МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Богданович МАОУ - Тыгишская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШАП заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО директор МАОУТыгишской СОШ Иксанова Н.К. ________________________ ________________________ [Номер приказа] от Лихачева Е.С. Пермикина Д.Е. «[число]» августа 2024 г. [Номер приказа] от [Номер приказа] от «[число]» августа 2024 г. «[число]» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023 – 2027 гг) Уровень обучения (класс) 4 (ФГОС) начальное общее образование Количество часов 34 Уровень базовый Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория Срок реализации: 2024-2025г.г. с. Тыгиш 2024 Пояснительная записка Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ и обеспечивает его содержательную составляющую. Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Место учебного предмета Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе учебно-воспитательного процесса курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество. Содержание предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Россия — многонациональное государство. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Этика и еѐ значение в жизни человека. Этика в отношениях людей в обществе. Добро и зло как основные категории этики.Культура и религия. Нормы морали. «Золотое правило этики». Нравственные ценности, идеалы, принципы в культуре народов России. Повторение. Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики. Нравственный долг и ответственность человека в обществе. Мораль в культуре народов России. Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в России как источник общепринятых норм гражданкой этики в российском обществе. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.. Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Справедливость, дружба, труд, помощь нуждающимся, служение своему народу, России. Народные сказки, пословицы, поговорки о нравственности. Отношение к природе как нравственная категория Праздники как одна из форм исторической памяти. Народные, государственные праздники в России. Нравственное значение праздника, значение праздников для укрепления единства народа, сохранения исторической памяти. Семейные ценности. Этика семейных отношений. Семья как ценность. Семейные ценности в России. Этика семейных отношений. Традиционные семейные ценности народов России Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Труд как ценность. Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов России. Нравственные традиции предпринимательства в России, благотворительность Что значит быть нравственным в наше время. Нравственность общества и нравственность личности, человека. Нравственные требования в наше время. Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека. Нравственный выбор. Нравственное самосовершенствование. Этикет. Понятие этикета. Этика и этикет в отношениях к старшим, учителям, в коллективе, дома и в школе, в разных жизненных ситуациях. Речевой этикет Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Личностные результаты В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувствогордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативныхпоступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспехаучебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/илик гражданской этике; использовать под руководством педагога разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения; создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, тексты- рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей,представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание; проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному идополнительному материалу иллюстративным материалом и видеопрезентацией. Предметные результаты Модуль «Основы светской этики» Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовногоразвития как осознания и усвоения человеком значимых для жизнипредставлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской)этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценностичеловеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Модуль «Основы светской этики» (34 часа) № 1 2 3 4 5 6 78 9 Тема Кол-во Основное содержание часов Россия — нашаРодина (1 ч) Россия — наша 1 Россия — многонациональное Родина государство. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Характеристика основных видов деятельности обучающихся Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о значении культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Приводить примеры единения народов России (например, праздники). Этика и еѐ значение в жизничеловека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. (8 ч) Этика в 1 Этика в отношениях людей в Использовать основные понятия отношениях обществе. Добро и зло как темы в устной и письменной речи, людей в основные категории этики. рассматривать иллюстративный обществе Культура и религия. Нормы материал, соотносить текст с морали. «Золотое правило иллюстрациями. Добро и зло как 1 этики». Нравственные Составлять по предварительно основные ценности, идеалы, принципы в составленному плану и ключевым категории этики культуре народов России. словамнебольшой текст-рассуждение Культура и 1 Повторение на темы добра и зла. религия Высказывать суждения оценочного Нормы морали. 1 характера о значении нравственности «Золотое 1 вжизни человека, семьи, народа, правило этики» общества, государства. Нравственные 2 Рассуждать о возможности и ценности, необходимости соблюдения идеалы, нравственных норм вжизни человека, принципы в общества, раскрывать понимание культуре народов «золотого правила этики». России Размышлять и рассуждать на Повторительно1 морально-этические темы. Проверять обобщающий урок 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 себя и самостоятельно оценивать свои достижения Государство и мораль гражданина. Основной Закон(Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики (1 ч) Нравственный 1 Нравственный долг и Читать и понимать учебный текст, долг и ответственность человека в объяснять значение слов (терминов и ответственность обществе. Мораль в культуре понятий) с опорой на текст учебника. человека в народов России. Государство Выражать понимание нравственного обществе имораль гражданина. долга и ответственности человека в Основной Закон российском обществе, государстве. (Конституция) в России как Рассказывать о российской источник общепринятых норм гражданской этике как гражданкой этики в общепринятых в российском российском обществе обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека. Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек (8 ч) Образцы 2 Образцы нравственности в Рассуждать о необходимости нравственности в культуре Отечества, народов соблюдения нравственных норм культуре России. Справедливость, жизни в обществе. Отечества, дружба, труд, помощь Рассуждать о нравственных нормах народов России нуждающимся, служение на примерах образцов поведения своему народу, России. Справедливость, 2 людей, исторических и литературных Народные сказки, пословицы, героев, защитников Отечества в дружба, труд, поговорки о нравственности. истории России и современности. помощь Отношение к природе как Рассуждать о возможности и нуждающимся, нравственная категория. необходимости бережного служение отношения к природе и личной своему народу, ответственности за это каждого России человека. Народные 2 Осуществлять поиск необходимой сказки, информации для выполнения пословицы, заданий. поговорки о Составлять коллективно небольшой нравственности текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отношение к 2 Отечества». природе как Использовать знания, полученные на нравственная уроках по литературному чтению и категория окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения людей в истории и культуре Отечества. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Праздники как одна из форм исторической памяти (2 ч) Народные, 1 Народные, государственные Объяснять значение праздников как государственные праздники в России. одной из форм исторической памяти 20 21 праздники в России Нравственное значение праздника, значение праздников для укрепления единства народа, сохранения исторической памяти 1 Нравственное значение праздника, значение праздников для укрепления единства народа, сохранения исторической памяти Семейные ценности. Этика семейных отношений (1 ч) Семейные 1 Семья как ценность. ценности в Семейные ценности в России России. Этика семейных отношений. Традиционные семейные ценности народов России 22 23 24 народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества.Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др., о праздниках в своѐм регионе, местности проживания. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье наоснове взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших. Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства (3 ч) Труд как 1 Труд как ценность. Уважение Анализировать прочитанное с ценность труда, трудящихся людей в точки зрения полученных ранее культуре народов России. Уважение труда, 1 знаний. Рассказывать о трудовой Нравственные традиции морали, нравственных традициях трудящихся предпринимательства в людей вкультуре трудовой деятельности, России, благотворительность народов России предпринимательства в России, Нравственные 1 приводить примеры. традиции Объяснять значение слов (терминов и предприниматель понятий) с опорой на учебный текст. ства в России, Высказывать суждения оценочного благотворительн характера о трудолюбии, честном ость труде, об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 25 26 27 28 29 30 30 32 33 Что значит бытьнравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенство вания (6 ч) Нравственность Нравственность общества и Выражать своими словами понятия общества и нравственность личности, урока с опорой на учебник. нравственность человека. Нравственные Приводить примеры нравственных личности, требования в наше время. поступков, оценивать поступки свои человека Воспитание нравственной идругих людей. культуры в обществе и Нравственные Соотносить нравственные нормы с самовоспитание человека. требования в анализом личного опыта поведения. Нравственный выбор. наше время Составлять коллективно небольшой Нравственное Воспитание текст-рассуждение на тему самосовершенствование. нравстве «Образцынравственного поведения Повторение. ннойкультуры в людей в современной жизни». обществе и Проверять себя и самостоятельно самовоспитание оценивать свои достижения человека Нравственный выбор Нравственное самосовершенс твование Повторительнообобщающий урок Этикет (2 ч) Понятие Понятие этикета. Этика и Размышлять и рассуждать на темы этикета. Этика этикет в отношениях к правил поведения в обществе. иэтикет в старшим, учителям, в Различать нравственные нормы и отношениях к коллективе, дома и в школе, в правила этикета, приводить примеры. старшим, разных жизненных ситуациях. Объяснять взаимосвязь этики и учителям, в Речевой этикет этикета, целесообразность правил коллективе, этикета. дома и в школе, Рассказывать о правилах этикета в в разных разных жизненных ситуациях, жизненных приводитьпримеры, использовать ситуациях народные пословицы и поговорки. Обосновывать необходимость Речевой этикет соблюдения правил этикета в разных ситуациях.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного пос Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народаРоссии (2 ч) Служение 1 Служение человека обществу, Закреплять и систематизировать человека Родине, Отечеству в культуре представления о российской светской обществу, народов России. Патриотизм этике, духовно-нравственной 34 Родине, Отечеству в культуре народов России Патриотизм многонационал ьного и многоконфесси онального народа России. многонационального и многоконфессионального народа России 1 культуре многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, российского общества. Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать выводы.Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Итог: 34 часа Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. ОРКСЭ: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Е.В.Саплина, А.И.Саплин., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2022 г Электронная версия учебника: https://pdf.11klasov.net/14148-osnovy-svetskojjetiki-4-klassshemshurina.html Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2023 https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki-4-klass-metodicheskoeposobie/ - http://kuraev.ru/index.php?option=com_content task=view id=217 Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Российская электронная школа http: // resh.edu.ru http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовно- нравственной культуры народов России Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net Сетевое образовательное сообщество учителей Инфоурок https://infourok.ru Сетевое образовательное сообщество учителей Мультиурок https:// multiurok.ru