Рабочая программа УО Природоведение 5-6 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
/Е.С.Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023
г.
Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
(указать предмет, курс, модуль)
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на
2023 – 2028гг.)
Уровень обучения (класс) 5-6
основное общее образование
Количество часов: 136 Уровень базовый
Учитель: Гниятуллина Ригина Рафкатовна, первая к. к.
Срок реализации: 2024 – 2025 гг.

Пояснительная записка
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются: формирование
элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование
специальных и общеучебных умений и навыков; воспитание бережного отношения к
природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально
значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в
дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у
учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с
временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями
в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья
человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход
от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по
географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной
деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:

полисенсорности восприятия объектов;

практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в
естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями,
практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;

постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и
корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
На предмет
«Природоведение» отводится 2 часа в неделю в 5-6 классах.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение)
обучающимися системы ценностей.
- Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка,
его выразительных возможностей.
- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как
ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству и сотрудничеству.
- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своего языка; интерес к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ народу.
Содержание учебного предмета "Природоведение".
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир",
"Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с
названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения
этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой
природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники
знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на
территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские
горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем
родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие

классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При
знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует
обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к объектам природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и
неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять
логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в
связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые,
почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы:
жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой
предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на
личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные
на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое
количество экскурсий обусловлено как психофизическими
особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных
условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и
понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и
явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению
обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия,
программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически
несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством
педагогического работника. В программе выделены основные виды практических работ по
всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности:
наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые
совместно с учителем, обозначаются специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть
отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении
природоведческого материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению
географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной
программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных
терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,
равнина, глобус, карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей
тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления
неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.

Современные исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать
горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение
кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара.
Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы
защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы.
Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка
и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение.
Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный
уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.
Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание
стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность,

теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства
меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые
вещества (соль, сахар). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые
вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование
растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния
воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов,
ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в
зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их
достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид,
места произрастания).
Деревья
хвойные
(сезонные
изменения,
внешний
вид,
места
произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания. Декоративные
растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора
лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и
водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние
питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом).
Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная
книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как
работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье
человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день.
Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской
помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи.
Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (посѐлок, село, деревня).
Рельеф и водоѐмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения.
Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные
достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Природоведение".
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,

фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
отнесение
изученных
объектов
к определенным
группам
(осина
лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение
несложных
заданий
под
контролем
педагогического
работника;
адекватная
оценка
своей
работы,
проявление
к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга,
кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление
деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.

Тематическое планирование
5 класс (68 ч)
№
п/п

Колич
ество
часов

Тема урока

содержание

Основные виды
деятельности

1

1

Вводный урок Что такое
природоведение?

Зачем надо изучать природу.
Природа и человек Явления
природы Знакомство с
учебником и
рабочей тетрадью

Беседа

2

1

Предметы и явления
неживой и живой природы

Живая и неживая природа.
Признаки живой природы. Тела
неживой природы.
Явления природы

Слушание объяснения
учителя

3

1

Небесные тела: планеты,
звезды

Небесные тела. Звезды. Планеты. Слушание объяснения
Солнце. Земля. Луна. Астрономия учителя Работа с
раздаточным
(астрономы)
материалом

Солнечная система. Солнце

Вселенная. Солнце раскаленный шар. Солнечная
система. Планеты.
Вращение планет вокруг
Солнца. Земля

Слушание объяснения
учителя

4

1

5

1

Исследование
космоса.
Спутники.
Космические
корабли

Вселенная. Солнечная система.
Искусственный спутник.
Значение. Космические корабли

Просмотр учебного
фильма
Беседа

6

1

Первый полет в космос.

Современные исследования.
Космические корабли.
Космонавты.
Ю. А. Гагарин. В .В. Терешкова

Просмотр учебного
фильма
Беседа

7

1

Вращение Земли, смена дня и
ночи, день, ночь, сутки.

Наблюдение за
демонстрацией
учителя

8

1

Смена дня и ночи.
Цикличность изменений в
природе
Смена времен года.
Сезонные изменения в
природе

Вращение
Земли
вокруг Солнца, смена времен
года. Сезонные изменения в
природе.
Времена года

зарисовка
природных объектов и
явлений

9

1

Планета Земля. Оболочки
Земли

Планета
Земля.
Вращение Земли вокруг Солнца.
Форма Земли. Оболочки Земли:
атмосфера,
гидросфера,
литосфера, биосфера.
Отличие Земли от других
планет.

Просмотр учебного
фильма

10

1

Воздух. Воздух и его охрана.
Значение воздуха для жизни
на Земле

Воздух. Значение для человека,
животных, растений

Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом

11

1

Свойства воздуха

Наблюдение
за
демонстрацией
учителя

12

1

Давление и
движение воздуха

Свойства воздуха. Воздух
прозрачный и бесцветный, без
запаха. Воздух занимает место,
упругий, сохраняет тепло
Свойства воздуха.
Использование упругости
воздуха. Воздух сжимается.
Движение воздуха. Теплый
воздух легче холодного, теплый
воздух поднимается вверх,
холодный опускается вниз.
Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства
воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при
нагревании и сжатие при
охлаждении.

13

1

Температура
воздуха.
Термометр

Термометр. Температура воздуха.
Устройство термометра. Правила
измерения температуры
воздуха.

Наблюдение
за
демонстрацией
учителя

14

1

Движение воздуха в
природе. Ветер

Использование
силы
ветра
человеком.
Движение
воздуха. Ветер. Работа ветра в
природе.
Направление
ветра.
Ураган,
способы защиты.

Слушание
объяснения
учителя
Объяснение наблюдаемых
явлений

15

1

Состав воздуха. Кислород,
его значение и применение

Воздух. Газы, входящие в состав
Наблюдение
за
демонстрацией
воздуха: углекислый газ, азот,
кислород. Кислород, его свойство учителя
поддерживать горение.
Применение кислорода в
медицине.

Слушание объяснения
учителя. Объяснение
наблюдаемых явлений

16

1

Состав воздуха. Углекислый
газ и азот

Воздух. Газы, входящие в
состав воздуха: углекислый газ,
азот, кислород. Азот,
углекислый газ. Углекислый газ
и его свойство не поддерживать
горение.
Применение углекислого газа
при тушении пожара

Слушание объяснения
учителя

17

1

Значение и охрана воздуха

Воздух..
Значение
воздуха.
Мероприятия,
принимаемые
для
охраны
воздуха.
Чистый
и
загрязненный
воздух.
Примеси в воздухе (водяной пар,
дым, пыль). Поддержание
чистоты
воздуха. Значение воздуха в
природе.

Объяснение
наблюдаемых
явлений

18

1

Значение воздуха для жизни на
Значение кислорода для
Земле и его охрана
дыхания растений, животных и
человека.
Состав
воздуха.
Свойства кислорода, углекислого
газа.
Охрана
воздуха
от
загрязнения (высадка растений,
установка специальных фильтров
на промышленных предприятиях
для
очистки
воздуха
Поддержание чистоты воздуха в
классе и дома

Слушание
объяснения учителя
зарисовка
природных объектов и
явлений

19

1

Полезные ископаемые.
Виды, значение, способы
добычи

Полезные ископаемые.
Месторождения. Способы добычи.
Виды полезных Ископаемых
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие). Значение полезных
ископаемых. Охрана

работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями

20

1

Гранит, известняк

Слушание объяснения
учителя

21

1

Песок, глина

Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов. Гранит.
Известняк. Мрамор
Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов. Песок.
Глина

Слушание объяснения
учителя

22

1

Горючие
полезные
ископаемые. Торф

Горючие
полезные
ископаемые.
Торф Внешний вид и
свойства каменного угля: цвет,
блеск, горючесть, твердость,
хрупкость.
Добыча и использование.
Образование торфа, добыча и
использование. Охрана

Слушание объяснения
учителя

23

1

Каменный уголь. Свойства

Горючие полезные ископаемые.
Каменный уголь. Внешний вид

работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями

24

1

Добыча и использование
каменного угля

Каменный уголь. Способы
Работа с учебным
добычи. Значение.
пособием
Использование человеком. Охрана

25

1

Нефть: внешний вид и свойства Нефть. Внешний вид и свойства
нефти: цвет и
запах, текучесть,
горючесть.

Наблюдение
за
демонстрацией
учителя

26

1

Добыча и
использование
нефти

Горючие
полезные
ископаемые.
Нефть.
Способы
добычи.
Значение.
Использование
человеком.
Охрана.
Продукты
переработки
нефти:
бензин,
керосин и другие материалы.

Работа с учебным
пособием

27

1

Природный газ. Свойства,
добыча, использование.
Правила обращение с газом в
быту

Природный газ. Внешний вид.
Свойства. Способы добычи.
Значение.
Использование человеком.
Правила
обращения в быту

Слушание объяснения
учителя

28

1

Черные металлы. Сталь.
Чугун

Черные металлы (различные
виды стали и чугуна).
Полезные ископаемые,
используемые для получения
металлов.
Свойства
черных
металлов: цвет,
блеск,
твердость,
упругость,
пластичность,
теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали
и чугуна.

Слушание объяснения
учителя

29

1

Цветные
металлы

Цветные металлы. Полезные
ископаемые, используемые для
получения металлов.
Использование цветных
металлов Отличие черных
металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и
свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность,
теплопроводность,
устойчивость к ржавлению.

Работа с учебником работа
в рабочих тетрадях

30

1

Медь. Распознавание меди. Ее
применение.

Медь. Распознавание
алюминия. Свойства меди: цвет,
блеск,
твердость,
пластичность, теплопроводность.
Распознавание
меди.
Ее
применение.

Слушание
объяснения учителя

31

1

Охрана недр

Полезные ископаемые. Запасы
полезных ископаемых. Меры,
принимаемые по охране
полезных ископаемых

Наблюдение
за
демонстрацией
учителя

32

1

Полезные
ископаемые

Местные полезные ископаемые.
Добыча и ис- пользование
Полезные ископаемые. Виды,
значение, способы добычи.
Горючие полезные ископаемые.
Полезные ископаемые,
используемые в качестве
Строительных материалов.
Черные металлы. Цветные
металлы. Благородные
(драгоценные) металлы

Работа с учебным
пособием
Работа с раздаточным
материалом

33

1

Вода в природе. Роль воды в
питании живых организмов

Вода. Вода на Земле. Значение
воды для жизни растений,
животных, человека

Объяснение
наблюдаемых
явлений

34

1

Свойства воды

Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы,
расширение при нагревании и
сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании.
Способность растворять
некоторые твердые вещества
(соль, сахар и др.).

Слушание объяснения
учителя

35

1

Растворимые и
нерастворимые вещества.
Питьевая вода

Вода. Растворимые и
нерастворимые вещества.
Растворы. Виды растворов.
Питьевая вода. Растворы.
Использование растворов.
Растворы в природе: минеральная
и морская
вода.

Объяснение
наблюдаемых явлений

36

1

Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды

Объяснение
наблюдаемых явлений

37

1

Три состояния воды.
Температура и ее измерение

Чистая вода. Мутная вода.
Состав мутной воды. Очистка
воды отстаиванием и
фильтрованием
Три состояния воды. Твердое
(лед), газообразное (пар),
жидкое (вода).
Температура замерзания.
Температура кипения. Переход
из одного состояния в другое

38

1

Расширение при нагревании
и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании

Вода сжимается при охлаждении
вода расширяется при
нагревании. Температура
кипения. Единица измерения
температуры — градус.
Температура плавления льда и
кипения воды.

Наблюдение
за
демонстрацией
учителя
Работа с раздаточным
материалом

39

1

Свойства воды.
Лабораторная
работа

Лабораторная
работа

Анализ результатов по
проведению наблюдений,
постановке опытов,
описанию экологических
последствий при
использовании и
преобразовании
окружающей среды.

40

1

Вода в природе:
осадки, воды суши.

Вода размывает почву, овраги,
пещеры, ущелья; наводнение

Объяснение
наблюдаемых
явлений

Слушание объяснения
учителя

41

1

Значение
воды
в
природе. Использование воды
в
быту,
промышленности
и
сельском хозяйстве.

Чистая вода, пресная вода,
использование воды в быту,
сельском хозяйстве,
промышленности охрана воды,
очистка воды, меры,
принимаемые
по
охране воды

Слушание объяснения
учителя

42

1

Работа воды в природе.

Образование пещер,
оврагов, ущелий.
Наводнение (способы защиты от
наводнения). Вода в природе,
осадки, воды суши: реки, ручьи,
озера, моря, океаны. Облака,
тучи.
Круговорот воды в природе

Объяснение
наблюдаемых явлений

43

1

Воды суши: ручьи, реки

Слушание объяснения
учителя

44

1

Озера, болота, пруды.

Воды суши. Вода пресная и
соленая. Естественные и
искусственные водоемы.
Ручей. Река. Образование.
Значение. Охрана
Озера. Болота. Пруды.
Водохранилища. Внешний вид.
Режим.
Использование человеком.
Обитатели
водоемов

45

1

Моря и океаны.
Использование и охрана
воды

Моря.
Океаны.
Внешний вид. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов
в жизни человека. Обозначение
морей и океанов на карте.
Использование океанов и
морей человеком.

Слушание
объяснения учителя

46

1

Охрана воды

Охрана воды. Бережное
отношение к воде в быту. Учет
и использование
свойств воды Экономия питьевой
воды.

Работа с учебником

47

1

Равнины, холмы, овраги

Равнины, холмы, овраги.
Внешний вид. Роль в жизни
человека.
Поверхность своей местности

Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным
материалом

48

1

Горы

Горы. Внешний вид. Природа.
Жизнь людей в горах. Занятия
людей

Работа с учебным
пособием

Работа с учебным
пособием

49

1

Почва — верхний слой земли.
Ее образование

Почва. Минеральная и
органическая
части
почвы.
Состав почвы: перегной, глина,
песок, вода, минеральные соли,
воздух. Глина, песок и соли
— минеральная часть почвы.

Работа
с
учебным
пособием,
работа
в
рабочих тетрадях

50

1

Разнообразие почв

Почва.
Песчаные
и
глинистые
почвы.
Водные
свойства песчаных и глинистых
почв:
способность впитывать воду,
пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных
почв по водным
свойствам.
Сравнение глины и глинистых
почв по водным свойствам.

Слушание
объяснения учителя
Работа
с
раздаточным материалом

51

1

Основное свойство почвы плодородие. Обработка
почвы

Почва. Перегной — органическая Слушание объяснения
часть почвы Черноземные почвы. учителя
Плодородные почвы. Обработка
почвы.
Весенняя обработка почвы. Уход
за почвой летом.
Осенняя обработка почвы.
Значение почвы в народном
хозяйстве.

52

1

Охрана почвы

Почва.
Эрозия
почв.
Охрана почв.
Охрана почв. Разрушение
плодородного слоя почвы
(костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер). Меры,
принимаемые по охране почв
(высадка лесов, защита от
эрозии)

Работа
пособием

53

1

Место России на земном
шаре. Знакомство с картой

Россия ― Родина моя. Россия.
Россия - самое большое
государство. Разнообразие
поверхности и климата.
Обозначение суши и рек на
карте.

Работа с учебником

с

учебным

54

1

Моря и океаны, омывающие
берега России

55

1

Горы и равнины на территории Основные формы поверхности.
нашей страны
Равнины: ВосточноЕвропейская
равнина, Западно- Сибирская
равнина.
Уральские и Кавказские горы

56

1

Реки и озера России

озеро Байкал, реки Волга, Енисей
или другие объекты в
зависимости от региона.
Крупнейшие реки: Обь, Лена,
Енисей, Амур,
Волга. Озера: Байкал, Каспийское
море

Слушание объяснения
учителя

57

1

Москва - столица России

Столица. Правительство.
Достопримечательн ости:
Кремль, Третьяковская гале рея,
Большой театр, Театр кукол им.
С. В. Образцова, стадион
«Лужники», Останкинская
телебашня. Транспорт

Просмотр учебного
фильма

58

1

Крупные города, их
достопримечательностями, население
нашей страны.
Санкт-Петербург

Достопримечательности: Эрмитаж,
Просмотр учебного
Петропавловская крепость,
фильма Беседа
Исаакиевский собор, Невский
проспект. Река Нева. Разводные
мосты. Порт

59

1

Ярославль.
Владимир. Города
«золотого кольца»

Древние города России:
Ярославль. Владимир. История.
Достопримечательности.
Народные промыслы.
Туризм

Просмотр учебного
фильма Беседа

60

1

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

Города России.
Река Волга.
Нижний Новгород. Казань.
Волгоград. История.
Достопримечательн ости.
Промышленность

Просмотр учебного
фильма Беседа

Важнейшие географические
объекты, расположенные
на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря,
Тихий океан. Черное море.
Азовское море. Балтийское
море. Северный Ледовитый
океан.

Слушание объяснения
учителя Работа с
раздаточным материалом

работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями

Сибирь. Дальний
Восток.
Новосибирск,
Владивосток.
Достопримечательн
ости.
Промышленность. Порт.

Просмотр учебного
фильма Беседа

народы

Население России. Городское и
сельское население. Россия многонациональное государство.
Национальности. Народы.
Традиции. Обычаи.
Народные промыслы

Просмотр учебного
фильма Беседа

Важнейшие
объекты

Название. Область. Поверхность.
Водоемы. Растительный и
животный мир. Население.
Промышленность и сельское
хозяйство.
Достопримечательности

Слушание объяснения
учителя

Обобщающий
урок
по
разделу «Есть на Земле страна
Россия»

Россия. Разнообразие
поверхности и климата России,
моря, океаны, горы, равнины,
города России: Москва, СанктПетербург, Ярославль,
Владимир, Нижний Новгород,
Казань, Волгоград, Сибирь.
Дальний Восток.
Новосибирск, Владивосток.
Население России

Систематизация учебного
материала

1

Неживая природа.
Обобщающий урок

Природа. Неживая природа.
Признаки неживой природы.
Планета Земля. Солнечная
система. Вода. Воздух.
Полезные ископаемые. Почва.
Связь
живой и неживой природы

Систематизация учебного
материала

68

итого

61

1

Новосибирск,
Владивосток

62

1

Население
России

63

1

Ваш
город.
географические
региона

64

2

Экскурсия

65

2

66

и

Тематическое планирование

6 класс (68 ч)
№
п.п
1

Кол-во
часов
1

Тема урока

содержание

Живая природа. Биосфера:
растения, животные,
человек.

Живая природа. Признаки.
Единство живой и неживой
природы. Природа и человек

Основные виды учебной
деятельности
Слушание объяснения учителя

2

1

Разнообразие
растительного мира

Растения. Разнообразие растений.
Дикорастущие и культурные
растения. Значение растений

Беседа. Слушание объяснения
учителя

3

1

Среда
обитания
растений (растения леса,
поля, сада, огоро- да, луга,
водоемов).

Многообразие растений.
Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы: клевер,
васильки, лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения полей,
садов, огородов (пшеница,
рожь, овощи, фрукты)

Слушание объяснения учителя

4

1

Строение растений

Наблюдение за демонстрацией
учителя

5

1

Деревья, кустарники, травы

Растение. Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Деревья,
кустарники,
травы.
Внешний вид. Признаки

6

1

Лиственные деревья

Деревья
лиственные
Слушание объяснения учителя.
(дикорастущие
и Работа
с
раздаточным
культурные,
сезонные
материалом
изменения, внешний вид, места
произрастания).
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Лиственные деревья (береза, липа,
осина, клен, яблоня, груша).
Дикорастущие и культурные
лиственные
деревья

7

1

Хвойные деревья

Деревья
хвойные (сезонные
изменения, внешний вид, места
произрастания).
Признаки хвойных деревьев.
Хвойные деревья (ель, сосна,
лиственница). Использование
человеком. Хвойный лес.
Тайга

зарисовка
природных
объектов и явлений

8

1

Дикорастущие кустарники

Дикорастущие
и
культурные растения., се- зонные
изменения,
внешний
вид,
места

работа
тетрадях

Работа с учебником Работа
с раздаточным
материалом

в

рабочих

произрастания
Орешник.
Дикорастущая малина.
Боярышник. Внешний
вид.
Использование человеком
9

1

Культурные
кустарники

Дикорастущие и
культурные растения
Кустарники. Признаки.
Культурные кустарники.
Сирень.
Смородина. Внешний
вид.
Использование человеком

Слушание объяснения учителя

10

1

Травы

Травы (дикорастущие и
культурные) Внешний вид, места
произрастания Признаки.
Однолетние и многолетние
растения.
Дикорастущие и культурные
травы. Одуванчик.
Подорожник. Ромашка. Укроп.
Петрушка. Внешний вид.
Использование человеком
культурных
растений

Работа с учебным пособием
Работа с раздаточным
материалом

11

1

Декоративные
растения. Внешний
вид, места
произрастания

Декоративные растения.
Признаки декоративных
растений сада. Цветоводство.
Цветы: астры, анютины глазки,
пионы, флоксы, гвоздики, розы.
Внешний вид. Декоративные
деревья и кустарники: клен,
сирень, жасмин. Внешний вид.
Значение

Слушание объяснения учителя
зарисовка природных объектов
и явлений

12

1

Лекарственны е
растения

Лекарственные растения.
Слушание объяснения учителя
Внешний вид. Места
зарисовка природных объектов
произрастания. Правила сбора
и явлений
лекарственных растений.
Использование. Лекарственные
растения.
Подорожник, крапива, шиповник,
алоэ. Лечебные свойства. Правила
использования

13

1

Комнатные растения.
Внешний вид. Уход.
Значение.

Комнатные растения. Признаки.
Значения для человека. Общие
правила ухода. Разнообразие
комнатных растений

14

1

Комнатные растения:
герань, бегония,
фиалка,

Разнообразие
комнатных растений. Герань.
Бегония. Фиалка.
Традесканция. Внешний вид

Просмотр
учебного
фильма
Работа с раздаточным
материалом

традесканция
Растительный мир разных
районов
Земли
(с
холодным,
умеренным
и
жарким
климатом.).

Разнообразие растительного
мира. Зависимость
растительного мира от
солнечного тепла. Районы с
холодным климатом,
умеренным климатом, жарким
климатом. Типичные растения

Слушание объяснения учителя

Растения, произрастающие
в
разных климатических
условиях
нашей
страны.

Разнообразие растений.
Типичные Представители
растительного мира.
Тундра (мхи, лишайники).
Леса(ель, сосна, береза, дуб).
Степь (ковыль, тюльпан).
Полупустыни, пустыни
(полынь, песчаная акация,
саксаул). Зависимость
растительного мира от
солнечного тепла и количества
осадков.
Охрана природы

Работа с научно- популярной
литературой

1

Растения своей местности:
дикорастущие и культурные

Типичные растения своей
местности.
Культурные растения.
Дикорастущие растения

Слушание объяснения учителя

18

1

Красная книга России и
своей области (края)

Значение растений для жизни
человека. Правила поведения в
природе.
Охрана растений. Красная
книга. Растения, занесенные в
Красную книгу (лесной ландыш,
купальница, колокольчик,
кувшинка).
Заповедники

Просмотр учебного фильма

19

1

Разнообразие
животного мира

Животные. Разнообразие
животных.
Различие животных по
внешнему виду, местам
обитания, размерам, образу
жизни, строению тела

Слушание объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом

20

1

Среда обитания животных

зарисовка природных объектов
и явлений

21

1

Понятие животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.

Животные суши (леса, луга,
поля, горы). Птицы. Животные
водоемов
Разнообразие животного мира.
Группы животных: насекомые,
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.

15

1

16

1

17

Слушание объяснения учителя

22

1

Насекомые

23

1

24

1

Бабочки, стрекозы,
жуки
Кузнечики, муравьи, пчелы

25

1

Рыбы

26

1

Морские и речные
рыбы

27

1

Земноводные.
Лягушки. Жабы

28

1

29

1

Признаки. Среда обитания
Насекомые. Признаки.
Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана.
Внешний
вид.
Место
в
природе. Значение. Охрана.
Кузнечики. Пчелы. Муравьи.
Внешний вид. Образ жизни.
Значение
Рыбы. Внешний вид. Среда
обитания. Место в природе.
Значение. Охрана. Рыбы,
обитающие в водоемах России и
своего края.
Строение. Признаки. Значение
рыб

Слушание объяснения учителя

Работа
с
учебным
пособием
Работа с раздаточным
материалом
Слушание объяснения учителя
Работа с учебным пособием

Пресноводные и морские рыбы.
Морские рыбы: сельдь, треска,
камбала, лосось.
Пресноводные рыбы: карась,
окунь, сом, щука. Охрана рыб
Земноводные. Признаки.
Лягушки. Жабы. Внешний вид.
Образ жизни. Питание.
Размножение

Работа с учебным пособием

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы

Пресмыкающиеся. Признаки.
Змеи, ящерицы, крокодилы.
Внешний вид. Образ жизни.
Питание.
Размножение

Работа с учебным пособием

Птицы

Птицы. Внешний вид. Среда
обитания.
Образ
жизни.
Значение. Охрана. Птицы своего
края.
Признаки. Перелетные птицы.
Зимующие птицы. Места
обитания. Значение птиц

Слушание
учителя
Работа
с
материалом

Слушание объяснения учителя

объяснения
раздаточным

30

1

Ласточки, скворцы, снегири, Ласточки, скворцы, снегири,
орлы
орлы. Внешний вид. Образ
жизни.
Питание

Работа с учебным пособием

31

1

Лебеди, журавли,
чайки

Лебеди, журавли, чайки. Внешний Слушание объяснения учителя
вид. Образ
жизни. Питание

32

1

33

1

Птицы своего края.
Охрана птиц
Млекопитающие

Типичные птицы своего
края. Охрана птиц
Млекопитающие. Внешний вид.
Среда обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана.
Млекопитающие
животные
своего края.

Работа с учебным
пособием
Слушание
объяснения
учителя

Детеныши. Травоядные,
всеядные,
хищники. Среда обитания (суша и
вода)
34

1

Млекопитающие суши

Млекопитающие. Животные
лесов, степей,
пустынь

работа в рабочих тетрадях

35

1

Млекопитающие
морей и океанов

Морские животные. Признаки.
Внешний вид. Киты. Тюлени.
Дельфины

Слушание объяснения учителя

36

1

Животные рядом с
человеком. Домашние
животные в городе и
деревне

Домашние животные (звери и
птицы). Признаки домашних
животных.

работа в рабочих тетрадях

37

1

Сельскохозяйственные
животные: лошади

Животноводство Лошади.
Жеребята. Внешний вид.
Питание. Использование
человеком

Слушание объяснения учителя

38

1

Сельскохозяйственные
животные: коровы

Животноводство. Коровы.
Внешний вид. Питание.
Работа с раздаточным
Использование человеком. Уход и материалом
содержание

39

1

Сельскохозяйственные
животные: козы, овцы,
свиньи

Животноводство. Свиньи, козы,
овцы, бараны.
Внешний вид. Использование
человеком. Уход и содержание.

40

1

Домашние птицы: куры,
утки, индюки

Слушание объяснения учителя
Птицеводство. Птицы. Куры,
утки, индюки. Внешний вид.
Использование человеком. Уход и
содержание

41

1

Уход за животными в
живом уголке или дома

«Живой уголок». Общие
правила ухода за животными в
«живом
уголке» или дома

Просмотр учебного фильма

42

1

Аквариумные рыбки

Рыбы. Аквариум.
Разнообразие аквариумных
рыбок. Гуппи. Золотые
рыбки. Внешний вид.
Правила содержания и
ухода за
аквариумными рыбками.

Слушание объяснения учителя

43

1

Домашние питомцы.
Канарейки.
попугаи

Птицы. Разнообразие певчих и
декоративных птиц. Канарейки.
Волнистые попугайчики.
Внешний вид. Правила
содержания и ухода дома или в
«живом уголке»

Слушание объяснения учителя

44

1

Домашние питомцы.

Морские свинки, хомячки,

Слушание объяснения

черепахи. Внешний вид.
Правила ухода
Кошки. Разнообразие кошек.
Длинношерстные и
короткошерстные. Внешний вид.
Правила ухода и содержания
кошек в доме

учителя

Собаки. Внешний вид.
Виды собак: служебные,
охотничьи, декоративные.
Признаки. Значение. Правила
ухода за собаками и содержания
их в доме.

Слушание объяснения учителя

45

1

Морские свинки,
хомяки, черепахи
Домашние кошки

46

1

Домашние питомцы. Собаки

47

1

Животные холодных районов Холодные районы. Животные
Слушание объяснения учителя
Земли
холодных районов. Внешний вид.
Образ жизни. Животные суши.
Морские животные. Птицы.
Белые медведи, тюлени, моржи,
северные
олени, песцы. Морские птицы.
Пингвины

48

1

Животные умеренного пояса Умеренный пояс. Животные
лесов. Животные степей.
Травоядные. Хищники.
Пресмыкающиеся

Работа с научно- популярной
литературой

49

1

Животные жарких районов
Земли

Жаркие районы.
Животные жарких
районов. Львы, слоны, кенгуру,
жирафы

Слушание объяснения учителя

50

1

Животный мир России

Разнообразие животного мира.
Работа с научно- популярной
Арктика (белый медведь, тюлень). литературой
Тундра (северный олень, песец).
Леса (медведь, волк, лиса). Степи,
пустыни, полупустыни (змеи,
верблюд). Горы (серна, орел).
Взаимосвязь образа
жизни и природных условий.
Охрана природы

51

1

Охрана животных.
Заповедники. Красная книга
России

Значение животных в природе.
Охрана животных. Красная
книга. Заповедники.
Заказники. Зоопарки

Слушание объяснения учителя

52

1

Животные вашей
местности.

Типичные животные своей
местности.

Работа с научнопопулярной литературой

Работа с раздаточным
материалом

Красная книга области
(края)

Млекопитающие. Птицы. Охрана
животных.
Животные Красной книги

53

1

Как устроен наш организм

Строение тела человека.
Туловище. Верхние и нижние
конечности.
Голова.
Внутренние органы. Органы
чувств

54

1

Как
работает
(функционирует)
наш
организм.
Взаимодействие
органов.

Организм. Органы. Системы
органов: пищеварительная
система, дыхательная система,
кровеносная
система, выделительная система,
нервная система.
Согласованная работа
организма.

55

1

Здоровый образ жизни
человека

Здоровье
человека
(режим,
закаливание,
водные
процедуры и т. д.).
Правила здорового образа
жизни: соблюдение чистоты,
правильное питание,
чередование работы и отдыха,
закаливание, занятие спортом,
отсутствие вредных привычек.

56

1

Осанка
(гигиена,
костно-мышечная система).

Осанка. Отрицательное влияние
плохой осанки на здоровье
человека.
Профилактика нарушения
осанки: зарядка, правильная
посадка, равномерное
распределение тяжестей при их
переносе.

Органы чувств

Зрение.
Слух.
Обоняние.
Осязание. Вкус. Органы чувств.
Глаза.
Уши.
Нос.
Кожа.
Значение.
Гигиена
органов
чувств.
Охрана
зрения.
Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены.

57

1

58

1

Правила гигиены и охрана
органов чувств

Правила гигиены органов зрения.
Правила гигиены органов слуха.
Правила гигиены органов вкуса,
осязания

59

1

Здоровое

Пища. Продукты животного и
растительного происхождения.

Просмотр учебного фильма

Просмотр
фильма

учебного

навыки
оказания
первой помощи при ушибе и
растяжении

Просмотр учебного фильма

соблюдение правил личной
гигиены,
правильной
осанки,
безопасности
в
труде,
поведения в природе;

(рациональное)
питание.

Белки,
жиры,
углеводы
Режим. Правила питания. Меню
на день. Витамины.
Органы дыхания. Нос. Легкие.
Воздух. Кислород.
Гигиена дыхания. Вред курения

60

1

Дыхание. Органы дыхания.
Правила гигиены

61

1

Оказание первой
медицинской помощи

Первая помощь. Скорая помощь
(оказание первой медицинской
помощи). По- мощь при ушибах,
порезах,
ссадинах.

62

1

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской
помощью

Простуда. Правила гигиены.
Доврачебная помощь.
Обращение к
врачу. Профилактика
простудных заболеваний

63

1

Специализация врачей

Поликлиника. Врачи. Педиатр.
Терапевт. Лор. Окулист.
Медсестра. Пациенты

64

2

Медицинские
учреждения Нашего
города

Медицинские учреждения своего
города (поселка, населенного
пункта).
Телефоны
экстренной
помощи. Специализация врачей.
Поликлиника. Детская
поликлиника.
Взрослая поликлиника. Правила
поведения в поликлинике.
Бюллетень. Диспансер. Аптека

65

2

Обобщающие уроки

Наш город (посѐлок, село,
деревня).
Рельеф и водоѐмы. Растения и
животные своей местности.
Занятия населения.

Систематизация учебного
материала

66

1

Обобщающие уроки

Ведущие
предприятия.
Культурные и исторические
памятники,
другие
местные
достопримечательности.
Обычаи и традиции своего края.

Систематизация учебного
материала

итого

68

итого

выполнение практических
работ
с
некоторой
помощью
учителей;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».