Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО на заседании ШАП ________________________ Паластрова Т.С. Протокол № 1 от «26»августа 2024 г СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________________________ Е.С. Лихачева от 28» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ- Тыгишской СОШ ________________________ Д.Е. Пермикина 01-05/507 от 30 августа 2024 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы проектной и исследовательской деятельности (проектно- исследовательская деятельность) (приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) на 2023 – 2027 гг.) Уровень обучения (класс) 3-4 начальное общее образование Количество часов: 68 Учитель: Козлова Вера Анатольевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2024 – 2025 гг. с.Тыгиш 2024г. 1 Планируемые результаты изучения курса В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. 3 класс предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. 4 класс предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. В ходе решения системы проектно – исследовательских задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • целеполагать (ставить и удерживать цели); • планировать (составлять план своей деятельности); • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом Роль учителя. 2 Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: - консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; - мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; - фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации; - наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой. Роль ученика. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. 3 Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; - выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителемконсультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций; - оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизирует личностную позиция учащегося. Содержание изучения курса Актуальность проектно - исследовательской деятельности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний 4 учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектноисследовательская деятельность. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества. С этой целью в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Актуальность противоречиями: программы подтверждается следующими 1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока; 2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся; 3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс. Гипотеза. Система формирования основ деятельности будет эффективной если: проектно - исследовательской - она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности; 5 - характеризуется наличием системности в образовательном процессе; - носит добровольный характер. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Цель проектно - исследовательско деятельности в начальной школе: - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребѐнка младшего школьного возраста путѐм совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи: содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребѐнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать познавательные способности; развивать творческое воображение; формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие личности младшего школьника; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: 6 развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования и проекта. Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. Данная программа реализуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная и исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам и внеклассной работы. Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе: Первый этап. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; - развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; - формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтениерассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Второй этап : 7 - развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности: - учебная дискуссия, - наблюдения по плану, - рассказы детей и учителя, - упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, - мини-исследования; во внеурочной деятельности: - экскурсии, - индивидуальное составление моделей и схем, - мини-доклады, - ролевые игры, - эксперименты. Третий этап: На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников. Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебноисследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: - мини-исследования, - уроки-исследования, - групповая работа, 8 - ролевые игры, - самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Человек в истории Пуровского района», «Сколько весит здоровье ученика», «Улицы города в лицах» и др.) составление энциклопедий, - наблюдение, - анкетирование, - эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ. Тематическое планирование (3 класс). № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Тема Золотая осень. Глобус – модель Земли. Пословицы, поговорки, скороговорки. Е.И.Чарушин – писатель, художник, аниматор. Здоровье – это здорово. Поможем зимующим птицам. История празднования Нового года. Мастерская Деда Мороза. Я – самостоятельный. Откуда хлеб к нам пришел. Наш прекрасный русский язык. Фразеологизмы. Рождение книги. Я – редактор. А.Гайдар – герой нашего времени. Бабушкин сундук. Дедушкины награды. Игра, игрушки. История письменности. 9 Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 2930. 3132. 3334. Масленица. Что в имени моем? Моя семья. Первый в космосе. Читая Пушкина. Задачи в стихах. Головоломки. Дружба крепкая. Берегите зрение. Мы – читатели. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Лечебные растения нашей местности. 2 Наш немаленький Урал. 2 Тематическое планирование (4класс). № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема Красная книга России. Гигиена и здоровье. Сколько весит здоровье ученика. Псевдонимы известных писателей. Собака – друг человека. И в мирное время есть место подвигу. Улицы нашего города. Компьютер - за и против. Учитель - это призвание? Профессии моих родителей. Моя мечта. Книга в моей семье. Игры наших мам. Устное народное творчество. 10 Кол – во часов 2 1 4 3 2 2 4 3 2 3 1 2 2 3