Рабочая программа ВД ЗПР ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании ШАП
________________________
Паластрова Т.С.
Протокол № 1 от
«26»августа 2024 г

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
________________________
Е.С. Лихачева
от 28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ- Тыгишской СОШ
________________________
Д.Е. Пермикина
01-05/507 от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
(Коммуникативная деятельность)

(приложение к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для детей с задержкой психического развития(вариант 7.2)
МАОУ-Тыгишской СОШ на 2024-2027)

Уровень обучения (класс) 1-4____начальное общее образование
Количество часов____ 135______
Уровень базовый
Учитель:
Иксанова Наталья Константиновна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2025 гг.

2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Раздел 1. Настоящий читатель
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учѐта длительности чтения. Писатели и их книги.
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всѐ, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие
текстов разных предметов. Творческая работа «Твоѐ представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых
друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов)
при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над
проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита
проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
2 класс
Модуль «Основы читательской грамотности».
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы: Э. Шим. Тяжкий труд. Чтение и анализ.
Юрий Дмитриев. Волшебная корзинка. Работа над текстом. Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте
информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая
работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного
текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные
суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из
текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности».
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности».

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи:
задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта
на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности».
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и не настоящие.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Личные деньги. Сколько стоит «своѐ дело».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности».
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучать природу – значит любить и охранять еѐ. Науки о природе. Как изучают
природу.Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат
и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные инеобычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родногокрая. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли
комнатные растенияв доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем. Почему надо беречь иохранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые исъедобные. Где растут лишайники, о чем они могут
рассказать. Многообразие животных родногокрая. Какие рыбы встречаются в водоемах
края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное.
Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и
современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие
птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие
родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет впочве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил,
вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют взаповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающейих средой, между человеком и природой. Организм и окружающая
среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности».
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приѐмы
устного счѐта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с ка-

лендарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца,
запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выборнаиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции вхудожественном тексте. Рассказы с писателей Г. Остер. Как получаются
легенды. Чтение и анализ. В. Г. Распутин. Мама куда-то ушла. Работа с текстом. Чтение
произведения. В. П. Катаев. Девочка и кувшинчик. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на
вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный
текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы,
используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного
текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные
суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из
текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвыи их свойства.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи:
задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта
на части исоставление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности»

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие иненастоящие.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами работы является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной
ситуации;

– знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая граграмотность
грамотность
грамотность
мотность
Находит и извле- Находит и извлека- Находит и извлекает
Находит и извлекает информацию ет математическую информацию о естекает финансовую
из различных
информацию в раз- ственнонаучных явлеинформацию в
текстов
личном контексте
ниях из различных тек- различном констов
тексте
Личностные результаты
Читательская гра- Математическая
Естественнонаучная
Финансовая грамотность
грамотность
грамотность
мотность
Оценивает содер- Объясняет гражОбъясняет гражданОценивает финанжание прочитанданскую позицию
скую позицию в консовые действия в
ного с позиции
в конкретных сикретных ситуациях обконкретных ситунорм морали и
туациях общещественной жизни на
ациях с позиции
общечеловеческих ственной жизни на основе естественнонанорм морали и
ценностей; фороснове математиучных знаний с позиобщечеловеческих
мулирует собческих знаний с
ции норм морали и обценностей, прав и
ственную позипозиции норм мощечеловеческих ценно- обязанностей
цию по отношерали и общечелостей
гражданина странию к прочитанвеческих ценноны
ному формулиру- стей
ет собственную

№п/п

Кол-во
часов

1.

1

2.
3.

1
1

4.

1

5.

1

6.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Тема
Содержание
Раздел 1. Настоящий читатель
Кого можно считать настоя- Представление о настоящем читателе.
щим читателем?
Вводный мониторинг.
Любимая книга.
Обложка любимой книжки.
Книги С.Я. Маршака, С.В.
Чтение и обсуждение книг.
Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку.
Экскурсия в библиотеку. Карточки,
стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг.
Правила поведения в библиотеке.
Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека.
Личная библиотека. Члены семьи –
собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени
для учѐта длительности чтения.
Писатели и их книги.
Портреты писателей.

7.

1

Быстрое чтение и получение
информации.

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества
чтения.
Читаем всѐ, что задано. Особенности
чтения текстов математических задач.
Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных
предметов.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

8.

1

Сходство и различие текстов
разных предметов.

9.

1

10.

1

11-12.

2

13-14.

2

15-18.

4

19- 22.

4

23- 26.

4

27

1

28

1

Творческая работа «Твоѐ
представление о настоящем
читателе».
Проведение рубежной аттеРабота над текстом.
стации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Продуктивное чтение – что
Продуктивное чтение – что это? Выэто? Мониторинг.
сказывание предположений. Опрос
взрослых друзей, одноклассников.
Запись ответов. Продуктивное чтение
и значение слова «продукт». Работа
над текстом.
Глубокое восприятие и поГлубокое восприятие и понимание
нимание текста.
текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над
текстом.
Читаем и переживаем.
Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»,
«Бюро лесных услуг». Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».
В. Драгунский «Денискины рассказы».
Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.
Читаем и реагируем на проЧтение рассказов В.Осеевой: «Долг»,
читанное: грустим, удивля«Картинки».
емся, радуемся – испытываРассказ В. Голявкина «Вот, что интеем эмоции.
ресно».
Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях
у Барбоса», «Мишина каша».
Работа над текстом. Смысловое чтение.
Технология – последоваОсновные этапы работы над произветельность этапов (шагов) при дением. Практическая работа.
чтении
Проведение рубежной аттеПроверочная работа.
стации.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
Уточнение, выбор подтем
Обсуждение общей темы. Уточнение,
проекта. Составление плана
выбор под тем проекта: «Электронная
работы над проектом.
книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д.

29-32

4

Выполнение проекта.

33.

1

Итоговый мониторинг.

Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.
Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация
хода работы над проектом. Плакат
для защиты проекта.
Обобщение знаний в ходе праздника
«Я – настоящий читатель!».

Итого: 33 часа
2 класс
№п/п

Кол-во
часов

Тема

Содержание

Модуль « Основы читательской грамотности»
1.

1

Определение основной темы
и главной мысли в произведении.

Э. Шим. Тяжкий труд. Чтение и анализ.

2.

1

Определение авторской позиции в художественном
тексте. Вводный мониторинг.

Юрий Дмитриев. Волшебная корзинка. Работа над текстом.

3-4.

2

Как понимать информацию,
содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования.

Чтение произведения Е В. Медведева
«Баранкин, будь человеком». Работа
с текстом.

5.

1

Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Работа над текстами разных типов.

6.

1

Учебный текст как источник
информации. Промежуточный мониторинг.

Комплексная работа.

7.

1

Составление плана на основе
исходного текста.

Работа над текстом. Подготовка к
ВПР.

8.

1

Создавать собственные тексты, применять информацию
из текста при решении учебно-практических задач.

Сочинение. Подготовка к ВПР.

9.

1

Проведение рубежной атте-

Выполнение заданий в форме ВПР.

стации.
Модуль «Основы математической грамотности»
10.

1

Применение чисел и действий над ними. Вводный
мониторинг.

Счет и десятичная система счисления.
Комплексная работа.

11.

1

Сюжетные задачи, решаемые
с конца.

Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике.

12.

1

Задачи на взвешивание.

Решение практических задач.

13.

1

Логические задачи: задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех,
кто всегда говорит правду.
Промежуточный мониторинг.

Подготовка к олимпиаде.
Решение задач.

14.

1

Наглядная геометрия.

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.

15-16.

2

Комбинаторные задачи.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

17.

1

Проведение рубежной аттестации.

Комплексная работа в форме ВПР.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
18.

1

Движение и взаимодействие
частиц. Вводный мониторинг.

Признаки химических реакций.
Работа в форме ВПР.

19.

1

Воздух и его свойства.

Работа над текстами по теме

20.

1

Углекислый газ в природе и
его значение.

Работа над текстами по теме.

21.

1

Вода. Уникальность воды.

Работа над текстами по теме.

22.

1

Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг.

Выполнение заданий в форме ВПР.

23.

1

Земля, внутреннее строение
Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР.

24-25.

2

Уникальность планеты Зем-

Условия для существования жизни на

26.

1

ля..

Земле. Свойства живых организмов.

Проведение рубежной аттестации.

Работа в форме ВПР.

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27.

1

Как появились деньги?
Вводный мониторинг.

Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами
«цена», «количество», «стоимость».

28.

1

Деньги в разных странах.

Чтение текстов по теме. Решение задач.

29.

1

Деньги настоящие и ненастоящие.

Понятие «деньги подлинные» и
«фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме.

30.

1

Как разумно делать покупки? Практическая работа. Работа с текПромежуточный монитостом, содержащим данные по теме.
ринг.

31.

1

Кто такие мошенники?

Беседа по теме. Чтение текстов.

32.

1

Личные деньги.

Практическая работа.

33.

1

Сколько стоит «своѐ дело»?

Понятие «своѐ дело». Игра « Экономические загадки».

34.

1

Проведение рубежной аттестации.

Комплексная работа.

Итого: 34 часа
3 класс
№п/п

Кол-во
часов

Тема

Содержание

Модуль « Основы читательской грамотности»
1.

1

2-3.

2

4-6.

3

Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации.
Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста
или его частей?

Определение основной темы в фольклорном произведении.
Практическая работа над текстом.
Чтение рассказа Н. Носова «Фантазѐры». В.Драгунский «Друг детства».
Г. Скребицкий «Кот Иваныч». Работа
над текстами. Составление плана, пе-

7.

1

8.

1

9.

1

10-12.

3

13.

1

14-15.

2

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

ресказ.
Типы текстов: текст описа- Понятие о тексте описании. Работа
ние
над текстом.
Типы текстов: текстповествование.
Типы текстов: текстрассуждение.
Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг.

Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом.
Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом.
Рассказ К. Паустовского «Дремучий
медведь». Комплексная работа над
текстом.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучение природы.
Изучать природу – значит любить и
охранять еѐ. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в
природе, описание живых объектов.
Тексты на заданную тему.
Условия, в которых мыжи- Солнце - источник тепла и света на
вем.
Земле.
Сезонныеявления
нашей
местности. Особенности весны, лета,
осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как
уменьшить влияние опасных явлений
погоды на природу родного края.
Кто и как живет рядом сна- Кто и как живет рядом с нами. Свет,
ми.
тепло, влага вжизни растений. Нужны ли комнатные растения вдоме.
Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.
Почему надо беречь и охра- Почему надо беречь и охранять раснять растения.
тения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к
ним.
Грибы – удивительное цар- Грибы – удивительное царство. Гриство.
бы ядовитые и съедобные. Работа с
атласом – определителем.
Где растут лишайники, о чем Лишайники. Работа с детской энцикони могут рассказать.
лопедией.
Многообразие
животных Многообразие животных родного
родного края.
края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение
Что охраняют в заповедни- Почему надо соблюдать правила поках Свердловской области.
ведения в природе. Что охраняют в
заповедниках Свердловской области.
Охранять природу – значит охранять
здоровье.
Выясняем, что такое эколо- Экология – наука о связях между жигия.
выми существами и окружающей их
средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

23.

1

24-25.

2

26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30-31.

2

32-33.

2

34.

1

Простейшая квалификация экологических связей.
Проведение рубежной атте- Комплексная работа.
стации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Удивительный мир чисел.
История развития математики. Из
истории чисел и цифр. Интересные
приѐмы устного счѐта. Виды цифр.
Римская нумерация. Римские цифры
от 1 до50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами),
с календарем (запись даты рождения
с использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Решение математических ре- Ребус. Правила разгадывания ребубусов.
сов: прибавление при чтении буквы
«у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при
чтении слога «по», прибавление при
чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решениематематических ребусов
Мир занимательных задач.
Решение олимпиадных задач.
Последовательность «шагов» Ориентировка в тексте задачи, выде(алгоритм) решения задач.
ление условия ивопроса, данных и
искомых чисел (величин). Решение
практических задач.
Выбор необходимой инфор- Работа с таблицами, диаграммами,
мации, содержащей в тексте поиск информации для решения зазадачи, на рисунке или в таб- дач.
лице, для ответа на заданные
вопросы.
Решение задач.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в
которых есть математическиеданные.
Задачи с некорректными данными, с
избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все»,
«некоторые», «отдельные».
Первые шаги вгеометрии. Работа с текстами, в которых есть
Простейшие геометрические математические данные. Решение зафигуры.
дач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчѐты.
Итоговый мониторинг.
Комплексная работа.

Итого: 34 часа
4 класс

№п/п

Кол-во
часов

Тема

Содержание

Модуль « Основы читательской грамотности»
1.

1

2.

1

3-4.

2

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15-16.

2

17.

1

Определение основной темы Рассказы писателей. Г. Остер. Как
и главной мысли в произве- получаются легенды. Чтение и анадении
лиз.
Определение авторской по- В. Г. Распутин. Мама куда-то ушла.
зиции в художественном Работа над текстом.
тексте. Вводный мониторинг.
Как понимать информацию, Чтение произведения. В. П. Катаев.
содержащуюся в тексте, как Девочка и кувшинчик. Работа с текпреобразовывать текстовую стом.
информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования.
Работа с текстом. Типы тек- Работа над текстами разных типов.
стов: повествование, описание, рассуждение
Учебный текст как источник Комплексная работа.
информации. Промежуточный мониторинг
Составление плана наоснове Работа над текстом. Подготовка к
исходного текста.
ВПР.
Создавать собственные тек- Сочинение. Подготовка к ВПР.
сты, применять информацию
из текста при решении учебно-практических задач.
Проведение рубежной атте- Выполнение заданий в форме ВПР.
стации.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и дей- Счет и десятичная система счислествий над ними. Вводный ния. Комплексная работа.
мониторинг.
Сюжетные задачи,решаемые Решение логических задач. Подгос конца.
товка к олимпиаде по математике.
Задачи на взвешивание.
Решение практических задач.
Логические задачи: задачи о Подготовка к олимпиаде. Решение
«мудрецах», о лжецах и тех, задач.
кто всегда говорит правду.
Промежуточный
мониторинг.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиениеобъекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи
Представление данных в виде таблиц, диаграмм,графиков.
Проведение рубежной атте- Комплексная работа в форме ВПР.
стации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Движение и взаимодействие Признаки
химических
частиц. Вводный монито- ций.Работа в форме ВПР.
ринг.
Воздух и его свойства.
Работа над текстами по теме

реак-

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24-25.

2

26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

Почвы и их свойства. Про- Выполнение заданий в форме ВПР.
межуточный мониторинг.
Земля, внутреннеестроение Работа над текстами по теме. ПодгоЗемли.Знакомство сминера- товка к ВПР.
лами, горнойпородой и рудой
Уникальность планетыЗем- Условия для существования жизни на
ля..
Земле. Свойства живых организмов
Проведение рубежной атте- Работа в форме ВПР.
стации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Как
появились
деньги? Как появились деньги и что они моВводный мониторинг.
гут. Решение задач с величинами
«цена», «кол-во», «стоимость».
Деньги в разных странах.
Чтение текстов по теме. Решение задач.
Деньги настоящие и не Понятие «деньги подлинные» и
настоящие
«фальшивые». Каких отличить. Сувенирные деньги. Работа надтекстами по теме.
Как разумно делать покупки? Практическая работа. Работа с текПромежуточный
монито- стом, содержащим данные по теме.
ринг.
Кто такие мошенники?
Беседа по теме. Чтение текстов.

32.

1

Личные деньги.

33.
34.

Углекислый газ вприроде и Работа над текстами по теме
его значение.
Вода. Уникальность воды
Работа над текстами по теме

Понятие «своѐ дело». Игра «Экономические загадки».
Проведение рубежной атте- Комплексная работа
1
стации.
Итого: 34 часа
1

Сколько стоит «своѐдело»?

Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».