Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «» августа 2024 г. Согласовано: Зам. директора по УВР /Е.С.Лихачева/ «28» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № от августа 2024 г. Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГЕОГРАФИЯ (указать предмет, курс, модуль) (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 – 2028гг.) Уровень обучения (класс) 6-9 основное общее образование Количество часов: 272 Уровень базовый Учитель: Гниятуллина Ригина Рафкатовна, первая квалификационная категория Срок реализации: 2024 – 2028 гг. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Общая характеристика учебного предмета География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса отводится в 6 – 9 классах по 2 часа в неделю (68 ч в год). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «География» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают: Расширение представлений об окружающем мире. Патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание. Усиленное изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций. Реализация краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более чѐткие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий. Начальный курс физической географии. Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. География России. Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. География материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "География". Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. Тематическое планирование 6 класс № п\п 1 Колво часов 1 Тема урока. Содержание темы Понятие о географии как науке. Введение что изучает география. Познакомить учащихся с новым предметом, учебником. Дать представление о географии как науке. Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»; Основные виды деятельности Беседа. 1 Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Познакомить с зависимостью влияния высоты Солнца на погоду; довести до понимания учащихся, почему надо изучать признаки времен года, как необходимо к ним подготовиться; Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения. Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения. Изучать устройство компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу 3 1 Явления природы: ветер, дождь, гроза. 4 1 Географические сведения о своей местности и труде населения. Познакомить с г.п. своей местности, выяснить ХДЛ живущих здесь людей. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1—5 классах. Слушание объяснения учителя 5 1 Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. 6 1 Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. 7 1 Компас и правила пользования им. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке 8 1 Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. 9 1 Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы Равнины, холмы 10 1 Овраги, их образование 11 1 Горы. Понятие о землетрясениях и вулканах 12 1 Вода на Земле. Вода в природе. 13 1 Родник, его образование 14 1 Колодец. Водопровод. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Сформировать представление о видах равнин, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. Сформировать представление об оврагах, выяснить причины их образования и какой урон они наносят с/х Углубить понятие рельеф формы рельефа, горы. Сформировать представление о горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Продолжить формирование навыков работы с картой. Сформировать представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. Сформировать представление о роднике и его образовании в природе. Сформировать представление о колодце и его образовании в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. Слушание объяснения учителя, ориентироваться по Солнцу. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Слушание объяснения учителя, работы с картой Слушание объяснения учителя, работа с картой находить равнины на физической карте, Просмотр учебного фильма Беседа Слушание объяснения учителя Озера, водохранилища, пруды. Река и ее части Равнинные и горные реки. 15 Сформировать представление о части реки, о горных и равнинных реках в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. Сформировать представление о том, как люди используют реки, продолжить формирование навыков работы с картой Контроль качества усвоения знаний. Работа с раздаточным материалом находить равнины на физической карте 16 1 Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Просмотр учебного фильма Беседа 17 1 Контрольная работа по теме: «Карта». 18 1 Болота, их осушения. Сформировать представление о болотах, продолжить формирование навыков работы с картой. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом 19 1 Океаны и моря. Ураганы и штормы. Сформировать представление об океанах и морях, продолжить формирование навыков работы с картой. Просмотр учебного фильма Беседа 20 1 Острова и полуострова. Сформировать представление об островах и полуостровах, продолжить формирование навыков работы с картой. 21 1 План и карта. Рисунок и план предмета. 22 1 Масштаб карты. Научить составлять план предмета, выяснить его отличие от рисунка; развивать глазомер и умение работать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради. Создать у учащихся представление о масштабе и его видах, научить пользоваться масштабом, научить работать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради. составлять план «Мой путь из дома в школу» работа с измерительными приборами; оформление работ в тетради. 23 1 План класса. 24 1 План школьного участка. 25 1 Условные знаки плана местности. 26 1 План и географическая карта. 27 1 Условные цвета и знаки физической карты 28 1 Условные знаки физической карты. 29 1 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Научить составлять план класса, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради. Научить составлять план участка, используя масштаб, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; составление плана класса, оформление работ в тетради Сформировать представление о географической карте; познакомить с правилами работы и легендой карты. географической карта; правила работы и легендой карты Продолжить формирование представление о географической карте; познакомить с цветами карты, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Продолжить формирование представление о физической карте; познакомить с цветами карты, условными знаками, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Продолжить формирование представление о физической карте Росси; научить находить географические объекты на карте России; способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. составление плана участка, используя масштаб оформление работ в тетради Работа с физической картой Росси; находить географические объекты на карте России; 30 1 Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. 31 1 32 1 Контрольная работа по теме: «Земля» Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. 33 1 Освоение космоса. 34 1 Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. 35 1 Физическая карта полушарий. 36 1 Распределение воды и суши на Земле. Сформировать представление о земном шаре. Продолжать работу по правильному оформлению опорных схем в тетради; развивать внимание, память, логическое мышление. Контроль усвоения знаний. оформление опорных схем в тетради; Сформировать представление о земных планетах. Продолжать работу по правильному оформлению опорных схем в тетради; развивать внимание, память, логическое мышление. Познакомить с первыми космонавтами, освоившими космос. Просмотр учебного фильма Беседа Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Продолжить работу с текстом учебника. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представления о физической карте как изображение глобуса на плоскости Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представления о Мировом океане его составных частях. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Просмотр учебного фильма Беседа Наблюдение за демонстрацией учителя работа с текстом учебника, уметь читать карту. Просмотр учебного фильма Беседа 37 1 Океаны и материки на глобусе и физической карте полушарий 38 1 Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка. 39 1 Материки на глобусе и карте полушарий. Африка. Сформировать представления о океанах как части Мирового океана. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представления о материках и частях света. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представление о расположении материков на карте, умение работать с картой. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Работа с учебным пособием Слушание 40 1 Первые кругосветные путешествия. 41 1 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). 42 1 Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. 43 1 44 1 Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Ознакомить учащихся с тем как в течении времени формировалось представление о Земле. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Выявить зависимость температуры от высоты солнца и угла падения солнечных лучей на земную поверхность, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Выявить зависимость климата от Г.п., рельефа, морей и океанов. Продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Формирование понятий о поясах освещенности Сформировать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. Продолжить работу с текстом учебника. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. объяснения учителя Работа с учебным пособием, работать с картой. Работа с учебным пособием, оформление работ в тетради. Слушание объяснения учителя 45 46 1 1 47 1 48 1 49 1 50 1 51 1 Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Границы России. Сухопутные границы на западе и на юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Контрольная работа по теме: «Карта России». Формы поверхности России. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изучить особенности г.п. России Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Слушание объяснения учителя. Развивать внимание, географическую зоркость. Сформировать понятие о морских границах России, о морях Северного Ледовитого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Просмотр учебного фильма Развивать внимание, географическую зоркость. Познакомить с морями, омывающими берега России. Раскрыть особенности морей Северного Ледовитого океана. Просмотр учебного фильма, беседа Раскрыть особенности морей тихого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Контроль качества знаний. Раскрыть особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низменности, возвышенности, плоскогорья. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Просмотр учебного фильма, беседа 52 1 Горы России.: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. 53 1 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 Реки и озера России. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей Реки Лена и Амур. Озера России. Дать общие сведения, что такое горы, каким цветом они обозначаются на карте, познакомить с горами: Урал, Кавказ, Саяны, Алтай. Формировать представления о крупнейших месторождениях полезных ископаемых, их применением, свойствами, способами добычи; развивать познавательную активность, умение работать с картой, развивать речь, логическое мышление. Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Раскрыть особенности озер России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. Просмотр учебного фильма, беседа Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом Просмотр учебного фильма 59 1 60 1 61 1 62 1 История Свердловской области. История г. Екатеринбург. Животный мир и растительный мир СО Васюганье. Растительный и животный мир. Полезные ископаемые Васюганья. Экологические проблемы Васюганья. Животный и растительный мир Богдановичского района (сравнение). Внутренние воды. Основные черты рельефа (почвы) Свердловской области Экологические проблемы. Промышленность Свердловской области, своего города. Сельское хозяйство Свердловской области. Контрольная работа по теме: « Свердловской область». "По страницам Красной книги Свердловской области" 63 1 64 1 65 1 66 1 67 1 68 1 Национальные праздники народов Свердловской области Обобщающее занятие. 6970 2 Повторение (резерв) Раскрыть особенности образования области и г. Куйбышева Раскрыть особенности растительного и животного мира Новосибирской области. Дать характеристику васюганью. Раскрыть особенности Васюганских болот. Обозначить экологическую обстановку. Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом Раскрыть особенности растительного и животного мира Свердловской области. Выявить отличительные черты рельефа Урала Сформировать знания о промышленности и сельском хозяйстве работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Контроль уровня усвоения знаний по теме. Формировать представление о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Раскрыть особенности национальных праздников народом НСО. Повторить и закрепить знания, получены е течение изучения раздела. Тематическое планирование 7 класс работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Просмотр учебного фильма Тема урока. Содержание темы Основные виды деятельности 1 Колво часов 1 Общая характеристика природы и хозяйства России. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Понятие о географии как науке. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Слушание объяснения учителя. Работа с учебником 2 1 Административное деление России. 3 1 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. № п\п Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административно е деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Работа с учебником, работа в рабочих тетрадях вулканах. Овраги и их образование. 4 1 Типы климата в разных частях России. Типы климата в разных частях России.Явления природы: ветер, дождь, гроза Слушание объяснения учителя. Работа с картой. 5 1 Водные ресурсы России, их использование. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Водные Слушание объяснения учителя. Работа с картой ресурсы России, их использование 6 1 Численность населения Численность России, его размещение. Народы населения России, России. его размещение. Народы России Просмотр фильма учебного 7 1 Отрасли промышленности Отрасли промышленности.. Работа с раздаточным материалом 8 1 Сельское хозяйство, его отрасли Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Просмотр фильма учебного 9 1 Уровни развития европейской и азиатской частей России. Уровни развития европейской и азиатской частей России Работа с картой 10 1 Природные зоны России Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон. Объяснить, что наша страна занимает большую территорию, и поэтому природные условия неодинаковы. Изучить закономерности природных зон России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником работа с картой, учебником. 11 1 Зона арктических пустынь. Положение на карте, климат Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Слушание объяснения учителя 12 1 Растительный и животный мир. Познакомить учащихся с особенностями растительного и животного мира Арктики. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником Слушание объяснения учителя 13 1 Население и его основные занятия. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства Работа с учебным пособием, работа в рабочих тетрадях 14 1 Северный морской путь. Слушание объяснения учителя. Работа с учебником, Работа с картой 15 1 Тундра. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Работа с учебным пособием, работа в рабочих тетрадях, Работа с картой 16 1 Климат и водоемы тундры Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Слушание объяснения учителя. Работа с учебником. Работа с картой Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 17 1 18 1 19 1 Контрольная работа по теме: «Зона арктических пустынь». Животный мир. Растительный мир. Население и его основные занятия. Контроль качества усвоения знаний. Раскрыть особенности природы тундры и растительного мира в условиях вечной мерзлоты. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 20 21 1 1 Города тундры: Мурманск, Архангельск Города тундры: Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 22 1 Экологические проблемы. Охрана природы тундры. Природные зоны России. Просмотр Зона арктических фильма пустынь. Тундра. Лесная Беседа зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. учебного 23 1 Лесная зона. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые лесной зоны. Лесная зона. Слушание объяснения учителя. Работа с картой 24 1 Климат. Особенности природы. Типы климата в разных частях России. Слушание объяснения учителя, работа с картой, учебником. 25 1 Реки, озера, каналы. Просмотр фильма Беседа 26 1 27 1 Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные и лиственные леса. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Растительный и животный мир нашей местности Растительный и животный мир нашей местности учебного работа с картой, учебником. Слушание объяснения учителя 28 1 Животный мир лесной зоны. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 29 1 Пушные звери. 30 1 Значение леса. Природные зоны России. Слушание объяснения Зона арктических учителя пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Лесная зона Просмотр фильма Беседа учебного Слушание объяснения учителя. Работа с картой 31 1 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 32 1 Контрольная работа по теме: «Лесная зона». Контроль качества усвоения знаний. Систематизация учебного материала 33 1 Города центральной России. 34 1 Особенности развития хозяйства северо – западной России. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Просмотр фильма Беседа учебного 35 36 1 1 Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Западная Сибирь Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. 37 1 Восточная Сибирь 38 1 Дальний Восток Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Россия. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Россия. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Работа с учебным пособием. Слушание объяснения учителя. Работа с картой работа с картой, учебником. работа с картой, учебником. 39 1 Заповедники и заказники лесной зоны 40 1 Степи. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. 41 1 Растения зоны степей. 41 1 Животный мир степей. 43 1 Хозяйство, население и его основные занятия. Разъяснить, что охрана леса является частью более общей задачи охраны природы в целом, что понимаем под охраной природных богатств. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Просмотр фильма учебного Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Раскрыть культуру населения зоны степей, особенности их занятий. работа с картой, учебником. Работа с учебным пособием, работа в рабочих тетрадях работа с картой, учебником. работа с картой, учебником. 44 1 Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск. Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Слушание объяснения учителя. работа с картой, учебником. 45 1 Города лесостепной зоны: Оренбург, Омск. Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 46 1 Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Самара и др. Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Работа с учебным пособием 47 1 Охрана природы зоны степей Закрепить знания об охране природы. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 48 1 Контрольная работа по теме: «Зона пустынь и полупустынь». Контроль качества усвоения знаний. 49 1 Полупустыни и пустыни Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Сформировать представление о природной зоне пустынь и полупустынь, ознакомить с г.п., выявить особенности поверхности и полезных ископаемых. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Работа с учебником, работа с картой 50 1 Климат. Реки. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 51 1 Растительный мир и животный мир. Природные зоны России. Работа с учебным Зона арктических пособием пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 52 1 Хозяйство. Население и его основные занятия 53 1 Города зоны пустынь и полупустынь. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. Работа с учебником, работа с картой Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом Работа с учебником, работа с картой 54 1 Субтропики. Положение на карте. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 55 1 Курортное хозяйство. Города-курорты. Природные зоны России. Слушание объяснения Зона арктических учителя пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 56 1 Население и его основные занятия. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом 57 1 Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Высотная поясность в горах. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. Работа с учебником, работа в рабочих тетрадях 58 1 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Раскрыть особенности природы Северного Кавказа. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к природе. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 59 1 Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Раскрыть особенности городов. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Просмотр учебного фильма Беседа Развивать внимание, кругозор, бережное отношение к природе. 60 1 Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 61 62 1 1 История Свердловской области. История г.Богдановича Просмотр учебного фильма Беседа 63 1 Полезные ископаемые Экологические проблемы Свердловской области 64 1 Животный и растительный мир Богдановичского района (сравнение). Внутренние воды 65 1 Основные черты рельефа (почвы) Богдановичского района Экологические проблемы. 66 1 Промышленность Свердловской области, своего города. Сельское хозяйство Свердловской области. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом Просмотр учебного фильма Беседа 67 1 Контрольная работа по теме: Свердловская область». 68 1 "По страницам Красной книги Свердловской области" 6970 Повторение (резерв) Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края. Контроль уровня усвоения знаний по теме. Формировать представление о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Тематическое планирование 8 класс Содержание темы № п\п Кол-во часов Тема урока. 1 1 Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Океаны и материки на Атлантический океан. глобусе и карте Хозяйственное значение. полушарий Судоходство. Работа с учебником, 2 1 Северный Ледовитый океан. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 3 1 Тихий океан. Просмотр учебного фильма Беседа 4 1 Индийский океан. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Основные виды деятельности работа в рабочих тетрадях Работа с учебником, 5 1 Современное изучение мирового океана 6 1 Африка. Очертания берегов. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Работа с учебником, Африка, Австралия, Антарктида, Северная работа в рабочих тетрадях Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. 7 1 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны Африки. Работа с учебником, 8 1 Природа материка. Растения тропических лесов. Работа с учебником, 9 1 Животные тропических лесов. работа в рабочих тетрадях работа в рабочих тетрадях работа в рабочих тетрадях Природа тропического Слушание объяснения учителя пояса 10 1 Природа материка. Растительный мир саванн. Раскрыть особенности природы и растительного и животного мира саванн. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 11 1 Животный мир саванн. Раскрыть особенности природы и животного мира саванн. Развивать познавательный интерес. Слушание объяснения учителя Растительность и животные пустынь. Раскрыть особенности природы и растительного и животного мира пустынь, где расположена зона пустынь. Работа с учебником 12 работа в рабочих тетрадях 13 1 Население Африки. Государства. Слушание объяснения Африка, Австралия, Антарктида, Северная учителя Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. 14 1 Египет 15 1 Эфиопия. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: Работа с учебником работа в рабочих тетрадях Слушание объяснения учителя географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Контроль качества усвоения знаний. 16 1 Танзания 17 1 Контрольная работа по теме: «Государства Африки». 18 1 Конго, Нигерия. Раскрыть культуру населения Нигерии и Конго с его основными занятиями. Работа с учебником 19 1 ЮАР. Раскрыть культуру населения ЮАР с его основными занятиями, г.п, Слушание объяснения учителя. Беседа. 20 1 Австралия. Географическое положение. Острова. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 21 1 Природа материка. Растительный мир. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой работа в рабочих тетрадях Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 22 1 Животный мир. 23 1 Население. 24 1 Австралийский союз. 25 1 Океания. Остров Новая Гвинея. 26 1 27 1 Обобщающий урок. Самостоятельная работа по теме «Австралия». Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Работа с учебником работа в рабочих тетрадях Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Слушание объяснения учителя Беседа. Слушание объяснения учителя Контроль усвоения знаний. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 28 1 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. 29 1 Разнообразие рельефа, климат. Природа материка. Растительный и животный мир. Охрана природы. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 30 1 Контрольная работа по теме: «Антарктида». Контроль усвоения знаний. 31 1 Современные исследования Антарктиды. Дать представление о современном изучении Антарктиды научными экспедициями. Выявить проблемы охраны природы. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Просмотр учебного фильма Беседа 32 1 Северная Америка. Открытие Америки. Проследить историю открытия Северной Америки. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой Слушание объяснения учителя 33 1 Географическое положение. Разнообразие рельефа. Климат. Дать характеристику г.п. Северной Америки, раскрыть особенности климата и разнообразие рельефа. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы с картой и учебником. Работа с учебником 34 1 Реки и озера. Реки и озера России. Работа с учебником 35 1 Природа материка. Растительный и животный мир. . Растительный и животный мир Слушание объяснения учителя работа в рабочих тетрадях работа в рабочих тетрадях Беседа. 36 1 Население и государства. 37 1 США. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Работа с учебником работа в рабочих тетрадях 38 1 Канада. Слушание объяснения учителя Беседа. 39 1 Мексика. Куба. 40 1 Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа. Климат. 41 1 Реки и озера. 42 1 Природа материка. Растительный и животный мир тропических лесов. А фрика, Австрал ия, Антарк тида, Северна я Америк а, Южная Америк а, Евразия : географ ическое положе ние и очертан ия берегов, острова и полуост рова, рельеф, климат, реки и озера, природа материк а, населен ие и государ ства. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой Слушание объяснения учителя Работа с учебным пособием Слушание объяснения учителя Работа с учебным пособием 43 1 Животные тропического леса. Природа тропического пояса Работа с учебником 44 1 Растительность и животные саванн, степей. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 45 1 Растительный и животный мир пустынь, полупустынь и горных районов. 46 1 Население и государства. Бразилия. Раскрыть культуру населения с его основными занятиями. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы с картой и учебником. 47 1 Контрольная работа по теме: «Южная Америка». Контроль усвоения знаний. работа в рабочих тетрадях Работа с учебником работа в рабочих тетрадях Слушание объяснения учителя 48 1 Политическая карта Евразии. Государства Евразии. 49 1 Евразия. Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. 50 1 Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Россия. Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Работа с учебным пособием Государства Евразии. Работа с учебником работа в рабочих Политическая карта Евразии. Государства тетрадях Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Россия. 51 1 Западная Европа. Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. 52 1 Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Европы. Слушание объяснения учителя 53 1 Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. ЮгоВосточная Азия. Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Азии. Слушание объяснения учителя Работа с раздаточным материалом, картой 54 1 Климат Евразии. Слушание объяснения учителя Работа с учебным пособием 55 1 Реки и озера Европы. 56 1 Реки и озера Азии. 57 1 Растительный и животный мир Европы. 58 1 Растительный и животный мир Азии. Слушание объяснения учителя 59 1 Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Слушание объяснения учителя Работа с учебным пособием Дать общую характеристику внутренних вод Евразии, особенности рек, их хозяйственное значение. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы с картой и учебником. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя Слушание объяснения учителя 60 1 Россия. Свой край. История возникновения. История Свердловской области. История г.Богдановича 61 1 Положение на карте, границы. Границы Свердловской области Растительный и животный мир нашей местности 62 1 Полезные ископаемые и почвы нашей местности.. Свердловской области 63 1 Растительный и животный мир нашей местности. Богдановичского района (сравнение). 64 1 65 1 Основные черты рельефа (почвы) Богдановичского района Внутренние воды. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. 66 1 Промышленность нашей местности. Свердловской области, своего города. Специализация сельского хозяйства Свердловской области. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Просмотр учебного фильма Беседа Работа с учебником работа в рабочих тетрадях работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями Просмотр учебного фильма Беседа работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями 67 1 Транспорт нашего края. 68 1 Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. 69 1 Контрольная работа по теме: Свердловской область». 70 1 Обобщающий урок изученного материала Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края. работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Компьютер, видеопроектор Сканер Карты и таблицы. Видеофильмы, видеофрагменты. Учебники 1. География 6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г. 2. География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г. 3. География материков и океанов 8 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2010 г. 4. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.