. Лесная Беседа
зона. Степи.
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
учебного
23
1
Лесная зона. Положение на карте.
Поверхность и полезные
ископаемые лесной зоны.
Лесная зона.
Слушание объяснения
учителя. Работа с картой
24
1
Климат. Особенности природы.
Типы климата в разных
частях России.
Слушание объяснения
учителя, работа с
картой, учебником.
25
1
Реки, озера, каналы.
Просмотр
фильма
Беседа
26
1
27
1
Природные богатства лесной
зоны. Растительный мир. Хвойные
леса.
Смешанные и лиственные леса.
Вода на земле. Река и ее
части. Горные и
равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды.
Болота и их осушение.
Родник и его
образование. Колодец.
Водопровод. Океаны и
моря.
Растительный и
животный мир нашей
местности
Растительный и
животный мир нашей
местности
учебного
работа с картой,
учебником.
Слушание объяснения
учителя
28
1
Животный мир лесной зоны.
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
29
1
Пушные звери.
30
1
Значение леса.
Природные зоны России. Слушание объяснения
Зона арктических
учителя
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
Лесная зона
Просмотр
фильма
Беседа
учебного
Слушание объяснения
учителя. Работа с картой
31
1
Промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны.
Промышленность
нашей местности.
Специализация
сельского
хозяйства.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
32
1
Контрольная работа по теме:
«Лесная зона».
Контроль качества
усвоения знаний.
Систематизация
учебного материала
33
1
Города центральной России.
34
1
Особенности развития хозяйства
северо – западной России.
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная
Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная
Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
Просмотр
фильма
Беседа
учебного
35
36
1
1
Города: Санкт-Петербург,
Новгород, Псков, Калининград
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная
Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
Западная Сибирь
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная
Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
37
1
Восточная Сибирь
38
1
Дальний Восток
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия.
Юго-Западная Азия.
Южная Азия.
Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия.
Россия.
Политическая карта
Евразии. Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная Европа,
Северная Европа,
Восточная Европа.
Центральная Азия.
Юго-Западная Азия.
Южная Азия.
Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия.
Россия.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Работа с учебным
пособием. Слушание
объяснения учителя.
Работа с картой
работа с картой,
учебником.
работа с картой,
учебником.
39
1
Заповедники и заказники лесной
зоны
40
1
Степи. Положение на карте.
Поверхность и полезные
ископаемые. Климат. Реки.
41
1
Растения зоны степей.
41
1
Животный мир степей.
43
1
Хозяйство, население и его
основные занятия.
Разъяснить, что охрана
леса является частью
более общей задачи
охраны природы в
целом, что понимаем
под охраной природных
богатств.
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Просмотр
фильма
учебного
Природные
зоны
России.
Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни
и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Природные
зоны
России.
Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни
и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
Раскрыть культуру
населения зоны степей,
особенности их занятий.
работа с картой,
учебником.
Работа с учебным
пособием, работа в
рабочих тетрадях
работа с картой,
учебником.
работа с картой,
учебником.
44
1
Города лесостепной зоны:
Воронеж, Курск.
Раскрыть особенности
городов зоны степей.
Воспитывать
уважительное
отношение к разным
национальностям,
развивать кругозор.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Слушание объяснения
учителя. работа с
картой, учебником.
45
1
Города лесостепной зоны:
Оренбург, Омск.
Раскрыть особенности
городов зоны степей.
Воспитывать
уважительное
отношение к разным
национальностям,
развивать кругозор
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
46
1
Города степной зоны: Волгоград,
Саратов, Самара и др.
Раскрыть особенности
городов зоны степей.
Воспитывать
уважительное
отношение к разным
национальностям,
развивать кругозор.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Работа с учебным
пособием
47
1
Охрана природы зоны степей
Закрепить знания об
охране природы.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
48
1
Контрольная работа по теме:
«Зона пустынь и полупустынь».
Контроль качества
усвоения знаний.
49
1
Полупустыни и пустыни
Положение на карте. Поверхность.
Полезные ископаемые.
Сформировать
представление о
природной зоне пустынь
и полупустынь,
ознакомить с г.п.,
выявить особенности
поверхности и полезных
ископаемых.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Работа с учебником,
работа с картой
50
1
Климат. Реки.
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
51
1
Растительный мир и животный
мир.
Природные зоны России. Работа с учебным
Зона арктических
пособием
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
52
1
Хозяйство. Население и его
основные занятия
53
1
Города зоны пустынь и
полупустынь.
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни.
Субтропики.
Высотная
поясность в горах.
Природные зоны
России. Зона
арктических
пустынь. Тундра.
Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
Работа с учебником,
работа с картой
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом
Работа с учебником,
работа с картой
54
1
Субтропики. Положение на карте.
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом
Полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная
поясность в горах.
55
1
Курортное хозяйство.
Города-курорты.
Природные зоны России. Слушание объяснения
Зона арктических
учителя
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах.
56
1
Население и его основные занятия.
Природные зоны России.
Зона арктических
пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Высотная поясность в
горах..
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом
57
1
Высотная поясность в горах.
Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые. Климат.
Формы поверхности
земли. Рельеф
местности, его
основные формы.
Равнины, холмы,
горы. Понятие о
землетрясениях и
вулканах. Овраги и
их образование.
Высотная поясность
в горах. Формы
поверхности
России. Горы
России. Реки и озера
России.
Работа с учебником,
работа в рабочих
тетрадях
58
1
Особенности природы и хозяйства
Северного Кавказа.
Раскрыть особенности
природы Северного
Кавказа. Развивать
познавательный
интерес. Воспитывать
уважительное
отношение к природе.
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом, картой
59
1
Города и экологические проблемы
Урала. Алтайские горы.
Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Раскрыть особенности
городов. Воспитывать
уважительное
отношение к разным
национальностям,
развивать кругозор.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Просмотр учебного
фильма Беседа
Развивать внимание,
кругозор, бережное
отношение к природе.
60
1
Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Формы поверхности
России. Горы России.
Реки и озера России.
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом, картой
61
62
1
1
История Свердловской области.
История г.Богдановича
Просмотр учебного
фильма Беседа
63
1
Полезные ископаемые
Экологические проблемы
Свердловской области
64
1
Животный и растительный мир
Богдановичского района
(сравнение). Внутренние воды
65
1
Основные черты рельефа (почвы)
Богдановичского района
Экологические проблемы.
66
1
Промышленность Свердловской
области, своего города. Сельское
хозяйство Свердловской области.
Свой край. История
возникновения.
Положение на карте,
границы. Рельеф.
Полезные ископаемые
и почвы нашей
местности. Климат.
Реки, пруды, озера,
каналы нашей
местности. Охрана
водоемов.
Растительный и
животный мир нашей
местности. Население
нашего края.
Национальные
обычаи, традиции,
национальная кухня.
Промышленность
нашей местности.
Специализация
сельского хозяйства.
Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом
Просмотр учебного
фильма Беседа
67
1
Контрольная работа по теме:
Свердловская область».
68
1
"По страницам Красной книги
Свердловской области"
6970
Повторение (резерв)
Транспорт нашего
края. Архитектурноисторические и
культурные
памятники нашего
края.
Контроль уровня
усвоения знаний по
теме.
Формировать
представление о
животных и растениях,
занесенных в Красную
книгу.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Тематическое планирование
8 класс
Содержание темы
№
п\п
Кол-во
часов
Тема урока.
1
1
Материки и океаны на глобусе
и физической карте полушарий. Океаны и материки на
Атлантический
океан. глобусе и карте
Хозяйственное
значение. полушарий
Судоходство.
Работа с учебником,
2
1
Северный Ледовитый океан.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
3
1
Тихий океан.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
4
1
Индийский океан.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
Материки и океаны на
глобусе и физической
карте полушарий.
Атлантический океан.
Северный Ледовитый
океан. Тихий океан.
Индийский океан.
Хозяйственное
значение.
Судоходство.
Основные виды
деятельности
работа в рабочих
тетрадях
Работа с учебником,
5
1
Современное изучение
мирового океана
6
1
Африка. Очертания берегов.
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера.
Работа с учебником,
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная работа в рабочих
тетрадях
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
7
1
Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера. Природные зоны
Африки.
Работа с учебником,
8
1
Природа материка. Растения
тропических лесов.
Работа с учебником,
9
1
Животные тропических лесов.
работа в рабочих
тетрадях
работа в рабочих
тетрадях
работа в рабочих
тетрадях
Природа тропического Слушание объяснения
учителя
пояса
10
1
Природа материка.
Растительный мир саванн.
Раскрыть
особенности природы
и растительного и
животного мира
саванн.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
11
1
Животный мир саванн.
Раскрыть
особенности природы
и животного мира
саванн. Развивать
познавательный
интерес.
Слушание объяснения
учителя
Растительность и животные
пустынь.
Раскрыть
особенности природы
и растительного и
животного мира
пустынь, где
расположена зона
пустынь.
Работа с учебником
12
работа в рабочих
тетрадях
13
1
Население Африки.
Государства.
Слушание объяснения
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная учителя
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
14
1
Египет
15
1
Эфиопия.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях
Слушание объяснения
учителя
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
Контроль качества
усвоения знаний.
16
1
Танзания
17
1
Контрольная работа по теме:
«Государства Африки».
18
1
Конго, Нигерия.
Раскрыть культуру
населения Нигерии и
Конго с его
основными
занятиями.
Работа с учебником
19
1
ЮАР.
Раскрыть культуру
населения ЮАР с его
основными
занятиями, г.п,
Слушание объяснения
учителя. Беседа.
20
1
Австралия. Географическое
положение. Острова.
Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и полуострова,
рельеф, климат, реки и
озера, природа
материка, население и
государства.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
21
1
Природа материка.
Растительный мир.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
работа в рабочих
тетрадях
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
22
1
Животный мир.
23
1
Население.
24
1
Австралийский союз.
25
1
Океания.
Остров Новая Гвинея.
26
1
27
1
Обобщающий урок.
Самостоятельная работа по
теме «Австралия».
Антарктида. Географическое
положение. Антарктика.
Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях
Африка, Австралия,
Антарктида,
Северная Америка,
Южная Америка,
Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и
полуострова, рельеф,
климат, реки и озера,
природа материка,
население и
государства.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Слушание объяснения
учителя
Беседа.
Слушание объяснения
учителя
Контроль усвоения
знаний.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и
полуострова, рельеф,
климат, реки и озера,
природа материка,
население и
государства.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
28
1
Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями.
29
1
Разнообразие рельефа, климат.
Природа материка.
Растительный и животный мир.
Охрана природы.
Африка,
Австралия,
Антарктида,
Северная Америка,
Южная Америка,
Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и
полуострова,
рельеф, климат,
реки и озера,
природа материка,
население и
государства.
Формы поверхности
земли. Рельеф
местности, его
основные формы.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
30
1
Контрольная работа по теме:
«Антарктида».
Контроль усвоения
знаний.
31
1
Современные исследования
Антарктиды.
Дать представление о
современном
изучении Антарктиды
научными
экспедициями.
Выявить проблемы
охраны природы.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
32
1
Северная Америка. Открытие
Америки.
Проследить историю
открытия Северной
Америки.
Продолжить
формирование
самостоятельных
навыков при работе с
картой, учебником.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
Слушание объяснения
учителя
33
1
Географическое положение.
Разнообразие рельефа. Климат.
Дать характеристику
г.п. Северной
Америки, раскрыть
особенности климата
и разнообразие
рельефа. Продолжать
формирование
навыков
самостоятельной
работы с картой и
учебником.
Работа с учебником
34
1
Реки и озера.
Реки и озера
России.
Работа с учебником
35
1
Природа материка.
Растительный и животный мир.
. Растительный и
животный мир
Слушание объяснения
учителя
работа в рабочих
тетрадях
работа в рабочих
тетрадях
Беседа.
36
1
Население и государства.
37
1
США.
Африка, Австралия,
Антарктида,
Северная Америка,
Южная Америка,
Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и
полуострова, рельеф,
климат, реки и озера,
природа материка,
население и
государства.
Слушание объяснения
учителя
Слушание
объяснения учителя
Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях
38
1
Канада.
Слушание объяснения
учителя
Беседа.
39
1
Мексика. Куба.
40
1
Южная Америка.
Географическое положение.
Разнообразие рельефа. Климат.
41
1
Реки и озера.
42
1
Природа материка.
Растительный и животный мир
тропических лесов.
А
фрика,
Австрал
ия,
Антарк
тида,
Северна
я
Америк
а,
Южная
Америк
а,
Евразия
:
географ
ическое
положе
ние и
очертан
ия
берегов,
острова
и
полуост
рова,
рельеф,
климат,
реки и
озера,
природа
материк
а,
населен
ие
и
государ
ства.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
Слушание объяснения
учителя
Работа с учебным
пособием
Слушание объяснения
учителя
Работа с учебным
пособием
43
1
Животные тропического леса.
Природа тропического
пояса
Работа с учебником
44
1
Растительность и животные
саванн, степей.
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Тундра. Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и
пустыни. Субтропики.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
45
1
Растительный и животный мир
пустынь, полупустынь и горных
районов.
46
1
Население и государства.
Бразилия.
Раскрыть культуру
населения с его
основными
занятиями.
Воспитывать
уважительное
отношение к разным
национальностям,
развивать кругозор.
Продолжать
формирование
навыков
самостоятельной
работы с картой и
учебником.
47
1
Контрольная работа по теме:
«Южная Америка».
Контроль усвоения
знаний.
работа в рабочих
тетрадях
Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях
Слушание объяснения
учителя
48
1
Политическая карта Евразии.
Государства Евразии.
49
1
Евразия. Евразия —
величайший материк земного
шара. Географическое
положение. Очертания берегов.
Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
50
1
Очертания берегов. Моря
Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова.
Государства
Евразии.
Политическая
карта Евразии.
Государства
Евразии. Западная
Европа, Южная
Европа, Северная
Европа, Восточная
Европа.
Центральная Азия.
Юго-Западная
Азия. Южная
Азия. Восточная
Азия. ЮгоВосточная Азия.
Россия.
Слушание объяснения
учителя
Слушание объяснения
учителя
Слушание объяснения
учителя
Работа с учебным
пособием
Государства Евразии. Работа с учебником
работа в рабочих
Политическая карта
Евразии. Государства тетрадях
Евразии. Западная
Европа, Южная
Европа, Северная
Европа, Восточная
Европа. Центральная
Азия. Юго-Западная
Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия.
Россия.
51
1
Западная Европа. Южная
Европа, Северная Европа,
Восточная Европа.
52
1
Разнообразие рельефа и
полезные ископаемые Европы.
Слушание объяснения
учителя
53
1
Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Разнообразие
рельефа и полезные
ископаемые Азии.
Слушание
объяснения учителя
Работа с
раздаточным
материалом, картой
54
1
Климат Евразии.
Слушание объяснения
учителя
Работа с учебным
пособием
55
1
Реки и озера Европы.
56
1
Реки и озера Азии.
57
1
Растительный и животный мир
Европы.
58
1
Растительный и животный мир
Азии.
Слушание объяснения
учителя
59
1
Население Евразии. Культура и
быт народов Евразии.
Слушание объяснения
учителя
Работа с учебным
пособием
Дать общую
характеристику
внутренних вод
Евразии, особенности
рек, их хозяйственное
значение. Продолжать
формирование
навыков
самостоятельной
работы с картой и
учебником.
Африка, Австралия,
Антарктида, Северная
Америка, Южная
Америка, Евразия:
географическое
положение и
очертания берегов,
острова и
полуострова, рельеф,
климат, реки и озера,
природа материка,
население и
государства.
Слушание объяснения
учителя
Слушание объяснения
учителя
Слушание объяснения
учителя
60
1
Россия. Свой край. История
возникновения. История
Свердловской области. История
г.Богдановича
61
1
Положение на карте, границы.
Границы Свердловской области
Растительный и животный мир
нашей местности
62
1
Полезные ископаемые и почвы
нашей местности..
Свердловской области
63
1
Растительный и животный мир
нашей местности.
Богдановичского района
(сравнение).
64
1
65
1
Основные черты рельефа
(почвы) Богдановичского района
Внутренние воды. Климат.
Реки, пруды, озера, каналы
нашей местности. Охрана
водоемов
Население нашего края.
Национальные обычаи,
традиции, национальная кухня.
66
1
Промышленность нашей
местности. Свердловской
области, своего города.
Специализация сельского
хозяйства Свердловской
области.
Свой край. История
возникновения.
Положение на карте,
границы. Рельеф.
Полезные
ископаемые и почвы
нашей местности.
Климат. Реки, пруды,
озера, каналы нашей
местности. Охрана
водоемов.
Растительный и
животный мир нашей
местности. Население
нашего края.
Национальные
обычаи, традиции,
национальная кухня.
Промышленность
нашей местности.
Специализация
сельского хозяйства.
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Просмотр
учебного
фильма
Беседа
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
67
1
Транспорт нашего края.
68
1
Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего
края.
69
1
Контрольная работа по теме:
Свердловской область».
70
1
Обобщающий урок изученного
материала
Транспорт нашего
края. Архитектурноисторические и
культурные памятники
нашего края.
работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, видеопроектор
Сканер
Карты и таблицы.
Видеофильмы, видеофрагменты.
Учебники 1. География 6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение»,
2011 г.
2. География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва,
«Просвещение», 2008 г.
3. География материков и океанов 8 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина,
Москва, «Просвещение», 2010 г.
4. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс, Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.